Уважаемые туристы, вас ждут уютные курорты побережья Северного Ледовитого океана. Думаете, это шутка? Нет! Проверено «Комсомолкой»!

Экспедиция «КП» и Российского военно-исторического общества добралась на отечественных внедорожниках LADA Niva Travel до самых северных полуостровов Рыбачий и Средний, что в Мурманской области. И там, на краю земли, и на пути к Заполярью оказалось много интересного, удивительного и необычного.
Подробности - в репортаже Дины Карпицкой.
Если еще лет 10 назад под словосочетанием «внутренний туризм» все подразумевали поездку в Сочи, то теперь это вся страна! Соотечественники (с некоторым даже удивлением для себя) обнаружили, что в России тоже, оказывается, немало интересных мест. Кто-то открыл для себя Байкал с его сказочно прозрачным зимой льдом, кто-то - Алтай с его шаманами, кто-то - Дальний Восток с китами и Шантарскими островами, кто-то - Курилы с живописными бухтами и вулканами.

И чего только у нас нет! Раньше, бывало, откроешь френд-ленту в соцсетях, а там сплошные таиланды, европы и мальдивы с сейшелами, а сейчас, в эпоху коронавируса, в этой ленте вдруг обнаружилась вся Россия. «Обалдеть! Это просто космос, и всё это НАША страна!», - писал мне в восторге друг из поездки по Камчатке.

Да, не было бы счастья, как говорится, да несчастье помогло.

Команда журналистов «Комсомолки» тоже углубилась в тему отечественного туризма и отправилась в автопробег, причем на наших, российских внедорожниках, аж в Мурманскую область, на самые северные полуострова Средний и Рыбачий. На самый край русской Европы, туда, где нет привычных дорог, но есть направления. Раньше туда редко ступала нога туриста - простых людей (не военных и не пограничников) стали пускать сюда совсем недавно.
Поводом для этой далекой и сложной экспедиции стала серьезная дата - в этом году исполнилось 80 лет начала обороны советского Заполярья во Второй мировой войне. Малоизвестной, можно сказать, странице истории Великой Отечественной войны. Спросите своих близких, что знают они о боях в Заполярье и слышали ли они хоть что-нибудь о хребте с таинственным названием Муста-Тунтури? На этом хребте с лета 1941 по осень 1944 года было жестокое и кровопролитное противостояние немецко-фашистских оккупантов и бойцов нашего Северного фронта. В этой точке государственная граница Советского Союза не сдвинулась ни на метр даже тогда, когда немецко-фашистские дивизии стояли уже под Москвой.
Вот для того, чтобы вспомнить о героизме советских воинов, рассказать об этих местах и отдать дань памяти погибшим в боях, Российское военно-историческое общество и «Комсомольская правда» организовали автопробег под девизом «Вперед к Заполярью!».
Вот для того, чтобы вспомнить о героизме советских воинов, рассказать об этих местах и отдать дань памяти погибшим в боях, Российское военно-историческое общество и «Комсомольская правда» организовали автопробег под девизом «Вперед к Заполярью!».
Нам предстояло преодолеть бездорожье полуостровов Средний и Рыбачий на четырех, заряженных по полной программе, внедорожниках LADA Niva Travel. В такие места лучше ехать на надежном и проходимом авто. Это очень важно! И мы подготовились основательно.
Тут надо заметить, что шины для поездки нам предоставила компания Continental, за что ей отдельное спасибо. Нам была предложена флагманская линейка шин, которая называется Continental VikingContact 7. Эта модель обладает симметричным направленным рисунком протектора с большим количеством ромбовидных блоков, между которыми расположено множество широких водоотводящих каналов. Такое техническое решение позволяет более эффективно удалять воду из пятна контакта, что особенно было важно при движении по водным препятствиям, которых у нас на Среднем и Рыбачьем было хоть отбавляй. А зимой (никто не гарантировал, что она не заглянет в сентябре на Кольский) такая нешипованная резина повышает сцепление на снегу, который набирается в «снежные карманы» между блоками протектора и слипается с кристаллами снега на дороге во время движения, тем самым увеличивая сцепление.

Также важно, что шины Continental VikingContact 7 делают из экологичной резиновой смеси на базе рапсового масла. Особенно ценишь такое отношение к окружающей среде, когда оказываешься в невероятно красивых уголках природы.
Тут надо заметить, что шины для поездки нам предоставила компания Continental, за что ей отдельное спасибо. Нам была предложена флагманская линейка шин, которая называется Continental VikingContact 7. Эта модель обладает симметричным направленным рисунком протектора с большим количеством ромбовидных блоков, между которыми расположено множество широких водоотводящих каналов. Такое техническое решение позволяет более эффективно удалять воду из пятна контакта, что особенно было важно при движении по водным препятствиям, которых у нас на Среднем и Рыбачьем было хоть отбавляй. А зимой (никто не гарантировал, что она не заглянет в сентябре на Кольский) такая нешипованная резина повышает сцепление на снегу, который набирается в «снежные карманы» между блоками протектора и слипается с кристаллами снега на дороге во время движения, тем самым увеличивая сцепление.

Также важно, что шины Continental VikingContact 7 делают из экологичной резиновой смеси на базе рапсового масла. Особенно ценишь такое отношение к окружающей среде, когда оказываешься в невероятно красивых уголках природы.
Ну и чтобы в дороге всегда была возможность подкрепиться, группа «Черкизово» обеспечила нас вкусным и полноценным перекусом, своими знаменитыми колбасными нарезками (их нам хватило до самой норвежской границы и обратно). Сырокопченая «Сальчичон», «Салями фламенко», «Чоризо» - все это вкусно и сытно! Группа «Черкизово» обеспечивает полный цикл производства колбасных изделий и мясных продуктов: собственная кормовая база, свои фермы, современное оборудование, доставка готовой продукции в торговые точки. Контроль на всех этапах гарантирует качество продукции «Черкизово». А главное, все герметично упаковано, и значит, не испортится в дороге. Открыл, съел - и дальше к приключениям!
То есть, как следует подготовившись, мы и тронулись в путь длиной в 11 дней и 5000 километров.
ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ
К ПОЛЯРНОМУ КРУГУ
Первая ночевка по маршруту была запланирована в древнем русском городе Вологде. Ни разу я не бывала в тех краях, но всегда очень хотела попасть. Представлялась Вологда мне милым мещанским городом с ровным рядом домов, палисадниками и простыми человеческими радостями. Кружевами, песнями, неспешными прогулками вдоль речки. Блинчиками с маслом. Да, банальные туристические штучки, но такие родные русскому сердцу.

В Вологде были уже затемно. И насчет уюта и гостеприимства ожидания оправдались. Накормили нас досыта и спать уложили на мягкие кровати в прекрасном отеле «Библиотека». Смело можете в Вологде хоть в 3 часа ночи спрашивать у местных: «Как пройти в библиотеку?». Отель, кстати, креативный по интерьеру и уютный, с прекрасным рестораном. Было не просто вкусно, а очень вкусно. Завтрак хочешь французский подадут, хочешь - немецкий, испанский или еврейский. Вот тебе и периферия!
А с утра пораньше мы побежали смотреть город.
Экскурсовода пригласили к 7.30 (в 9 нам надо было уже выезжать на маршрут).


- Это ничего, мне привычно рано вставать, - успокоила нас хозяйка маленького турбюро Катя Хоботова. - Поезда с туристами прибывают в Вологду в 5 - 6 утра. В отели в такую рань еще не поселяют, только если за дополнительную плату. Так что я своих туристов сама встречаю, веду к себе и пою чаем с вологодским творожком. Все ж еще закрыто в это время!

А дом у Кати - замечательный. С огромным балконом-террасой. И палисадом, естественно, мы же «в Вологде-где-где, в до-о-оме, где резной палисад». И такая тут милота гостеприимная. Это Север (хотя вологжане считают свой город югом, правда, северным), народ тут добрый, «окающий» и очень отзывчивый.
- Туризм в нашем городе активизировался вместе с появлением этой песни, в 1976 году, - говорит Катя. – Весь Союз поехал смотреть на наши, ставшие знаменитыми, палисады. И сейчас, когда границы закрыты, к нам в Вологду направились, кажется, все, кто давно собирался, но откладывал поездку.

Так ранним солнечным утром мы прогулялись по набережной реки Вологды. Послушали вологодское оканье прохожих. Прошлись по Кремлю, где, по легенде, Ивану Грозному на голову упал кирпич, потому-то он в Москву якобы и уехал.

- Ой, про этот кирпич, по-моему, всем вологжанам еще с роддома известно, - смеется Катя. - Хотя это, конечно же, неправда.

На дорожку Катя дала нам вкусных яблок из своего сада. И сказала, будет ждать еще, уже с более основательным визитом.

- У нас зимой очень красиво! Много снега и все белым-бело. Люди ходят в валенках, это удобно и тепло. Кроме Вологды, можно еще и в Тотьму поехать, там потрясающе. И на родину Деда Мороза в Великий Устюг. Или в Кирилло-Белозерский монастырь заехать.

Очень хочется, конечно, все это посмотреть. Но впереди нас уже ждала Карелия (хотя в Кирилло-Белозерский монастырь мы тоже заехали. Нам, автопробежчикам, 15 верст в сторону от трассы - не крюк).
МЕДВЕЖЬЕГОРСК,
ГОРОД ОДНОГО ФИЛЬМА
МЕДВЕЖЬЕГОРСК,
ГОРОД ОДНОГО ФИЛЬМА
Чем дальше мы мчались на Север, тем причудливей становилась природа. И граница между Вологодской областью и Карелией вполне осязаемая. Совсем другим становится пейзаж! Карельские березы, озера, огромные валуны вдоль трассы, камни поменьше сложены пирамидками. Это, оказывается, так строители-дорожники развлекаются. Названия поселков очень забавные - Пиндуши, Лумбуши, Вытегра, Повенец.

Медвежьегорск, небольшой городок в южной части Карелии. Стоит он прямо на берегу Онежского озера. И прямо на въезде наш деревянный гостиничный комплекс «Малая Медвежка»
- И чем же привлекает людей ваш городок?

- Природой, рыбалкой. А еще вокруг города много финских ДОТов линии Маннергейма (Густав Маннергейм, финский маршал шведского происхождения, до революции был генералом русской армии, позже - главнокомандующим финской армией в Зимней войне с СССР 1939 - 40 гг., во Вторую мировую - союзником Гитлера, а в 1944 - 1946 гг. - президентом Финляндии. - Ред.). Многие приезжают на эти финские ДОТы посмотреть. Но в основном, конечно, едут за другим. Самое главное у нас - это «Любовь и голуби».

Да-да. Именно здесь, в Медвежьегорске, Владимир Меньшов снимал этот любимый всем народом культовый фильм. Дом героев киноленты, Надежды и Василия Кузякиных, увы, сгорел лет 10 назад, но на его месте стоит другой. Хозяин нового жилища Евгений Шульга пускает к себе всех желающих совершенно бесплатно.

- Некоторые по нескольку раз приезжают, - рассказывает он. - А мне нравится, я люблю с людьми общаться. Вот вчера буквально одна пара из Кемерова была. Люди и подарки мне везут. Вот мопед, как у Леньки, подогнали. Я голубятню восстановил. И веранду, как в кино, сделал.
Кадры из фильма «Любовь и голуби» киностудии «Мосфильм»
- А фильм-то сами смотрели?

- Конечно! Я его наизусть знаю. И сам в нем снимался пацаном еще, только меня вырезали. А брата моего оставили. Помните сцену деревенских танцев? Вот когда саксофониста показывают, там на заднем ряду мальчишка светловолосый мелькает. Это брат мой.

В массовке фильма «Любовь и голуби» снимался, кажется, весь город. Кого ни спроси, услышите в подробностях эпизод, где успел промелькнуть тот или этот медвежьегорец. Да и сами они похожи на персонажей киноленты. Вот тот же хозяин нынешнего дома Женя Шульга, ну чем не Ленька? Да один в один! Еще и с мопедом теперь. Как же точно гений Меньшова передал русскую душу!

В общем, всем, кто любит фильм «Любовь и голуби», вам сюда, в Медвежьегорск, на улицу Нижнюю.
LADA NIVA TRAVEL В СВОЕЙ
ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ ОБИТАНИЯ
LADA NIVA TRAVEL В СВОЕЙ
ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ ОБИТАНИЯ
Автотрасса Кола потрясающе красивая, с горами, озерами и брусникой вдоль нее. Останавливайся, где хочешь, рви ее или ешь прямо с куста. И вот еще что! Друзья, в этих краях одной российской бедой стало меньше. Дороги тут шикарные.

- Как в Европе, - удивлялись мы.

Удивительно, но это факт.

Но и бездорожье, наше родимое, конечно, есть! Нас оно поджидало заметно севернее на отшибе Мурманской области. Как только мы свернули с КПП «Титовка» в сторону Рыбачьего, оно и началось. Как по мановению волшебной палочки асфальт «стал заметно жиже» и превратился в труднопроходимую грунтовку. Колесили мы по ней три дня подряд. И это, надо сказать, отдельное приключение. Народ дал особенно запоминающимся участкам свои меткие названия: «Лунная дорога» - потому что вся в круглых ямах-кратерах, заполненных водой, «Американские горки» - с подъемами, спусками и теми же лужами, больше похожими на озера. Тут-то наш экспедиционный транспорт - внедорожники LADA Niva Travel себя и проявили на 100%.
- Здесь сразу стало понятно, где стихия этого авто, - совершенно точно подметила корреспондент «За рулем» Анастасия Вяткина, она в составе команды журнала была с нами в экспедиции. - Там, где низкая легковушка будет красться 20 км/ч, теряя подвеску, на LADA Niva Travel можно ехать и 40 - 50 км/ч. А на off road, как на Среднем и Рыбачьем, такая тачка вообще незаменима. Здорово ехать на машине, у которой дорожный просвет 22 см, великолепная тяга, углы съезда и въезда прекрасные (спереди 32 см, сзади 36 см). Тем более что большая часть маршрута на Среднем и Рыбачьем связана была с постоянным переключением на пониженные передачи и блокировкой дифференциала, а эти функции у отечественного внедорожника отработаны годами. Все это вкупе дает ощущение уверенности, что вот сюда мы точно въедем и ничего «животом» не зацепим, нигде не шаркнем и не «сядем». И ее родной двигатель в скромные 80 лошадиных сил, на котором на трассе не хватает мощности, совсем уже по-другому здесь работает. Тянет как маленький танк!

- Мне лично страшнее всего было в двух местах - на крутом спуске через перевал, который народ называет Незабудкой (такое точно не забудешь!). И глубокий брод через реку на пути к месту нашей ночевки.

- Соглашусь, что это были сложные участки, особенно река. До нас была другая группа, так вот они вообще бросили машины на берегу и пошли на ночевку по пешеходному мостику. Но у нас две LADA Niva Travel были в комплектации со шноркелями, и они могут штурмовать броды до полуметра (а похоже, и глубже!). Сначала проехала одна из них, а следом и мы все, друг за другом. Да, вода доходила до капота! Так что заодно проверили герметичность кабины, и она прекрасная. Накануне поездки я много общалась с клубами любителей внедорожья. И знаю, что эта машина может немного больше, чем от нее ожидает неискушенный водитель.
- Как тебе было ехать по «Лунной дороге»?

- Нормально. Конечно, мы двигались медленно, но никакого дискомфорта не испытывали, потому что у автомобиля подвеска разработана специально для плохих дорог. Сидишь спокойно как на диване, просто снизу чуть-чуть потряхивает. Лунными можно назвать большое количество дорог в российской глубинке. Для LADA Niva Travel это тоже естественная среда обитания.


Забегая вперед, скажу, что ни одна из четырех машин нас не подвела. В полном составе и без заметных поломок мы проехали весь маршрут.
ЕХАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ, А ОКАЗАЛИСЬ НА ДРУГОЙ ПЛАНЕТЕ
Так, медленно, но верно мы двигались к своей цели. И к закату вдруг совершенно неожиданно оказались в космическом месте. На Луне. Или на Марсе, как хотите.

На фоне Баренцева моря возникли абсолютно неземные шатры-полусферы, окруженные золотой тундрой и серыми скалами.

Шатры эти внутри оказались уютными человеческими домиками, со всеми удобствами, белыми простынями, душем и прозрачной сферической стеной с видом на северное сияние. Я, хоть и была очень утомлена изматывающей дорогой, не могла заснуть до трех ночи. Прямо лежа в кровати, все смотрела и смотрела на это атмосферно-космическое чудо. А пару раз даже не выдерживала и, завернувшись в одеяло, выскакивала на холод. Запоминайте название - глэмпинг «Китовый берег»! Самый необычный отель,в котором мне когда-либо доводилось проживать. А объездила я больше полусотни стран и много где в России была - от Камчатки до Калининграда.
Да, остановиться здесь - недешевое и труднодоступное по дороге удовольствие, но оно того стоит, поверьте. Уверена, подобные же условия в любых других местах стопроцентно воспринимались бы без особых эмоций: ну душ с горячей водой, ну туалет, ну вкусная еда…

Но здесь! Ого, душ! Ого, еда! Ого-го, кофе с пенкой!

А кормят там... М-м-м! Шеф высокой категории, работал раньше в ресторане в Сочи, но не раздумывая махнул сюда, когда позвали.

- Нравится здесь?

- Очень! - улыбается в ответ. - Тут тоже ведь море.

Да, ледяное Баренцево. Зато сюда киты заплывают и приветливо машут хвостами. И постояльцы - не обычные туристы, а люди любопытные и ищущие. Кто попало сюда точно отдыхать не приедет. Да и работать тоже.

Вот тебе и российская глушь, вот тебе и окраина, в который раз подумала я!

Но, конечно, не ради отелей и вкусной еды мы были здесь.
НЕПРИСТУПНАЯ ГРАНИЦА
НЕПРИСТУПНАЯ ГРАНИЦА
Одна из самых популярных экскурсий «Китового берега» - по местам боевой славы на Муста-Тунтури. Больше всего поразило то, что Великая Отечественная тут, в Заполярье, будто только вчера закончилась. Буквально в 5 километрах от нашего отеля оживает весь ужас войны и героизм наших солдат. Приехать сюда, увидеть все это и каждой клеточкой ощутить - это сильнее, чем посмотреть десяток фильмов о той войне.
Как громом меня поразило все увиденное здесь. Сильно. До слез. До сих пор хребет Муста-Тунтури усыпан осколками мин, опутан немецкой колючей проволокой и усыпан гильзами. Как сказал один из участников нашего автопробега, взяв горсть этих гильз: «А ведь каждая десятая из них - это чья-то смерть…»

Наверху, на стратегически выгодных точках - немецкие блиндажи и укрепления. За хребтом в тылу врага - крепкие казармы, госпитали, штабы… И все это сохранилось до наших дней.
Как нашим солдатам вообще удалось не то что удержать позиции, но еще и сбросить с господствующих высот Муста-Тунтури к чертовой матери элитные полчища немцев? Только глядя на крутые склоны хребта, понимаешь, что такое настоящий подвиг…

Вот мы сейчас, выйдя из отеля, в теплой одежде и в хорошую погоду, полезли на отвесный склон, и нам было тяжело. А каково было всё это штурмовать в 1944-м под свинцовым огнем? Я не знаю, как наши ребята это смогли. Просто не представляю! Как они карабкались на эти высоты, под шквальным огнем врага, окопавшегося на хребте. Наши бойцы атаковали снизу и были как на ладони у фрицев. Тут же тундра, ни деревца, ни кустика. Некуда спрятаться. И… холодно, очень холодно!
НАРОДНЫЙ МУЗЕЙ
У подножия высоты Погранзнак, в старом вагончике геологов есть народный музей обороны полуостровов Рыбачий и Средний. Его смотритель - 80-летний Юрий Александрович Кобяков. Он живет в этом богом забытом месте вот уже 30 лет. Как может, содержит музей, собирает артефакты войны и проводит очень эмоциональные экскурсии в своем музее.
- Вот бойцы фюрера, его отъявленные головорезы, - показывает он на выцветшие фото немецких бойцов на стене вагончика-музея. - Посмотрите, как они вооружены? До зубов. А вот одеты - очень-очень легко. Потому что по плану «Барбаросса» собирались расквартироваться в Мурманске через две недели после начала войны. Но наши отважные добровольцы Полярной дивизии, воины 95-го полка, 52-й дивизии и, конечно, моряки-североморцы вместе в погранцами не предоставили им такой возможности и расквартировали их в тундре совершенно голенькими. А 10 000 полушубков, собранных с большой помпой по всей Великой Германии, были утоплены нашей подлодкой К-22 в море. И на зиму они остались в одних кителях и башмачках…
Про свой музей Кобяков сообщает:

- Здесь всё народное. Ни копейки бюджетных денег не вложено ни в музей, ни в захоронения, что тут же рядом, под горой, на которой шли смертоносные сражения.

Здесь нет ни мрамора, ни гранита, ни выбитых золотом столбцов с именами. А есть просто холмики, поросшие мхом и кроваво-красной ягодой княженикой. И скромные надгробия с неизменно одинаковыми эпитафиями: «12 краснофлотцев. Имена неизвестны. Подвиг их бессмертен». «36 краснофлотцев. Имена неизвестны. Подвиг их бессмертен». «42 краснофлотца. Имена неизвестны. Подвиг их бессмертен»... И это кладбище растет год от года. Свежие холмики найденных и захороненных останков воинов появляются каждый год. Война здесь будто не кончилась и по сей день…

По соседству с музеем есть мемориал защитникам Заполярья и часовенка
Св. Александра Невского, покровителя нашего воинства. Рядом висит колокол, который своим протяжным звоном словно плачет по тысячам погибших здесь. И его звуки волнами расходятся по склонам Муста-Тунтури и далеко по тундре…

Я не могла здесь сдержать слез. Тут все реально ощущается кожей. После всего увиденного и услышанного в Заполярье в мою ДНК точно встроилась еще одна клеточка нашего культурного кода.
Прощайте,
скалистые горы

Прощайте, скалистые горы,
На подвиг Отчизна зовет!
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.

А волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля...
Растаял в далеком тумане Рыбачий,
Родимая наша земля.

Корабль мой упрямо качает
Крутая морская волна,
Поднимет и снова бросает
В кипящую бездну она.
Слова: Н. Букин
Музыка: Е. Жарковский
1942
Обратно вернусь я не скоро,
Но хватит для битвы огня.
Я знаю, друзья, что не жить мне без моря,
Как море мертво без меня.

Нелегкой походкой матросской
Иду я навстречу врагам,
А после с победой геройской
К скалистым вернусь берегам.

Хоть волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля,
Но радостно встретит героев
Рыбачий, Родимая наша земля.
ПОСЛЕСЛОВИЕ

Многое осталось за пределами этого репортажа. И суровый мыс Немецкий с его порванными ветром камнями. И прекрасная, вовсе не безжизненная, золотая осенняя тундра с карликовыми березками. И пасущиеся тут северные олени, и морские косатки, плескающиеся в бухтах. Все это есть здесь, в заповедных местах на краю земли. И это прекрасно.

Да, порой полететь погреться на солнышке проще, чем отправиться в непростое и недешевое путешествие на наш Север. Но именно здесь вы получите впечатления более глубокие и яркие. И только здесь осознаете совсем другие смыслы.

Партнеры экспедиции:
ФОТО: Леонид Захаров | Евгений Сазонов | Дина Карпицкая | Алексей Гущин ("За рулем")
Архивные фото: Георгий Зельма / РИА Новости | Семен Раскин / РИА Новости | Фотохроника ТАСС
Сергей Шиманский /Фотохроника ТАСС | Роберт Диамент/ТАСС | Ефим Копыт/Фотохроника ТАСС
Евгений Халдей/ТАСС