Красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом в 1993 году стал государственным гербом Российской Федерации. На нем крылья птицы подняты вверх, головы увенчаны двумя малыми коронами, а над ними возвышается третья, самая большая. Три короны соединены лентой. В правой лапе орел держит скипетр, в левой – державу. Это изображение знакомо каждому. Однако мало кто знает историю происхождения двуглавого орла.
В XVIII в. историки начали проявлять особый интерес к древним русским печатям, ведь именно на оборотной стороне печати Ивана III присутствует изображение двуглавого орла. Как раз в это время возникла теория, согласно которой Московская Русь заимствовала эмблему двуглавого орла из Византии. В 1472 г. Иван III женился во второй раз на племяннице византийского императора Зое Палеологине. Брак способствовал сближению православной и католической церквей (чего в итоге не произошло), а Зоя стала великой княгиней Софьей Фоминичной. Так заимствование двуглавого орла из византийской традиции хорошо вписывалось в общий контекст культурного влияния Византии на Русь.
В XX в. появились новые версии происхождения российского двуглавого орла, особо популярна была идея о влиянии на Ивана III дипломатических контактов со Священной Римской империей германской нации. Там двуглавый орел был государственным гербом с 1430-х гг. Тем более изображения этой птицы с двумя головами встречаются в балканских странах. Однако само по себе наличие одних и тех же символов у разных народов не означает их взаимосвязи и идентичности смыслового содержания.
Двуглавый орел встречается во многих культурах и у разных народов, начиная с глубокой древности. Одно из самых ранних изображений двухголовой птицы относится к искусству Центральной Азии и датируется рубежом III-II тыс. до н. э. Орла можно увидеть на украшенном золотом и серебром бронзовом навершии церемониального топора, где изображена сцена борьбы крылатого льва с кабаном, между ними – существо с фигурой человека и двумя орлиными головами. Предмет хранится в Метрополитен-музея (Нью-Йорк). Соединение человека с орлом весьма примечательно, но о значении этого персонажа остается только догадываться.
В начале XX в. ученые обнаружили двуглавого орла, высеченного в скале, находящейся рядом с турецким селением Богазкёй. Скалы с каменными рельефами турки называли Язылы-Кая («скала с изображениями»). На одном из рельефов представлена священная процессия, изображающая встречу правителя с богами хеттского пантеона. Под фигурами богов находились их антропоморфные и зооморфные спутники-атрибуты, среди которых – двуглавый орел с распростертыми крыльями. Возможно, этот символ означал близнечный культ.
Кроме того, в хеттской традиции известны изображения двуглавого орла, когтящего зайцев (этот мотив распространен также в древних культурах Передней Азии). Эта гордая птица с двумя головами известна в сасанидском Иране и на территории Малой Азии, а также в других регионах мусульманского мира.
В эпоху позднего Средневековья в Европе существовала легенда о том, что двуглавый орел появился якобы еще при императоре Константине Великом и обозначал двуединство империи – Западной (Рима) и Восточной (Константинополя). При этом сама империя считалась единой, но с двумя правителями во главе.
Все эти предположения не имели под собой реальных оснований, за исключением того, что орел, но только одноглавый, а не двуглавый, был весьма популярным символом в Риме в поздний республиканский и императорский периоды. Правда, в 2005 г. в ходе археологических раскопок в Луцентуме (сейчас Аликанте, Испания) обнаружили единственный предмет с изображением двуглавого орла, созданный в Древнем Риме. Это фрагмент бронзовой статуи – часть руки, сжимающей рукоятку меча с навершием в виде голов двуглавого орла. Фрагмент датируется I-II вв. н. э., он хранится в Археологическом музее Аликанте.
В Западной Европе примерно с XIV в. сформировалось представление о том, что герб Византии – это золотой двуглавый орел с опущенными крыльями в красном поле. Тогда Византией правили династии Палеологов и Кантакузинов, а такие изображения нередко встречались на миниатюрах, монетах и других предметах, связанных с императорской властью. Среди наиболее ярких примеров – декор храма Святой Софии в Мистре, построенного в середине XIV в., и напольная плита митрополичьего храма в монастыре Святого Дмитрия (там проходила коронация последнего византийского императора Константина XI).
Существует предположение, что эта плита выполняла функцию архиерейского орлеца (небольшого круглого ковра с изображением орла) или обозначала место, занимаемое деспотом (правителем) Мореи во время богослужения (второе предположение кажется более вероятным).
Одним из деспотов Мореи был отец Зои – Фома Палеолог. На миниатюре из рукописного Евангелия, принадлежащего его брату Дмитрию Палеологу, можно увидеть золотого двуглавого орла на красном поле. Над его головами – золотая корона с крестом, а на груди – медальон с монограммой Палеолога. Считается, что изображения двуглавых орлов украшали одежду и обувь византийских императоров (по ним опознали погибшего императора Константина). Византийский двуглавый орел, по-видимому, являлся знаком власти как самого василевса, так и высших должностных лиц империи, которыми могли быть родственники государя.
Из Византии двуглавый орел попал в ближайшие страны, находившиеся под влиянием византийской политики и культуры. Этому способствовали родственные связи местных правителей с византийской императорской фамилией или же получение от императора титула деспота. Среди таких стран – крымское княжество Феодоро (Мангуп), там двуглавый орел известен уже в первой половине XV в., Болгария, где он встречается в XIV в., Сербия, где надежно датированные его изображения известны также с XIV в., Албания (также с XIV в.), Черногория (со второй половины XV в.), Валахия (XV в.). При этом птица фигурирует на фресках, миниатюрах и предметах, связанных с местными государями.
В Западной Европе двуглавый орел оказался во времена Крестовых походов. Однако там, где его изображения становились постоянными и связанными с теми или иными государями Европы, мы вновь сталкиваемся с византийскими династическими контактами. Австрийские герцоги из династии Бабенбергов начали чеканить на своих монетах двуглавого орла с конца XII в., установив родственные связи с византийскими императорами. Сицилийские Штауфены, породнившиеся с императорской династией Ангелов, по-видимому, привносят двуглавого орла в контекст придворной эмблематики своего королевства в начале XIII в.
Наследники и потомки графа Бодуэна Фландрского, ставшего константинопольским императором после захвата города крестоносцами, «принесли» двуглавого орла в северо-западный регион Европы, в результате чего он появился у герцогов Люксембургских. А когда Сигизмунд Люксембургский стал императором Священной Римской империи, орел с двумя головами сделался имперским государственным гербом. Появление на венгерских монетах XIII в. его погрудного изображения также можно объяснить родственными связями венгерских королей с византийской монархией.
Даже на мусульманском Востоке и в Золотой Орде орел встречается на монетах именно тогда, когда византийские принцессы становятся женами местных ханов. Все это демонстрирует, насколько высок был статус Византии – то есть, в понимании того времени, Римской империи, а двуглавый орел указывал на близость скорее к византийской имперской власти.
Особое значение и популярность этого символа в Священной Римской империи германской нации были обусловлены и самой его семантикой. Он означал двуединую Римскую империю, что с учетом претензий на преемственность от нее оказалось особенно актуально. Поэтому именно «византийская версия» происхождения русского двуглавого орла кажется наиболее правдоподобной. Родство с Палеологами делало великих московских князей, государей всея Руси, сопричастными византийскому имперскому наследию, а сама эмблема подчеркивала их высокий статус, подобный статусу не князя или короля, а императора, которому подчинялись многие княжества и земли.
До времени правления Ивана III в XV в. на Руси единичные изображения двуглавого орла не составляют общей традиции. Появляется он и на одном из типов монет последнего тверского князя Михаила Борисовича, чеканившихся, возможно, когда последний стал вассалом Ивана III.
Стилистически российский двуглавый орел времен Ивана III, бесспорно, идентичен орлу византийскому. В Священной Римской империи он стал более «воинственным», его крылья и клювы раскрылись шире. Западный имперский орел изображался также с нимбами над головами, а в лапах со временем стал держать регалии императорской власти.
Имперский орел в Западной Европе просуществовал до 1918 г., то есть до распада Австро-Венгерской империи, которая стала наследницей Священной Римской империи германской нации. После этого австрийский орел стал одноглавым, а в лапах сжал серп и молот как знаки единения крестьян и ремесленников. Орла увенчали башенной короной (символ буржуазии), а на его груди поместили красно-белый щиток в цветах австрийского государственного флага. После Второй мировой войны на лапах появилась разорванная цепь – знак освобождения страны от фашизма. Таков современный герб Австрийской республики. А вот в государственных гербах Албании и Сербии сохранились двуглавые орлы на красном поле: в Албании – черный, а в Сербии – белый.