Экспедиция Русского географического общества отправилась на необитаемые острова Курильской гряды
В августе 2021 года экспедиция «Восточный бастион — Курильская гряда» Русского географического общества и Экспедиционного центра Министерства обороны отправилась на необитаемые острова Курильской гряды — Уруп и Черные братья. В числе участников путешествия был и фотокор «Комсомольской правды» Владимир Веленгурин. Предлагаем вам серию уникальных кадров нетронутой природы, мест, где почти никогда не бывает людей, а также его впечатления от уникальной экспедиции.
Курильские острова
На Курилах спустя 30 лет
Впервые я оказался на Курилах в 1990 году. Впечатления от той поездки почти нулевые. Полистал старые фотографии… Прилетел я тогда в бархатный сезон и попал на следующий день в сплошной дождь да туман: ничего не было видно. Правда, в первый же день сказочно повезло: оказался на Шикотане на закате и увидел мыс Край Света с его знаменитым маяком, причудливыми скалами, вырывающимися из воды, и типичными курильскими пейзажами.
В бухте стояло много сейнеров, а в стороне — кладбище разваливающихся японских браконьерских деревянных шхун. Их конфисковывали за незаконный промысел в наших территориальных водах.
Еще помню однотипные деревянные бараки и аэродром, забитый советскими дембелями, ожидающими вылета, и продовольственный склад, доверху набитый коровьими тушами.
Несколько дней я проплавал на огромной плавбазе — делал фоторепортаж о работе рыбного цеха. Особенно запомнился тогда тазик для стирки белья: он был доверху заполнен только что посоленной красной икрой. Бригадир предложила попробовать продукцию и деликатно оставила меня с тазиком наедине, вручив большую столовую ложку. Вот она, мечта детства — объесться красной икрой! Но после трех ложек я понял, что без хлеба и масла съесть ее много невозможно.
Десант ученых на Курилах
И вот, 31 год спустя, я снова на Курилах. Вместе с пресс-туром Русского географического общества и Экспедиционным центром Министерства обороны освещаю работу экспедиции «Восточный бастион — Курильская гряда» на необитаемых островах Уруп и Черные братья.
Это уже вторая экспедиция РГО, первая состоялась в 2019 году на острове Итуруп. Современное, комплексное исследование Курил не проводилось на островах со времен советской власти. В августе 2021 года около 30 ученых из ведущих институтов страны высадились на островах — археологи, вулканологи, гидрографы, зоологи, ботаники, орнитологи, почвоведы и биологи, которым помогали и обеспечивали безопасность поисковые отряды и военные.
Попасть на необитаемый Уруп не так-то просто: регулярных перелетов и морских переходов сюда нет. Поэтому сначала мы прилетели военным самолетом на остров Итуруп, а потом несколько дней ждали подходящей погоды для вертолетного путешествия. В бархатный сезон немногочисленные гостиницы Итурупа забиты отдыхающими, поэтому пришлось жить в казармах воинской части.
Чтобы окончательно почувствовать себя на Курилах, я сразу окунулся в местные горячие источники – это главная достопримечательность островов. Туристам удовольствие обходится в тысячу рублей, местным — в два раза дешевле. Купели под крышей рассчитаны на несколько человек. Так приятно нежиться в горячей воде, бьющей из недр земли!
Есть и природные ванны под открытым небом, для больших компаний. Рядом — источник с ледяной водой. Есть и индивидуальные одноместные купели, но их надо резервировать заранее. Метрах в 200 – грязи, по пути к ним встречаешь фонтан, который раз в 10 секунд выплевывает горячую воду из земных недр. Посетители мажутся грязью, зайдя в водоем, а я попытался опустить ноги поглубже. Буквально через 20-30 сантиметров теплая грязь стала обжигающей.
Через несколько дней мы отправились к бесплатному «народному бювету». Предстояло пройти несколько километров вверх. По дороге сквозь высокую траву и цветы, курильские березы, сосны, кусты шиповника открывались прекрасные виды на горы. Смущало только одно: все тропинки были утоптаны свежими медвежьими следами. Численность медведей на Итурупе — несколько сотен особей, живущих своей дикой жизнью. Наш военный сопровождающий с винтовкой на плече просил по этой причине не растягиваться.
«Народный бювет» представлял из себя пластиковую круглую емкость диаметром примерно полтора и глубиной два метра. В нее из гибкой пластиковой трубы лилась теплая минеральная вода под большим напором. Среди громадных лопухов выглядело это очень экзотично. Рядом находился и питьевой источник в виде вкопанной вертикальной металлической трубы. Из нее можно было набирать для питья булькающую горячую минеральную воду.
В течение нескольких часов я выпил литра три. Можно и больше, но она горячая. В жару много ее организм не принимает.
Фото сделаны. Вода выпита. Но, оказывается, здесь есть еще один источник с ваннами! Такое фотокорреспонденту пропускать нельзя. Вновь в путь по руслу реки. Временами пришлось карабкаться по обрывистому высокому берегу, заросшему почти непроходимым густым бамбуком. Испытание то еще. Зато в конце похода зрелище просто фантастическое: две обычные старые чугунные ванны. Время установки — явно при советской власти. По всей видимости, их забросили на высокий берег горной реки вертолетом, больше они сюда попасть никак не могли.
Ванны заглублены в скалу. К ним по вырубленным в камне желобам течет горячая минеральная вода. Мы бросаемся в эти ванны — надо же прийти в себя после похода. Начинаю делать снимки. То, что происходит, кажется нереальным. На фоне уникальной природы и горной реки в старых чугунных ваннах отдыхают туристы и военные «с ружьями в руках».
Госпиталь, вырубленный в скале и лагерь РГО на необитаемом острове
Другая наша поездка — на берег океана, недалеко от военного аэродрома. Несколько дней назад сюда выбросило мертвого кита. Волны приносят и следы человеческой цивилизации — пластик, сети, канаты, детские игрушки. Большинство из них — явно японского происхождения.
На обратном пути увидел стеллу с японскими иероглифами. Она стояла криво, и мы решили поправить. Оказалась что сооружение легкое, из пластика. По пути встретили двух коров в поле. Пищи для них здесь столько, что можно содержать огромные стада животных.
Но в этих краях выгоднее заниматься рыбой, чем тратить время на коров. По пути попадается много людей с удочкой. Для местных это и хобби, и отдых, и возможность сэкономить на еде. Ловят рыбу и тут же готовят уху, солят икру.
Заехали в заброшенную японскую тюрьму. Поразило множество камер огромных размеров. Площади – хоть в футбол играй! Вмещали такие камеры десятки и сотни пленных. Несколько японских сооружений в округе хорошо сохранились и используются сейчас как склады.
Добрались до японского госпиталя времен Второй мировой. Он вырублен в пещере на берегу моря. Чтобы в него попасть, в скале было проделано несколько проходов. Местами, чтобы пролезть, приходилось становиться на четвереньки. В пещере сверху сочится и падает вниз вода. Красивый получился натюрморт на фотографии. Еще один — остатки японских боеприпасов для крупнокалиберного пулемета. Со временем гильзы перемешались с известняком и стали однородной массой необычного фиолетового цвета.
«Курилы — исконная русская земля!» Об этом напоминают плакаты во многих местах. По дороге иногда встречаются ДОТы и старая советская военная бронетехника. Где-то в качестве мемориала, а где-то и для обороны береговой линии. Вдоль берега стоят ржавые огромные емкости для топлива.
В городе уже нет деревянных бараков тридцатилетней давности, которые мне запомнились во время первой поездки. Может, их принарядили сайдингом, но удручающей картины запустения нет, чего не скажешь о военных городках. В связи с сокращением численности частей некоторые дома пустуют и заброшены.
Наконец-то погода улыбнулась нам — летим вертолетом на Уруп. Сверху не такой уж он и необитаемый. Виден маяк, контуры брошенного аэродрома, деревянные развалины домов, тропинки. И, представьте, легковой автомобиль. Где тут ездить если нет дорог? По какой-то технической причине нас высадили не на берегу, а на бамбуковой поляне. Пару километров пришлось выбираться к катерам, чтобы попасть на суда, где предстояло жить.
Лагерь РГО разбит напротив живописных скал в море: несколько крупных палаток, кухня-костер для готовки пищи, флаги участников. Каждый день — рабочий, без выходных, времени в обрез. Ученым надо успеть провести необходимую работу в хорошую погоду. Они здесь уже месяц, но и этого им кажется мало. В таких уникальных условиях время летит быстро, а сделать хочется все больше.
Курилы — настоящая научная лаборатория
Доцент кафедры Тверского госуниверситета, орнитолог Андрей Виноградов, рассказал о своей работе на островах. Островная фауна не такая богатая, как на материке — не каждая птица способна долететь сюда. Один из жителей Урупа – урагук, длиннохвостый снегирь. Самцы — яркого красно-голубоватого цвета. Птиц ученые ловят специальными сетями-путанками трехметровой высоты. Заманивают их же голосом, записанным на магнитофон. Пойманных птиц окольцовывают для подробного изучения орнитофауны. Окольцевали в этот раз 30 птиц. На острове обитают и краснокнижные виды – сокол-сапсан и кулики. А этого охотского сверчка, что на фотографии, орнитологи поймали у себя в каюте на корабле, когда возвращались во Владивосток. Случайно залетел в иллюминатор.
Старший научный сотрудник Ботанического института им. В.Л. Комарова, кандидат биологических наук Елена Глазкова второй раз участвует в экспедиции. В прошлый раз на Курильских островах впервые был обнаружен редчайший на Дальнем Востоке вид — уруть уссурийская. Это сосудистое растение – первая находка в Сахалинской области. Нынешняя экспедиция оказалась не менее плодотворной. В этом году удалось поработать в разных местах на островах Уруп и Чирпой и обнаружить новые местонахождения для 14 видов сосудистых растений, занесённых в Красные книги РФ и Сахалинской области. В ходе экспедиции было собрано около 700 гербарных образцов растений. Образцы растений Елена сушит между газетных страниц в специальной гербарной сетке. В дальнейшем эти образцы пополнят гербарные фонды Ботанического института (БИН РАН), насчитывающие на данный момент свыше 5 миллионов образцов сосудистых растений.
Фотограф-оператор экспедиции Данила Годлевский уже второй раз участвует в экспедиции. За 30 дней он снял более 1 ТРБ материала. Перед экспедицией за год Данила накупил самого лучшего снаряжения и был готов к полностью автономной работе. Сбылась его мечта. На острове Чирпой он побывал на действующем вулкане. На полуострове Вандерлин оборонялся от лис. Они съели его запасы продовольствия, настолько обнаглели, что гуляли в полутора метрах от человека. Утащили казан с едой, ухватив его за ручку. Пришлось отгонять их лопатой.
Эколог, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского госуниверситета Игорь Попов описывал животных, занесенных в Красную книгу – каланов, сивучей, островных тюленей. Основное внимание уделялось каланам. В прошлой экспедиции их насчитали около 300, в этой – более 500. В 2019 году здесь находили убитых каланов без шкуры. Браконьеры добираются и сюда: мех этих животных – один из самых дорогих в мире. Из-за него, по сути, и началось когда-то освоение Курил. В Китае каланы используются в народной медицине, так что спрос на этих животных, к сожалению, у браконьеров будет всегда.
Александр Мартынов и Татьяна Коршунова – морские биологи, в экспедиции они исследовали биологическое разнообразие океана. В приоритете – моллюски, иглокожие и другие беспозвоночные. Уруп — наименее изученный остров в этом направлении. Задача ученых – найти новых представителей вида морских беспозвоночных. Материал для них собирали водолазы. Ежедневно по два погружения в день по 40 минут. Образцы собирались в специальные герметично закупоренные капсулы и пробирки. Пока рано делать выводы, но ученые уверены, что новые виды найдены. Теперь это должно подтвердить дальнейшее изучение собранного материала.
Археолог Санкт-Петербургского музея антропологии и этнографии Оксана Яншина проводила раскопки в бухте Новокурильская. Культурный слой здесь начинается с груды различного металла – рельсов, инструментов и бутылок прошлого века, оставшихся от японских военных, а потом и наших пограничников. Но первые следы людей здесь появились примерно 2,5 тысячи лет. В числе находок много керамических остатков посуды, орудий труда, стрел, ножей, скребков. Это культура эпидземон, которая дала продолжение культуре айнов на острове Хоккайдо.
1800-800 лет назад на Курилы пришла Охотская культура. Потом айны, которых японцы вытеснили из острова Хоккайдо. Полноценных археологических работ на Курилах практически не проводили. Сейчас их тоже не было. В этом сезоне были проведены только предварительные работы для начала полномасштабных раскопок.
«Эхо войны», лаборатории на корабле и праздник Нептуна
Идет обратный отсчет времени – и взрыв. Сверху летит земля, как будто на меня бросили лопату грунта. Хотя, расстояние приличное — метров 100 — и взрывали в ущелье, а мы были наверху за скалой, с группой подрывников. Остров Уруп хранит много реликвий Второй мировой. Вот это «эхо войны» — стокилограммовую японскую авиабомбу — нашли в ручье. Уничтожить ее взялись саперы морской пехоты из Владивостока — участники экспедиции. Бомбу по всем правилам обложили тротилловыми шашками, вставили детонаторы, провели провод, заняли безопасную позицию и — бабах! Опасная находка уничтожена. И таких на островах немало.
По пути к бомбе мы прошли мимо японского легкого танка. Похоже, что его боекомплект взорвался изнутри. Сантиметровая броня башни вся в паутине трещин. Я попробовал отломить кусочек брони в свой домашний музей. Получилось! Танк в таком состоянии, что скоро развалится на части.
На мысе Кастрикум — остатки военного аэродрома. Взлетная полоса длиной около километра была деревянной. Вокруг развалившиеся дома, диспетчерские комнаты с разбросанным оборудованием, остатки локаторов. Этот советский аэродром был создан на месте японского. Сейчас все в руинах. В голову приходят мысли о том, какие огромные затраты на это ушли, и каким нечеловеческим трудом все создавалось, чтобы превратиться потом в руины. Тишину нарушает стук лопаты. Член поисковой команды Александр Жарков копает неподалеку от полуразвалившегося дома. Металлоискатель в этом месте дал сигнал. Оказалось — какой-то предмет, похожий на бочку. Нет смысла продолжать копать: бочек здесь целые горы.
Поисковая группа, в которой работал Александр Жарков, на острове Чирпой обнаружила остатки японского истребителя Zero. Сохранился винт самолета, крыло, часть корпуса, пулемет почти весь сгнил и потерял вид. Хорошо сохранились колесо заднего шасси.
Поисковая работа ведется не только на суше. Водолазы-десантники Рязанского училища ВДВ обследуют подводную часть берегов в поисках артефактов Второй мировой войны. Улов небольшой. Но главное — они совершенствуют свое мастерство. Нашли небольшой череп кита, различные металлические предметы, которые надо еще классифицировать. Помогают водолазам курсанты Санкт-Петербургского Военно-морского института. С помощью гидролокатора бокового обзора они видят объекты поиска под водой и направляют водолазов в нужное место. Работа в такой связке очень эффективна.
Обеспечивали работу экспедиции несколько судов Министерства Обороны и гражданского флота. Основное судно, флагман Тихоокеанского спасательного флота «Алагез», был базой ученых, где они трудились в своих импровизированных лабораториях. Большинство же работало в нескольких полевых лагерях на островах. Для удобства перемещений было задействовано несколько катеров.
Ученым провели экскурсию по «Алагезу», показали возможности этого спасательного судна. Оно принимало участие в крупнейших поисково-спасательных глубоководных работах и чрезвычайных ситуациях в Тихоокеанском регионе. Судно предназначено для поиска и обследования затонувших объектов, поддержания жизнедеятельности и спасения личного состава аварийных кораблей и подводных лодок. Водолазные работы с корабля могут проводится на глубинах до 200 метров. Автономное глубоководное оборудование позволяет вести поиск на глубине ста метров.
Кульминацией работы экспедиции стал вывоз черепа кашалота. Череп нашли еще в 2019 году, но технических возможностей для его вывоза тогда не было. Находка уникальна из-за своих размеров — четыре метра в длину, вес — полторы тонны. Его собираются доставить в Зоологический музей МГУ. Сначала череп с помощью вертолета был опущен в воду. К нему прикрепили мягкий понтон в виде воздушного баллона. Затем на катере доставили к спасательному кораблю «Алагез» и подняли на борт краном.
За месяц совместная работа так сблизила ученых, военных и моряков, что расставаться не хотелось. Решили в последний день, на подходе к Владивостоку, отметить Праздник Нептуна. Команды участников бегали в ластах наперегонки, одевали на скорость водолазные костюмы, пели песни, читали стихи… И самый главный ритуал — посвящение в моряки. Желающие ими стать выпивали пол-литра океанской воды. Это таинство называется «оморячивание». Оно сразу подтверждалось дипломом.
Итогами экспедиции поделился ее руководитель Анатолий Калемберг. Ученые остались довольны результатами, провели большую научно-исследовательскую работу. Они считают, что надо продолжать ее и не останавливаться на достигнутом. Полученные результаты помогут в дальнейшем освоении островов.
Фото, видео: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Текст: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Верстка: Наталья ХЛАПОВА
Рамиль Фарзутдинов — автор идеи проекта, организатор автопробега, водитель с 34-летним стажем. Работает советником главного редактора «Комсомольской правды». Член Русского географического общества, редактор географических книг, администратор и участник более трех десятков сплавных экспедиций «Комсомольской правды» по Хабаровскому, Приморскому, Красноярскому краям, Магаданской области и Якутии, экспедиций на Урале, Камчатке и островам Большой Курильской гряды, а также автопробегов по Европейской части РФ и Дальнему Востоку.
Владимир Слепко — штурман автопробега, водитель с 36-летним стажем. Работает в Бюро проверки «Комсомольской правды». Участник четырех автопробегов по Европейской части РФ.
О МОСКВИЧЕ 6: КОМФОРТ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ И УДОБСТВО ДЛЯ ПАССАЖИРОВ
В нашей машине вертикальный дисплей с диагональю 10,4 дюйма вписан в консоль, плавно переходящую в центральный тоннель. Часть функций сенсорного дисплея продублирована физическими кнопками под ним: обдув салона и лобового стекла, аварийка, подогрев заднего стекла и переключение режимов вождения. Остальной функционал – сенсорный.
В машине хватает электроники для парковки. Это и картинка, возникающая на дисплее, показывающая не только изображение с задней видеокамеры, но и «вид сверху». Есть и пищащий парктроник. Машина управляется легко, как говорится, «одним пальцем». На руле есть регулировка громкости радио и круиз-контроль. Правда, приятный на ощупь кожаный руль имеет регулировку по углу наклона, но, к сожалению, не регулируется по вылету. Впрочем, это особенного неудобства не доставляет, – за счет регулировок водительского сидения. К слову, сидения в Москвиче 6 эргономичные. После дневных перегонов спина совсем не чувствует усталости. А на задних пассажирских местах вполне просторно даже высоким людям.
О МОСКВИЧЕ 6: МАШИНА НА ДОРОГЕ
Передняя подвеска у нашей «ласточки» – независимая пружинная типа МакФерсон, задняя – независимая мультирычажная. Передние и задние тормоза – дисковые (передние – вентилируемые). Стояночный тормоз – электромеханический, с системой автоматического удержания. Тормоза держат мертво.
Все амортизаторы гидравлические, но подвеска не прощает и малейших ошибок, отчетливо реагируя на кочки. К «лежачим полицейским» нужно подъезжать со всем почтением, максимально сбросив скорость. С мелкими неровностями ходовая справляется, но надо следить за дорожным полотном, объезжая проблемные участки. Надо помнить, что у Москвича 6 длинная база и небольшой дорожный просвет (140 мм) и это все-таки не кроссовер, а городская машина. Хотя, отметим, при внимательной езде мы не скребли днищем даже на участках проселочных дорог.
Бесспорный плюс нового «Москвича» – его очень вместительный багажник объемом – 540 л, а при сложенных задних сиденьях становится больше втрое (1650 л). Сиденья в автомобиле складываются в ровный пол с багажником. Слона сюда вы, конечно, не впихнёте, но слонёнка – запросто! Во всяком случае, даже без складывания задних сидений, мы разместили в багажнике: надувную двухместную байдарку с веслами, большую палатку-трехместку, объемный короб с продуктами и походным скарбом, баулы с личными вещами, автопринадлежности, включая аптечку и огнетушитель. Под багажником хранится колесо-докатка, домкрат и баллонный ключ, и есть пустое пространство, куда также можно положить необходимые в пути мелочи.
МОСКВИЧ 6:
ГОТОВ К ДОЛГОМУ ПУТЕШЕСТВИЮ
Нам передали для тест-драйва Москвич 6 цвета «мокрый асфальт» в комплектации «Бизнес», с пробегом чуть больше 10000 км. Это 174-сильная «лошадка» с турбированным движком. Расположение двигателя – поперечное. Он работает в паре с шестиступенчатой роботизированной трансмиссией с двойным сцеплением. Движок малошумный и полностью соответствует экологическому стандарту Евро 5, имеет чугунный блок цилиндров. Мощности и динамики ему хватает – обгоны на трассе даются на машине легко.
В нашем авто бесключевой доступ, запуск двигателя с кнопки, 4 подушки безопасности; система кругового обзора с камерой заднего вида и задними парктрониками, антиблокировочная система (ABS) и система распределения тормозного усилия (EBD), система курсовой стабилизации (ESP), антипробуксовочная система (TCS), ассистент экстренного торможения (HBA), система помощи при старте на подъеме (HSA), подогрев передних сидений, люк с электроприводом.
Машина бесспорно красивая с приятными глазу пропорциями, изящными линиями, рельефными бортами и аэродинамичными обводами. Приземистая форма,напоминающая приготовившуюся к прыжку пантеру, с имитацией воздухозаборников на переднем бампере и парой выхлопных труб сзади придают внешнюю мощь. Светодиодная оптика (а каждая передняя фара – это 142 светодиода и 5 оптических линз) отлично освещает ночную дорогу.
В комплектации немало полезных мелочей. Есть два подлокотника: в ящике под передним сиденьем можно охлаждать напитки, в откидном подлокотнике в спинке заднего сидения – два подстаканника. Есть подстаканники и для водителя с передним пассажиром. Четыре USB-порта – по два спереди и сзади. Зеркала в солнцезащитных козырьках с подсветкой.
От Чебоксар до Дивеево выбранным нами маршрутом (со съездом после Моргаушей на «платку» М12) четыре с половиной часа езды. Дождь лил почти все 380 км пути. Он то стихал, то усиливался, но к Дивеево заметно распогодилось, и на небе появились голубые проталины. А при подъезде к святым местам выглянуло солнце и заиграло ярким светом на золотых куполах Серафимо-Дивеевского монастыря. Чем не чудо?
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь расположен на берегу реки Вичкинзы в большом селе Дивеево (население – около 7 тысяч человек), в 180 км от Нижнего Новгорода и 450 км от Москвы. Название села, основанного еще в 1559 году, по одной из версий пошло от ногайского мурзы Дивея, некогда владевшего этими землями.
В православии считается, что четыре места на земле Матерь Божия взяла под свое покровительство. Это так называемые «Уделы Богородицы»: Иверия (в Грузии), Афон (в Греции), Киево-Печерская Лавра и Дивеево.
Дивеевский монастырь основала во второй половине XVIII века матушка Александра из Киева, которой было видение Богородицы. Она наказала монашке обойти святые русские места и основать монашескую обитель там, где она подскажет. Местом таким, как вы догадались, оказалось Дивеево.
Перед смертью Александра обратилась с просьбой о попечительстве над монахинями к старцу соседнего мужского монастыря в Саровской пустыни. Тот ответил, что он уже стар, и порекомендовал ей молодого иеродиакона Серафима. Тот согласился. Любопытно, что попечительство Серафим осуществлял дистанционно и был в Дивеево всего лишь раз. Он говорил братии, что после смерти его тело будет покоиться в Дивеевском монастыре. Так и случилось. Ныне мощи преподобного Серафима Саровского находятся в Троицком соборе Дивеевского монастыря и к ним открыт доступ паломников.
Всего в Дивеево четыре величественных собора (Казанский, Троицкий, Преображенский и Благовещенский) и множество церквей и часовен. В монастыре обитает порядка 500 насельниц и ежегодно его посещает свыше четырехсот тысяч паломников и туристов.
Столица Чувашской республики — интересный волжский город с полумиллионным населением и своим национальным колоритом.
По данным археологических раскопок, на месте впадения в Волгу речки Чебоксарки еще в XIII веке существовало булгаро-чувашское поселение. В 1555 году, после вхождения этих земель в состав Русского царства, тут был возведен деревянный Кремль. Позже, после крупного пожара, уничтожившего почти весь деревянный город, построили первое сооружение из камня – Введенский собор (сохранился до наших дней). С середины XVII столетия в Чебоксарах понемногу развивается каменное строительство – домов, усадеб, церквей…
Крупным промышленным и административным центром город стал в советские времена, после того как в 1920-м году была учреждена Чувашская автономия, а Чебоксары стали ее столицей.
Заметно изменило облик города строительство (с конца 60-х по 80-е годы прошлого века) Чебоксарской ГЭС. Уровень Волги при этом заметно повысился, и часть береговой полосы, где стояли исторические здания, ушла под воду. В устье реки Чебоксарки образовался широкий Чебоксарский залив, который в наши дни стал украшением столицы Чувашии. Мы в городе были всего один вечер и успели погулять в основном по периметру залива, но это пространство включает в себя многое из того, что стоит посмотреть в Чебоксарах.
Улицу Константина Иванова, Успенскую церковь, Троицкий монастырь, Московскую набережную, сквер К. Иванова, Художественный музей, Введенский собор, набережную Волги, памятник Матери-покровительнице, пешеходный мост через Чебоксарский залив, Воскресенскую церковь, национальный драмтеатр и неожиданный памятник Маленькому принцу (из книжки Экзюпери) на пешеходном бульваре купца Ефремова и тут же вполне логичные памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову (Ося и Киса точно были в Чебоксарах. В XXXV главе «Двенадцати стульев» Бендер говорил: «Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар до 7704 человек. Это будет очень эффектно…»).
Выезжаем из Чистополя и берем курс на Казань, до которой отсюда 130 км. Самым интересным на маршруте будет мост через Каму — вернее, мостовой переход через эту широченную реку между поселком Алексеевское и селом Сорочьи Горы. Это поистине гигантское сооружение!
Общая протяженность мостового перехода через Каму составляет 13 967 метров и включает в себя предмостовую эстакаду длиной 275 метров, мосты через речки Курналка (70 метров), Архаровка (550 метров) и Каму (1608 метров). Этот мост является стратегической частью автодороги Р239 и евразийского транспортного коридора «Европа – Западный Китай».
Ну а в самой Казани не бывал, наверное, только ленивый (что уж говорить о нас, бывали многажды). На этот раз мы решили устроиться на ночевку не в традиционном центре, а «чуть сбоку» — на берегу озера Кабан (точнее, Нижний Кабан), в Старо-Татарской слободе. Это интереснейший район города с десятками памятников историко-культурного наследия. Тут представлена самобытная, национальная и ярко-лубочная Казань.
Появился этот район после завоевания города в 1552 году Иваном Грозным. Сюда выселяли татар, неугодных царевой власти. Так тут стали обживаться деятели культуры, промышленники и купцы. Со временем слобода превратилась, как мы бы сегодня сказали, в «престижный район». Статус архитектурно-исторической заповедной территории Старо-Татарская слобода получила в 1992 году. Позже, в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Казани и проведению Универсиады, тут была проведена заметная реставрация исторических памятников и расширение ресторанно-гостиничных площадей этого района Казани.
Прогулку по достопримечательностями Старо-Татарской слободы начнем с набережной озера Кабан. Отсюда открываются интересные панорамы противоположного берега Казани и красивый вид на драмтеатр Камала.
На улице Марджани вдоль берега Кабана сохранились здания татарской архитектуры. Свернув направо на улицу Сафьян, выйдем на другую историческую улицу Старо-Татарской слободы, ныне пешеходную, – Каюма Насыри. Пройдемся по ней в обратном направлении, рассматривая старинные казанские мечети – Апанаевскую и Марджани. Поснимаем у жанровой скульптуры «Окно в Казань» и свернем налево, на улицу Карима. Здесь видим Дом Юнусовых-Апанаевых (особняк строился семьей Юнусовых, а позже был продан Апанаевым). Сегодня тут располагается поликлиника.
Поистине сказочное здание – Дом Шамиля, который был построен купцом Апаковым как подарок дочери на свадьбу. В 18 лет она вышла замуж за сына знаменитого предводителя кавказских горцев имама Шамиля. В советские годы это был жилой дом, а позже – музей национального поэта Тукая.
Конечно, Кремль. Прогуляться по улице Кремлевской до площади Свободы к оперному театру Джалиля, спуститься на кольцо и пройтись по пешеходной улице Баумана с колокольней Богоявленского собора, подняться вверх по Астрономической к зданиям Казанского университета, в котором учились Владимир Ленин и Лев Толстой, а ректором некогда был математик Николай Лобачевский (да-да, тот самый, что создал неевклидову геометрию).
Из Лениногорска едем в Казань (300 км), проездом через Чистополь — 60-тысячный город на берегу Куйбышевского водохранилища на Каме. Он располагается в 170 км к северо-западу от Лениногорска. В советские времена Чистополь был известен прежде всего своим часовым заводом, выпускавшим часы марки «Командирские» в разнообразных модификациях. Впрочем, он и сейчас их выпускает.
Чистополь заинтересовал званием «музея-заповедника под открытым небом». Сразу скажем, что до этого титула город немного не дотягивает (многие исторические здания Чистополя находятся в плачевном состоянии, да и сам он недостаточно ухожен и опрятен). Хотя и обладает всем необходимым потенциалом — Чистополь вполне мог бы составить конкуренцию как объект массового туризма соседней по Каме Елабуге.
Легенда гласит, что первыми поселенцами тут были волжские татары, беглые и крепостные крестьяне, создавшие тут вольное поселение. Однако в начале XVIII века они были выселены властями, а село сожжено — осталось лишь чистое поле. Избежавшие ссылки крестьяне вновь отстроили свои дома.
Поселение развивалось и к 1761 году насчитывало свыше 1000 человек. В 1781 году указом Екатерины II селу Чистое Поле был присвоен статус уездного города Чистополя, с учреждением собственного герба.
До 1917 года город был вторым по статусу в Казанской губернии (после самой Казани). В годы войны в 1941 г. сюда были эвакуированы члены Союза писателей СССР, в том числе и поэты Николай Асеев, Михаил Исаковский, Арсений Тарковский, писатели Александр Фадеев и Борис Пастернак. 25-26 августа 1941 года приезжала сюда и поэтесса Марина Цветаева. Получив отказ от места посудомойки в писательской столовой, она вернулась в соседнюю Елабугу, где и покончила с жизнью…
Конечно, музеи (на центральной улице Карла Маркса их пять). А на улице Ленина, 81, есть Мемориальный музей Бориса Пастернака. Он размещается в бывшем купеческом особнячке, где в годы военной эвакуации жила семья писателя. Аскетичный интерьер дополнен аутентичными предметами тех времен. В экспозиции есть книги, фото, черновики и рукописи.
Из Болгара до Лениногорска можно добраться двумя различными маршрутами дорог местного значения: северной дугой через райцентр Алексеевское, или южной – через райцентр Черемшан. И так, и эдак получается порядка 310 км, но северной дугой дороги получше. Ею мы и поехали.
О том, что начались нефтяные юго-восточные территории Татарстана, подсказали мелькающие за окном нефтяные качалки, похожие на богомолов, которые денно и нощно бьют нескончаемые поклоны земле, выкачивая из ее недр остатки местного черного золота. Изменился и ландшафт. Это уже Предуралье, и степи здесь начинают морщиться складками холмов.
Город нефтяников Лениногорск уютно вписался в лесистые холмы Бугульминско-Белебеевской возвышенности Приуралья. Он расположен на юго-востоке Татарстана, в трехстах километрах от Казани и в тысяче — к востоку от Москвы. Население порядка 60 тысяч человек.
Археологические раскопки показывают, что люди в этих местах жили с палеолита. Ближе к нашим временам до XVII века территория современного Лениногорска входила в состав Ногайской Орды и была населена тюркскими кочевниками, а столетие спустя отставные солдаты (русского и польского происхождения) и казаки основали тут Письмянскую слободу, которая впоследствии стала называться Ясачной Письмянкой, а позже — Старой Письмянкой.
Современное строительство началось на этом месте после того, как под боком Старой Письмянки, близ села Тимяшево (Ромашкино), в 1948 году забил фонтан девонской нефти, положивший начало разработке уникального по запасам Ромашкинского месторождения.
Лениногорск неоднократно был удостоен звания одного из самых зеленых городов России. Что неудивительно — он буквально утопает в зелени. Прекрасен его лесопарк (как водится, имени Горького) – естественный лесной массив на крутых холмах. С удовольствием обошли-объехали центр города, его улицы и бульвары, каскад благоустроенных прудов и парковую зону Мэхэббэт, осмотрели мечеть Ихлас. Лениногорск хорош и сегодня, но необходимы вложения в туристическую инфраструктуру и гостиничную сеть (мы, к примеру, останавливались в гостеприимном частном доме).
Если есть время, в Лениногорском районе нужно обязательно посетить современный и, поверьте, очень интересный Музей нефти в селе Шугурово. Он свободно расположился под открытым небом на склоне горы Шандор-тау, где еще в XIX веке первыми поисками нефти в этих краях занимался американец венгерского происхождения Ласло Шандор, геолог, химик и предприниматель. До нефтеносных пластов американец тогда добуриться не смог, но организовал у подножия горы, нынче носящей его имя (Шандор-тау), производство битума
От Мороскино до Болгара добирались, комбинируя движение по дорогам местного значения, трассе М7, платной автостраде М12 и вновь по второстепенным дорогам. Получилось 420 км. На маршруте временами шел дождь, но Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник встретил нас ярким закатным солнцем.
Исторические перипетии и время потрепало местные древности нещадно. Болгар был столицей исчезнувших государств — Волжской Булгарии и Золотой Орды. Именно здесь в 922 году официально приняли ислам волжские булгары — предки казанских татар. В 2014 году Болгарское городище было включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Соборная мечеть Болгара XIII века за прошедшие столетия была практически полностью разрушена. До момента начала реставрации дошли лишь руины ее стен, башен и минарета. Минарет восстановлен, а руины приведены в пристойный вид, позволяющий ощутить солидный возраст города. Впрочем, архитектурной доминантой на фоне руин соборной мечети и ее восстановленного минарета нынче является… православная Успенская церковь. Она моложе ее мусульманского окружения лет на пятьсот (была построена в XVIII веке), но тоже сохраняется как памятник истории, хоть и гораздо более поздней эпохи.
Ханский дворец Болгара впервые упоминается в XIII веке. В XV веке он был разграблен и уничтожен. Его руины обнаружили только в середине 1950-х годов. Сегодня на месте раскопа стоит павильон, в котором можно увидеть то немногое, что осталось от главного дворца столицы Волжской Булгарии.
Музей-заповедник в целом является самым северным памятником средневекового мусульманского зодчества середины XIII-XIV веков. В XIII веке здесь была ставка Бату-хана и Улуса Джучи, тут чеканились первые золотоордынские монеты. Булгарское городище помнит и средневекового поэта Кул-Гали, и Бату-хана, и значительно позже — Петра I, Екатерину II, Державина, Пушкина, художников Шишкина и Саврасова, татарского поэта Тукая – все они бывали здесь.
Памятный знак «Принятие ислама» (это современное здание с золоченым куполом, стилизованное «а-ля Восток») интересно тем, что в нем хранится самый большой в мире Коран (размером полтора на два метра и весом 800 кг), здесь же представлена и одна из самых маленьких копий священной книги.
В музее болгарской цивилизации вы узнаете, какие перипетии забросили волжских булгар за пару тысяч километров от своих братьев балканских болгар и почему, в отличие от них, булгары избрали своей религией ислам.
Здешняя Белая мечеть (Ак мячет) построена на заметном отдалении от упомянутых объектов, но настолько изящна и красива (особенно ночью, когда мы до нее добрались на машине), что ее сравнивают с индийским Тадж-Махалом.
Мороскино — это деревня в Горномарийском районе республики Марий Эл всего в сорока километрах от Козьмодемьянска. Мы заехали сюда познакомиться с художником-акварелистом Сергеем Алдушкиным.
Алдушкину, похоже, на роду было написано стать художником, поскольку рисованием увлекались и его отец, и брат. Сергей Сергеевич пошел в роду дальше всех: закончил известную Суриковку — Московский Государственный художественный институт. Вполне мог остаться и жить в Москве, но не променял столицу на родную деревню. Вернулся в Мороскино, где создал настоящий центр искусства. Родительский дом превратил в музей горномарийского быта и небольшую выставку картин, построил большой Дом творчества, украсил затейливой резьбой бытовые постройки. Даже поленница дров в его хозяйстве смотрится как арт-объект.
Живописные работы Алдушкина пользуются успехом среди знатоков. Его акварели есть в коллекциях Марийского музея изобразительных искусств, Музея пейзажа в Плёсе, Музея-заповедника Поленова, городских музеях Коломны, Сарова и Козьмодемьянска, в коллекциях Валаамского монастыря, Троице-Сергиевой Лавры, в частных собраниях за рубежом, а также у известных федеральных политиков и маститых кинорежиссеров в России.
— Я работаю от души и для души, и делаю только то, что люблю, — говорит Сергей Алдушкин. Собственно, это и есть то, что делает любого человека счастливым, а жизнь наполняет смыслом.
К Алдушкину каждое лето с удовольствием приезжают на пленэры столичные коллеги и начинающие художники – на мастер-классы. Для них он оборудовал при своем Доме творчества летнюю кухню и небольшие комнатки-купе. Мы ночевали в них (спасибо хозяину за гостеприимство).
От Нижнего до Козьмодемьянска всего 250 км. Едем 210 км по трассе М7 (до поворота на чувашское село Москакасы) и, съехав с нее, еще 40 км до места.
Козьмодемьянск был основан, как крепость в 1583 году на высоком правом берегу Волги. Назван в честь святых Космы и Дамиана (в простонародье Козьмы и Демьяна). Сегодня это городок с двадцатитысячным населением, культурная и административная столицей Горномарийского района Марий Эл. Коренное население республики делится на горномарийцев и луговых мари. Язык горных мари заметно отличается от луговых, и потому государственных языков в небольшой Марий Эл целых три: луговомарийский, горномарийский и, конечно, русский.
Нас в этом городке интересуют, прежде всего, местные памятники деревянного зодчества и Марийский этнографический музей. Он был создан относительно недавно – в 1983 году к 400-летию Козьмодемьянска, но успел стать настоящей визитной карточкой городка. На его огромной территории под открытым небом представлены: действующая деревянная шатровая красавица-мельница, жилая изба, амбар, кузница, бани (по-чёрному и по-белому), колодец-журавль, шалаш, высокие качели, плетёные заборы.
Музей настолько большой и интересный, что вы наверняка проголодаетесь и захотите перекусить. В паре заведений вы сможете отведать, например, «подкогыльо» (местные вареники с разнообразной, в том числе, и мясной начинкой). А вообще в марийской кухне немало интересных блюд. Это и трехэтажные блины «коман мелна», и круглый мясной пирог «кыравец», и множество супов, каш и блюд из рыбы, мяса домашних и диких животных и птиц, грибов и лесных ягод.
В городе несколько храмов, самый красивый из них — Собор Смоленской Божьей Матери.
Обязательно загляните в Музей купеческого быта в старинном особняке, построенном в 1897 году купцом и лесопромышленником Александром Шишокиным, где сохранились изразцовые печи-голландки, лепнина на потолках, оригинальный дубовый паркет, собраны мебель и предметы быта конца XIX — начала XX века.
Есть еще несколько музеев: художественно-исторический, Дом морёного дуба и, конечно, Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера, поскольку прототипом литературных Васюков из романа Ильфа и Петрова является Козьмодемьянск.
Гороховец — один из старейших городов Владимирской области. Был основан князем Андреем Боголюбским еще в 1168 году как юго-восточный форпост Владимиро-Суздальского княжества. Есть разные версии происхождения названия городка: то ли от сказочного Царя Гороха, то ли от выражения «ховаться (прятаться) на горе».
В конце XVII – начале XVIII веков Гороховец расцвел как торговый и ремесленный центр на судоходной Клязьме. А в 1892 году тут был основан судостроительный завод, который выпускал речные буксирные пароходы и баржи. Сегодня городок является райцентром Владимирской области с населением около 13 тысяч человек.
Мы притормозили на полчасика у нарядного теремка, который стоит прямо на трассе М7 (ул. Московская, 43), с правой стороны по пути в Нижний Новгород. Мимо не проедешь. Этот шедевр деревянного зодчества начала XX века можно считать визитной карточкой Гороховца. Бревенчатый особняк промышленника-судостроителя Шорина (сегодня Дом творчества и ремесел) действительно похож на сказочный терем с двумя башнями. Обратите внимание на уникальную правую башенку, сложенную из идеально гнутых по кругу (видимо, под горячим паром) толстых бревен. Обязательно обойдите дом — на заднем дворе его есть забавные деревянные скульптуры, в том числе, и упомянутого Царя Гороха.
Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь XVII века на Пужаловой горе. Это лучшая смотровая площадка с панорамным видом на городок, Клязьму и окрестности.
В Гороховце хорошо сохранились храмы и семь уникальных каменных купеческих домов конца XVII – начала XVIII века: дом Ершова (Сапожникова), где сейчас располагается местный историко-архитектурный музей, а также дома Опарина, Канонникова, Ершова (Судоплатова), Ширяева, Турулова и Воронина.
Оставшиеся 90 км от Гороховца до улицы Почаинский овраг рядом с Кремлем Нижнего Новгорода проехали быстро. Нижегородский кремль вот уже пять веков величаво наблюдает со своего крутого высоченного холма, как под ним Ока впадает в Волгу. Но вообще Нижний был основан заметно раньше. Ещё в 1221 году великий князь Владимирский Юрий Всеволодович поставил тут пограничную крепость и нарёк её «Нов град».
А кремль был построен в начале XVI века. В его Михайло-Архангельском соборе (старейшем из сохранившихся внутри кремля зданий) захоронен Кузьма Минин. К 800-летию Нижнего тут была воссоздана колокольня Спасо-Преображенского собора, восстановлена церковь св. Симеона Столпника.
На территории кремля под открытым небом представлена военная техника периода Великой Отечественной, выпускавшаяся местными заводами: танки, зенитки, автомобили, противотанковые орудия, минометы.
Высота кремлевских стен местами достигает 22 м, толщина – 4,5 м, а длина по окружности составляет больше 2 км (говорят, это самый большой маршрут среди всех кремлей России). Собираясь сюда на прогулку, надевайте удобную обувь, будьте готовы к большим перепадам высот и не забудьте полюбоваться с высоты кремля на изумительной красоты закаты Нижнего Новгорода. Не зря его называют «столицей закатов России».
Покровку — так нижегородцы называют Большую Покровскую – основную пешеходную улицу города со множеством ресторанов, кафе и сувенирных лавок.
Прогуляйтесь еще по одной из чудесных исторических улиц Нижнего Новгорода – Рождественской. Тут хорошо сохранились купеческие дома, торговые и доходные здания. Много кафе, ресторанов и баров. Дойдите по ней до удивительно красивой Рождественской церкви (Собора Пресвятой Богородицы), построенной в барочном стиле еще в петровские времена. Обратите внимание на флажок-флюгер под крестом колокольни – это дань морской тематике в петровскую эпоху.
От Рождественской церкви можно подняться вверх по крутому склону к парку 800-летия Нижнего Новгорода, откуда также открываются шикарные виды на панораму города, Оку (слева) и Волгу (справа).
Завод «Москвич» – легендарное автопредприятие, ведущее свою историю с принятия в 1927 г. Советом народных комиссаров РСФСР постановления о строительстве автозавода на территории Москвы. Первые легковые машины Московского автосборочного завода имени КИМ (Коммунистического Интернационала молодежи) сошли с его конвейера в ноябре 1930 года. Поначалу это были легковушки Ford А и Ford АА, собранные по технологии «отверточной сборки» из американских комплектующих, а чуть позже – ГАЗ-А и ГАЗ-АА – уже из советских комплектующих, сделанных в Горьком. За свой век (а через три года «Москвич» отметит столетие) завод еще не раз менял название, сейчас это АО «Московский автомобильный завод «Москвич».