Встать в пять утра, чтобы отправиться в поход, — тот еще поступок. Но «комсомольцы» настроены серьезно: наш автопробег составит более 500 километров в обе стороны. Нам предстоит посетить город Златоуст Челябинской области и отправиться в поход по национальному парку «Таганай».
Национальный парк «Таганай» создан 5 марта 1991 года. Он считается одним из самых популярных мест притяжения туристов со всего мира. На площади в 568 кв.км можно увидеть уникальные памятники природы, горные вершины, седловины, останцы и каменные реки. Вся эта красота создана природой.
«Таганай» в переводе с башкирского звучит как «подставка для луны». И действительно: ночью можно наблюдать, как луна буквально сидит на одной из вершин «Таганая». «Таганай» считается аномальной зоной, это место любят уфологии и искатели необычного: в разное время здесь обнаруживали следы снежного человека и инопланетных существ, над национальным парком можно часто заметить шаровые молнии, в долине реки Большой Киалим люди встречали странного вида бабку – с горбом, босую и без зубов. А на хребте Ицыл частенько выходит из строя вся современная техника… Одним словом, чудеса!
На часах 7:00, пора зарядиться энергией перед отправлением. Как раз кстати пришлись напитки от компании «Доширак»: вкусный кофе Santafe со вкусом Латте и бодрящий Bacchus.
Подзарядились, можно отправляться в путь!
В автопутешествие мы отправились на кроссоверах «Чанган», которые нам предоставил официальный дилер Changan в Челябинске — автосалон «АВЕРС-АВТО». В нашем распоряжении оказались три модели: CS35PLUS, CS55 и CS75FL. Друг от друга они отличаются размерами кузова (что очевидно бросается в глаза), а также техническими характеристиками и опциональной оснащенностью.
С первого взгляда кроссоверы привлекают своим видом. Внешность выглядит абсолютно по-европейски: не будь шильдика на кузове, не сразу угадаешь родину этих «белых коней». А сев в салон, и вовсе забываешь, какая надпись красуется на кузове авто.
Автомобили порадовали отсутствием шума даже на приличной скорости и энергоемкой подвеской: на постоянно ремонтируемом дорожном покрытии М5 от Челябинска до Златоуста мы не почувствовали дискомфорта.
По дороге мы делали несколько остановок, чтобы запечатлеть красоты Южного Урала и сфотографировать три «белоснежных коня», уносящих нас вдаль в лучах восходящего солнца.
Так, наслаждаясь комфортной поездкой и изучая все фишки интерьера кроссоверов, а их, поверьте, немало, наша команда домчала до населенного пункта, символом которого является крылатый конь.
Златоуст — это небольшой, но уникальный город в Челябинской области. Он является одним из самых высокогорных городов Урала, в некоторых местах жилые дома расположены на высоте в полкилометра над уровнем моря. А еще именно вблизи Златоуста проходит граница между Европой и Азией.
Горный парк Бажова
Первым местом парковки стал горный парк Бажова. Он расположен в живописном районе города — поселке Красная Горка. Вся территория парка «заселена» персонажами сказок. Здесь нас встретили три медведя, деловитый дракон, Огневушка-поскакушка, кошка Мурка и, конечно же, сама Хозяйка Медной горы. В парке можно увидеть коллекции с уникальными минералами и работами златоустовских оружейников. А если вы посетите комнату «Хронограф», то увидите, как развивались народные ремесла на Южном Урале. В парке Бажова работают сувенирные лавки с очень памятными изделиями. Обязательно поднимитесь на смотровую площадку башни-колокольни. Чтобы подняться наверх, нужно преодолеть 184 ступеньки. Именно столько дней длилось строительство этой башни.
Счастливый кузюк
Еще одна интересная достопримечательность Златоуста — Счастливый кузюк. Эта огромная стальная монета, расположенная в центре города. Кузюками называли коренных жителей Златоуста. Существует примета: если загадать желание и сфотографироваться возле Счастливого кузюка, то задуманное обязательно исполнится.
Из центра города отправляемся на окраину — в центральную усадьбу национального парка «Таганай». Здесь расположены визит-центр парка, автопарковка, музей природы, гостевые дома и беседки с мангальными зонами. Перед походом всем туристам нужно обязательно зарегистрироваться в визит-центре и получить подробную консультацию инспекторов о правилах посещения национального парка.
Билеты |
Стоимость |
---|---|
Вход в парк для жителей Сатки и Златоуста
|
10 руб.
|
Вход для остальных южноуральцев
|
50 руб.
|
Вход для гостей из других местностей
|
100 руб.
|
Стоянка автомобиля
|
60 руб. в сутки
|
Припарковав автомобили, мы пообщались с инспекторами парка, а также с Мариной Середой, специалистом по экологическому просвещению, которая проработала в «Таганае» без малого три десятилетия.
Получив инструктаж, отправляемся в путь вместе с заместителем директора национального парка «Таганай» Инной Малышевой. Она идет по привычке бодро, а вот наши туристы, привыкшие проводить рабочие дни в офисах, еле успевают перебирать ногами. Протопав два километра, оказались на развилке. Направо пойдешь — на верхнюю тропу попадешь, налево — на нижнюю. Мы выбрали второй вариант — Старую Киалимскую дорогу, самую длинную туристическую тропу нацпарка «Таганай». Местами заболоченная, с крутыми спусками и подъемами. Нужна сноровка, чтобы не поскользнуться и не упасть пятой точкой в грязь. Сейчас тропу благоустраивают, возможно, уже скоро ходить здесь будет попроще.
Река Белая Тесьма
По дороге встретились с рекой Белая Тесьма. Поодаль через нее перекинули деревянный мостик, но истинные любители похода перешли реку по-старинке: вброд, перебираясь обледеневшими ногами с камешка на камешек. Бодрит!
Большая Каменная река
Еще через несколько километров добрались до Большой Каменной реки. Длина потока — 6 км, ширина — 100-200 метров, но в некоторых местах достигает и 500 метров. Каменные глыбы весом до 9 тонн залегают в 3-4 слоя на глубину до 6 метров. Некоторые из камней достаточно подвижны, потому переходить реку стоит осторожно. Из растительности здесь встречаются только лишайники, а возраст стоящих по бокам реки соснам — 200 лет. Россыпи из глыб «родились» в эпоху древнего оледенения. Из-за жутких морозов камни на горах стали растрескиваться и под собственной тяжестью стекать вниз. Так образовался шлейф каменных рек.
Рядом с Каменной рекой организован привал для туристов, здесь можно развести костер и отдохнуть.
Наша экспедиция решила обойтись без огня, а сытным перекусом для нас стали чипсы «Доширак» с крабом и креветками и новинка — «Шек-Шек». Признайтесь, все мы хоть раз да пробовали всухую жевать любимый «Дошик». Тайком, пока закипает вода. Так вот теперь это можно делать официально, не прячась и угощая друзей. Снек из лапши предлагается с разными вкусами и степенью остроты. Прекрасным дополнением к снекам стали напитки «Fruit4U» с большими кусочками фруктов и ягод: апельсина, винограда и клубники. Великолепный вкус! А еще они содержат натуральный сок и витамин С.
Подкрепившись, отправились в обратный путь. Почему-то он показался быстрее, хотя шагомеры насчитали 26 тысяч пройденных шагов в обе стороны.
Одно из главных правил нацпарка «Таганай» — не сходить с обозначенных троп. Иначе велик риск встретиться с дикими зверями, коих здесь немало. А потому на пешеходных маршрутах нам постоянно встречались туристы, которые здоровались друг с другом. Сначала нас это удивляло и забавляло, а на обратном пути уже вошло в привычку.
Протопав солидный (по меркам офисных обитателей) километраж, изможденная непривычно долгой прогулкой и тридцатиградусной жарой, наша экспедиция отправилась отдыхать на Волонтерскую поляну — это специальное место для отдыха туристов с гостевыми домиками и уютными беседками. Но отдых не обошелся без приключений.
В конце июля вдруг наступил сентябрь, но «Январь» помог вернуться в лето. Думаете, мы бредим? Нет, все так и было на самом деле. Наши желудки урчали в унисон, а мы представляли, как будем наслаждаться сытными пельменями и ароматными котлетами, предоставленными златоустовской компанией «Январь».
Котелок с водой уверенно закипал на огне, наши участники жадно распаковывали пачку «Мясных», как вдруг июльский зной сменился настоящим потопом.
За считанные секунды над «Таганаем» сгустились сизые тучи, и гигантские потоки полились на изнывающую от зноя землю. Вмиг солнечный лес стал темным, беседка, под которой мы пытались укрыться, тоже начала протекать буквально во всех местах. Но доблестных «комсомольцев» дождем не напугать!
Несмотря на струи прохладной воды, которые заливались за шиворот и промочили нас до нитки, мы доварили пельмени. Ах, как приятен аромат этого уральского деликатеса вперемежку с озоновым чистым воздухом и запахами леса. Первые порции «Мясных» улетели нарасхват. Да и все последующие с удовольствием уплетались за обе щеки. Потом настала очередь котлет — отсутствием аппетита у нас не страдал никто.
Поджаренные на решетке, из натуральной свинины и говядины, с добавлением лишь лука, чеснока и приправ — от таких котлет даже упертые вегетарианцы не смогли устоять (мы обещали не называть их имен). ЗОЖники нашего коллектива успели подсчитать энергетическую ценность и содержание белка в каждой котлете — получается полезный продукт.
Другая часть экспедиции наслаждалась по-настоящему «Сытным обедом» от «Доширак»: о-о-очень вкусной лапшой с добавлением овощей и ламинарии — источником натурального йода, а также настоящим картофельным пюре со всевозможными вкусами.
Кстати, как только мы завершили трапезу, тучи над «Таганаем» развеялись, и лучи солнца вновь искупали промокших до нитки туристов своим теплом.
Настала пора запрягать наших «белых коней» и отправляться домой. Что ни говори, но после похода особенно приятно растянуться на мягких кожаных сиденьях автомобилей, потыкать пальцем в тачскрин, включить музыку, открыть люк и наслаждаться привычным комфортом.
В дорожном потоке наш кортеж из жемчужно-белых кроссоверов заметен сразу: мы то и дело ловили на себе взгляды водителей и пешеходов. Оно и понятно: машины выглядят брутально и современно, всем интересно прочитать, что за шильд красуется на кузове.
Кто-то может посетовать, что кроссоверы не рвутся с места вдаль, но на обгонах даже массивный 75-й ведет себя вполне уверенно, причем увеличение скорости почти не ощущается. И даже на скорости под сотню машина ведет себя абсолютно уверенно, без лишнего шума и раскачиваний.
Итог тест-драйва положительный: автомобили нам определенно понравились, хотя скепсис по поводу качества китайских машин в начале поездки у некоторых присутствовал.
Женской части нашего коллектива пришелся по вкусу компактный Changan CS35 PLUS, особенно порадовала его цена. В автосалоне «АВЕРС-АВТО» стоимость автомобиля с учетом скидок начинается от 1 089 900 рублей (МКПП, Comfort).
1
Changan CS75 FL — это первый полноприводный турбированный кроссовер, который поставляется на российский рынок с февраля текущего года. Среди кроссоверов других китайских брендов у 75-го безопасность на максимальном уровне. Даже самая начальная комплектация уже оснащена ABS с регулировкой тормозных усилий, курсовую стабилизацию, ассистента экстренного торможения, антипробуксовочную систему TCS и ассистента помощи при подъеме. Люксовая версия имеет фронтальные и боковые подушки безопасности, а также шторки. Одним словом, за цену от 1 339 900 рублей покупатель получает максимум, чего мог пожелать.
1
CS55 похож на мини-дом на колесах, а потому машина идеально подходит для длительных путешествий. Цена на оснащенный переднеприводный кроссовер начинается от 1 149 900 рублей в комплектации Comfort с механической коробкой, что выгодно отличает его от всех одноклассников и конкурентов.
Сейчас CS75 FL является флагманом в линейке кроссоверов Changan. Однако мы тут узнали, что не за горами еще одна громкая премьера — 7-местный кроссовер Changan CS95. Но о нем будет уже совсем другая история.
Автопроизводитель дает на свои кроссоверы пять лет гарантии или 150 км пробега, что довольно редко для китайских машин. Значит, за качество автомобилей Changan, как говорится, отвечает!
P.S. Завершился четвертый автопробег «Комсомолки». А сколько интересных автопутешествий еще у нас впереди. Неугомонные «комсомольцы» и верные партнеры «Комсомолки» уже готовятся вновь покинуть офисы и отправиться навстречу новым впечатлениям. Следите за нашими новостями. Нам есть, что вам показать и чем удивить. До встречи!
На правах рекламы.
Текст: Светлана УФИМЦЕВА
Фото и видео: Валерий ЗВОНАРЕВ
Верстка: Мария ЗАРБАЛИЕВА
Рамиль Фарзутдинов — автор идеи проекта, организатор автопробега, водитель с 34-летним стажем. Работает советником главного редактора «Комсомольской правды». Член Русского географического общества, редактор географических книг, администратор и участник более трех десятков сплавных экспедиций «Комсомольской правды» по Хабаровскому, Приморскому, Красноярскому краям, Магаданской области и Якутии, экспедиций на Урале, Камчатке и островам Большой Курильской гряды, а также автопробегов по Европейской части РФ и Дальнему Востоку.
Владимир Слепко — штурман автопробега, водитель с 36-летним стажем. Работает в Бюро проверки «Комсомольской правды». Участник четырех автопробегов по Европейской части РФ.
О МОСКВИЧЕ 6: КОМФОРТ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ И УДОБСТВО ДЛЯ ПАССАЖИРОВ
В нашей машине вертикальный дисплей с диагональю 10,4 дюйма вписан в консоль, плавно переходящую в центральный тоннель. Часть функций сенсорного дисплея продублирована физическими кнопками под ним: обдув салона и лобового стекла, аварийка, подогрев заднего стекла и переключение режимов вождения. Остальной функционал – сенсорный.
В машине хватает электроники для парковки. Это и картинка, возникающая на дисплее, показывающая не только изображение с задней видеокамеры, но и «вид сверху». Есть и пищащий парктроник. Машина управляется легко, как говорится, «одним пальцем». На руле есть регулировка громкости радио и круиз-контроль. Правда, приятный на ощупь кожаный руль имеет регулировку по углу наклона, но, к сожалению, не регулируется по вылету. Впрочем, это особенного неудобства не доставляет, – за счет регулировок водительского сидения. К слову, сидения в Москвиче 6 эргономичные. После дневных перегонов спина совсем не чувствует усталости. А на задних пассажирских местах вполне просторно даже высоким людям.
О МОСКВИЧЕ 6: МАШИНА НА ДОРОГЕ
Передняя подвеска у нашей «ласточки» – независимая пружинная типа МакФерсон, задняя – независимая мультирычажная. Передние и задние тормоза – дисковые (передние – вентилируемые). Стояночный тормоз – электромеханический, с системой автоматического удержания. Тормоза держат мертво.
Все амортизаторы гидравлические, но подвеска не прощает и малейших ошибок, отчетливо реагируя на кочки. К «лежачим полицейским» нужно подъезжать со всем почтением, максимально сбросив скорость. С мелкими неровностями ходовая справляется, но надо следить за дорожным полотном, объезжая проблемные участки. Надо помнить, что у Москвича 6 длинная база и небольшой дорожный просвет (140 мм) и это все-таки не кроссовер, а городская машина. Хотя, отметим, при внимательной езде мы не скребли днищем даже на участках проселочных дорог.
Бесспорный плюс нового «Москвича» – его очень вместительный багажник объемом – 540 л, а при сложенных задних сиденьях становится больше втрое (1650 л). Сиденья в автомобиле складываются в ровный пол с багажником. Слона сюда вы, конечно, не впихнёте, но слонёнка – запросто! Во всяком случае, даже без складывания задних сидений, мы разместили в багажнике: надувную двухместную байдарку с веслами, большую палатку-трехместку, объемный короб с продуктами и походным скарбом, баулы с личными вещами, автопринадлежности, включая аптечку и огнетушитель. Под багажником хранится колесо-докатка, домкрат и баллонный ключ, и есть пустое пространство, куда также можно положить необходимые в пути мелочи.
МОСКВИЧ 6:
ГОТОВ К ДОЛГОМУ ПУТЕШЕСТВИЮ
Нам передали для тест-драйва Москвич 6 цвета «мокрый асфальт» в комплектации «Бизнес», с пробегом чуть больше 10000 км. Это 174-сильная «лошадка» с турбированным движком. Расположение двигателя – поперечное. Он работает в паре с шестиступенчатой роботизированной трансмиссией с двойным сцеплением. Движок малошумный и полностью соответствует экологическому стандарту Евро 5, имеет чугунный блок цилиндров. Мощности и динамики ему хватает – обгоны на трассе даются на машине легко.
В нашем авто бесключевой доступ, запуск двигателя с кнопки, 4 подушки безопасности; система кругового обзора с камерой заднего вида и задними парктрониками, антиблокировочная система (ABS) и система распределения тормозного усилия (EBD), система курсовой стабилизации (ESP), антипробуксовочная система (TCS), ассистент экстренного торможения (HBA), система помощи при старте на подъеме (HSA), подогрев передних сидений, люк с электроприводом.
Машина бесспорно красивая с приятными глазу пропорциями, изящными линиями, рельефными бортами и аэродинамичными обводами. Приземистая форма,напоминающая приготовившуюся к прыжку пантеру, с имитацией воздухозаборников на переднем бампере и парой выхлопных труб сзади придают внешнюю мощь. Светодиодная оптика (а каждая передняя фара – это 142 светодиода и 5 оптических линз) отлично освещает ночную дорогу.
В комплектации немало полезных мелочей. Есть два подлокотника: в ящике под передним сиденьем можно охлаждать напитки, в откидном подлокотнике в спинке заднего сидения – два подстаканника. Есть подстаканники и для водителя с передним пассажиром. Четыре USB-порта – по два спереди и сзади. Зеркала в солнцезащитных козырьках с подсветкой.
От Чебоксар до Дивеево выбранным нами маршрутом (со съездом после Моргаушей на «платку» М12) четыре с половиной часа езды. Дождь лил почти все 380 км пути. Он то стихал, то усиливался, но к Дивеево заметно распогодилось, и на небе появились голубые проталины. А при подъезде к святым местам выглянуло солнце и заиграло ярким светом на золотых куполах Серафимо-Дивеевского монастыря. Чем не чудо?
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь расположен на берегу реки Вичкинзы в большом селе Дивеево (население – около 7 тысяч человек), в 180 км от Нижнего Новгорода и 450 км от Москвы. Название села, основанного еще в 1559 году, по одной из версий пошло от ногайского мурзы Дивея, некогда владевшего этими землями.
В православии считается, что четыре места на земле Матерь Божия взяла под свое покровительство. Это так называемые «Уделы Богородицы»: Иверия (в Грузии), Афон (в Греции), Киево-Печерская Лавра и Дивеево.
Дивеевский монастырь основала во второй половине XVIII века матушка Александра из Киева, которой было видение Богородицы. Она наказала монашке обойти святые русские места и основать монашескую обитель там, где она подскажет. Местом таким, как вы догадались, оказалось Дивеево.
Перед смертью Александра обратилась с просьбой о попечительстве над монахинями к старцу соседнего мужского монастыря в Саровской пустыни. Тот ответил, что он уже стар, и порекомендовал ей молодого иеродиакона Серафима. Тот согласился. Любопытно, что попечительство Серафим осуществлял дистанционно и был в Дивеево всего лишь раз. Он говорил братии, что после смерти его тело будет покоиться в Дивеевском монастыре. Так и случилось. Ныне мощи преподобного Серафима Саровского находятся в Троицком соборе Дивеевского монастыря и к ним открыт доступ паломников.
Всего в Дивеево четыре величественных собора (Казанский, Троицкий, Преображенский и Благовещенский) и множество церквей и часовен. В монастыре обитает порядка 500 насельниц и ежегодно его посещает свыше четырехсот тысяч паломников и туристов.
Столица Чувашской республики — интересный волжский город с полумиллионным населением и своим национальным колоритом.
По данным археологических раскопок, на месте впадения в Волгу речки Чебоксарки еще в XIII веке существовало булгаро-чувашское поселение. В 1555 году, после вхождения этих земель в состав Русского царства, тут был возведен деревянный Кремль. Позже, после крупного пожара, уничтожившего почти весь деревянный город, построили первое сооружение из камня – Введенский собор (сохранился до наших дней). С середины XVII столетия в Чебоксарах понемногу развивается каменное строительство – домов, усадеб, церквей…
Крупным промышленным и административным центром город стал в советские времена, после того как в 1920-м году была учреждена Чувашская автономия, а Чебоксары стали ее столицей.
Заметно изменило облик города строительство (с конца 60-х по 80-е годы прошлого века) Чебоксарской ГЭС. Уровень Волги при этом заметно повысился, и часть береговой полосы, где стояли исторические здания, ушла под воду. В устье реки Чебоксарки образовался широкий Чебоксарский залив, который в наши дни стал украшением столицы Чувашии. Мы в городе были всего один вечер и успели погулять в основном по периметру залива, но это пространство включает в себя многое из того, что стоит посмотреть в Чебоксарах.
Улицу Константина Иванова, Успенскую церковь, Троицкий монастырь, Московскую набережную, сквер К. Иванова, Художественный музей, Введенский собор, набережную Волги, памятник Матери-покровительнице, пешеходный мост через Чебоксарский залив, Воскресенскую церковь, национальный драмтеатр и неожиданный памятник Маленькому принцу (из книжки Экзюпери) на пешеходном бульваре купца Ефремова и тут же вполне логичные памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову (Ося и Киса точно были в Чебоксарах. В XXXV главе «Двенадцати стульев» Бендер говорил: «Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар до 7704 человек. Это будет очень эффектно…»).
Выезжаем из Чистополя и берем курс на Казань, до которой отсюда 130 км. Самым интересным на маршруте будет мост через Каму — вернее, мостовой переход через эту широченную реку между поселком Алексеевское и селом Сорочьи Горы. Это поистине гигантское сооружение!
Общая протяженность мостового перехода через Каму составляет 13 967 метров и включает в себя предмостовую эстакаду длиной 275 метров, мосты через речки Курналка (70 метров), Архаровка (550 метров) и Каму (1608 метров). Этот мост является стратегической частью автодороги Р239 и евразийского транспортного коридора «Европа – Западный Китай».
Ну а в самой Казани не бывал, наверное, только ленивый (что уж говорить о нас, бывали многажды). На этот раз мы решили устроиться на ночевку не в традиционном центре, а «чуть сбоку» — на берегу озера Кабан (точнее, Нижний Кабан), в Старо-Татарской слободе. Это интереснейший район города с десятками памятников историко-культурного наследия. Тут представлена самобытная, национальная и ярко-лубочная Казань.
Появился этот район после завоевания города в 1552 году Иваном Грозным. Сюда выселяли татар, неугодных царевой власти. Так тут стали обживаться деятели культуры, промышленники и купцы. Со временем слобода превратилась, как мы бы сегодня сказали, в «престижный район». Статус архитектурно-исторической заповедной территории Старо-Татарская слобода получила в 1992 году. Позже, в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Казани и проведению Универсиады, тут была проведена заметная реставрация исторических памятников и расширение ресторанно-гостиничных площадей этого района Казани.
Прогулку по достопримечательностями Старо-Татарской слободы начнем с набережной озера Кабан. Отсюда открываются интересные панорамы противоположного берега Казани и красивый вид на драмтеатр Камала.
На улице Марджани вдоль берега Кабана сохранились здания татарской архитектуры. Свернув направо на улицу Сафьян, выйдем на другую историческую улицу Старо-Татарской слободы, ныне пешеходную, – Каюма Насыри. Пройдемся по ней в обратном направлении, рассматривая старинные казанские мечети – Апанаевскую и Марджани. Поснимаем у жанровой скульптуры «Окно в Казань» и свернем налево, на улицу Карима. Здесь видим Дом Юнусовых-Апанаевых (особняк строился семьей Юнусовых, а позже был продан Апанаевым). Сегодня тут располагается поликлиника.
Поистине сказочное здание – Дом Шамиля, который был построен купцом Апаковым как подарок дочери на свадьбу. В 18 лет она вышла замуж за сына знаменитого предводителя кавказских горцев имама Шамиля. В советские годы это был жилой дом, а позже – музей национального поэта Тукая.
Конечно, Кремль. Прогуляться по улице Кремлевской до площади Свободы к оперному театру Джалиля, спуститься на кольцо и пройтись по пешеходной улице Баумана с колокольней Богоявленского собора, подняться вверх по Астрономической к зданиям Казанского университета, в котором учились Владимир Ленин и Лев Толстой, а ректором некогда был математик Николай Лобачевский (да-да, тот самый, что создал неевклидову геометрию).
Из Лениногорска едем в Казань (300 км), проездом через Чистополь — 60-тысячный город на берегу Куйбышевского водохранилища на Каме. Он располагается в 170 км к северо-западу от Лениногорска. В советские времена Чистополь был известен прежде всего своим часовым заводом, выпускавшим часы марки «Командирские» в разнообразных модификациях. Впрочем, он и сейчас их выпускает.
Чистополь заинтересовал званием «музея-заповедника под открытым небом». Сразу скажем, что до этого титула город немного не дотягивает (многие исторические здания Чистополя находятся в плачевном состоянии, да и сам он недостаточно ухожен и опрятен). Хотя и обладает всем необходимым потенциалом — Чистополь вполне мог бы составить конкуренцию как объект массового туризма соседней по Каме Елабуге.
Легенда гласит, что первыми поселенцами тут были волжские татары, беглые и крепостные крестьяне, создавшие тут вольное поселение. Однако в начале XVIII века они были выселены властями, а село сожжено — осталось лишь чистое поле. Избежавшие ссылки крестьяне вновь отстроили свои дома.
Поселение развивалось и к 1761 году насчитывало свыше 1000 человек. В 1781 году указом Екатерины II селу Чистое Поле был присвоен статус уездного города Чистополя, с учреждением собственного герба.
До 1917 года город был вторым по статусу в Казанской губернии (после самой Казани). В годы войны в 1941 г. сюда были эвакуированы члены Союза писателей СССР, в том числе и поэты Николай Асеев, Михаил Исаковский, Арсений Тарковский, писатели Александр Фадеев и Борис Пастернак. 25-26 августа 1941 года приезжала сюда и поэтесса Марина Цветаева. Получив отказ от места посудомойки в писательской столовой, она вернулась в соседнюю Елабугу, где и покончила с жизнью…
Конечно, музеи (на центральной улице Карла Маркса их пять). А на улице Ленина, 81, есть Мемориальный музей Бориса Пастернака. Он размещается в бывшем купеческом особнячке, где в годы военной эвакуации жила семья писателя. Аскетичный интерьер дополнен аутентичными предметами тех времен. В экспозиции есть книги, фото, черновики и рукописи.
Из Болгара до Лениногорска можно добраться двумя различными маршрутами дорог местного значения: северной дугой через райцентр Алексеевское, или южной – через райцентр Черемшан. И так, и эдак получается порядка 310 км, но северной дугой дороги получше. Ею мы и поехали.
О том, что начались нефтяные юго-восточные территории Татарстана, подсказали мелькающие за окном нефтяные качалки, похожие на богомолов, которые денно и нощно бьют нескончаемые поклоны земле, выкачивая из ее недр остатки местного черного золота. Изменился и ландшафт. Это уже Предуралье, и степи здесь начинают морщиться складками холмов.
Город нефтяников Лениногорск уютно вписался в лесистые холмы Бугульминско-Белебеевской возвышенности Приуралья. Он расположен на юго-востоке Татарстана, в трехстах километрах от Казани и в тысяче — к востоку от Москвы. Население порядка 60 тысяч человек.
Археологические раскопки показывают, что люди в этих местах жили с палеолита. Ближе к нашим временам до XVII века территория современного Лениногорска входила в состав Ногайской Орды и была населена тюркскими кочевниками, а столетие спустя отставные солдаты (русского и польского происхождения) и казаки основали тут Письмянскую слободу, которая впоследствии стала называться Ясачной Письмянкой, а позже — Старой Письмянкой.
Современное строительство началось на этом месте после того, как под боком Старой Письмянки, близ села Тимяшево (Ромашкино), в 1948 году забил фонтан девонской нефти, положивший начало разработке уникального по запасам Ромашкинского месторождения.
Лениногорск неоднократно был удостоен звания одного из самых зеленых городов России. Что неудивительно — он буквально утопает в зелени. Прекрасен его лесопарк (как водится, имени Горького) – естественный лесной массив на крутых холмах. С удовольствием обошли-объехали центр города, его улицы и бульвары, каскад благоустроенных прудов и парковую зону Мэхэббэт, осмотрели мечеть Ихлас. Лениногорск хорош и сегодня, но необходимы вложения в туристическую инфраструктуру и гостиничную сеть (мы, к примеру, останавливались в гостеприимном частном доме).
Если есть время, в Лениногорском районе нужно обязательно посетить современный и, поверьте, очень интересный Музей нефти в селе Шугурово. Он свободно расположился под открытым небом на склоне горы Шандор-тау, где еще в XIX веке первыми поисками нефти в этих краях занимался американец венгерского происхождения Ласло Шандор, геолог, химик и предприниматель. До нефтеносных пластов американец тогда добуриться не смог, но организовал у подножия горы, нынче носящей его имя (Шандор-тау), производство битума
От Мороскино до Болгара добирались, комбинируя движение по дорогам местного значения, трассе М7, платной автостраде М12 и вновь по второстепенным дорогам. Получилось 420 км. На маршруте временами шел дождь, но Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник встретил нас ярким закатным солнцем.
Исторические перипетии и время потрепало местные древности нещадно. Болгар был столицей исчезнувших государств — Волжской Булгарии и Золотой Орды. Именно здесь в 922 году официально приняли ислам волжские булгары — предки казанских татар. В 2014 году Болгарское городище было включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Соборная мечеть Болгара XIII века за прошедшие столетия была практически полностью разрушена. До момента начала реставрации дошли лишь руины ее стен, башен и минарета. Минарет восстановлен, а руины приведены в пристойный вид, позволяющий ощутить солидный возраст города. Впрочем, архитектурной доминантой на фоне руин соборной мечети и ее восстановленного минарета нынче является… православная Успенская церковь. Она моложе ее мусульманского окружения лет на пятьсот (была построена в XVIII веке), но тоже сохраняется как памятник истории, хоть и гораздо более поздней эпохи.
Ханский дворец Болгара впервые упоминается в XIII веке. В XV веке он был разграблен и уничтожен. Его руины обнаружили только в середине 1950-х годов. Сегодня на месте раскопа стоит павильон, в котором можно увидеть то немногое, что осталось от главного дворца столицы Волжской Булгарии.
Музей-заповедник в целом является самым северным памятником средневекового мусульманского зодчества середины XIII-XIV веков. В XIII веке здесь была ставка Бату-хана и Улуса Джучи, тут чеканились первые золотоордынские монеты. Булгарское городище помнит и средневекового поэта Кул-Гали, и Бату-хана, и значительно позже — Петра I, Екатерину II, Державина, Пушкина, художников Шишкина и Саврасова, татарского поэта Тукая – все они бывали здесь.
Памятный знак «Принятие ислама» (это современное здание с золоченым куполом, стилизованное «а-ля Восток») интересно тем, что в нем хранится самый большой в мире Коран (размером полтора на два метра и весом 800 кг), здесь же представлена и одна из самых маленьких копий священной книги.
В музее болгарской цивилизации вы узнаете, какие перипетии забросили волжских булгар за пару тысяч километров от своих братьев балканских болгар и почему, в отличие от них, булгары избрали своей религией ислам.
Здешняя Белая мечеть (Ак мячет) построена на заметном отдалении от упомянутых объектов, но настолько изящна и красива (особенно ночью, когда мы до нее добрались на машине), что ее сравнивают с индийским Тадж-Махалом.
Мороскино — это деревня в Горномарийском районе республики Марий Эл всего в сорока километрах от Козьмодемьянска. Мы заехали сюда познакомиться с художником-акварелистом Сергеем Алдушкиным.
Алдушкину, похоже, на роду было написано стать художником, поскольку рисованием увлекались и его отец, и брат. Сергей Сергеевич пошел в роду дальше всех: закончил известную Суриковку — Московский Государственный художественный институт. Вполне мог остаться и жить в Москве, но не променял столицу на родную деревню. Вернулся в Мороскино, где создал настоящий центр искусства. Родительский дом превратил в музей горномарийского быта и небольшую выставку картин, построил большой Дом творчества, украсил затейливой резьбой бытовые постройки. Даже поленница дров в его хозяйстве смотрится как арт-объект.
Живописные работы Алдушкина пользуются успехом среди знатоков. Его акварели есть в коллекциях Марийского музея изобразительных искусств, Музея пейзажа в Плёсе, Музея-заповедника Поленова, городских музеях Коломны, Сарова и Козьмодемьянска, в коллекциях Валаамского монастыря, Троице-Сергиевой Лавры, в частных собраниях за рубежом, а также у известных федеральных политиков и маститых кинорежиссеров в России.
— Я работаю от души и для души, и делаю только то, что люблю, — говорит Сергей Алдушкин. Собственно, это и есть то, что делает любого человека счастливым, а жизнь наполняет смыслом.
К Алдушкину каждое лето с удовольствием приезжают на пленэры столичные коллеги и начинающие художники – на мастер-классы. Для них он оборудовал при своем Доме творчества летнюю кухню и небольшие комнатки-купе. Мы ночевали в них (спасибо хозяину за гостеприимство).
От Нижнего до Козьмодемьянска всего 250 км. Едем 210 км по трассе М7 (до поворота на чувашское село Москакасы) и, съехав с нее, еще 40 км до места.
Козьмодемьянск был основан, как крепость в 1583 году на высоком правом берегу Волги. Назван в честь святых Космы и Дамиана (в простонародье Козьмы и Демьяна). Сегодня это городок с двадцатитысячным населением, культурная и административная столицей Горномарийского района Марий Эл. Коренное население республики делится на горномарийцев и луговых мари. Язык горных мари заметно отличается от луговых, и потому государственных языков в небольшой Марий Эл целых три: луговомарийский, горномарийский и, конечно, русский.
Нас в этом городке интересуют, прежде всего, местные памятники деревянного зодчества и Марийский этнографический музей. Он был создан относительно недавно – в 1983 году к 400-летию Козьмодемьянска, но успел стать настоящей визитной карточкой городка. На его огромной территории под открытым небом представлены: действующая деревянная шатровая красавица-мельница, жилая изба, амбар, кузница, бани (по-чёрному и по-белому), колодец-журавль, шалаш, высокие качели, плетёные заборы.
Музей настолько большой и интересный, что вы наверняка проголодаетесь и захотите перекусить. В паре заведений вы сможете отведать, например, «подкогыльо» (местные вареники с разнообразной, в том числе, и мясной начинкой). А вообще в марийской кухне немало интересных блюд. Это и трехэтажные блины «коман мелна», и круглый мясной пирог «кыравец», и множество супов, каш и блюд из рыбы, мяса домашних и диких животных и птиц, грибов и лесных ягод.
В городе несколько храмов, самый красивый из них — Собор Смоленской Божьей Матери.
Обязательно загляните в Музей купеческого быта в старинном особняке, построенном в 1897 году купцом и лесопромышленником Александром Шишокиным, где сохранились изразцовые печи-голландки, лепнина на потолках, оригинальный дубовый паркет, собраны мебель и предметы быта конца XIX — начала XX века.
Есть еще несколько музеев: художественно-исторический, Дом морёного дуба и, конечно, Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера, поскольку прототипом литературных Васюков из романа Ильфа и Петрова является Козьмодемьянск.
Гороховец — один из старейших городов Владимирской области. Был основан князем Андреем Боголюбским еще в 1168 году как юго-восточный форпост Владимиро-Суздальского княжества. Есть разные версии происхождения названия городка: то ли от сказочного Царя Гороха, то ли от выражения «ховаться (прятаться) на горе».
В конце XVII – начале XVIII веков Гороховец расцвел как торговый и ремесленный центр на судоходной Клязьме. А в 1892 году тут был основан судостроительный завод, который выпускал речные буксирные пароходы и баржи. Сегодня городок является райцентром Владимирской области с населением около 13 тысяч человек.
Мы притормозили на полчасика у нарядного теремка, который стоит прямо на трассе М7 (ул. Московская, 43), с правой стороны по пути в Нижний Новгород. Мимо не проедешь. Этот шедевр деревянного зодчества начала XX века можно считать визитной карточкой Гороховца. Бревенчатый особняк промышленника-судостроителя Шорина (сегодня Дом творчества и ремесел) действительно похож на сказочный терем с двумя башнями. Обратите внимание на уникальную правую башенку, сложенную из идеально гнутых по кругу (видимо, под горячим паром) толстых бревен. Обязательно обойдите дом — на заднем дворе его есть забавные деревянные скульптуры, в том числе, и упомянутого Царя Гороха.
Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь XVII века на Пужаловой горе. Это лучшая смотровая площадка с панорамным видом на городок, Клязьму и окрестности.
В Гороховце хорошо сохранились храмы и семь уникальных каменных купеческих домов конца XVII – начала XVIII века: дом Ершова (Сапожникова), где сейчас располагается местный историко-архитектурный музей, а также дома Опарина, Канонникова, Ершова (Судоплатова), Ширяева, Турулова и Воронина.
Оставшиеся 90 км от Гороховца до улицы Почаинский овраг рядом с Кремлем Нижнего Новгорода проехали быстро. Нижегородский кремль вот уже пять веков величаво наблюдает со своего крутого высоченного холма, как под ним Ока впадает в Волгу. Но вообще Нижний был основан заметно раньше. Ещё в 1221 году великий князь Владимирский Юрий Всеволодович поставил тут пограничную крепость и нарёк её «Нов град».
А кремль был построен в начале XVI века. В его Михайло-Архангельском соборе (старейшем из сохранившихся внутри кремля зданий) захоронен Кузьма Минин. К 800-летию Нижнего тут была воссоздана колокольня Спасо-Преображенского собора, восстановлена церковь св. Симеона Столпника.
На территории кремля под открытым небом представлена военная техника периода Великой Отечественной, выпускавшаяся местными заводами: танки, зенитки, автомобили, противотанковые орудия, минометы.
Высота кремлевских стен местами достигает 22 м, толщина – 4,5 м, а длина по окружности составляет больше 2 км (говорят, это самый большой маршрут среди всех кремлей России). Собираясь сюда на прогулку, надевайте удобную обувь, будьте готовы к большим перепадам высот и не забудьте полюбоваться с высоты кремля на изумительной красоты закаты Нижнего Новгорода. Не зря его называют «столицей закатов России».
Покровку — так нижегородцы называют Большую Покровскую – основную пешеходную улицу города со множеством ресторанов, кафе и сувенирных лавок.
Прогуляйтесь еще по одной из чудесных исторических улиц Нижнего Новгорода – Рождественской. Тут хорошо сохранились купеческие дома, торговые и доходные здания. Много кафе, ресторанов и баров. Дойдите по ней до удивительно красивой Рождественской церкви (Собора Пресвятой Богородицы), построенной в барочном стиле еще в петровские времена. Обратите внимание на флажок-флюгер под крестом колокольни – это дань морской тематике в петровскую эпоху.
От Рождественской церкви можно подняться вверх по крутому склону к парку 800-летия Нижнего Новгорода, откуда также открываются шикарные виды на панораму города, Оку (слева) и Волгу (справа).
Завод «Москвич» – легендарное автопредприятие, ведущее свою историю с принятия в 1927 г. Советом народных комиссаров РСФСР постановления о строительстве автозавода на территории Москвы. Первые легковые машины Московского автосборочного завода имени КИМ (Коммунистического Интернационала молодежи) сошли с его конвейера в ноябре 1930 года. Поначалу это были легковушки Ford А и Ford АА, собранные по технологии «отверточной сборки» из американских комплектующих, а чуть позже – ГАЗ-А и ГАЗ-АА – уже из советских комплектующих, сделанных в Горьком. За свой век (а через три года «Москвич» отметит столетие) завод еще не раз менял название, сейчас это АО «Московский автомобильный завод «Москвич».