Деловой туризм в России — уже сформировавшийся вид бизнес-путешествий. Когда компания отправляет делегацию в один из регионов, чтобы установить контакт с местными производствами, найти партнеров, подрядчиков, заключить партнерские соглашения. При этом у таких поездок есть и вторая сторона — туристическая. Ей может озаботиться как принимающая сторона, так и сами командировочные. Мы собрали десять лучших городов и направлений страны, где можно совместить работу и отдых.
В той или иной степени деловой туризм существовал и в советской России: когда предприятия одного региона или республики выезжали к соседям по стране для обмена опытом. Однако при плановой экономике, потенциал таких поездок, разумеется, ограничен. Мотивация для поиска кооперации у предприятий была невысокая.
Возрождение делового туризма в России случилось с переходом на рельсы рыночной экономики в 90-е годы. А расцвет пришелся на «нулевые»: когда сформировались контуры определенности. Первое время превалировали зарубежные командировки. Но по ряду причин, как и в случае с классическим туризмом, деловой начал переориентацию на внутренний рынок.
Принимающая сторона не всегда располагает человеческими ресурсами, дабы организовать достойную встречу гостей. Особенно если речь о среднем бизнесе, где элементарно может не быть должности человека, который займется сопровождением визитеров и станет менеджером всех процессов. Поэтому если стоит задача качественно отработать визит, следует прибегнуть к помощи подрядчиков. За такую работу могут взять специализированные MICE-агентства, организаторы деловых мероприятий или просто турфирмы.
Деловой туризм — недешевое удовольствие. При организации поездок (особенно, если они часты), помните про экономическую целесообразность. Иными словами, насколько окупится визит вашей делегации к партнерам. Иногда имеет смысл сократить число командированных сотрудников до минимума, отправив только наиболее результативных.
Проще говоря, подбирайте направление, чтобы убить сразу несколько зайцев. Посетить максимальное число партнеров (для этого заранее обсудить визит с наибольшим числом потенциальных контрагентов), производственных площадок и непосредственно туристические направления не обделить вниманием, дабы мотивировать сотрудников.