Проект выдачи электронных паспортов, замороженный в 2022 году, все-таки заработает в скором времени. Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев предложил внедрить удостоверение личности в виде мобильного приложения. Подтвердить документ можно будет через портал «Госуслуги»1.
Электронный паспорт предполагается выпускать также в виде пластиковой карточки с чипом. К цифровому документу можно привязать ИНН, водительское удостоверение, СНИЛС, электронную подпись и биометрические данные. Цель проекта — повысить безопасность персональных данных гражданина. Цифровое удостоверение сложнее подделать, чем бумажный аналог. А возможность привязки нескольких документов упростит процесс получения услуг в госучреждениях и сведет к минимуму вероятность ошибок.
Что нужно знать об электронном паспорте гражданина РФ
Рассмотрим в таблице основные критерии электронного паспорта:
Вид электронного документа | Пластиковая карта с бесконтактным чипом и мобильное приложение с QR-кодом; |
Какие данные можно хранить в памяти чипа | СНИЛС, ИНН, водительское удостоверение, место регистрации, отпечатки пальцев рук, снимок сетчатки глаза, фото с разных ракурсов, электронная подпись; |
Какие данные будут на карте | Фото, ФИО, дата и место рождения, дата получения и срок действия документа, информация об органе, выдавшем удостоверение, личная подпись, QR-код, голографическое фото; |
Где можно пользоваться картой | В любой сфере, где требуется предъявление паспорта; |
Где можно применять мобильное приложение | При посадке на поезд, получении услуг в МФЦ, в магазинах при покупке сигарет и алкоголя; |
Срок действия | 10 лет |
Точный порядок использования и сферу применения мобильного приложения определит Правительство РФ в течение 90 дней с даты вступления в силу закона. Будут также установлены способы проверки и обработки электронных документов.
Как будет работать система электронных паспортов в России
Цифровое общение с госорганами уже стало повседневным делом. Через портал «Госуслуги» можно оплатить налоги, штрафы, зарегистрироваться по месту жительства. Родители избавлены от необходимости собирать справки, чтобы оформить пособие на ребенка, а работодатель автоматически получает больничный лист сотрудника. Благодаря приложению «Госуслуги Авто» у водителей есть возможность предъявлять документы в электронном виде, приложение «Мой налог» позволяет самозанятым гражданам не тратить время на отчетность и расчет налога. Ведомства обмениваются друг с другом данными оперативно и с минимальной вероятностью ошибок.
Пока не принят соответствующий закон, можно предполагать, как будет выглядеть цифровой паспорт, какие сведения о гражданине будут доступны, опираясь на более раннюю информацию о проекте.
Электронное удостоверение личности планируется в двух вариантах:
- Пластиковая карта с бесконтактным чипом;
- Мобильное приложение.
Пластиковая карта по виду и размерам будет похожа на банковскую. На лицевой стороне разместятся фото, ФИО, дата и место рождения, личная подпись владельца, номер документа, дата выдачи, срок действия и информация о выдавшем удостоверение органе. На обратной стороне будет находиться голографическое фото и QR-код.
При считывании информации с чипа у сотрудника госорганов появится доступ к данным о регистрации человека, его ИНН, СНИЛС, водительскому удостоверению, электронной подписи. На чип также запишут две закодированные фотографии с разных ракурсов, отпечатки пальцев рук и снимок радужки глаза. Эти же сведения можно получить и просканировав QR-код.
Для защиты карты будут использоваться специальные методы нанесения, голограммы, отличительные знаки. Безопасность информации на чипе обеспечат российские алгоритмы криптозащиты. Доступ к данным будет разделен, например, отпечатки пальцев или электронную подпись сможет считать только доверенный терминал. Пластиковое удостоверение юридически полностью заменит бумажный паспорт в любой сфере.
Мобильное приложение продублирует документы, привязанные к физическому электронному носителю. Правда, еще не определили, к каким данным будет давать доступ QR-код, пока в планах проверять ФИО и возраст.
Сферу применения приложения определит Правительство РФ. Минцифры предложило использовать его при посещении МФЦ, посадке на поезд, покупке в магазинах сигарет и спиртного2.
Изначально планировалось, что в 2022 году прекратится выдача бумажных паспортов3. Но проект несколько раз откладывали и вернулись к нему только в нынешнем году. Сейчас понятно, что перейти на электронные документы быстро не получится. Бумажные удостоверения будут выходить из оборота постепенно, по мере окончания срока действия. Замена должна происходить на добровольной основе.
Когда и как можно будет оформить электронный паспорт в России
Пока нельзя назвать сроки введения электронных паспортов в России. Проект указа до 28 апреля 2023 года находился на стадии обсуждения. Помимо юридических аспектов, должно пройти техническое тестирование образцов цифровых паспортов с электронным носителем. Предполагается, что выдачей новых удостоверений будут, как и сейчас, заниматься территориальные подразделения Министерства внутренних дел по вопросам миграции.
Согласно проекту Минцифры от 2021 года, чтобы оформить цифровой паспорт, гражданин России должен будет сдать биометрические данные (отпечатки пальцев, изображение лица) в уполномоченных органах МВД.
В приложении «Госуслуги» с февраля этого года можно протестировать мобильный идентификатор и загрузить фото с биометрического загранпаспорта с чипом. Для этого понадобится смартфон с NFC-модулем.
В приложении нужно зайти в раздел «Документы» и нажать кнопку «Добавить фото». Затем, следуя инструкциям, ввести данные загранпаспорта и приложить смартфон к странице документа с чипом. Система проверит фото и загрузит на «Госуслуги».
Сколько будет стоить оформление электронного паспорта в России
Сейчас госпошлина за выдачу бумажного паспорта составляет 300 рублей. Электронное удостоверение личности оценивалось по проекту в 1 000 рублей. Какова будет реальная стоимость в 2023 году до вступления в силу закона, сказать сложно.
Как развивался проект электронной паспортизации в России
Проект введения электронных паспортов в России был разработан еще в 2013 году. Высказывались предложения о привязке документа к банковской и сим-картам. Из-за технической и законодательной неподготовленности сроки запуска проекта постоянно сдвигались. После того как в 2019 году приняли законопроект об идентификации граждан4, цифровое удостоверение личности решили ввести в июле 2020 года. Первыми новый документ получили бы москвичи. Параллельно планировалось запустить тестирование приложения «Мобильный идентификатор» с доступом через портал «Госуслуги» для жителей столицы старше 18 лет. К 2023 году предполагалось полностью заменить бумажные паспорта на электронные.
Срок введения цифровых удостоверений еще несколько раз переносили. А в январе 2022 года вице-премьер Дмитрий Чернышенко объявил5, что электронные паспорта в виде смарт-карты начнут выдавать в 2023 году. Для пилотного проекта утвердили три региона: Москву, Московскую область и Республику Татарстан.
В июне 2022 года, после введенных против России санкций, проект заморозили на неопределенный срок. Причинами отказа от введения цифрового паспорта стали:
- Отсутствие чипов из-за ограничения импорта в страну;
- Высокая стоимость оформления документа (1 000 рублей).
В феврале этого года глава Минцифры Максут Шадаев предложил вернуться к внедрению электронных удостоверений личности. Соответствующий проект Указа был опубликован на сайте для размещения информации о подготовке нормативно-правовых актов. Обсуждения и доработка документа длились до 28 апреля 2023 года. Следующий этап — детальная проработка Правительством РФ алгоритма оформления и использования электронных паспортов.
Какие виды электронных паспортов существуют в мире
Использование электронных паспортов в мире – уже не новинка. В Казахстане удостоверение личности с чипом ввели еще в 2008 году. На пластиковой карте указаны ФИО гражданина, дата его рождения, личная подпись, дата выдачи, номер и наименование органа, выдавшего документ. Удостоверение выдается в 16 лет каждому гражданину Казахстана. Сейчас в стране оцифровано 18 документов. С ноября 2022 года в электронный формат перевели и паспорт6 (в Казахстане он не является обязательным и выдается по желанию).
С 2002 года ID-картой пользуются в Эстонии7. Она выдается всем гражданам страны с 15 лет. На чип записаны ФИО, национальный идентификационный номер, пол. На карте также хранится PIN, подтверждающий личность владельца, и два криптографических ключа (один позволяет шифровать документы, второй — использовать электронную подпись). ID-карта дает право передвигаться в пределах стран Евросоюза и Шенгенского соглашения.
В США биометрические паспорта с чипом выдаются с 2007 года. В документе содержится стандартная информация: фамилия, имя, дата и место рождения, пол, гражданство, дата выдачи, срок действия, личная подпись. Паспорт американцы используют в основном для международных поездок. Основным документом в стране считаются водительские права.
Гражданам Германии выдается ID-карта с бесконтактным чипом с записанными данными владельца. На электронном носителе может также храниться электронная подпись, отпечатки пальцев. Карта дает доступ к получению госуслуг.
Отзыв эксперта об электронных паспортах
Своим мнением о проекте введения электронных паспортов делятся Исмаил Исмаилов, к.ю.н., доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, специалист в области банковского, валютного и финансового права, и Сергей Кухарец, общественный деятель, член совета молодых политологов при РАПН:
Исмаил Исмаилов:
«Изначально проект цифрового паспорта предлагалось реализовать используя пластиковые карты, аналогичные банковским, с чипом и возможностью бесконтактной передачи информации. Одной из ключевых проблем реализации стал возросший дефицит чипов и микросхем, необходимых для производства такой карты.
Аналогичные проекты уже реализованы в некоторых государствах, например, в Казахстане и Эстонии. Более экономичным и простым вариантом цифрового паспорта является формирование электронных образов документов и QR-кода для проверки в государственных мобильных приложениях. Именно такой вариант сейчас обсуждается и предлагается к реализации. Учитывая наличие инфраструктурной и правовой базы, проект можно успешно реализовать в короткие сроки».
Сергей Кухарец:
«Начать стоит с того, что внедрение электронного паспорта во всероссийском масштабе — не такой простой процесс, как может показаться на первый взгляд. Распоряжение о его разработке было принято в 2013 году, но проект так и не был реализован.
Внедрение электронного паспорта будет состоять из двух модификаций:
- Пластиковая карта с чипом (ПЭН — паспорт с электронным носителем), по юридической силе будет полностью приравниваться к бумажному паспорту;
- Паспорт в приложении на смартфоне (МИГ — мобильный идентификатор гражданина), его можно будет использовать в отдельных случаях».
Популярные вопросы и ответы
На популярные вопросы читателей об электронных паспортах отвечают Исмаил Исмаилов, к.ю.н., доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, специалист в области банковского, валютного и финансового права, и Сергей Кухарец, общественный деятель, член совета молодых политологов при РАПН.
Нужно ли отказываться от бумажного паспорта, оформив электронный?
«Отказываться от бумажной версии паспорта не требуется — электронный документ можно будет предъявить из приложения на телефоне (проект соответствующего Указа Президента Российской Федерации был подготовлен Минцифры), а бумажный – хранить дома. Более того, очевидно, что сохранится необходимость в бумажных заграничных паспортах».
Сергей Кухарец:
«Если выбирать, какой из двух вариантов паспорта предпочтителен к оформлению, со своей стороны рекомендую электронный вариант».
Может ли злоумышленник получить данные из моего электронного паспорта?
«Среди возможных опасений использования цифровых паспортов нередко называют утечку или кражу данных. Однако в этом случае риски фактически приравнены к возможности взлома профиля на портале «Госуслуги». Необходимо при этом учесть, что выпуск любых цифровых документов, как и сдача биометрических данных, – процесс полностью добровольный, а отказ от таких паспортов не повлечет за собой никаких ограничений в правах или оказании государственных услуг».
В чем преимущества и недостатки электронного паспорта?
«Главное преимущество электронного паспорта заключается в универсальности и возможности централизованного хранения в едином цифровом документе всего спектра сведений о человеке: СНИЛС, ИНН, водительского удостоверения и даже биометрических данных и электронной подписи.
Безусловно, для этого информация обо всех документах должна быть занесена в профиль гражданина на портале государственных услуг Российской Федерации, на котором и будет формироваться цифровая версия паспорта».
Сергей Кухарец:
«К достоинствам электронной версии паспорта можно отнести:
1) Удобство и совмещение данных о личности;
2) Сокращение времени на оформление самого паспорта и связанных документов.
Из минусов можно отметить стоимость его выпуска и проблему защиты персональных данных. При введении санкций чип, используемый при производстве, оказался недоступен для российских производителей».
Источники
- https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=137532
- https://digital.gov.ru/ru/events/41900/
- https://www.kp.ru/daily/27004.4/4065625/
- http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212290024
- https://www.kp.ru/online/news/4570525/
- https://www.nur.kz/technologies/software/1996437-v-kazahstane-otsifrovali-pasport/
- https://www.ria.ee/ru/gosudarstvennaya-infosistema/eid-i-udostoveritelnye-uslugi/elektronnoe-udostoverenie-lichnosti-eid