Осенью 2003 года знакомый предложил заняться бизнесом. Каким именно, мы не могли решить. Около месяца, сидя в его петербургской квартире, перебирали варианты. Разумные (его): построить особняк в Сочи или товарный склад в Подмосковье. И безумные (мои): разводить кроликов за городом. Безумие победило, и мы уехали в Новгородскую область.
Всю зиму жили в деревне неподалеку от Боровичей. Было много снега и мало событий. Мастерили клетки, ждали рождения крольчат. Изредка к стоящей на улице клетке прибегала лиса и интересовалась сидящей внутри растолстевшей крольчихой. В такие моменты я выскакивал из избы с лопатой наперевес и, прыгая по сугробам, носился за лисой. Иногда к дому приходили алкоголики, чтобы продать горсть ржавых гвоздей, кривой молоток или попросить на водку.
По выходным мы выбирались в Боровичи, яркое пятно посреди белой равнины. Вопреки стереотипам о «разрушающейся провинции», город был приятным, разноцветным и свежеокрашенным, горожане ходили довольными. Или это после деревни мне так казалось?
Долго наш бизнес не продержался (лисы оказались упорнее, чем мы), но о Боровичах у меня только хорошие воспоминания. Минувшим летом я побывал там снова. Ни одного алкоголика и ни одной лисы не встретил. Зато обнаружил много интересного.
Вынесу наверх главное: дореволюционная 3D-реальность, стальной мост Белелюбского, диорама суворовского похода и галерея Татьяны Со-До. Вот если это увидите, значит съездили в район не зря.
Еще до нашей эры в этих местах жили мамонты и доисторические волосатые носороги. На них охотились неолитические люди и, вероятно, уже тогда пытались торговать мясом и костями. Возникший позже город развивался как купеческий. Положение у него было выгодное – на реке Мста. Хоть с варягами торгуй, хоть с арабами. Дорог в древности не было, и товарооборот шел по рекам.
От прежних времен мало что сохранилось. Нынешняя архитектура появилась при Екатерине II и похожа на петербургскую, только дома двухэтажные. В Боровичах постоянно вспоминаешь Северную столицу: здесь тоже сады, мосты, соборы. До революции город считался промышленным, с пыхтящими заводами по производству огнестойкого кирпича и керамической водопроводной арматуры.
Об истории города можно узнать в краеведческом музее напротив местного Летнего сада. Музей открыт в бывшем доме городского головы Шульгина, по совместительству купца. Самое интересное там – коллекция 3D-слайдов о дореволюционной России. Их обнаружили в архиве музея на стеклянных пластинах. Отсканировали и показывают посетителям через стерео-очки. По ценности это открытие можно сравнить с коллекцией Прокудина-Горского. Боровичские купцы-офицеры и барышни-крестьянки вырастают перед вами реальные и объемные. Для полного интерактива в музее можно взять старинно выглядящий цилиндр и нахлобучить себе на голову.
Важная достопримечательность города – пешеходный 115-летний стальной арочный мост Белелюбского. Инженер Николай Белелюбский был влиятельным человеком: профессором и тайным советником. Построил мосты чуть не через все значимые реки Российской империи: Волгу, Дон, Днепр, Иртыш, Обь, Тобол, Неман. Самый известный его мост в Петербурге – Большеохтинский, стальной и арочный, будто родной брат того, что в Боровичах.
В городе несколько заметных храмов. Например, Троицкий. После революции купола и колокольню разобрали антирелигиозные активисты в красных рубахах, а основное здание переделали в театр. Теперь и не догадаешься, что это церковь была.
Стоит взглянуть на Свято-Духов монастырь 16 века. Если подойти с улицы к его зданию из темно-красного кирпича, то оно похоже на старинный оружейный завод. А если смотреть из-за реки, то монастырь кажется светлым и радостным, совсем как Русь перед монгольским нашествием.
В 30 километрах от Боровичей находится село Кончанское-Суворовское. Здесь было имение фельдмаршала Суворова, жившего в ссылке. Добившись громких побед при Екатерине Великой, он попал в немилость при ее сыне Павле I. Император недолюбливал все, что связано с матушкой. Но долго без Суворова не смог продержаться и он. Отправил полководца в знаменитый итало-швейцарский поход, в результате которого российская армия захватила чуть не пол-Европы, а Суворов был объявлен генералиссимусом.
В Петербурге напротив Таврического сада находится Суворовский музей. На его фасаде две картины: «Отъездъ Суворова в походъ в 1799» и «Переходъ Суворова черезъ Альпы в 1799». На первой картине как раз изображено село Кончанское и фельдмаршал, стоящий на пороге семейной церкви, в которой служил пономарем.
Эта церковь, в которой Суворов пел псалмы и звонил в колокола, не сохранилась. Вместо нее построили каменную, которую потом переделали в музей-диораму в честь суворовского похода. Диорама – это эпическое 16-метровое полотно со множеством действующих лиц, частично перетекающее в инсталляцию с пушками, ядрами и горящим костром из осколков елочных шаров. Очень круто для небольшого села.
Здесь же можно увидеть образцы западной пропаганды 18 века. Карикатуры, на которых Генерал Суорроу изображен губастым чудовищем-людоедом.
Усадьба была восстановлена в советское время. Дом Суворова поставили на старый фундамент. Построили кухонный флигель, каретный сарай, амбар и еще одну деревянную церковь, побольше. Приусадебный парк, говорят, остался тот же. Растущие в нем дубы еще помнят Суворова молодым.
В 10 минутах ходьбы находится «суворовский родник», возле которого, фельдмаршал, якобы, обливался ледяной водой из ведра. Фитнеса в деревне не было – только закалка и физкультура. Если попросите, сотрудники музея обольют из ведра и вас тоже. А зимой могут, наверное, сосулькой бросить.
От Кончанского-Суворовского до деревни Сопины около 4 километров. Там заканчивались владения графа Суворова и начиналась земля его соседа помещика Бачманова. Этому Бачманову принадлежала большая деревянная церковь в Сопинах. А суворовских крестьян туда не пускали. Тогда фельдмаршал приказал построить рядом еще одну церковь – каменную, в честь Троицы Живоначальной. Но закончить ее при жизни Суворова не успели, во время похода он тяжело заболел и в имение уже не вернулся. Обе церкви стоят рядом и почти разрушены. Но сейчас идет реставрация.
Здесь же в деревне стоит школа, когда-то носившая имя фельдмаршала. Позже это был санаторий или что-то вроде, потом заброшенный дом с привидениями. Его купила петербуржская художница Татьяна Со-До (Соловьева-Домашенко) и сделала картинную галерею. Вот это по-настоящему круто! 12 залов, более 350 картин, мебель, художественные инсталляции. Весь ремонт и оформление галереи 73-летняя художница сделала своими руками и продолжает работу.
— Никто не хотел это здание покупать. Оно ветхое было. Крыша текла, полы дырявые, две стены гнилые. Я сама бетон месила, канавы рыла, стекла вставляла, — рассказывает Татьяна.
Самое удивительное в том, почему она здесь оказалась. Ее деревянный дом в районе Рыбацкое в Петербурге сожгли злоумышленники, а с ним и коллекцию живописи. Район расчищали под застройку. Другой бы сошел с ума от горя, а Татьяна уехала в Новгородскую область и начала все заново. Теперь у нее собственный музей и новые картины: мистические, яркие, необычные. И это точно стоит увидеть.