Восьмая по счету экспедиция iKumena отправилась в промышленный центр страны, где изучила феномен горнозаводских цивилизаций
С 9 по 17 мая агентство «Социальные Сети» совместно с телеканалом «Мир» провели восьмую экспедицию iKumena. В этот раз – на Урал (о предыдущих – по Енисейской Сибири, на Таймыр и даже в Русскую Антарктиду читайте на ikumena.ru).
…Мечта туриста, которому обрыдли пляжи. Участники экспедиции побывали в местах, где были основаны первые «железоделательные» предприятия, побывали на современных трубопрокатных заводах компании ТМК, прошли вдоль реки Чусовой по следам железных караванов и посетили завод Группы Синара, где выпускают новейшие локомотивы и электропоезда. А также изучили достопримечательности Екатеринбурга и наведались в исторические места, посвященные традиционным промыслам.
Город встретил экспедицию iKumena салютом в честь Дня Победы. Екатеринбург — столица и сердце Урала, четвертый по численности населения город в стране. В годы первых советских пятилеток бывший Свердловск превратился в мощный индустриальный центр и с тех пор не сдает позиции. Сегодня Екатеринбург — один из крупнейших транспортно-логистических узлов, что не мешает ему сохранять свою аутентичность и, пожалуй, одну из лучших архитектур в историческом центре, гармонично соседствующих с развивающейся промышленностью.
Например, здание штаб-квартиры «Русской медной компании» построено по проекту Нормана Фостера. Легендарный британский архитектор и дизайнер разработал в России несколько проектов, но штаб-квартира РМК – первый, который удалось реализовать. Фасад здания напоминает структуру кристаллической решетки меди, цвет которой наполнил его изнутри.
«Екатеринбургу всегда было свойственно меняться, – отметил в интервью основателю агентства «Социальные Сети», действительному члену Русского географического общества Денису Терехову губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. – За последние 15 лет город преобразился: появились новые объекты, проходит большое количество значимых мероприятий. Причем значимых не только для города – для страны в целом и даже для мира. Екатеринбург – это самодостаточный индустриальный центр, центр делового общения, центр туризма. Особенно это стало заметно в этом году – регион ощутил кратное увеличение туристического потока».
Свердловская область – промышленный хребет России. Туристы едут в регион посмотреть исторические памятники, демонстрирующие «откуда есть пошла» промышленность на Руси, а также современные заводы и фабрики.
Участники экспедиции посетили объекты промышленного холдинга – Группа Синара, который занимает 66-е место в рейтинге крупнейших частных компаний России по версии журнала Forbes на 2019 год.
На заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме производят самые массовые в России грузовые электровозы и новейшие электропоезда «Ласточка». В 2011 году Синара совместно Siemens подписали с РЖД контракт на поставку вагонов на €2,1 млрд. Позже Группа создала совместное предприятие со Skoda, которое будет производить современный городской транспорт.
В 2017 году завершила реконструкцию стадиона «Екатеринбург Арена», на котором проходили матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. На следующий год сдан конгресс-центр МВЦ «Екатеринбург-Экспо» и представлен проект планировки Деревни Универсиады-2023 в Новокольцовском районе Екатеринбурга.
«Не случайно, – признался президент Группы Синара, председатель совета директоров Трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский. – Я по образованию инженер-металлург и всю свою жизнь связал с металлургией. В результате образовался крупнейший в мире производитель стальных труб – Трубная металлургическая компания. Нашей продукцией полностью обеспечена добыча нефти и газа в России, мы представлены в 80 странах. В результате более 20% углеводородов в мире добывается с помощью нашей продукции. Мы этим очень гордимся!
Но жизнь на этом не останавливается. Социальная ответственность – не шутка, а линия времени, без которой невозможно работать в современных условиях. Наши работники живут, как правило, в небольших городах, где много чего не хватает. Поэтому компания решает и другие проблемы наших работников – занимается девелопментом, банковской деятельностью, машиностроением, аграрным и туристическим бизнесами. Группа Синара стала многопрофильной компанией. Кажется, что мы за все хватаемся, но на самом деле это не так», — отметил Дмитрий Пумпянский.
День участники экспедиции закончили на Плотинке – в Историческом сквере города. Одном из самых популярных мест в Екатеринбурге как среди горожан, так и среди гостей города. Именно здесь в далеком 1723 году по указу Петра Первого начали возводить железоделательный завод, давший начало столице Урала. Сейчас территория общей площадью около 8 гектаров превратилась в музейно-мемориальный комплекс, река делит его на музейную и мемориальную зоны. Музейная зона – это исторические заводские здания, в которых сейчас расположены музеи, а также экспозиция старинной техники. Мемориальная зона – это площадь перед барельефом, рассказывающим историю города, и «сад камней», где под открытым небом представлены различные виды уральских горных пород.
Город Полевской – родина сказов Павла Бажова. В 1702 году здесь открыли месторождение медной руды на Гумёшках, а в 1719 году основали город. Чуть позже, в 1722 году, начали строить Полевой медеплавильный завод, а в 1735 году – железоделательный завод. Здесь же добывали ценный поделочный минерал – малахит, известный нам с детства по «Малахитовой шкатулке» Бажова. На Думной горе в сторожке юному автору рассказывал свои истории Хмелинин, ставший прототипом героя – деда Слышко, от лица которого писатель ведет повествование. А согласно одной из них в Азов-горе, что в 8 км от города, расположена громадная пещера, наполненная золотом.
До сих пор в Полевском работает Северский трубный завод Трубной металлургической компании. Предприятие прошло полную модернизацию. В 2009 году на СТЗ погасили последнюю мартеновскую печь. С момента создания в мартеновском цехе выпущено около 40 млн тонн стали. В музейном комплексе «Северская домна» можно увидеть настоящую доменную печь – единственную сохранившуюся в Европе печь середины XIX века. Печь работала до 1934 года, в 90-е годы приобрела статус памятника федерального значения.
«Если бы не петровские преобразования, на Урале не появилась бы горнозаводская держава. Не возник бы этот уникальный феномен, аналогов которому в мире нет, – отмечает директор музейного комплекса «Северская домна» Анна Трепалова. – Наш музей является олицетворением сохраненного феномена. Причем речь идет именно о цивилизации, которая обладает набором определенных признаков, которые для нее характерны: это пруд, плотина, водосток, вдоль которого появлялись фабрики, и очень развитая инфраструктура – дороги, рудники, леса, в которых заготавливался древесный уголь и все то, что необходимо для производства. Это жизнь рабочих, которые работали на заводах: призаводские площади, заводоуправления, церкви, школы – это целый феномен, который породил особенность Урала как опорного края державы»
Разумеется, экспедиция посетила и Азов-гору. На ее вершине много вертикальных останцев, гребней, есть и вертикально стоящие столбы-«пальцы». Высота скал достигает 25 метров. Местами между скал образовались проходы, которые называют «воротами». Скалы Азов-горы напоминают каменный город. Мало какая природная достопримечательность Урала может похвастаться таким богатством преданий. По одной из легенд, Азов был сподвижником Пугачева, которого тот якобы отправлял на эту гору для наблюдения за окрестностями.
А где разбойники, там и безумное количество легенд о кладах. Причем в сентябре 1940 года пятиклассники из Полевского действительно нашли клад на Азов-горе. На него наткнулся школьник Иван Шитиков. Клад лежал под каменной плитой размерами 50х40х15 см на вершине восточного склона горы, в 1,5 м от кромки обрыва. Он состоял из медных и бронзовых предметов. Здесь лежали птицевидные идолы, круглые бляхи, наконечник копья, зеркало с ручкой, глиняные черепки и т. д.
Каменск-Уральский – крупный промышленный и культурный центр Среднего Урала. Однако окрестности города богаты и природными достопримечательностями, так притягательными для туристов. Порог Ревун, получивший свое названия за шум, разносящийся по всей округе, где снимали фильм «Географ глобус пропил». Таинственная пещера, чья загадка до сих пор не разгадана, и скала Каменные ворота, которая находится прямо в черте города.
Ежегодно на Ревун приезжают тысячи туристов со всего Урала. Несколько раз в год на пороге проводятся соревнования. Здесь же спортсмены отрабатывают навыки прохождения порогов. Вольготно чувствуют себя и альпинисты, лазающие по скалам. На скальных выходах вбиты крючья и кольца.
Среди туристов также популярна Смолинская пещера, расположенная в двух километрах от деревни Бекленищева на правом берегу сухого лога, выходящего к Исети. Пещера издавна привлекала к себе внимание различных людей. Когда-то возле пещеры была построена избушка, в которой обитал отшельник. Ходили слухи о Черной бабке, колдунье, якобы укрывавшейся в пещере от селян, которые преследовали ее за мор скота и другие проклятья. Есть сообщения и о том, что в пещере скрывались разбойники. Но больше пещера известна благодаря монахам-старообрядцам. Именно они дали гротам такие названия: Большая келья, Фавор, Дорога в ад, Рай, Алтарь. Как известно, староверы в те времена подвергались гонениям и постоянно скрывались. В 1850–1855 годы здесь заводился мужской скит, но полиция разогнала его обитателей.
В 74 км к северу от Екатеринбурга расположен Невьянск. Именно здесь начиналась горнозаводская империя Демидовых (по сути – государство в государстве).
Петр Первый направил оборотистому кузнецу грамоту с чрезвычайно выгодным предложением – ему выдавалась тысяча рублей подъемных денег, предоставлялось право набрать из сибирских людей до сотни работных людей и, построив, использовать завод десять лет для себя и только потом продать его казне. Именно здесь выпускали лучшее в мире железо и работала самая большая в мире царь-домна.
На сегодня главная достопримечательность города – Невьянская наклонная башня. Да, она как Пизанская, но не падает. По легендам она покосилась из-за демидовских грехов. Однако все куда прозаичней. Наклон появился еще во время первой стадии строительства из-за движения грунта. Это следует из того, что нижняя часть наклонена сильнее, а чем выше, тем угол наклона меньше, поскольку ее пытались выровнять.
На башне исправно работают куранты английского производства. На колоколах курантов сохранилась надпись: «Richard Phelpsi Lonpini Fecit 1730», что в переводе с латинского означает: «Ричард Фельпс, в Лондоне сделано, 1730». Ричард Фельпс был мастером литейного цеха в Лондоне, и колокола его работы установлены на курантах собора Святого Павла.
На башне есть громоотвод, установленный за 20 лет до его изобретения в Америке. И огромное количество загадок. Начиная с того, что неизвестно даже, кто и когда ее построил (лишь принято считать, что, скорее всего, это был 1725 год), заканчивая слуховой комнатой (если встать лицом в один из углов, четко услышишь шепот человека, находящегося в противоположном углу; это связано с особой геометрией сводчатого потолка и определенным соотношением размеров комнаты) и легендами о подземельях, в которых якобы тайно плавили серебро и золото. Благодаря башне Невьянск превратился в один из крупнейших туристических центров в Свердловской области.
В 1729 году в поселке Билимбай нашли залежи железной руды и бароны Строгановы начали строить чугуноплавильный завод. Строили Билимбаевский завод по плотинной системе и начиная с 1734 года из устья Билимбаевки каждую весну с пристани отправлялись караваны с продукцией. За время своего существования завод пережил разные периоды: Пугачевское восстание и Отечественную войну 1812 года, Великую Октябрьскую революцию и Гражданскую войну, период НЭПа и Великую Отечественную войну 1941–1945 годов. И только в 1973 году завод был остановлен окончательно, став памятником промышленной архитектуры. Именно здесь проходила и главная сухопутная дорога страны, и главная железнодорожная магистраль Урала.
Затем экспедиция проехала через старинные уральские села и поселки Слобода, Каменка, Староуткинск, Чусовое и Кашка. Очередная остановка – в деревне Харёнки, которая возникла в 1760 году при торговой пристани ныне заброшенной деревни Кашка в живописной лесной и горной местности, среди покрытых лесом вершин хребта Веселые горы, на обоих берегах Чусовой. До революции жители занимались лесозаготовками, углежжением, обслуживали сплавы. В советское время численность населения доходила до 2000 человек. В 1990-е деревня чуть было не вымерла, но получила новый виток развития благодаря бывшему губернатору Свердловской области – Эдуарду Росселю. Именно он поставил на острове посреди Чусовой памятник Акинфию Демидову – основателю горнозаводской промышленности на Урале и в Сибири.
Село Каменка на Чусовой – «уральский Голливуд». Еще в 60-е годы прошлого века киношники облюбовали это небольшое село, и на высоком берегу Чусовой выстроили целый деревянный острог – с башнями, стенами, избами. Тут снимались фильмы «Семен Дежнев», «Демидовы», «Золотая баба», «Житие Александра Невского», «Угрюм-река» и другие. В новейшей истории Каменка стала площадкой для фильмов «Золото» с Сергеем Безруковым и сериала «Угрюм-река», недавно вышедшего на Первом канале. К сожалению, некоторые декорации были построены очень близко к реке, и, например, водяную мельницу весной смыло половодьем.
Пришло время «водных процедур». Участники экспедиции сплавляются по реке Чусовой из села Харёнки до села Ёква. С петровских времен это был единственный путь для железных караванов – судов, на которых с Урала в Центральную Россию сплавляли металл. Причем последние караваны здесь ходили меньше 100 лет назад – до 1930-х годов.
«Да, в железных караванах преимущественно перевозили металл, но на самом деле в них везли все, чем богат Урал: пушнину, камни (и поделочные, и полудрагоценные), лес. Есть мнение, что часть Венеции построена на лиственнице, которая была срублена непосредственно здесь, – неспешно рассказывает инструктор Никита Юрьев под тихий плеск Чусовой. – Понятно, что есть категория людей, которые отправляются на реку побухать. Даже термин есть – «синий сплав». Но очень много людей выезжают на природу именно отдохнуть. Даже в договорах прописывают – «никакого алкоголя». А еще бывают вегетарианские сплавы, много тематических. С началом пандемии количество туристов на реке серьезно увеличилось, но я бы отметил и рост уровня комфорта. Существует стереотип: сплав – «о-о, в палатке ночевать, комаров кормить, не поеду». А на самом деле здесь работают обученные люди, живете в домах, вместо привычной тушенки с макаронами – вкусная еда от шеф-повара. Увидев все это, люди очень быстро меняют отношение к сплавам в лучшую сторону».
От Ёквы экспедиция отправилась уже на машинах. Усть-Утка, Висим, Уралец, гора Белая, которая считается границей Европы и Азии… Финишная точка путешествия – штольни Авроринского прииска, где Демидовы добывали платину. Осенью 1953 года все работы по добыче были приостановлены, прииск ликвидирован, так как недра истощились. Сейчас это место облюбовали ценители острых ощущений. Многие штольни затоплены. Это место особенно привлекательно зимой из-за обилия инея на стенах, сосулек различных форм и прочих зимних «украшений».
А дальше был Екатеринбург и возвращение домой…
Текст: Александр ЗЮЗЯЕВ
Фото: РИА НОВОСТИ
Верстка: Мария ЗАРБАЛИЕВА
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Рамиль Фарзутдинов — автор идеи проекта, организатор автопробега, водитель с 34-летним стажем. Работает советником главного редактора «Комсомольской правды». Член Русского географического общества, редактор географических книг, администратор и участник более трех десятков сплавных экспедиций «Комсомольской правды» по Хабаровскому, Приморскому, Красноярскому краям, Магаданской области и Якутии, экспедиций на Урале, Камчатке и островам Большой Курильской гряды, а также автопробегов по Европейской части РФ и Дальнему Востоку.
Владимир Слепко — штурман автопробега, водитель с 36-летним стажем. Работает в Бюро проверки «Комсомольской правды». Участник четырех автопробегов по Европейской части РФ.
О МОСКВИЧЕ 6: КОМФОРТ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ И УДОБСТВО ДЛЯ ПАССАЖИРОВ
В нашей машине вертикальный дисплей с диагональю 10,4 дюйма вписан в консоль, плавно переходящую в центральный тоннель. Часть функций сенсорного дисплея продублирована физическими кнопками под ним: обдув салона и лобового стекла, аварийка, подогрев заднего стекла и переключение режимов вождения. Остальной функционал – сенсорный.
В машине хватает электроники для парковки. Это и картинка, возникающая на дисплее, показывающая не только изображение с задней видеокамеры, но и «вид сверху». Есть и пищащий парктроник. Машина управляется легко, как говорится, «одним пальцем». На руле есть регулировка громкости радио и круиз-контроль. Правда, приятный на ощупь кожаный руль имеет регулировку по углу наклона, но, к сожалению, не регулируется по вылету. Впрочем, это особенного неудобства не доставляет, – за счет регулировок водительского сидения. К слову, сидения в Москвиче 6 эргономичные. После дневных перегонов спина совсем не чувствует усталости. А на задних пассажирских местах вполне просторно даже высоким людям.
О МОСКВИЧЕ 6: МАШИНА НА ДОРОГЕ
Передняя подвеска у нашей «ласточки» – независимая пружинная типа МакФерсон, задняя – независимая мультирычажная. Передние и задние тормоза – дисковые (передние – вентилируемые). Стояночный тормоз – электромеханический, с системой автоматического удержания. Тормоза держат мертво.
Все амортизаторы гидравлические, но подвеска не прощает и малейших ошибок, отчетливо реагируя на кочки. К «лежачим полицейским» нужно подъезжать со всем почтением, максимально сбросив скорость. С мелкими неровностями ходовая справляется, но надо следить за дорожным полотном, объезжая проблемные участки. Надо помнить, что у Москвича 6 длинная база и небольшой дорожный просвет (140 мм) и это все-таки не кроссовер, а городская машина. Хотя, отметим, при внимательной езде мы не скребли днищем даже на участках проселочных дорог.
Бесспорный плюс нового «Москвича» – его очень вместительный багажник объемом – 540 л, а при сложенных задних сиденьях становится больше втрое (1650 л). Сиденья в автомобиле складываются в ровный пол с багажником. Слона сюда вы, конечно, не впихнёте, но слонёнка – запросто! Во всяком случае, даже без складывания задних сидений, мы разместили в багажнике: надувную двухместную байдарку с веслами, большую палатку-трехместку, объемный короб с продуктами и походным скарбом, баулы с личными вещами, автопринадлежности, включая аптечку и огнетушитель. Под багажником хранится колесо-докатка, домкрат и баллонный ключ, и есть пустое пространство, куда также можно положить необходимые в пути мелочи.
МОСКВИЧ 6:
ГОТОВ К ДОЛГОМУ ПУТЕШЕСТВИЮ
Нам передали для тест-драйва Москвич 6 цвета «мокрый асфальт» в комплектации «Бизнес», с пробегом чуть больше 10000 км. Это 174-сильная «лошадка» с турбированным движком. Расположение двигателя – поперечное. Он работает в паре с шестиступенчатой роботизированной трансмиссией с двойным сцеплением. Движок малошумный и полностью соответствует экологическому стандарту Евро 5, имеет чугунный блок цилиндров. Мощности и динамики ему хватает – обгоны на трассе даются на машине легко.
В нашем авто бесключевой доступ, запуск двигателя с кнопки, 4 подушки безопасности; система кругового обзора с камерой заднего вида и задними парктрониками, антиблокировочная система (ABS) и система распределения тормозного усилия (EBD), система курсовой стабилизации (ESP), антипробуксовочная система (TCS), ассистент экстренного торможения (HBA), система помощи при старте на подъеме (HSA), подогрев передних сидений, люк с электроприводом.
Машина бесспорно красивая с приятными глазу пропорциями, изящными линиями, рельефными бортами и аэродинамичными обводами. Приземистая форма,напоминающая приготовившуюся к прыжку пантеру, с имитацией воздухозаборников на переднем бампере и парой выхлопных труб сзади придают внешнюю мощь. Светодиодная оптика (а каждая передняя фара – это 142 светодиода и 5 оптических линз) отлично освещает ночную дорогу.
В комплектации немало полезных мелочей. Есть два подлокотника: в ящике под передним сиденьем можно охлаждать напитки, в откидном подлокотнике в спинке заднего сидения – два подстаканника. Есть подстаканники и для водителя с передним пассажиром. Четыре USB-порта – по два спереди и сзади. Зеркала в солнцезащитных козырьках с подсветкой.
От Чебоксар до Дивеево выбранным нами маршрутом (со съездом после Моргаушей на «платку» М12) четыре с половиной часа езды. Дождь лил почти все 380 км пути. Он то стихал, то усиливался, но к Дивеево заметно распогодилось, и на небе появились голубые проталины. А при подъезде к святым местам выглянуло солнце и заиграло ярким светом на золотых куполах Серафимо-Дивеевского монастыря. Чем не чудо?
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь расположен на берегу реки Вичкинзы в большом селе Дивеево (население – около 7 тысяч человек), в 180 км от Нижнего Новгорода и 450 км от Москвы. Название села, основанного еще в 1559 году, по одной из версий пошло от ногайского мурзы Дивея, некогда владевшего этими землями.
В православии считается, что четыре места на земле Матерь Божия взяла под свое покровительство. Это так называемые «Уделы Богородицы»: Иверия (в Грузии), Афон (в Греции), Киево-Печерская Лавра и Дивеево.
Дивеевский монастырь основала во второй половине XVIII века матушка Александра из Киева, которой было видение Богородицы. Она наказала монашке обойти святые русские места и основать монашескую обитель там, где она подскажет. Местом таким, как вы догадались, оказалось Дивеево.
Перед смертью Александра обратилась с просьбой о попечительстве над монахинями к старцу соседнего мужского монастыря в Саровской пустыни. Тот ответил, что он уже стар, и порекомендовал ей молодого иеродиакона Серафима. Тот согласился. Любопытно, что попечительство Серафим осуществлял дистанционно и был в Дивеево всего лишь раз. Он говорил братии, что после смерти его тело будет покоиться в Дивеевском монастыре. Так и случилось. Ныне мощи преподобного Серафима Саровского находятся в Троицком соборе Дивеевского монастыря и к ним открыт доступ паломников.
Всего в Дивеево четыре величественных собора (Казанский, Троицкий, Преображенский и Благовещенский) и множество церквей и часовен. В монастыре обитает порядка 500 насельниц и ежегодно его посещает свыше четырехсот тысяч паломников и туристов.
Столица Чувашской республики — интересный волжский город с полумиллионным населением и своим национальным колоритом.
По данным археологических раскопок, на месте впадения в Волгу речки Чебоксарки еще в XIII веке существовало булгаро-чувашское поселение. В 1555 году, после вхождения этих земель в состав Русского царства, тут был возведен деревянный Кремль. Позже, после крупного пожара, уничтожившего почти весь деревянный город, построили первое сооружение из камня – Введенский собор (сохранился до наших дней). С середины XVII столетия в Чебоксарах понемногу развивается каменное строительство – домов, усадеб, церквей…
Крупным промышленным и административным центром город стал в советские времена, после того как в 1920-м году была учреждена Чувашская автономия, а Чебоксары стали ее столицей.
Заметно изменило облик города строительство (с конца 60-х по 80-е годы прошлого века) Чебоксарской ГЭС. Уровень Волги при этом заметно повысился, и часть береговой полосы, где стояли исторические здания, ушла под воду. В устье реки Чебоксарки образовался широкий Чебоксарский залив, который в наши дни стал украшением столицы Чувашии. Мы в городе были всего один вечер и успели погулять в основном по периметру залива, но это пространство включает в себя многое из того, что стоит посмотреть в Чебоксарах.
Улицу Константина Иванова, Успенскую церковь, Троицкий монастырь, Московскую набережную, сквер К. Иванова, Художественный музей, Введенский собор, набережную Волги, памятник Матери-покровительнице, пешеходный мост через Чебоксарский залив, Воскресенскую церковь, национальный драмтеатр и неожиданный памятник Маленькому принцу (из книжки Экзюпери) на пешеходном бульваре купца Ефремова и тут же вполне логичные памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову (Ося и Киса точно были в Чебоксарах. В XXXV главе «Двенадцати стульев» Бендер говорил: «Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар до 7704 человек. Это будет очень эффектно…»).
Выезжаем из Чистополя и берем курс на Казань, до которой отсюда 130 км. Самым интересным на маршруте будет мост через Каму — вернее, мостовой переход через эту широченную реку между поселком Алексеевское и селом Сорочьи Горы. Это поистине гигантское сооружение!
Общая протяженность мостового перехода через Каму составляет 13 967 метров и включает в себя предмостовую эстакаду длиной 275 метров, мосты через речки Курналка (70 метров), Архаровка (550 метров) и Каму (1608 метров). Этот мост является стратегической частью автодороги Р239 и евразийского транспортного коридора «Европа – Западный Китай».
Ну а в самой Казани не бывал, наверное, только ленивый (что уж говорить о нас, бывали многажды). На этот раз мы решили устроиться на ночевку не в традиционном центре, а «чуть сбоку» — на берегу озера Кабан (точнее, Нижний Кабан), в Старо-Татарской слободе. Это интереснейший район города с десятками памятников историко-культурного наследия. Тут представлена самобытная, национальная и ярко-лубочная Казань.
Появился этот район после завоевания города в 1552 году Иваном Грозным. Сюда выселяли татар, неугодных царевой власти. Так тут стали обживаться деятели культуры, промышленники и купцы. Со временем слобода превратилась, как мы бы сегодня сказали, в «престижный район». Статус архитектурно-исторической заповедной территории Старо-Татарская слобода получила в 1992 году. Позже, в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Казани и проведению Универсиады, тут была проведена заметная реставрация исторических памятников и расширение ресторанно-гостиничных площадей этого района Казани.
Прогулку по достопримечательностями Старо-Татарской слободы начнем с набережной озера Кабан. Отсюда открываются интересные панорамы противоположного берега Казани и красивый вид на драмтеатр Камала.
На улице Марджани вдоль берега Кабана сохранились здания татарской архитектуры. Свернув направо на улицу Сафьян, выйдем на другую историческую улицу Старо-Татарской слободы, ныне пешеходную, – Каюма Насыри. Пройдемся по ней в обратном направлении, рассматривая старинные казанские мечети – Апанаевскую и Марджани. Поснимаем у жанровой скульптуры «Окно в Казань» и свернем налево, на улицу Карима. Здесь видим Дом Юнусовых-Апанаевых (особняк строился семьей Юнусовых, а позже был продан Апанаевым). Сегодня тут располагается поликлиника.
Поистине сказочное здание – Дом Шамиля, который был построен купцом Апаковым как подарок дочери на свадьбу. В 18 лет она вышла замуж за сына знаменитого предводителя кавказских горцев имама Шамиля. В советские годы это был жилой дом, а позже – музей национального поэта Тукая.
Конечно, Кремль. Прогуляться по улице Кремлевской до площади Свободы к оперному театру Джалиля, спуститься на кольцо и пройтись по пешеходной улице Баумана с колокольней Богоявленского собора, подняться вверх по Астрономической к зданиям Казанского университета, в котором учились Владимир Ленин и Лев Толстой, а ректором некогда был математик Николай Лобачевский (да-да, тот самый, что создал неевклидову геометрию).
Из Лениногорска едем в Казань (300 км), проездом через Чистополь — 60-тысячный город на берегу Куйбышевского водохранилища на Каме. Он располагается в 170 км к северо-западу от Лениногорска. В советские времена Чистополь был известен прежде всего своим часовым заводом, выпускавшим часы марки «Командирские» в разнообразных модификациях. Впрочем, он и сейчас их выпускает.
Чистополь заинтересовал званием «музея-заповедника под открытым небом». Сразу скажем, что до этого титула город немного не дотягивает (многие исторические здания Чистополя находятся в плачевном состоянии, да и сам он недостаточно ухожен и опрятен). Хотя и обладает всем необходимым потенциалом — Чистополь вполне мог бы составить конкуренцию как объект массового туризма соседней по Каме Елабуге.
Легенда гласит, что первыми поселенцами тут были волжские татары, беглые и крепостные крестьяне, создавшие тут вольное поселение. Однако в начале XVIII века они были выселены властями, а село сожжено — осталось лишь чистое поле. Избежавшие ссылки крестьяне вновь отстроили свои дома.
Поселение развивалось и к 1761 году насчитывало свыше 1000 человек. В 1781 году указом Екатерины II селу Чистое Поле был присвоен статус уездного города Чистополя, с учреждением собственного герба.
До 1917 года город был вторым по статусу в Казанской губернии (после самой Казани). В годы войны в 1941 г. сюда были эвакуированы члены Союза писателей СССР, в том числе и поэты Николай Асеев, Михаил Исаковский, Арсений Тарковский, писатели Александр Фадеев и Борис Пастернак. 25-26 августа 1941 года приезжала сюда и поэтесса Марина Цветаева. Получив отказ от места посудомойки в писательской столовой, она вернулась в соседнюю Елабугу, где и покончила с жизнью…
Конечно, музеи (на центральной улице Карла Маркса их пять). А на улице Ленина, 81, есть Мемориальный музей Бориса Пастернака. Он размещается в бывшем купеческом особнячке, где в годы военной эвакуации жила семья писателя. Аскетичный интерьер дополнен аутентичными предметами тех времен. В экспозиции есть книги, фото, черновики и рукописи.
Из Болгара до Лениногорска можно добраться двумя различными маршрутами дорог местного значения: северной дугой через райцентр Алексеевское, или южной – через райцентр Черемшан. И так, и эдак получается порядка 310 км, но северной дугой дороги получше. Ею мы и поехали.
О том, что начались нефтяные юго-восточные территории Татарстана, подсказали мелькающие за окном нефтяные качалки, похожие на богомолов, которые денно и нощно бьют нескончаемые поклоны земле, выкачивая из ее недр остатки местного черного золота. Изменился и ландшафт. Это уже Предуралье, и степи здесь начинают морщиться складками холмов.
Город нефтяников Лениногорск уютно вписался в лесистые холмы Бугульминско-Белебеевской возвышенности Приуралья. Он расположен на юго-востоке Татарстана, в трехстах километрах от Казани и в тысяче — к востоку от Москвы. Население порядка 60 тысяч человек.
Археологические раскопки показывают, что люди в этих местах жили с палеолита. Ближе к нашим временам до XVII века территория современного Лениногорска входила в состав Ногайской Орды и была населена тюркскими кочевниками, а столетие спустя отставные солдаты (русского и польского происхождения) и казаки основали тут Письмянскую слободу, которая впоследствии стала называться Ясачной Письмянкой, а позже — Старой Письмянкой.
Современное строительство началось на этом месте после того, как под боком Старой Письмянки, близ села Тимяшево (Ромашкино), в 1948 году забил фонтан девонской нефти, положивший начало разработке уникального по запасам Ромашкинского месторождения.
Лениногорск неоднократно был удостоен звания одного из самых зеленых городов России. Что неудивительно — он буквально утопает в зелени. Прекрасен его лесопарк (как водится, имени Горького) – естественный лесной массив на крутых холмах. С удовольствием обошли-объехали центр города, его улицы и бульвары, каскад благоустроенных прудов и парковую зону Мэхэббэт, осмотрели мечеть Ихлас. Лениногорск хорош и сегодня, но необходимы вложения в туристическую инфраструктуру и гостиничную сеть (мы, к примеру, останавливались в гостеприимном частном доме).
Если есть время, в Лениногорском районе нужно обязательно посетить современный и, поверьте, очень интересный Музей нефти в селе Шугурово. Он свободно расположился под открытым небом на склоне горы Шандор-тау, где еще в XIX веке первыми поисками нефти в этих краях занимался американец венгерского происхождения Ласло Шандор, геолог, химик и предприниматель. До нефтеносных пластов американец тогда добуриться не смог, но организовал у подножия горы, нынче носящей его имя (Шандор-тау), производство битума
От Мороскино до Болгара добирались, комбинируя движение по дорогам местного значения, трассе М7, платной автостраде М12 и вновь по второстепенным дорогам. Получилось 420 км. На маршруте временами шел дождь, но Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник встретил нас ярким закатным солнцем.
Исторические перипетии и время потрепало местные древности нещадно. Болгар был столицей исчезнувших государств — Волжской Булгарии и Золотой Орды. Именно здесь в 922 году официально приняли ислам волжские булгары — предки казанских татар. В 2014 году Болгарское городище было включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Соборная мечеть Болгара XIII века за прошедшие столетия была практически полностью разрушена. До момента начала реставрации дошли лишь руины ее стен, башен и минарета. Минарет восстановлен, а руины приведены в пристойный вид, позволяющий ощутить солидный возраст города. Впрочем, архитектурной доминантой на фоне руин соборной мечети и ее восстановленного минарета нынче является… православная Успенская церковь. Она моложе ее мусульманского окружения лет на пятьсот (была построена в XVIII веке), но тоже сохраняется как памятник истории, хоть и гораздо более поздней эпохи.
Ханский дворец Болгара впервые упоминается в XIII веке. В XV веке он был разграблен и уничтожен. Его руины обнаружили только в середине 1950-х годов. Сегодня на месте раскопа стоит павильон, в котором можно увидеть то немногое, что осталось от главного дворца столицы Волжской Булгарии.
Музей-заповедник в целом является самым северным памятником средневекового мусульманского зодчества середины XIII-XIV веков. В XIII веке здесь была ставка Бату-хана и Улуса Джучи, тут чеканились первые золотоордынские монеты. Булгарское городище помнит и средневекового поэта Кул-Гали, и Бату-хана, и значительно позже — Петра I, Екатерину II, Державина, Пушкина, художников Шишкина и Саврасова, татарского поэта Тукая – все они бывали здесь.
Памятный знак «Принятие ислама» (это современное здание с золоченым куполом, стилизованное «а-ля Восток») интересно тем, что в нем хранится самый большой в мире Коран (размером полтора на два метра и весом 800 кг), здесь же представлена и одна из самых маленьких копий священной книги.
В музее болгарской цивилизации вы узнаете, какие перипетии забросили волжских булгар за пару тысяч километров от своих братьев балканских болгар и почему, в отличие от них, булгары избрали своей религией ислам.
Здешняя Белая мечеть (Ак мячет) построена на заметном отдалении от упомянутых объектов, но настолько изящна и красива (особенно ночью, когда мы до нее добрались на машине), что ее сравнивают с индийским Тадж-Махалом.
Мороскино — это деревня в Горномарийском районе республики Марий Эл всего в сорока километрах от Козьмодемьянска. Мы заехали сюда познакомиться с художником-акварелистом Сергеем Алдушкиным.
Алдушкину, похоже, на роду было написано стать художником, поскольку рисованием увлекались и его отец, и брат. Сергей Сергеевич пошел в роду дальше всех: закончил известную Суриковку — Московский Государственный художественный институт. Вполне мог остаться и жить в Москве, но не променял столицу на родную деревню. Вернулся в Мороскино, где создал настоящий центр искусства. Родительский дом превратил в музей горномарийского быта и небольшую выставку картин, построил большой Дом творчества, украсил затейливой резьбой бытовые постройки. Даже поленница дров в его хозяйстве смотрится как арт-объект.
Живописные работы Алдушкина пользуются успехом среди знатоков. Его акварели есть в коллекциях Марийского музея изобразительных искусств, Музея пейзажа в Плёсе, Музея-заповедника Поленова, городских музеях Коломны, Сарова и Козьмодемьянска, в коллекциях Валаамского монастыря, Троице-Сергиевой Лавры, в частных собраниях за рубежом, а также у известных федеральных политиков и маститых кинорежиссеров в России.
— Я работаю от души и для души, и делаю только то, что люблю, — говорит Сергей Алдушкин. Собственно, это и есть то, что делает любого человека счастливым, а жизнь наполняет смыслом.
К Алдушкину каждое лето с удовольствием приезжают на пленэры столичные коллеги и начинающие художники – на мастер-классы. Для них он оборудовал при своем Доме творчества летнюю кухню и небольшие комнатки-купе. Мы ночевали в них (спасибо хозяину за гостеприимство).
От Нижнего до Козьмодемьянска всего 250 км. Едем 210 км по трассе М7 (до поворота на чувашское село Москакасы) и, съехав с нее, еще 40 км до места.
Козьмодемьянск был основан, как крепость в 1583 году на высоком правом берегу Волги. Назван в честь святых Космы и Дамиана (в простонародье Козьмы и Демьяна). Сегодня это городок с двадцатитысячным населением, культурная и административная столицей Горномарийского района Марий Эл. Коренное население республики делится на горномарийцев и луговых мари. Язык горных мари заметно отличается от луговых, и потому государственных языков в небольшой Марий Эл целых три: луговомарийский, горномарийский и, конечно, русский.
Нас в этом городке интересуют, прежде всего, местные памятники деревянного зодчества и Марийский этнографический музей. Он был создан относительно недавно – в 1983 году к 400-летию Козьмодемьянска, но успел стать настоящей визитной карточкой городка. На его огромной территории под открытым небом представлены: действующая деревянная шатровая красавица-мельница, жилая изба, амбар, кузница, бани (по-чёрному и по-белому), колодец-журавль, шалаш, высокие качели, плетёные заборы.
Музей настолько большой и интересный, что вы наверняка проголодаетесь и захотите перекусить. В паре заведений вы сможете отведать, например, «подкогыльо» (местные вареники с разнообразной, в том числе, и мясной начинкой). А вообще в марийской кухне немало интересных блюд. Это и трехэтажные блины «коман мелна», и круглый мясной пирог «кыравец», и множество супов, каш и блюд из рыбы, мяса домашних и диких животных и птиц, грибов и лесных ягод.
В городе несколько храмов, самый красивый из них — Собор Смоленской Божьей Матери.
Обязательно загляните в Музей купеческого быта в старинном особняке, построенном в 1897 году купцом и лесопромышленником Александром Шишокиным, где сохранились изразцовые печи-голландки, лепнина на потолках, оригинальный дубовый паркет, собраны мебель и предметы быта конца XIX — начала XX века.
Есть еще несколько музеев: художественно-исторический, Дом морёного дуба и, конечно, Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера, поскольку прототипом литературных Васюков из романа Ильфа и Петрова является Козьмодемьянск.
Гороховец — один из старейших городов Владимирской области. Был основан князем Андреем Боголюбским еще в 1168 году как юго-восточный форпост Владимиро-Суздальского княжества. Есть разные версии происхождения названия городка: то ли от сказочного Царя Гороха, то ли от выражения «ховаться (прятаться) на горе».
В конце XVII – начале XVIII веков Гороховец расцвел как торговый и ремесленный центр на судоходной Клязьме. А в 1892 году тут был основан судостроительный завод, который выпускал речные буксирные пароходы и баржи. Сегодня городок является райцентром Владимирской области с населением около 13 тысяч человек.
Мы притормозили на полчасика у нарядного теремка, который стоит прямо на трассе М7 (ул. Московская, 43), с правой стороны по пути в Нижний Новгород. Мимо не проедешь. Этот шедевр деревянного зодчества начала XX века можно считать визитной карточкой Гороховца. Бревенчатый особняк промышленника-судостроителя Шорина (сегодня Дом творчества и ремесел) действительно похож на сказочный терем с двумя башнями. Обратите внимание на уникальную правую башенку, сложенную из идеально гнутых по кругу (видимо, под горячим паром) толстых бревен. Обязательно обойдите дом — на заднем дворе его есть забавные деревянные скульптуры, в том числе, и упомянутого Царя Гороха.
Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь XVII века на Пужаловой горе. Это лучшая смотровая площадка с панорамным видом на городок, Клязьму и окрестности.
В Гороховце хорошо сохранились храмы и семь уникальных каменных купеческих домов конца XVII – начала XVIII века: дом Ершова (Сапожникова), где сейчас располагается местный историко-архитектурный музей, а также дома Опарина, Канонникова, Ершова (Судоплатова), Ширяева, Турулова и Воронина.
Оставшиеся 90 км от Гороховца до улицы Почаинский овраг рядом с Кремлем Нижнего Новгорода проехали быстро. Нижегородский кремль вот уже пять веков величаво наблюдает со своего крутого высоченного холма, как под ним Ока впадает в Волгу. Но вообще Нижний был основан заметно раньше. Ещё в 1221 году великий князь Владимирский Юрий Всеволодович поставил тут пограничную крепость и нарёк её «Нов град».
А кремль был построен в начале XVI века. В его Михайло-Архангельском соборе (старейшем из сохранившихся внутри кремля зданий) захоронен Кузьма Минин. К 800-летию Нижнего тут была воссоздана колокольня Спасо-Преображенского собора, восстановлена церковь св. Симеона Столпника.
На территории кремля под открытым небом представлена военная техника периода Великой Отечественной, выпускавшаяся местными заводами: танки, зенитки, автомобили, противотанковые орудия, минометы.
Высота кремлевских стен местами достигает 22 м, толщина – 4,5 м, а длина по окружности составляет больше 2 км (говорят, это самый большой маршрут среди всех кремлей России). Собираясь сюда на прогулку, надевайте удобную обувь, будьте готовы к большим перепадам высот и не забудьте полюбоваться с высоты кремля на изумительной красоты закаты Нижнего Новгорода. Не зря его называют «столицей закатов России».
Покровку — так нижегородцы называют Большую Покровскую – основную пешеходную улицу города со множеством ресторанов, кафе и сувенирных лавок.
Прогуляйтесь еще по одной из чудесных исторических улиц Нижнего Новгорода – Рождественской. Тут хорошо сохранились купеческие дома, торговые и доходные здания. Много кафе, ресторанов и баров. Дойдите по ней до удивительно красивой Рождественской церкви (Собора Пресвятой Богородицы), построенной в барочном стиле еще в петровские времена. Обратите внимание на флажок-флюгер под крестом колокольни – это дань морской тематике в петровскую эпоху.
От Рождественской церкви можно подняться вверх по крутому склону к парку 800-летия Нижнего Новгорода, откуда также открываются шикарные виды на панораму города, Оку (слева) и Волгу (справа).
Завод «Москвич» – легендарное автопредприятие, ведущее свою историю с принятия в 1927 г. Советом народных комиссаров РСФСР постановления о строительстве автозавода на территории Москвы. Первые легковые машины Московского автосборочного завода имени КИМ (Коммунистического Интернационала молодежи) сошли с его конвейера в ноябре 1930 года. Поначалу это были легковушки Ford А и Ford АА, собранные по технологии «отверточной сборки» из американских комплектующих, а чуть позже – ГАЗ-А и ГАЗ-АА – уже из советских комплектующих, сделанных в Горьком. За свой век (а через три года «Москвич» отметит столетие) завод еще не раз менял название, сейчас это АО «Московский автомобильный завод «Москвич».