Дверь в Европу нужна, но не нараспашку. А то мало ли кто за дверью бродит? Примерно так рассуждал царь Петр I, строя Санкт-Петербург и одновременно с этим город-крепость Кронштадт на острове Котлин.
Северная столица – не окно, а именно дверь в Европу, об этом говорит его герб с перекрещенными якорями, в точности как герб Ватикана с перекрещенными ключами от рая. Ватикан – ворота в рай, Петербург – в Европу. Но к воротам нужен надежный замо́к. Таким замко́м стал Кронштадт, а первый его оборонительный форт на искусственном острове назвали Кроншлот, что на немецком и означает «королевский замо́к». Позже рядом появилось почти два десятка фортов на искусственных островах, будто задвижки, запоры и цепочки на двери коммунальной петербургской квартиры.
Кронштадтские форты не только защищали вход в Петербург, но были чем-то вроде наукограда. Здесь впервые в России начали применять бетон, испытывали электрические лампочки, изобретатель Попов тестировал свое радио, а в форте Император Александр I (он же Чумно́й) проводили биологические опыты.
Долгое время Кронштадт был закрытой базой военного флота, треть территории острова до сих пор принадлежит министерству обороны. Но сегодня это популярное туристическое направление. На набережной в здании бывшей Голландской кухни разместилось несколько выставок, одна из них посвящена кронштадтским фортам. Все форты, даже разрушенные, здесь воспроизведены в виде макетов.
— Мой товарищ был начальником арсенала, – рассказывает Андрей Чебукин, директор музея. – Мы ездили в форт Петра, жарили там шашлыки. В форт свободного доступа не было, и он хорошо сохранился. Мы с товарищем заглядывали в старинные подвалы, все в паутине. Тогда у меня и появилась мысль сделать музей посвященный фортам.
Андрей изучил архив ВМФ, нашел чертежи царских времен, привлек военных историков и договорился с макетной мастерской. За первые полгода с момента открытия музей посетили 28 тысяч человек. Вместо экскурсоводов – аудиоэкскурсия с элементами звукового и светового шоу. Макеты действующие: мосты поднимаются, кораблики двигаются, пушки стреляют. В музее уже были все кронштадтские дети, а утренние сеансы считаются благотворительными, на них бесплатно пускают ветеранов.
— Наша цель – рассказать, что такое форты. Ведь сейчас они разваливаются, — с сожалением добавляет Андрей. – На форте Петра полубашня треснула, кровля обрушилась, кирпич превратился в труху. Пара штормов и всё. А три года назад форт Тотлебен на «Авито» продавали. Частная организация взяла форт в аренду на 49 лет за 1 рубль при условии, что будут восстанавливать. Но ничего не сделали, попытались продать форт за 15 миллионов рублей.
Сейчас в Кронштадт пришли крупные инвесторы и в рамках проекта «Остров фортов» реставрируют форты Петр I, Александр I и Кроншлот. В частных руках форты Великий Князь Константин и Граф Милютин, куда пускают посетителей. Судьба остальных пока под вопросом, от некоторых построек и вовсе ничего не осталось.
Кронштадтские форты строили прямо в море за 3 века до искусственных островов Дубая и Тайваня. По льду Балтики подъезжали подводы с бревнами и валунами. Делали опалубку, заполняли камнями и опускали в прорубь. Так создавали острова, а сверху возводили стены, арсеналы, батареи. Форт Кроншлот построили за одну зиму. То-то шведы удивились, придя в устье Невы весной 1704 года и обнаружив, что свободного прохода больше нет. Форт был мелкий и при желании шведская эскадра могла его уничтожить. Но он сердито грозил пушками, и шведы, не ожидавшие такого поворота, решили не связываться. А потом стало поздно – цепь фортов перегородила весь Финский залив. Вместе с фортами Кронштадт стал самой большой в мире крепостью на воде.
Остатки старых петровских укреплений на дне залива и сейчас беспокоят начинающих балтийских яхтсменов. А уж сколько тут затонуло судов! В городе появился даже отдельный музей, посвященный морской археологии – филиал Музея истории Кронштадта в здании бывшей водонапорной башни.
По утверждению сотрудников музея, в окрестностях острова Котлин лежит под водой 10 тысяч объектов: корабли, летательные аппараты, подводные лодки. Что-то из этого удается достать. Недавно нашли английский гафельный кеч с грузом фаянсовой посуды.
Расписные сервизы сохранились в товарных количествах. Образцы выставили в музее, но если поднять все ящики, то можно открывать магазин.
Кронштадт по замыслу Петра должен был напоминать Амстердам – с каналами, причалами, каменными домами. Большую часть прибывающих торговых судов в Петербург не пускали. Фарватер был узким и неглубоким, и товары перегружали в Кронштадте на небольшие лодки. Здание Голландской кухни – Петр подсмотрел эту идею в Европе – выстроили, чтобы кормить иностранные экипажи. Суда были деревянные и, разжигая огонь на борту, можно было случайно спалить и себя и стоящих в порту соседей. Корабельные коки готовили в каменных печах на берегу, а потом несли котлы с похлебкой на борт. Сбор за пользование кухней стал обязательным налогом для всех судов, даже для тех, где кормили одними сухарями.
Сам Кронштадт стал миниатюрной копией Петербурга. Со своим Адмиралтейством, Обводным каналом, Летним садом и Гостиным двором. К 300-летию династии Романовых в центре Кронштадта построили Николаевский Морской собор, могучий купол которого хорошо заметен с моря. Если Петр I сравнил Петербург с Ватиканом, то Николай II – с Константинополем. То есть у России уже был «третий Рим» – Москва, но и первые два хотелось получить. Кронштадтский Морской собор выстроен в византийском стиле по образу собора Святой Софии. Чтобы увидеть оригинал, архитектор Косяков специально ездил в Стамбул, но Морской собор сделал более узким и высоким. Софийский – широкий, приземистый, и османские султаны пристроили к нему контрфорсы и минареты.
Если бы еще из Петербурга в Кронштадт ходили рейсовые кораблики как в Стамбуле! «Метеоры» ходят, но билеты стоят дорого. Если сравнивать с турецким маршрутом через Босфор, то разница в расстоянии примерно в 10 раз, а в цене – в 65. Хотя остров Котлин теперь считается районом Петербурга, и над созданием удобного и доступного водного транспорта следовало бы подумать.
Сейчас в Кронштадт можно добраться по кольцевой дороге, проложенной по дамбе, защищающей Петербург от наводнений. Гигантскую дамбу начали строить в 80-х, а закончили в 2011-м. Когда прокладывали дорогу по ней, забыли, что в Петербург иногда заходят парусники, а фрегат «Мир» с 50-метровыми мачтами вообще приписан к городу и всегда стоял у набережной Лейтенанта Шмидта. Мост для пропуска судов построили ниже, чем нужно, и теперь «Миру», «Седову», «Крузенштерну» и другим гигантам в центр города не попасть.
Зато удалось замкнуть кольцевую дорогу, которая прошла через Кронштадт. Главное – что дамбу закончили. Хотя Неву еще при царях «одели в гранит» и опасность наводнений снизилась, а всё же раз в сто лет случаются потопы библейских масштабов, разрушающие все на своем пути. Ветер гонит волну со стороны Балтики, и текущая навстречу Нева встает дыбом. В 1824 году Кронштадт был практически смыт с острова. Это объясняет, почему, несмотря на небольшие размеры Котлина, городские постройки жмутся в восточной части острова – она более высокая. Западную же периодически затапливает.
В Кронштадте всего 40 тысяч жителей, их число со времен СССР не меняется. Многие петербуржцы может и рады были бы переселиться в этот тихий малоэтажный городок, поближе к морю, а не жить в монструозных трущобах типа Парнаса и Девяткино, но на острове почти не строят новых домов, и добираться на работу куда-нибудь в центр Петербурга – целая история. Попробуйте съездить в Кронштадт летом на выходные или в солнечный день: пробка на кольцевой дороге тянется несколько километров.
— В 2018 году у нас было 1,5 миллиона туристов, в 2019 уже 1,7 миллионов. Сейчас после ковида число приезжих снова растет. Улично-дорожная сеть не справляется, — рассказывает глава Кронштадта Олег Довганюк. – Жители жалуются: дворы и улицы забиты машинами и автобусами. Историческая часть города не предназначена для такого количества транспорта. Мы планируем реконструкцию развязки и прилегающих улиц, но чем больше расширим улицы, тем больше на них будет машин. Единственный выход – принуждать туристов оставлять машины на парковке, пусть ходят пешком.
В городе идет масштабная реконструкция. Освежают фасады исторических домов, строят пешеходную набережную и морской фасад, прокладывают велодорожки. Планируют развивать детский яхтинг. Открыли несколько парков военно-патриотической тематики и собираются установить в качестве музея атомную подводную лодку «Ленинский комсомол». В общем, жить здесь будет неплохо. Точно не хуже, чем в Петербурге, который вот уже три века охраняет самая большая Кронштадтская крепость.
ДРУГИЕ СТАТЬИ АВТОРА