Услуги мобильных операторов

Навязанные услуги мобильных операторов: какие они бывают, сколько на них зарабатывают и как их отключить. Обо всем этом читателям «КП» расскажут эксперты

Юлия Хожателева
Журналист «КП»
Леонтий Букштейн
Шеф-редактор интернет-портала
«Мобильные телекоммуникации»,
интернет-эксперт
Эльдар Муртазин
Ведущий аналитик
Mobile Research Group
Олег Фролов
Ведущий юрист Общества защиты прав
потребителей, эксперт в сфере услуг связи
Сергей Половников
Руководитель аналитического
агентства Content Review
«Наглеют день ото дня! Начали происходить «чудеса» - со счета телефона стали списывать средства за несуществующие услуги. С трудом удалось определить, что они подключили мобильный интернет, хотя у меня обычный кнопочный телефон. Заодно взимали плату за смс на короткие номера, которые я никогда не отправляла. Мне за 70 лет, разбираться в этих вопросах трудновато. Подключила внука, за неделю вопрос решили. Но я с тревогой жду, что придумают еще что-нибудь, чтобы снимать деньги. Хотя бы пенсионеров не трогали».

Такие сообщения часто приходят в «Комсомолку».

И страдают не только пожилые. Попробуй отыщи человека, который хоть раз не погорел платных смс-рассылках с гороскопами, погодой, какой-нибудь службой знакомств. Сплошь да рядом случаи с подключением ненужных, но не бесплатных сервисов.
На вопрос, сколько можно потерять на той или иной услуге, эксперты теряются, мол, как повезет. Это могут быть и десятки, и сотни рублей в месяц.

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин уверен, что от подключения ненужных платных сервисов сегодня не защищен никто.

- Для этого достаточно владеть сим-картой, - говорит он. - И не важно, где она используется: в умном чайнике, в сигнализации, в машине или где-то еще. Существует программное обеспечение, которое может подключить ту или иную подписку на сим-карту без участия и согласия человека. Это проделки нечистоплотных компаний. Операторы в 99% случаях идут навстречу абоненту, так как он для них важнее, чем непорядочные партнеры, которые таким образом зарабатывают деньги.
«Один клик, и ты на счетчике». Как вас обманом могут подключить к платным сервисам

Способ №1

Скачать фильм/музыку/программу в интернете или зарегистрироваться на сайте.

Для этого просят ввести номер телефона, а затем полученный на него код. Это может активировать нежелательную платную подписку.

Как действовать

Перед отправкой номера телефона и кода старательно прочитайте условия. Как правило, они написаны очень мелким шрифтом в незаметном месте. Иначе ставить галочку «Согласен с условиями договора/соглашения» не рекомендуется.

Способ №2

Ложные акции/выигрыши. Приходит сообщение с поздравлением о выигрыше машины, квартиры, микроволновки или о новой акции от оператора или провайдера. Предлагается отправить смс на короткий номер и получить приз или подарок по акции.
Как действовать

Связаться с оператором или провайдером через колл-центр и уточнить информацию об акции.

Способ №3

Фото-сообщение (mms) от Маши/Вани/Светы с неизвестного номера, подписанное «Получена открытка или подарок для абонента….». Указывается ваш номер. И прикреплена ссылка для скачивания. Нажатие ссылки активирует загрузку вирусного приложения на телефон, которое будет без ведома владельца отправлять платные смс, за которые будут списываться деньги с вашего баланса.

Как действовать

Не открывать такие сообщения, сразу удалять и ни в коем случае не проходить по ссылкам.

Способ №4

Звонит неизвестный, представляется сотрудником техподдержки оператора или провайдера. Рассказывает о проблемах с сетью. Диктует номер и просит отправить на него цифры и знаки.

Как действовать

Для решений проблем с сетью оператору или провайдеру не нужно подключать абонентов, это делается без их участия. Поэтому нужно положить трубку.

Способ №5

Незнакомый человек на улице просит дать ему позвонить. В это время он может набрать платный короткий номер.
Как действовать

Либо не давать телефон, либо предложить быть посредником - самостоятельно набрать необходимый номер и сообщить информацию.

Способ №6

Приходит смс с предложением навсегда отписаться от платных подписок или спама. Для этого нужно якобы один раз отправить на короткий номер смс. Но будет с точностью до наоборот — вы активируете подписку.

Как действовать

Связаться с оператором через колл-центр и попросить поставить бесплатный запрет на платные подписки или услуги. В большинстве мобильных операторов есть подобный сервис.

Три правила цифровой гигиены

Руководитель аналитического агентства Content Review Сергей Половников считает, что подавляющее число случаев мобильного мошенничества происходит по вине самих россиян.

- Люди попросту стыдятся в этом признаться, стараясь не признавать собственных ошибок. Легче обвинить оператора. И всего 1% происходит либо из-за технического сбоя, либо из-за злоумышленников в штате самого оператора, с которыми активно борются. Здесь достаточно простого обращения, чтобы и деньги вернулись, и подписка отключилась. Операторы практически не зарабатывают с навязанных услугах, — убежден Половников. - Это меньше одного процента выручки.

Эксперт советует соблюдать следующие правила «технологической гигиены»:

1. Не ходить на пиратские сайты, где можно бесплатно скачать музыку, картинки или кино. Нет ничего бесплатного. Для монетизации сайта используют партнерские программы, в которых может быть все, что угодно, включая автоматическую подписку на платный контент оператора. Если уж совсем невмоготу, заходить на сомнительные сайты лучше с персонального компьютера, а не с телефона — ни на что не подпишитесь.
2. За расходами на связь следить также ответственно, как за квитанциями ЖКХ. Минимум раз в месяц заказывать детализацию — это бесплатно и доступно.

3. Если возникнут вопросы, можно звонить в колл-центр или прийти в ближайший салон связи. Но точно сработает личный визит в Центральный офис своего оператора с паспортом. Там нужно спокойно объяснить проблему, после чего вам подскажут, как написать заявление или претензию. Деньги в большинстве случаев возвращают. И отписывают от платных сервисов.

Комментарий юриста

«Все сделки должны заключаться в письменном виде»

- С точки зрения Гражданского кодекса закона «О защите прав потребителя» подписка платной услуги на смартфон - нарушение. Все сделки должны заключаться через договор в письменном виде. А согласия по умолчанию быть не должно. Операторы связи это игнорируют. Несмотря на то, что их неоднократно штрафовали за навязанные дополнительные услуги, проблема остается, - комментирует Олег Фролов, ведущий юрист Общество защиты прав потребителей, эксперт в сфере услуг связи. – Если после составления претензии, оператор не идет на встречу клиенту и не возвращает деньги, нужно обращаться в суд. Но составить самый дешевый иск с юристом стоит от 2 тысяч рублей. И идти судиться за списанные 200-500 рублей попросту нецелесообразно. На этом все и замыкается.

В свою очередь шеф-редактор интернет-портала «Мобильные телекоммуникации», интернет-эксперт Леонтий Букштейн замечает, что из 10 абонентов 8 не знают, какой у них тариф. Также подавляющая часть людей не читает договор об оказании услуг.

- Нередко у людей архивные тарифы, но большинство не знает, что в них происходит и как оператор их корректирует. Оператор, конечно, делает заявление о пересмотре, но оно не всегда доводится до десятков миллионов абонентов. Поэтому надо знать свой тариф и то, какие к нему могут быть привязаны услуги. Так, например, может происходить подключение мобильного интернета к кнопочному телефону.
Это интересно
Защита банковских карт
С электронных счетов и карт у россиян уводят по 1 млрд. рублей в год! И часто преступникам помогают сами держатели банковских карт. Ведь большинству кажется, что с ними такого произойти не может. Еще как может. Рассказываем, как это работает и как защитить свои банковские карты
Фото на обложке: pixabay.com

А вас подключали к платным сервисам помимо вашей воли? Как вы действовали в этой ситуации? Поделитесь в комментариях:

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda