Если вы, как и мы, любите провести недельку за рулем и заодно увидеть новые места, ничего в этом сложного нет. Составьте маршрут, забронируйте гостиницы – и в путь!
…Выехали не очень рано, а планировали в первый день добраться засветло до Нижнего Новгорода. Потому были сомнения, заезжать ли по дороге во Владимир, в котором бывали до того не раз, или объехать его по окружной. Традиционных московских пробок на выезде на трассу М7 мы счастливо избежали (да и сама она была вполне свободна), что позволило быстро промчать 180 км до «столицы Великого княжества Владимирского» и выкроить время на осмотр любопытных улочек в центре, где забавные современные памятники прекрасно вписались в исторический квартал города.
Едем дальше и через 160 км к востоку от Владимира, ближе к границе с Нижегородской областью, проезжаем Гороховец, один из древнейших городов Владимирской области (основан в 1168 году). Ныне это милый патриархальный райцентр с населением под 13 тыс. человек, известный своими памятниками деревянного зодчества и монастырями, а некогда восточный форпост Владимирской, а потом и Московской Руси, крепость на высокой горе над Клязьмой.
Есть версия, что и название города произошло не от «гороха», а от «ховаться (прятаться) на горе». Позже Гороховец стал ремесленным и торговым центром. Поскольку город стоит на судоходной Клязьме, здесь было развито судостроение.
Остановились попить чайку из термоса у теремка «Дом Шорина». Он является визитной карточкой города и расположен справа прямо на трассе М7 (ул. Московская, 43), мимо не проедешь.
Посмотрели: дом предпринимателя и судостроителя Ивана Александровича Шорина (сегодня Дом творчества и ремесел), похожий на сказочный терем, – причудливый образец гороховецкого деревянного зодчества конца XIX-начала XX веков, в котором изящно переплелись русский стиль и модерн. Терем имеет две башни, квадратную и круглую. Обратите внимание на уникальную правую башенку, сложенную из идеально гнутых по кругу (неведомым способом, видимо, под горячим паром) толстых бревен. Невероятно, как это удалось местным мастерам!
Гостиницу мы забронировали под самым Кремлем, в Почаинском овраге. Заинтересовались, что за название? Оказалось, тут впадала в Волгу речка Почайна. В Тайницкой башне Нижегородского кремля был даже тайный лаз, чтобы при осаде, можно было спуститься набрать воды в Почайне. Еще в XIX веке речку убрали в подземную каменную трубу. Теперь о ней напоминают только названия нескольких улиц: Почаинская, Почаинский бульвар и Почаинский Овраг.
Вот со дна этого «оврага» мы и полезли на штурм высокого и крутого кремлевского холма. Успели до темноты осмотреть его территорию и полюбоваться с высоты кремля на изумительной красоты закат. Поужинали уже в ночи, а потом прошлись по уютной Рождественской улице, тянущейся параллельно берегам Оки и Волги.
Посмотрели: Нижегородский кремль. Построен в начале XVI века. Протяженность стен по окружности – больше 2 км, высота стен – от 12 до 22 м (!), толщина – местами до 4,5 м.
В Кремле 5 ворот и 13 башен. В нескольких башнях расположены музейные экспозиции, в которых мы, увы, не побывали (уже были закрыты).
Михайло-Архангельский собор – старейшее из сохранившихся внутри кремля зданий. В нем находится могила Кузьмы Минина.
К 800-летию Нижнего была восстановлена церковь святого Симеона Столпника, воссоздана колокольня Спасо-Преображенского собора на территории кремля и расширена экспозиция мемориала «Горьковчане – фронту», где под открытым небом представлена военная техника периода Великой Отечественной, выпускавшаяся местными заводами: танки, зенитки, противотанковые орудия, минометы, автомобили.
Прошли по одной из чудесных исторических улиц Нижнего Новгорода – Рождественской. Названа в честь Рождественской церкви (Собора Пресвятой Богородицы), построенной на рубеже XVII-XVIII веков в барочном стиле. Тут хорошо сохранились торговые и доходные здания, купеческие дома.
Рано утром едем 360 км из Нижнего в село Свияжск. Нынче это образцовый историко-архитектурный и природно-ландшафтный памятник. Расположен на острове в Зеленодольском районе Татарстана. Проживает здесь всего две с половиной сотни человек. Мы останавливаемся в мини-отеле, представляющем собой упакованную всем необходимым квартиру в современном одноэтажном доме.
История появления Свияжска такова. Молодой Иван Грозный после двух неудачных попыток взятия Казани решил поставить в тридцати верстах от нее форпост для осады города. В 1551 году в Угличе была срублена крепость. Дальше ее разобрали по бревнышку, сплавили вниз по Волге, и вновь собрали в устье Свияги. Через год после основания этой крепости Казань была взята. Свияжск стал первым православным городом в Среднем Поволжье.
Музей-заповедник здесь был создан постановлением кабмина республики в 2009 году, а с 2010 года на острове началась масштабная работа, включающая реставрацию и реконструкцию исторических достопримечательностей, строительство новых объектов культуры, инфраструктуры, и обновление жилфонда Свияжска. В 2017 году комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО включил Свияжский Успенский монастырь в Список всемирного наследия.
Посмотрели: музей истории Свияжска, мужской Богородице-Успенский монастырь, женский Иоанно-Предтеченский монастырь и собор Богоматери Всех Скорбящих Радости на его территории, Троицкую церковь. Полюбовались на просторы Свияги. С любой прибрежной точки острова-града открываются изумительные виды на окрестности.
Нам предстоит проехать очередные 370 км до Бугульминско-Белебеевской возвышенности Приуралья, а конкретно – до города Лениногорска. Это самая восточная точка нашего автопробега. Запланировали, что едем без остановок, однако уже через 30 км трассы, заметив указатель «Иннополис», спонтанно решили осмотреть городок айтишников. Вспомнили, что тут живет и работает наш приятель Роберт Талипов. Он и стал нашим гидом по молодой «кремниевой долине».
Иннополис расположен в Верхнеуслонском районе, в 40 километрах от Казани, напротив Свияжска (по прямой через Свиягу тут не больше 6 км). Это один из трех наукоградов РФ (наряду с подмосковным Сколково и новосибирским Кольцово). Основан в 2012 году. Иннополис – один из немногих построенных с нуля городов постсоветской России, создан для развития инновационных технологий. Сейчас в нем проживает около 8000 человек, а в перспективе будет 50 000. Изначальный план города разработало архитектурно-планировочное бюро RSP Architects Planners & Engineers под руководством бывшего главного архитектора Сингапура Лю Тай Кера.
Городок произвел сильное впечатление даже на нас, тертых москвичей. Архитектура и интерьеры – шик-блеск-красота! По улицам туда-сюда снуют роботы-доставщики и беспилотные такси Яндекса (последние пока в тестовом режиме, с оператором на пассажирском сидении).
Посмотрели: «цилиндр» технопарка имени Попова, где трудятся представители высокотехнологичных брендов, футуристический университет Иннополиса, спортивный комплекс, здания жилой зоны. Посидели в кафе, которым заправляет натуральный итальянец (женатый на местной даме), поделились с ним своим скудным словарным запасом на его родном языке.
О том, что начались нефтяные края, можно догадаться по мелькающим за окном нефтяным качалкам, которые денно и нощно бьют нескончаемые поклоны, выкачивая из недр остатки местного черного золота.
Городок нефтяников Лениногорск уютно вписался в лесистые холмы Бугульминско-Белебеевской возвышенности Приуралья. Он расположен на юго-востоке Татарстана, в трехстах километрах от Казани. Население – чуть более 60 тыс. человек. Статус города получил в 1955 году. Его строительство началось на этом месте после того как близ села Тимяшево (Ромашкино) в 1948 году забил фонтан девонской нефти, положивший начало разработке уникального по запасам Ромашкинского месторождения.
А первыми поисками нефти в этих краях еще в XIX веке занимался американец венгерского происхождения Ласло Шандор, геолог, химик и предприниматель. До нефтеносных пластов он не добурился, но организовал у подножия горы, нынче носящей его имя (Шандор-тау), производство битума. Сегодня в селе Шугурово Лениногорского района, где находился тот битумный завод, открыт шикарный Музей нефти.
Посмотрели: центр города, лесопарк, каскад благоустроенных прудов и парковую зону Мухэббэт, мечеть Ихлас, храм Святой Троицы. Также посетили в Лениногорском районе мемориальный комплекс Габдрахима аль-Булгари в селе Тимяшево, осмотрели там же стелу «Скважина № 3», сёла Сугушла и Шугурово, санаторий Бакирово (местный «Пятигорск» с грязелечебницей и источником минеральной воды). Приютил нас в Лениногорске в своем доме и окружил гостеприимством Равиль Ахметзянов (за что ему еще раз «зур рахмат» – то бишь, большое спасибо!
Альметьевск раскинулся у нас на пути в Елабугу, и грех было не остановиться в нем на полчасика, чтобы составить хотя бы поверхностное представление о 160-тысячном центре Альметьевско-Бугульминско-Лениногорской агломерации. Город нефтяников находится в 39 км от Лениногорска и в 249 км от Казани. Первое упоминание о селе Альметьево зафиксировано триста лет назад. А статус города Альметьевск получил семьдесят лет назад, в 1953 году. Город богатый. Тут все «пахнет нефтью» и большими деньгами.
Посмотрели: центральную часть города, мечеть имени Ризы Фахретдина, Казанский собор, ДК «Нефтьче», памятник нефтяникам, здание ПАО «Татнефть».
Наша дорога от Лениногорска до Елабуги с заездом в Альметьевск составила около 200 км. Расстояние небольшое и к обеду мы уже были в городе с тысячелетней историей (волжские булгары основали здесь первое поселение не позднее 1007 года). Население Елабуги около 75 тысяч жителей. Город стоит на высоком правом берегу Камы.
С Елабугой тесно связаны имена таких знаменитостей, как героиня Отечественной войны 1812 года кавалерист-девица Надежда Дурова, живописец Иван Шишкин, академик Владимир Бехтерев. Но у большинства Елабуга ассоциируется с поэтессой Мариной Цветаевой, хотя она прожила здесь с сыном в эвакуации всего 11 дней августа 1941-го, на три из которых уезжала в Чистополь. И здесь же покончила с собой…
В Елабуге создан мемориальный комплекс поэтессы, включающий дом, в котором она снимала угол у семьи Бродельщиковых, литературный музей ее имени и площадь Марины Цветаевой с бюстом в центре белой ротонды. Место ее захоронения на местном Петропавловском кладбище утеряно. В 1960 году в Елабуге была Анастасия Цветаева, сестра Марины Ивановны. На свободном месте она установила крест с надписью: «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». Позже крест заменили на гранитную плиту, но точное место захоронения до сих пор неизвестно.
Посмотрели: центральную часть города, купеческие особняки, здание Епархиального женского училища (ныне – филиал КФУ), дом-музей И. И. Шишкина, музей-усадьбу кавалерист-девицы Дуровой, дом памяти Марины Цветаевой на Малой Покровской улице, Петропавловское кладбище, кафедральный собор во имя Спаса Нерукотворного образа, Покровский собор, Елабужское (Чертово) городище с памятником эмиру Ибрагиму I, Булгарской башней и смотровой площадкой.
Синерь – живописная деревенька в Кукморском районе Татарстана, входящая в состав Починок-Кучуковского сельского поселения. Основана она была, как пишут, не позднее 1678 года, а название ее произошло от марийского «ший энер», что означает «серебристая речка» (на берегу которой она уютно и расположилась).
Проживает в деревеньке до 29 человек (а с нами на одну ночь стало аж 31). Заехали мы сюда не просто так, а к нашей доброй знакомой Ольге Санниковой. Сама она, вообще-то, москвичка с 1990 года, но в последние годы вместе со своими дружными родственниками (и отчасти с помощью республиканских грантов) основала в родовой деревне на «Земле Санниковых» Музейно-этнографический комплекс «Марийская усадьба начала ХХ века». Жители округи также помогали при строительстве и сборе экспозиции музея: несли старинные инструменты, предметы быта и национальные костюмы. Экспозиция музея постоянно пополняется предметами марийского прикладного искусства, аутентичным сельхозинвентарем и разнообразными экспонатами. Для потенциальных туристов в Синери есть современный гостевой дом со всеми удобствами.
Посмотрели: музейно-этнографический комплекс «Марийская усадьба начала ХХ-го века», сохранившийся с екатерининских времен фрагмент булыжной мостовой, восстановленную часовню и гостевой дом с апартаментами для размещения посетителей музейно-этнографического комплекса.
Синерь находится всего в 16 км от Кукмора, и мы посчитали, грешно не заехать в этот райцентр. Статус города он получил буквально шесть лет назад, а проживает здесь под двадцать тысяч жителей. Работящий Кукморский район вносит свою заметную долю в процветание Предкамской экономической зоны республики.
Еще в начале XVII века тут были найдены залежи медных руд, а столетие спустя, в 1741 году, казанский купец Семен Иноземцев поставил медеплавильный завод (производительностью до 1600 пудов в год).
А еще Кукмор можно по праву назвать столицей российских валенок. В 1870 году братья Комаровы основали тут валяльно-обувную фабрику. Позже появились фабрики купцов Вавилова и Родыгина. При царе, говорят, здесь валяли треть всей зимней обувки в империи. После революции фабрики были национализированы, но производство валенок сохранилось и по сей день. Также Кукмор широко известен своими высококачественными сковородками и прочей посудой из алюминия с защитным покрытием, выпускаемой под брендом Kukmara.
Посмотрели: центр городка, набережную реки Нурминки, Первую соборную мечеть, Петропавловскую церковь, Кукморский краеведческий музей, фирменные магазины «Кукморские валенки» и «Kukmara» (где кой-чего прикупили, чтоб порадовать домашних).
От Кукмора до Казани всего 150 км и потому выехали мы, не торопясь, во второй половине дня, чтобы к вечеру поселиться в центре красавицы-столицы Татарстана. Особых планов увидеть в ней что-то новое не было, поскольку оба хорошо знаем Казань. Просто бесцельно прошлись вечером километров пять по ухоженному туристическому центру города, нагуляли аппетит, поужинали и легли спать, чтобы следующим утром стартовать в соседнюю Марийскую республику.
Тем же, кто до сих пор ни разу не был в Казани, советуем приехать сюда как минимум на два-три дня. А еще лучше прислушаться к совету из старой песни студентов Казанского авиационного института: «Приезжайте к нам когда-нибудь на целый год. Много вам хорошего Казань моя споёт. Бросит вам под ноги отраженье фонарей. Приезжайте, что там говорить, скорей!»
Посмотрели: улицы Айвазовского, Ульянова-Ленина (после того как старший брат Владимира Ульянова Александр организовал попытку покушения на жизнь царя Александра III и был повешен, жизнь семьи Ульяновых в Симбирске стала невыносимой, и его мать с шестью детьми перебралась в Казань, где снимала жилье в разных местах, в том числе и на этой улице, которая тогда называлась Первой горой), спустились к центру города мимо здания Казанского финансово-экономического института по улице Бутлерова, прошлись по пешеходной улице Баумана с колокольней Богоявленского собора, поднялись вверх по Астрономической к зданиям Казанского университета на Кремлевской, погуляли по Университетской, Пушкина, Горького и по Лядскому саду.
Национальный парк Марий Чодра (в переводе – «Марийский лес») располагается вдоль дороги А295 на территориях Волжского, Звениговского и Моркинского районов республики Марий Эл. Всего в 70 км от столицы соседнего Татарстана. То есть, добрались мы туда быстро. На месте нас уже поджидали приятели-казанцы. А вскоре подтянулись и друзья из Камских Полян.
Здесь в лесу, на границе нацпарка, провели больше суток. Погодка выдалась прохладная, но для того мы и брали с собой теплую одежду, спальники и палатки. Пообщались с друзьями, полюбовались на озеро Кичиер и, накачав надувную лодчонку-байдарку, открыли сплавной сезон на волнах озера Мельничного.
Посмотрели: вышеуказанные озёра, флору и фауну марийских лесов – разнообразных пернатых, а также ужа, медянку и лося (скульптуру на повороте с трассы к санаторию «Кичиер»).
Представления многих россиян о Чебоксарах ограничиваются забавной цитатой из любимого советского мультика про крокодила Гену и его плюшевого приятеля. А, между тем, это интересный волжский город с полумиллионным населением и со своим национальным колоритом.
По данным археологических раскопок, на месте впадения в Волгу речки Чебоксарки, еще в XIII веке существовало булгаро-чувашское поселение. Оно потихоньку застраивалось и разрасталось. В 1555 году, после вхождения этих земель в состав Русского царства, тут был возведен деревянный Кремль. Позже, после крупного пожара, уничтожившего почти весь деревянный город, было возведено первое сооружение из камня – Введенский собор (сохранился до наших дней). С середины XVII столетия в Чебоксарах понемногу развивается каменное строительство – домов, усадеб, церквей… Крупным промышленным и административным центром город стал в советские времена, после того как в 1920-м году была учреждена Чувашская автономия, а Чебоксары стали ее столицей.
Заметно изменило облик города строительство (с конца 60-х по 80-е годы прошлого века) Чебоксарской ГЭС. Уровень Волги при этом заметно повысился и часть береговой полосы, где стояли исторические здания, ушла под воду. В устье реки Чебоксарки образовался широкий Чебоксарский залив, который в наши дни стал украшением столицы Чувашии. Мы в городе были всего один вечер и успели погулять в основном по периметру залива, но это пространство включает в себя большинство из того, что стоит посмотреть в Чебоксарах.
Посмотрели: центральную часть города, улицу Константина Иванова, Успенскую церковь, Троицкий монастырь, Московскую набережную, сквер К. Иванова, Художественный музей, Введенский собор, улицу Михаила Сеспеля, набережную Волги, памятник Матери-покровительнице, Чувашский государственный театр оперы и балета, пешеходный мост через Чебоксарский залив, Воскресенскую церковь, национальный драмтеатр и неожиданный памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову.
На обратному пути, как и запланировали, добрались из Чебоксар до северо-западной окраины Москвы без остановок, не считая заправок. Это был самый большой перегон в нашем путешествии – порядка 760 км. А всего по спидометру за поездку набежало под 2800 километров. И впечатлений – еще на столько же!
Текст: Рамиль ФАРЗУТДИНОВ,
Владимир СЛЕПКО
Фото: Рамиль ФАРЗУТДИНОВ
Верстка: Наталья ХЛАПОВА
Рамиль Фарзутдинов — автор идеи проекта, организатор автопробега, водитель с 34-летним стажем. Работает советником главного редактора «Комсомольской правды». Член Русского географического общества, редактор географических книг, администратор и участник более трех десятков сплавных экспедиций «Комсомольской правды» по Хабаровскому, Приморскому, Красноярскому краям, Магаданской области и Якутии, экспедиций на Урале, Камчатке и островам Большой Курильской гряды, а также автопробегов по Европейской части РФ и Дальнему Востоку.
Владимир Слепко — штурман автопробега, водитель с 36-летним стажем. Работает в Бюро проверки «Комсомольской правды». Участник четырех автопробегов по Европейской части РФ.
О МОСКВИЧЕ 6: КОМФОРТ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ И УДОБСТВО ДЛЯ ПАССАЖИРОВ
В нашей машине вертикальный дисплей с диагональю 10,4 дюйма вписан в консоль, плавно переходящую в центральный тоннель. Часть функций сенсорного дисплея продублирована физическими кнопками под ним: обдув салона и лобового стекла, аварийка, подогрев заднего стекла и переключение режимов вождения. Остальной функционал – сенсорный.
В машине хватает электроники для парковки. Это и картинка, возникающая на дисплее, показывающая не только изображение с задней видеокамеры, но и «вид сверху». Есть и пищащий парктроник. Машина управляется легко, как говорится, «одним пальцем». На руле есть регулировка громкости радио и круиз-контроль. Правда, приятный на ощупь кожаный руль имеет регулировку по углу наклона, но, к сожалению, не регулируется по вылету. Впрочем, это особенного неудобства не доставляет, – за счет регулировок водительского сидения. К слову, сидения в Москвиче 6 эргономичные. После дневных перегонов спина совсем не чувствует усталости. А на задних пассажирских местах вполне просторно даже высоким людям.
О МОСКВИЧЕ 6: МАШИНА НА ДОРОГЕ
Передняя подвеска у нашей «ласточки» – независимая пружинная типа МакФерсон, задняя – независимая мультирычажная. Передние и задние тормоза – дисковые (передние – вентилируемые). Стояночный тормоз – электромеханический, с системой автоматического удержания. Тормоза держат мертво.
Все амортизаторы гидравлические, но подвеска не прощает и малейших ошибок, отчетливо реагируя на кочки. К «лежачим полицейским» нужно подъезжать со всем почтением, максимально сбросив скорость. С мелкими неровностями ходовая справляется, но надо следить за дорожным полотном, объезжая проблемные участки. Надо помнить, что у Москвича 6 длинная база и небольшой дорожный просвет (140 мм) и это все-таки не кроссовер, а городская машина. Хотя, отметим, при внимательной езде мы не скребли днищем даже на участках проселочных дорог.
Бесспорный плюс нового «Москвича» – его очень вместительный багажник объемом – 540 л, а при сложенных задних сиденьях становится больше втрое (1650 л). Сиденья в автомобиле складываются в ровный пол с багажником. Слона сюда вы, конечно, не впихнёте, но слонёнка – запросто! Во всяком случае, даже без складывания задних сидений, мы разместили в багажнике: надувную двухместную байдарку с веслами, большую палатку-трехместку, объемный короб с продуктами и походным скарбом, баулы с личными вещами, автопринадлежности, включая аптечку и огнетушитель. Под багажником хранится колесо-докатка, домкрат и баллонный ключ, и есть пустое пространство, куда также можно положить необходимые в пути мелочи.
МОСКВИЧ 6:
ГОТОВ К ДОЛГОМУ ПУТЕШЕСТВИЮ
Нам передали для тест-драйва Москвич 6 цвета «мокрый асфальт» в комплектации «Бизнес», с пробегом чуть больше 10000 км. Это 174-сильная «лошадка» с турбированным движком. Расположение двигателя – поперечное. Он работает в паре с шестиступенчатой роботизированной трансмиссией с двойным сцеплением. Движок малошумный и полностью соответствует экологическому стандарту Евро 5, имеет чугунный блок цилиндров. Мощности и динамики ему хватает – обгоны на трассе даются на машине легко.
В нашем авто бесключевой доступ, запуск двигателя с кнопки, 4 подушки безопасности; система кругового обзора с камерой заднего вида и задними парктрониками, антиблокировочная система (ABS) и система распределения тормозного усилия (EBD), система курсовой стабилизации (ESP), антипробуксовочная система (TCS), ассистент экстренного торможения (HBA), система помощи при старте на подъеме (HSA), подогрев передних сидений, люк с электроприводом.
Машина бесспорно красивая с приятными глазу пропорциями, изящными линиями, рельефными бортами и аэродинамичными обводами. Приземистая форма,напоминающая приготовившуюся к прыжку пантеру, с имитацией воздухозаборников на переднем бампере и парой выхлопных труб сзади придают внешнюю мощь. Светодиодная оптика (а каждая передняя фара – это 142 светодиода и 5 оптических линз) отлично освещает ночную дорогу.
В комплектации немало полезных мелочей. Есть два подлокотника: в ящике под передним сиденьем можно охлаждать напитки, в откидном подлокотнике в спинке заднего сидения – два подстаканника. Есть подстаканники и для водителя с передним пассажиром. Четыре USB-порта – по два спереди и сзади. Зеркала в солнцезащитных козырьках с подсветкой.
От Чебоксар до Дивеево выбранным нами маршрутом (со съездом после Моргаушей на «платку» М12) четыре с половиной часа езды. Дождь лил почти все 380 км пути. Он то стихал, то усиливался, но к Дивеево заметно распогодилось, и на небе появились голубые проталины. А при подъезде к святым местам выглянуло солнце и заиграло ярким светом на золотых куполах Серафимо-Дивеевского монастыря. Чем не чудо?
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь расположен на берегу реки Вичкинзы в большом селе Дивеево (население – около 7 тысяч человек), в 180 км от Нижнего Новгорода и 450 км от Москвы. Название села, основанного еще в 1559 году, по одной из версий пошло от ногайского мурзы Дивея, некогда владевшего этими землями.
В православии считается, что четыре места на земле Матерь Божия взяла под свое покровительство. Это так называемые «Уделы Богородицы»: Иверия (в Грузии), Афон (в Греции), Киево-Печерская Лавра и Дивеево.
Дивеевский монастырь основала во второй половине XVIII века матушка Александра из Киева, которой было видение Богородицы. Она наказала монашке обойти святые русские места и основать монашескую обитель там, где она подскажет. Местом таким, как вы догадались, оказалось Дивеево.
Перед смертью Александра обратилась с просьбой о попечительстве над монахинями к старцу соседнего мужского монастыря в Саровской пустыни. Тот ответил, что он уже стар, и порекомендовал ей молодого иеродиакона Серафима. Тот согласился. Любопытно, что попечительство Серафим осуществлял дистанционно и был в Дивеево всего лишь раз. Он говорил братии, что после смерти его тело будет покоиться в Дивеевском монастыре. Так и случилось. Ныне мощи преподобного Серафима Саровского находятся в Троицком соборе Дивеевского монастыря и к ним открыт доступ паломников.
Всего в Дивеево четыре величественных собора (Казанский, Троицкий, Преображенский и Благовещенский) и множество церквей и часовен. В монастыре обитает порядка 500 насельниц и ежегодно его посещает свыше четырехсот тысяч паломников и туристов.
Столица Чувашской республики — интересный волжский город с полумиллионным населением и своим национальным колоритом.
По данным археологических раскопок, на месте впадения в Волгу речки Чебоксарки еще в XIII веке существовало булгаро-чувашское поселение. В 1555 году, после вхождения этих земель в состав Русского царства, тут был возведен деревянный Кремль. Позже, после крупного пожара, уничтожившего почти весь деревянный город, построили первое сооружение из камня – Введенский собор (сохранился до наших дней). С середины XVII столетия в Чебоксарах понемногу развивается каменное строительство – домов, усадеб, церквей…
Крупным промышленным и административным центром город стал в советские времена, после того как в 1920-м году была учреждена Чувашская автономия, а Чебоксары стали ее столицей.
Заметно изменило облик города строительство (с конца 60-х по 80-е годы прошлого века) Чебоксарской ГЭС. Уровень Волги при этом заметно повысился, и часть береговой полосы, где стояли исторические здания, ушла под воду. В устье реки Чебоксарки образовался широкий Чебоксарский залив, который в наши дни стал украшением столицы Чувашии. Мы в городе были всего один вечер и успели погулять в основном по периметру залива, но это пространство включает в себя многое из того, что стоит посмотреть в Чебоксарах.
Улицу Константина Иванова, Успенскую церковь, Троицкий монастырь, Московскую набережную, сквер К. Иванова, Художественный музей, Введенский собор, набережную Волги, памятник Матери-покровительнице, пешеходный мост через Чебоксарский залив, Воскресенскую церковь, национальный драмтеатр и неожиданный памятник Маленькому принцу (из книжки Экзюпери) на пешеходном бульваре купца Ефремова и тут же вполне логичные памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову (Ося и Киса точно были в Чебоксарах. В XXXV главе «Двенадцати стульев» Бендер говорил: «Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар до 7704 человек. Это будет очень эффектно…»).
Выезжаем из Чистополя и берем курс на Казань, до которой отсюда 130 км. Самым интересным на маршруте будет мост через Каму — вернее, мостовой переход через эту широченную реку между поселком Алексеевское и селом Сорочьи Горы. Это поистине гигантское сооружение!
Общая протяженность мостового перехода через Каму составляет 13 967 метров и включает в себя предмостовую эстакаду длиной 275 метров, мосты через речки Курналка (70 метров), Архаровка (550 метров) и Каму (1608 метров). Этот мост является стратегической частью автодороги Р239 и евразийского транспортного коридора «Европа – Западный Китай».
Ну а в самой Казани не бывал, наверное, только ленивый (что уж говорить о нас, бывали многажды). На этот раз мы решили устроиться на ночевку не в традиционном центре, а «чуть сбоку» — на берегу озера Кабан (точнее, Нижний Кабан), в Старо-Татарской слободе. Это интереснейший район города с десятками памятников историко-культурного наследия. Тут представлена самобытная, национальная и ярко-лубочная Казань.
Появился этот район после завоевания города в 1552 году Иваном Грозным. Сюда выселяли татар, неугодных царевой власти. Так тут стали обживаться деятели культуры, промышленники и купцы. Со временем слобода превратилась, как мы бы сегодня сказали, в «престижный район». Статус архитектурно-исторической заповедной территории Старо-Татарская слобода получила в 1992 году. Позже, в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Казани и проведению Универсиады, тут была проведена заметная реставрация исторических памятников и расширение ресторанно-гостиничных площадей этого района Казани.
Прогулку по достопримечательностями Старо-Татарской слободы начнем с набережной озера Кабан. Отсюда открываются интересные панорамы противоположного берега Казани и красивый вид на драмтеатр Камала.
На улице Марджани вдоль берега Кабана сохранились здания татарской архитектуры. Свернув направо на улицу Сафьян, выйдем на другую историческую улицу Старо-Татарской слободы, ныне пешеходную, – Каюма Насыри. Пройдемся по ней в обратном направлении, рассматривая старинные казанские мечети – Апанаевскую и Марджани. Поснимаем у жанровой скульптуры «Окно в Казань» и свернем налево, на улицу Карима. Здесь видим Дом Юнусовых-Апанаевых (особняк строился семьей Юнусовых, а позже был продан Апанаевым). Сегодня тут располагается поликлиника.
Поистине сказочное здание – Дом Шамиля, который был построен купцом Апаковым как подарок дочери на свадьбу. В 18 лет она вышла замуж за сына знаменитого предводителя кавказских горцев имама Шамиля. В советские годы это был жилой дом, а позже – музей национального поэта Тукая.
Конечно, Кремль. Прогуляться по улице Кремлевской до площади Свободы к оперному театру Джалиля, спуститься на кольцо и пройтись по пешеходной улице Баумана с колокольней Богоявленского собора, подняться вверх по Астрономической к зданиям Казанского университета, в котором учились Владимир Ленин и Лев Толстой, а ректором некогда был математик Николай Лобачевский (да-да, тот самый, что создал неевклидову геометрию).
Из Лениногорска едем в Казань (300 км), проездом через Чистополь — 60-тысячный город на берегу Куйбышевского водохранилища на Каме. Он располагается в 170 км к северо-западу от Лениногорска. В советские времена Чистополь был известен прежде всего своим часовым заводом, выпускавшим часы марки «Командирские» в разнообразных модификациях. Впрочем, он и сейчас их выпускает.
Чистополь заинтересовал званием «музея-заповедника под открытым небом». Сразу скажем, что до этого титула город немного не дотягивает (многие исторические здания Чистополя находятся в плачевном состоянии, да и сам он недостаточно ухожен и опрятен). Хотя и обладает всем необходимым потенциалом — Чистополь вполне мог бы составить конкуренцию как объект массового туризма соседней по Каме Елабуге.
Легенда гласит, что первыми поселенцами тут были волжские татары, беглые и крепостные крестьяне, создавшие тут вольное поселение. Однако в начале XVIII века они были выселены властями, а село сожжено — осталось лишь чистое поле. Избежавшие ссылки крестьяне вновь отстроили свои дома.
Поселение развивалось и к 1761 году насчитывало свыше 1000 человек. В 1781 году указом Екатерины II селу Чистое Поле был присвоен статус уездного города Чистополя, с учреждением собственного герба.
До 1917 года город был вторым по статусу в Казанской губернии (после самой Казани). В годы войны в 1941 г. сюда были эвакуированы члены Союза писателей СССР, в том числе и поэты Николай Асеев, Михаил Исаковский, Арсений Тарковский, писатели Александр Фадеев и Борис Пастернак. 25-26 августа 1941 года приезжала сюда и поэтесса Марина Цветаева. Получив отказ от места посудомойки в писательской столовой, она вернулась в соседнюю Елабугу, где и покончила с жизнью…
Конечно, музеи (на центральной улице Карла Маркса их пять). А на улице Ленина, 81, есть Мемориальный музей Бориса Пастернака. Он размещается в бывшем купеческом особнячке, где в годы военной эвакуации жила семья писателя. Аскетичный интерьер дополнен аутентичными предметами тех времен. В экспозиции есть книги, фото, черновики и рукописи.
Из Болгара до Лениногорска можно добраться двумя различными маршрутами дорог местного значения: северной дугой через райцентр Алексеевское, или южной – через райцентр Черемшан. И так, и эдак получается порядка 310 км, но северной дугой дороги получше. Ею мы и поехали.
О том, что начались нефтяные юго-восточные территории Татарстана, подсказали мелькающие за окном нефтяные качалки, похожие на богомолов, которые денно и нощно бьют нескончаемые поклоны земле, выкачивая из ее недр остатки местного черного золота. Изменился и ландшафт. Это уже Предуралье, и степи здесь начинают морщиться складками холмов.
Город нефтяников Лениногорск уютно вписался в лесистые холмы Бугульминско-Белебеевской возвышенности Приуралья. Он расположен на юго-востоке Татарстана, в трехстах километрах от Казани и в тысяче — к востоку от Москвы. Население порядка 60 тысяч человек.
Археологические раскопки показывают, что люди в этих местах жили с палеолита. Ближе к нашим временам до XVII века территория современного Лениногорска входила в состав Ногайской Орды и была населена тюркскими кочевниками, а столетие спустя отставные солдаты (русского и польского происхождения) и казаки основали тут Письмянскую слободу, которая впоследствии стала называться Ясачной Письмянкой, а позже — Старой Письмянкой.
Современное строительство началось на этом месте после того, как под боком Старой Письмянки, близ села Тимяшево (Ромашкино), в 1948 году забил фонтан девонской нефти, положивший начало разработке уникального по запасам Ромашкинского месторождения.
Лениногорск неоднократно был удостоен звания одного из самых зеленых городов России. Что неудивительно — он буквально утопает в зелени. Прекрасен его лесопарк (как водится, имени Горького) – естественный лесной массив на крутых холмах. С удовольствием обошли-объехали центр города, его улицы и бульвары, каскад благоустроенных прудов и парковую зону Мэхэббэт, осмотрели мечеть Ихлас. Лениногорск хорош и сегодня, но необходимы вложения в туристическую инфраструктуру и гостиничную сеть (мы, к примеру, останавливались в гостеприимном частном доме).
Если есть время, в Лениногорском районе нужно обязательно посетить современный и, поверьте, очень интересный Музей нефти в селе Шугурово. Он свободно расположился под открытым небом на склоне горы Шандор-тау, где еще в XIX веке первыми поисками нефти в этих краях занимался американец венгерского происхождения Ласло Шандор, геолог, химик и предприниматель. До нефтеносных пластов американец тогда добуриться не смог, но организовал у подножия горы, нынче носящей его имя (Шандор-тау), производство битума
От Мороскино до Болгара добирались, комбинируя движение по дорогам местного значения, трассе М7, платной автостраде М12 и вновь по второстепенным дорогам. Получилось 420 км. На маршруте временами шел дождь, но Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник встретил нас ярким закатным солнцем.
Исторические перипетии и время потрепало местные древности нещадно. Болгар был столицей исчезнувших государств — Волжской Булгарии и Золотой Орды. Именно здесь в 922 году официально приняли ислам волжские булгары — предки казанских татар. В 2014 году Болгарское городище было включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Соборная мечеть Болгара XIII века за прошедшие столетия была практически полностью разрушена. До момента начала реставрации дошли лишь руины ее стен, башен и минарета. Минарет восстановлен, а руины приведены в пристойный вид, позволяющий ощутить солидный возраст города. Впрочем, архитектурной доминантой на фоне руин соборной мечети и ее восстановленного минарета нынче является… православная Успенская церковь. Она моложе ее мусульманского окружения лет на пятьсот (была построена в XVIII веке), но тоже сохраняется как памятник истории, хоть и гораздо более поздней эпохи.
Ханский дворец Болгара впервые упоминается в XIII веке. В XV веке он был разграблен и уничтожен. Его руины обнаружили только в середине 1950-х годов. Сегодня на месте раскопа стоит павильон, в котором можно увидеть то немногое, что осталось от главного дворца столицы Волжской Булгарии.
Музей-заповедник в целом является самым северным памятником средневекового мусульманского зодчества середины XIII-XIV веков. В XIII веке здесь была ставка Бату-хана и Улуса Джучи, тут чеканились первые золотоордынские монеты. Булгарское городище помнит и средневекового поэта Кул-Гали, и Бату-хана, и значительно позже — Петра I, Екатерину II, Державина, Пушкина, художников Шишкина и Саврасова, татарского поэта Тукая – все они бывали здесь.
Памятный знак «Принятие ислама» (это современное здание с золоченым куполом, стилизованное «а-ля Восток») интересно тем, что в нем хранится самый большой в мире Коран (размером полтора на два метра и весом 800 кг), здесь же представлена и одна из самых маленьких копий священной книги.
В музее болгарской цивилизации вы узнаете, какие перипетии забросили волжских булгар за пару тысяч километров от своих братьев балканских болгар и почему, в отличие от них, булгары избрали своей религией ислам.
Здешняя Белая мечеть (Ак мячет) построена на заметном отдалении от упомянутых объектов, но настолько изящна и красива (особенно ночью, когда мы до нее добрались на машине), что ее сравнивают с индийским Тадж-Махалом.
Мороскино — это деревня в Горномарийском районе республики Марий Эл всего в сорока километрах от Козьмодемьянска. Мы заехали сюда познакомиться с художником-акварелистом Сергеем Алдушкиным.
Алдушкину, похоже, на роду было написано стать художником, поскольку рисованием увлекались и его отец, и брат. Сергей Сергеевич пошел в роду дальше всех: закончил известную Суриковку — Московский Государственный художественный институт. Вполне мог остаться и жить в Москве, но не променял столицу на родную деревню. Вернулся в Мороскино, где создал настоящий центр искусства. Родительский дом превратил в музей горномарийского быта и небольшую выставку картин, построил большой Дом творчества, украсил затейливой резьбой бытовые постройки. Даже поленница дров в его хозяйстве смотрится как арт-объект.
Живописные работы Алдушкина пользуются успехом среди знатоков. Его акварели есть в коллекциях Марийского музея изобразительных искусств, Музея пейзажа в Плёсе, Музея-заповедника Поленова, городских музеях Коломны, Сарова и Козьмодемьянска, в коллекциях Валаамского монастыря, Троице-Сергиевой Лавры, в частных собраниях за рубежом, а также у известных федеральных политиков и маститых кинорежиссеров в России.
— Я работаю от души и для души, и делаю только то, что люблю, — говорит Сергей Алдушкин. Собственно, это и есть то, что делает любого человека счастливым, а жизнь наполняет смыслом.
К Алдушкину каждое лето с удовольствием приезжают на пленэры столичные коллеги и начинающие художники – на мастер-классы. Для них он оборудовал при своем Доме творчества летнюю кухню и небольшие комнатки-купе. Мы ночевали в них (спасибо хозяину за гостеприимство).
От Нижнего до Козьмодемьянска всего 250 км. Едем 210 км по трассе М7 (до поворота на чувашское село Москакасы) и, съехав с нее, еще 40 км до места.
Козьмодемьянск был основан, как крепость в 1583 году на высоком правом берегу Волги. Назван в честь святых Космы и Дамиана (в простонародье Козьмы и Демьяна). Сегодня это городок с двадцатитысячным населением, культурная и административная столицей Горномарийского района Марий Эл. Коренное население республики делится на горномарийцев и луговых мари. Язык горных мари заметно отличается от луговых, и потому государственных языков в небольшой Марий Эл целых три: луговомарийский, горномарийский и, конечно, русский.
Нас в этом городке интересуют, прежде всего, местные памятники деревянного зодчества и Марийский этнографический музей. Он был создан относительно недавно – в 1983 году к 400-летию Козьмодемьянска, но успел стать настоящей визитной карточкой городка. На его огромной территории под открытым небом представлены: действующая деревянная шатровая красавица-мельница, жилая изба, амбар, кузница, бани (по-чёрному и по-белому), колодец-журавль, шалаш, высокие качели, плетёные заборы.
Музей настолько большой и интересный, что вы наверняка проголодаетесь и захотите перекусить. В паре заведений вы сможете отведать, например, «подкогыльо» (местные вареники с разнообразной, в том числе, и мясной начинкой). А вообще в марийской кухне немало интересных блюд. Это и трехэтажные блины «коман мелна», и круглый мясной пирог «кыравец», и множество супов, каш и блюд из рыбы, мяса домашних и диких животных и птиц, грибов и лесных ягод.
В городе несколько храмов, самый красивый из них — Собор Смоленской Божьей Матери.
Обязательно загляните в Музей купеческого быта в старинном особняке, построенном в 1897 году купцом и лесопромышленником Александром Шишокиным, где сохранились изразцовые печи-голландки, лепнина на потолках, оригинальный дубовый паркет, собраны мебель и предметы быта конца XIX — начала XX века.
Есть еще несколько музеев: художественно-исторический, Дом морёного дуба и, конечно, Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера, поскольку прототипом литературных Васюков из романа Ильфа и Петрова является Козьмодемьянск.
Гороховец — один из старейших городов Владимирской области. Был основан князем Андреем Боголюбским еще в 1168 году как юго-восточный форпост Владимиро-Суздальского княжества. Есть разные версии происхождения названия городка: то ли от сказочного Царя Гороха, то ли от выражения «ховаться (прятаться) на горе».
В конце XVII – начале XVIII веков Гороховец расцвел как торговый и ремесленный центр на судоходной Клязьме. А в 1892 году тут был основан судостроительный завод, который выпускал речные буксирные пароходы и баржи. Сегодня городок является райцентром Владимирской области с населением около 13 тысяч человек.
Мы притормозили на полчасика у нарядного теремка, который стоит прямо на трассе М7 (ул. Московская, 43), с правой стороны по пути в Нижний Новгород. Мимо не проедешь. Этот шедевр деревянного зодчества начала XX века можно считать визитной карточкой Гороховца. Бревенчатый особняк промышленника-судостроителя Шорина (сегодня Дом творчества и ремесел) действительно похож на сказочный терем с двумя башнями. Обратите внимание на уникальную правую башенку, сложенную из идеально гнутых по кругу (видимо, под горячим паром) толстых бревен. Обязательно обойдите дом — на заднем дворе его есть забавные деревянные скульптуры, в том числе, и упомянутого Царя Гороха.
Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь XVII века на Пужаловой горе. Это лучшая смотровая площадка с панорамным видом на городок, Клязьму и окрестности.
В Гороховце хорошо сохранились храмы и семь уникальных каменных купеческих домов конца XVII – начала XVIII века: дом Ершова (Сапожникова), где сейчас располагается местный историко-архитектурный музей, а также дома Опарина, Канонникова, Ершова (Судоплатова), Ширяева, Турулова и Воронина.
Оставшиеся 90 км от Гороховца до улицы Почаинский овраг рядом с Кремлем Нижнего Новгорода проехали быстро. Нижегородский кремль вот уже пять веков величаво наблюдает со своего крутого высоченного холма, как под ним Ока впадает в Волгу. Но вообще Нижний был основан заметно раньше. Ещё в 1221 году великий князь Владимирский Юрий Всеволодович поставил тут пограничную крепость и нарёк её «Нов град».
А кремль был построен в начале XVI века. В его Михайло-Архангельском соборе (старейшем из сохранившихся внутри кремля зданий) захоронен Кузьма Минин. К 800-летию Нижнего тут была воссоздана колокольня Спасо-Преображенского собора, восстановлена церковь св. Симеона Столпника.
На территории кремля под открытым небом представлена военная техника периода Великой Отечественной, выпускавшаяся местными заводами: танки, зенитки, автомобили, противотанковые орудия, минометы.
Высота кремлевских стен местами достигает 22 м, толщина – 4,5 м, а длина по окружности составляет больше 2 км (говорят, это самый большой маршрут среди всех кремлей России). Собираясь сюда на прогулку, надевайте удобную обувь, будьте готовы к большим перепадам высот и не забудьте полюбоваться с высоты кремля на изумительной красоты закаты Нижнего Новгорода. Не зря его называют «столицей закатов России».
Покровку — так нижегородцы называют Большую Покровскую – основную пешеходную улицу города со множеством ресторанов, кафе и сувенирных лавок.
Прогуляйтесь еще по одной из чудесных исторических улиц Нижнего Новгорода – Рождественской. Тут хорошо сохранились купеческие дома, торговые и доходные здания. Много кафе, ресторанов и баров. Дойдите по ней до удивительно красивой Рождественской церкви (Собора Пресвятой Богородицы), построенной в барочном стиле еще в петровские времена. Обратите внимание на флажок-флюгер под крестом колокольни – это дань морской тематике в петровскую эпоху.
От Рождественской церкви можно подняться вверх по крутому склону к парку 800-летия Нижнего Новгорода, откуда также открываются шикарные виды на панораму города, Оку (слева) и Волгу (справа).
Завод «Москвич» – легендарное автопредприятие, ведущее свою историю с принятия в 1927 г. Советом народных комиссаров РСФСР постановления о строительстве автозавода на территории Москвы. Первые легковые машины Московского автосборочного завода имени КИМ (Коммунистического Интернационала молодежи) сошли с его конвейера в ноябре 1930 года. Поначалу это были легковушки Ford А и Ford АА, собранные по технологии «отверточной сборки» из американских комплектующих, а чуть позже – ГАЗ-А и ГАЗ-АА – уже из советских комплектующих, сделанных в Горьком. За свой век (а через три года «Москвич» отметит столетие) завод еще не раз менял название, сейчас это АО «Московский автомобильный завод «Москвич».