«Я все делаю быстро, но никуда не тороплюсь»: Стас Намин открыл выставку в честь своего юбилея
В историческом здании Московского музея современного искусства (ММОМА) состоялось открытие выставки «Противостояние» одного из самых известных деятелей отечественной культуры Стаса Намина. Экспозиция в ММОМА знакомит зрителя с живописными работами, графикой, скульптурой, а также фотографиями, видео-артом и инсталляциями, созданными автором за последние два десятилетия. Выставка стала первым событием культурной программы, посвященной 70-летнему юбилею Стаса Намина. В рамках программы в Москве и Санкт-Петербурге пройдут концерты, спектакли, выставки и кинопоказы.
  • Стас Намин признался, что для него одинаково важна оценка и экспертов-искусствоведов, и обычной публики — людей, которые не посвящены в секреты визуального искусства:
    «Такая выставка у меня впервые, и я волнуюсь еще и потому, что осознаю, что многое, в особенности связанное с видео-артом и инсталляциями, я мог бы сделать лучше. Но все-таки, кажется, удалось представить то, чем я серьезно занимаюсь последние годы. Мою новую живописную серию "Корни рок-н-ролла" — классическую серию портретов рок-легенд, у которых я учился музыке и через которых, может быть, утвердился во мне дух свободы, я показываю впервые. И, как неожиданное дополнение к этой серии, актеры нашего театра спели песни этих звезд. Мне кажется, всем понравились дух и настроение во время открытия, и мы решили 29 августа сделать подобное закрытие. К тому времени будет уже готов каталог выставки, ну и, конечно же, сделаем красивый концерт».
Заведующий научным отделом ММОМА Андрей Егоров рассказал об особенностях организации выставки Стаса Намина: «Я и мои коллеги пытались показать весь широкий диапазон его творческого потенциала. Здесь есть и фотографии, и лайтбоксы, живопись, музыка, графика. В каждом из шести залов мы стремились к тому, чтобы обеспечить посетителям вау-эффект. Ведь Стас Намин — харизматичная личность с очень мощным зарядом творческой энергии и витальности, которая льется через край и приобретает самые разные формы».
В творческой среде Стас Намин приобрел репутацию человека эпохи Возрождения, универсального творца, которому удалось добиться высокого профессионализма и успеха в качестве музыканта, композитора, продюсера, художника, фотографа, режиссера театра и кино. На открытии выставки юбиляр открыл секрет, как ему удается преуспевать в разных видах творчества: «Я делаю то, что мне в кайф, и делаю это быстро, но никуда не тороплюсь. Это мой совет не только творцам, но и всем людям — как руководство по жизни, которая, как мне кажется, важнее, чем любое искусство».
При этом на вопрос, как ему удается преуспеть во всех творческих профессиях, Намин ответил, что не во всех, и в шутку рассказал гостям выставки о творческой работе, в которой он не смог преуспеть: «Однажды Роберт Де Ниро предложил мне сыграть роль в его фильме. Я долго отказывался, а когда узнал, что там будут сниматься Моника Беллуччи и Мэтт Деймон, решил попробовать. Но в последний момент испугался и не пошел на кастинг. Правда, Де Ниро мне отомстил, назвав персонажа, которого я должен был играть, Стасом. Видите, есть сфера, где я пролетел, как фанера над Парижем, точнее, над Лос-Анджелесом».
Один из ключевых объектов экспозиции — мультимедийная инсталляция «Невыносимо долгие объятия» — представляет собой скульптурную группу и видеомэппинг. Работа была создана художником специально для выставки, источником вдохновения для нее послужила одноименная пьеса Ивана Вырыпаева, которую Намин поставил в своем театре. На выставке также впервые анимирована масштабная инсталляция «Новый Вавилон», созданная Наминым на основе его одноименной живописной работы, которая стала также обложкой альбома его симфонии Centuria S-Quark в исполнении Лондонского симфонического оркестра. Финал этой симфонии звучит во время видеоинсталляции библейского сюжета, переосмысленного автором в современных реалиях.
Первый заместитель директора Музея современного искусства Манана Попова назвала Стаса Намина многогранным, но при этом очень скромным человеком: «Это первая его столь масштабная выставка. В свое время он произнес такую интересную фразу: я создаю рукотворное из нерукотворного. Просто задумайтесь над ней! Стас Намин прошел через тернии к звездам, и я рада, что эта его выставка проходит именно в нашем музее. Мы отмечаем юбилей Стаса, но при этом у него еще все впереди».
По мнению вице-президента Российской академии художеств Константина Худякова, экспозиция получилась достойной и интеллигентной, как и сам юбиляр: «Гениальных людей ото всех остальных отличает одно важное качество: они интересуются всем фундаментально и основательно. Стас — один из тех людей, кому все интересно. Мы все стареем неизбежно, а Стас с возрастом становится все красивее и красивее. Я не могу понять этот феномен. Видимо, причина в том, что он слишком много на себя берет и у него все получается».
Стас Намин — человек мира, считает куратор Третьяковской галереи Кирилл Светляков: «Это человек, который ищет разных связей с миром с помощью искусства. Для меня эта выставка интересна как опыт перемещения в разных пространствах. В первом зале из Москвы мы перемещаемся в Нью-Йорк, а дальше — Африка, Индия, Армения, остров Пасхи и так далее. Многие художники не любят слово "искусство", вместо него используя слово "практика". И у Стаса, на мой взгляд, выставка практик, причем очень разных. И любая из этих вот практик уже для меня на этой выставке неразличима, это творческий симбиоз».
Искусствовед, член-корреспондент Российской академии художеств Леонид Бажанов признался, что экспозиция вызвала у него приятный культурный шок и стала вызовом его искусствоведческой профессии: «Впечатление мощи и энергетики таланта Стаса преодолевает мои критические и аналитические сомнения. Стас ломает все. Он в гробу видал ремесло, концептуальное, трендовое мышление. Он делает то, что ему подсказывает его дар, энергетика, его творческие амбиции, его драйв. Он большой профессионал в музыке, но в визуальном искусстве он ориентируется на поп-культуру, восходящую не к попсе, а к поп-арту, к культурной рефлексии и реакции на окружающий мир».
По словам директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Михаила Миндлина, за Стасом Наминым закрепился имидж человека-оркестра: «Есть клишированное выражение, что талантливый человек талантлив во всем. Но Стас Намин — человек-оркестр, которого я знаю как блестящего музыканта, выдающегося культуртрегера, а теперь еще и как яркого художника. Честно говоря, я никогда раньше не видел его работ, и для меня это абсолютная неожиданность. Значительная часть экспозиции — это работы высокопрофессионального художника».
Художник — это нечто большее, чем специализация, это восприятие мира, уверена арт-обозреватель Ольга Серегина: «Стас Намин — это имя, человек-бренд, который всегда будет с нами. Пушкин ведь тоже бренд, за которым стоит определенное творческое реноме. Стасу недостаточно одной области для отношений с миром. Важно то, что он свой опыт делает универсальным. Я вижу его работу и перевожу увиденное на себя. Такое возможно только с настоящими художниками. Стас Намин — истинный художник, потому что его работы перекликаются с вашим личным опытом».
Гостей встречали бокалами игристого от партнера — компании «ЮТА».

Для посетителей выставка открыта с 22 июля по 29 августа.

Генеральный информационный партнер выставки — «Комсомольская правда», официальный радио-партнер — «Эхо Москвы», рекламный партнер — Sunlight Outdoor, коммуникационный партнер — агентство комплексных коммуникационных решений Prophet. Выставка пройдет при информационной поддержке информационного агентства InterMedia, интернет-издания «Точка ART», портала «Культуромания», журнала «ОК!», газеты «Культура».
Генеральный
информационный партнер
Рекламный партнер
Официальный партнер
Информационные партнеры:
Коммуникационный партнер