Вместе с Плюс Детям и экспертом-психологом Ириной Белобородовой разбираемся в основах сказкотерапии и применяем их на практике
как и зачем родителям сочинять сказки для ребенка
В мире добра и справедливости:
Неудивительно, что дети обожают такие истории. Причём в любом формате: они готовы часами смотреть, читать или слушать любимые сказки — и не только в мамином исполнении.
В жизни любого ребёнка сказки занимают особое место. Это ключик к волшебному миру, в котором звери умеют говорить, отважные герои совершают подвиги и побеждают коварных драконов, а добрые феи творят чудеса.
Слушать джингл «Сами с полосами в мире Сказбуки»
Один из тех, что стоит послушать вместе с ребёнком на Яндекс Музыке, — «Сами с полосами в мире Сказбуки». Это необычная история о полосатом носке Цок-Цоке, который считает себя зеброй, и его друге чайнике Петре Ильиче.
Главный герой ищет свою пропавшую сестру-близняшку. Друзья путешествуют по сказочным мирам, проходят через испытания и в каждом новом приключении чуть лучше узнают себя и друг друга. Вместе с героями дети от 4 лет могут научиться осознавать и регулировать свои эмоции, а также строить настоящую дружбу.
По данным Плюс Детям, спрос на детский аудиоконтент в России вырос на 130%. Этому способствует популяризация умных колонок, гаджетов и многообразие форматов такого контента — есть даже целые сказочные аудиосериалы.
Вместе с героями сказок ребёнок проходит большой путь, учится добру и справедливости, понимает, что дружба помогает преодолеть любые трудности. А ещё справляется со страхами и тревогами, обретает уверенность в своих силах.
И главное: все эти жизненные уроки усваиваются абсолютно органично. Одна сказка способна заменить два часа «взрослой лекции» о том, что такое хорошо и что такое плохо. Именно поэтому в практической психологии даже появилось такое направление — сказкотерапия. Волшебная история используется в ней как инструмент, помогающий установить контакт с детьми, решить проблемы воспитания, пройти кризисы взросления и вместе справиться с самыми разными трудностями.
Приёмы сказкотерапии могут использовать не только специалисты, но и родители. Сочинять сказки — просто. А зная своего ребёнка и то, что его волнует в текущий момент, можно сделать их не только интересными, но и полезными.
В помощь папам и мамам вместе с экспертом-психологом Плюс Детям Ириной Белобородовой составили практическое руководство по созданию сказок.
— Когда ребёнок слушает или сочиняет вместе с родителями сказку, он идентифицирует себя с её персонажами, — объясняет Ирина Белобородова. — А ещё знакомится с различными стратегиями поведения, расширяет представление о возможных реакциях на те или иные события, может влиять на сюжет — символически «брать контроль» над ситуацией. В реальности это не всегда доступно.
Конечно, не каждая сказка должна нести в себе терапевтические смыслы. Мы всё-таки не специалисты, а в первую очередь любящие родители. Но именно благодаря этому любая волшебная история, которую вы сочините для своего ребёнка, а ещё лучше вместе с ним, может принести большую пользу.
Сказкотерапию любят все, кто работает с детьми. Педагогам, воспитателям, дефектологам она помогает донести до ребёнка 2−10 лет (самый восприимчивый к сказкам возраст) важные смыслы: как общаться с другими людьми, как понимать свои эмоции, как строить отношения.
На что способна сказкотерапия
развить фантазию и креативность
улучшить взаимопонимание в семье
сформировать правильное отношение к природе, миру, самому себе
понять эмоции и мотивы других людей — на примере поступков героев
даже проработать мелкую моторику, если вы решите не только вместе послушать или придумать сказку, но и слепить или нарисовать её героев.
Что может сказка
подготовиться к первому походу в детский сад и другим важным событиям в жизни
поработать с конкретными сложностями — неуверенностью в себе, страхами и т. д.
— Подобная заинтересованность нормальна для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, — успокаивает Ирина Белобородова. И если ребёнок сам вводит таких персонажей, не стоит сразу волноваться. Можно попробовать следовать за ребёнком и его мыслью, чтобы понять, для чего в сказке появился определенный герой или сюжет.
Как сочинить сказку
Выбираем персонажей
Проиллюстрировать этапы создания сказки нам поможет комикс «Сами с полосами в мире Сказбуки» — на основе одноимённого аудиосериала. Рассмотреть приключения носка Цок-Цока и чайника Петра Ильича можно на Яндекс Книгах.
Обратите внимание, какими красочными в комиксе получились сказочные миры. Все они располагаются в пределах обычной квартиры: ванная превратилась в мир «Океан», пространство под кроватью — в «Подземелье», а магниты с холодильника стали настоящими пингвинами.
Кто будет главным героем, зависит не только от пола ребёнка, но и от возраста. В 3−4 года дети лучше всего воспринимают сказки о животных, в 5−6 лет — о человеческих персонажах. Старшие дошкольники и младшие школьники часто любят фантазийных героев — принцев, принцесс, даже инопланетян. Предложите вместе выбрать персонажей — это поможет вам лучше узнать ребёнка.
Не пугайтесь, если дети захотят сюжет, связанный с монстрами. Так они проживают разные эмоции, контактируют с собственными страхами — это часто можно заметить в играх.
Специально избегать печальных или страшных сцен в сказках не стоит — они помогут обсудить непростые темы, рассказать, как предотвратить опасности.
Будет неплохо, если главный герой окажется чем-то похож на вашего ребёнка и его ровесников: это сделает всю историю ближе и понятнее.
Например, характер главного героя аудиосериала и комикса «Сами с полосами» — Цок-Цока — «списан» с ребёнка 6−7 лет: доброго, подвижного, но иногда импульсивного. Многие ребята наверняка узнают в нём себя, а потому будут сопереживать.
Упрямство и непослушание: сказка, в которой герои видят важность противоположных качеств — повторимся: важность для себя!
Боязнь темноты: сказка о ребёнке, который отправляется в какое-то приключение, связанное с темнотой, и находит свет.
Появление младшего ребёнка в семье или конфликты между детьми: история о том, как братья и сёстры учатся жить дружно.
Ночные кошмары: сказка о храбром герое, который победит монстров.
Перепады настроения: сказка о персонаже, который учится управлять своими эмоциями.
7 ситуаций, когда подойдет сказкотерапия
Тревога перед новыми событиями: история о персонаже, который успешно справляется с подобными ситуациями.
— Если ребёнку предстоит какая-то медицинская манипуляция, например, первое лечение зубов, его можно подготовить через сказку, — говорит Ирина Белобородова. — Можно рассказать про Мишутку, у которого заболели зубки. И он смело идёт к врачу. Или, наоборот, очень боится, но ему нужно обязательно попасть к доктору. И Волчок — или какой-то другой персонаж — его поддерживает: рассказывает, что будет происходить в кабинете врача. Это большая разница: говорим мы об этом как взрослые ребёнку или же оборачиваем всё в сказку.
Создавая сказку, нельзя переносить в неё все детали из жизни ребёнка, переходить к нравоучениям или обвинениям. А ещё — делать сказку полезной для себя, а не для детей. Как бы ни хотелось придумать историю о «плохой лисичке, которая отказалась помогать маме мыть посуду», не стоит этого делать. Сказка должна способствовать развитию ребёнка, а не заставлять сделать что-то конкретное.
Ещё одна популярная тема терапевтических сказок — первый поход в детский сад или выступление на утреннике. Тот же самый мишка может бороться с тревогой или неловкостью. Сказочный сюжет позволит проговорить с ребёнком алгоритм действий в той или иной ситуации (забыл слова на сцене, не знаешь, как познакомиться с другими ребятами в саду и т. п.), поможет справиться с волнением.
Что конкретно может происходить с персонажами, пока дело движется к счастливому финалу? Ответить на этот вопрос станет проще, если вспомнить, что практически каждая сказка включает определённый набор этапов. Это так называемый «Путь героя» (концепция принадлежит американскому исследователю мифов и автору трудов по сравнительной мифологии и религиоведению Джозефу Кэмпбеллу).
Строим сюжет
Выбираем тему
Придумывать сказки можно не только для того, чтобы развить у ребёнка какие-то навыки или разобрать уже случившуюся ситуацию, но и для того, чтобы заранее проработать определенные моменты. Например, подготовить к походу к врачу.
Важная тема «Сами с полосами»: внешний мир для ребёнка — большой и часто непонятный, но это можно принять, если разобраться с миром внутренним. Благодаря общению с Петром Ильичом и поворотам сюжета Цок-Цок учится осознавать и регулировать свои эмоции, прислушиваться к собеседникам, задавать собственные границы и уважать чужие.
«Дорога» — как правило, герой должен куда-то отправиться, чтобы решить проблему.
«Вызов», «проблема», переломный момент, благодаря которому сюжет начинает развиваться.
«Главная схватка» — кульминация сюжета: герой встречается с врагом, которого надо победить, преодолевает главный страх.
«Победа» — тут и пояснять ничего не надо. Ура!
«Награда» — то, ради чего всё затевалось. Чего герой добился благодаря этой победе. Здесь необязательно речь о какой-то материальной награде, но и о получении нового опыта.
«Зачин» — начало истории. Описание того, где происходит действие и кто герои, какие у них характеры.
«Спутники» — те, кто помогает ему по пути. Это могут быть и персонажи, и магические предметы — волшебная палочка, ковёр-самолёт.
«Враги» главного героя. Они могут появиться в сказке в самом начале — как причина переломного момента или же позднее — как препятствия на пути к достижению цели. Антагонистами могут быть как какие-то «злодеи», так и внутренние страхи, неуверенность в себе.
— Можно спросить, как бы поступил сам ребёнок, — говорит Ирина Белобородова. — Но при этом не стоит быть слишком очевидным и спрашивать в лоб: «А этот герой тебе никого не напоминает?». Важно, чтобы сказка предполагала возможность развития сюжета в разные стороны — это даёт пространство для диалога с ребёнком.
«Вызов», с которого начинаются приключения героев «Сами с полосами», — пропажа сестры-близняшки Цок-Цока. А дорога к победе проходит через… стиральную машину: именно с её помощью полосатые друзья отправляются в сказочные миры.
Развивая сюжет, не забывайте включать ребёнка в обсуждение. Можно поговорить, почему герой поступил так или иначе, что он при этом чувствовал, кто мог бы ему помочь.
Не пропустите новогодний сезон аудиосериала «Сами с полосами: назад в прошлое»: в нём Цок-Цок и Петр Ильич разбираются, почему остановилось время и не наступает праздник. А юные слушатели — узнают, что главное в новогодней атмосфере и почему так важно поддерживать и принимать друг друга.
После сказки
Если ребёнку понравится история — предложите нарисовать её героев, вылепить их или даже записать собственную аудиосказку, сыграв всех персонажей самостоятельно или с вашей помощью: тогда послушать такой звуковой спектакль смогут все друзья и родные. И может быть, вам и детям даже захочется придумать продолжение!
Title
Сами с полосами-НГ - Выпуск 1
10:33
Сами с полосами-НГ - Выпуск 2
10:40
Сами с полосами-НГ - Выпуск 3
13:18
Сами с полосами
Матрица сказок
В суете дел и забот не всегда легко освободить голову настолько, чтобы сюжеты рождались «сами собой». Поможет наша матрица сказок.
Всё просто: произвольно выбирайте по одной клетке из каждого столбца и «соединяйте» их сюжетными ходами — с такой базой это гораздо проще, а количество вариаций практически неисчерпаемо.
Антагонист/с чем или с кем сражаемся
Главная «схватка»/способ решения проблемы
Награда
Вызов/проблема
Герой
Обычный мальчик или девочка — сверстник ребёнка
Потерялся — в чужом мире, заколдованном лесу и т. п.
Новые друзья, отношения, признание окружающих
Разгадка загадок, поиск ответов
Собственный страх
Одиночество, непонимание
Сражение (бой с драконом, разбойниками и
т.п.)
Артефакт (получил волшебную палочку, меч и т.п.)
Есть мечта — научиться летать, увидеть мир, найти друзей и т.п.
Представитель животного мира — с человеческими качествами: мудрая Сова, смелый Лис
Классический герой: принц, принцесса, богатырь, царевна
Нужно спасти: друзей, родных, Новый год и т. п.
Новый опыт, навыки, жизненные уроки
Путешествие (в дороге нашёл союзников, магические артефакты, научился справляться и т. п.)
Силы природы и объективные факторы: неприступная скала, глубокое море, слишком далеко и т. п.
«Антипод»: у Зайца — Лиса, у доброго мага — злой
Удалось поговорить, найти контакт, превратить врага в союзника
Стал лучше (смелее, добрее и т.п.)
Сказочная находка: таинственная дверь, старый сундук и т.п.
Оживший предмет — например, носок Цок-Цок или чайник Пётр Ильич
Под «Плюс Детям» подразумевается дополнительная опция «Детям», которая предоставляется на условиях документа «Условия подписки Яндекс Плюс», есть ограничения, подробнее смотрите здесь.
Волшебство (остановилось время, кого‑то или что‑то заколдовали и т.п.)
Попробовал сделать что‑то страшное — и оказалось, что всё возможно
Классическая награда: золото, королевский трон, звание «главного», победителя и т.п.
Неожиданность: пришло письмо, появились новые персонажи, нужно в первый раз что‑то сделать и т.п.
Фантастический персонаж: юный волшебник (-ца), суперсилач, инопланетянин
Реклама ООО «Яндекс Плюс» ИНН 9705177420 erid: 2W5zFHkxn2k
Антагонист/с чем или с кем сражаемся
Главная «схватка»/способ решения проблемы
Награда
Вызов/проблема
Герой
Обычный мальчик или девочка — сверстник ребёнка
Потерялся — в чужом мире, заколдованном лесу и т. п.
Новые друзья, отношения, признание окружающих
Разгадка загадок, поиск ответов
Собственный страх
Одиночество, непонимание
Сражение (бой с драконом, разбойниками и
т.п.)
Артефакт (получил волшебную палочку, меч и т.п.)
Есть мечта — научиться летать, увидеть мир, найти друзей и т.п.
Представитель животного мира — с человеческими качествами: мудрая Сова, смелый Лис
Классический герой: принц, принцесса, богатырь, царевна
Нужно спасти: друзей, родных, Новый год и т. п.
Новый опыт, навыки, жизненные уроки
Путешествие (в дороге нашёл союзников, магические артефакты, научился справляться и т. п.)
Силы природы и объективные факторы: неприступная скала, глубокое море, слишком далеко и т. п.
«Антипод»: у Зайца — Лиса, у доброго мага — злой
Удалось поговорить, найти контакт, превратить врага в союзника
Стал лучше (смелее, добрее и т.п.)
Сказочная находка: таинственная дверь, старый сундук и т.п.
Оживший предмет — например, носок Цок-Цок или чайник Пётр Ильич
Под «Плюс Детям» подразумевается дополнительная опция «Детям», которая предоставляется на условиях документа «Условия подписки Яндекс Плюс», есть ограничения, подробнее смотрите здесь.
Волшебство (остановилось время, кого‑то или что‑то заколдовали и т.п.)
Попробовал сделать что‑то страшное — и оказалось, что всё возможно
Классическая награда: золото, королевский трон, звание «главного», победителя и т.п.
Неожиданность: пришло письмо, появились новые персонажи, нужно в первый раз что‑то сделать и т.п.
Фантастический персонаж: юный волшебник (-ца), суперсилач, инопланетянин