— Когда ребёнок слушает или сочиняет вместе с родителями сказку, он идентифицирует себя с её персонажами, — объясняет Ирина Белобородова. — А ещё знакомится с различными стратегиями поведения, расширяет представление о возможных реакциях на те или иные события, может влиять на сюжет — символически «брать контроль» над ситуацией. В реальности это не всегда доступно.
Конечно, не каждая сказка должна нести в себе терапевтические смыслы. Мы всё-таки не специалисты, а в первую очередь любящие родители. Но именно благодаря этому любая волшебная история, которую вы сочините для своего ребёнка, а ещё лучше вместе с ним, может принести большую пользу.
Сказкотерапию любят все, кто работает с детьми. Педагогам, воспитателям, дефектологам она помогает донести до ребёнка 2−10 лет (самый восприимчивый к сказкам возраст) важные смыслы: как общаться с другими людьми, как понимать свои эмоции, как строить отношения.
На что способна сказкотерапия
развить фантазию и креативность
улучшить взаимопонимание в семье
сформировать правильное отношение к природе, миру, самому себе
понять эмоции и мотивы других людей — на примере поступков героев
даже проработать мелкую моторику, если вы решите не только вместе послушать или придумать сказку, но и слепить или нарисовать её героев.
подготовиться к первому походу в детский сад и другим важным событиям в жизни
поработать с конкретными сложностями — неуверенностью в себе, страхами и т. д.
— Подобная заинтересованность нормальна для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, — успокаивает Ирина Белобородова. И если ребёнок сам вводит таких персонажей, не стоит сразу волноваться. Можно попробовать следовать за ребёнком и его мыслью, чтобы понять, для чего в сказке появился определенный герой или сюжет.
Проиллюстрировать этапы создания сказки нам поможет комикс «Сами с полосами в мире Сказбуки» — на основе одноимённого аудиосериала. Рассмотреть приключения носка Цок-Цока и чайника Петра Ильича можно на Яндекс Книгах.
Обратите внимание, какими красочными в комиксе получились сказочные миры. Все они располагаются в пределах обычной квартиры: ванная превратилась в мир «Океан», пространство под кроватью — в «Подземелье», а магниты с холодильника стали настоящими пингвинами.
Кто будет главным героем, зависит не только от пола ребёнка, но и от возраста. В 3−4 года дети лучше всего воспринимают сказки о животных, в 5−6 лет — о человеческих персонажах. Старшие дошкольники и младшие школьники часто любят фантазийных героев — принцев, принцесс, даже инопланетян. Предложите вместе выбрать персонажей — это поможет вам лучше узнать ребёнка.
Не пугайтесь, если дети захотят сюжет, связанный с монстрами. Так они проживают разные эмоции, контактируют с собственными страхами — это часто можно заметить в играх.
Специально избегать печальных или страшных сцен в сказках не стоит — они помогут обсудить непростые темы, рассказать, как предотвратить опасности.
Будет неплохо, если главный герой окажется чем-то похож на вашего ребёнка и его ровесников: это сделает всю историю ближе и понятнее.
Например, характер главного героя аудиосериала и комикса «Сами с полосами» — Цок-Цока — «списан» с ребёнка 6−7 лет: доброго, подвижного, но иногда импульсивного. Многие ребята наверняка узнают в нём себя, а потому будут сопереживать.