Вперед,
на Удокан!

БАМ — великая стройка ХХ века — в этом году отмечает юбилей — 50 лет со дня отправки из Москвы на строительство магистрали первого Всесоюзного ударного комсомольского отряда.

12 лет в условиях вечной мерзлоты труженики БАМа прокладывали железную дорогу длиной в 4500 км. Здесь было поставлено немало рекордов. Так, например, самый длинный в России Северомуйский тоннель растянулся на 16 километров!

БАМ вывел страну на новый виток развития. В самые отдаленные уголки Сибири с его строительством пришла цивилизация, несметные природные богатства во глубине сибирских руд теперь могли укреплять экономическую мощь страны. Там, где когда-то кочевали оленеводы, эвенки, появились поселки, а позже — и города. Было протянуто электричество. И застучали мерным ритмом железнодорожные колеса среди восточносибирских гор и дальневосточных сопок, пересекая Ангару, Лену, Чару...
Железная дорога на протяжении всей истории проектирования, строительства, а затем и эксплуатации, привносила изменения в состояние территорий по всему маршруту. Движение БАМа вдыхало жизнь часто туда, где раньше шумел только ветер. Но иногда эти удаленные, дикие участки сами влияли на маршрут БАМа. И одним из них стал Удокан — крупнейшее месторождение меди в стране.

МЕСТО ВСТРЕЧИ
В постановлении советского правительства о строительстве был выбран именно вариант трассы через богатейший полезными ископаемыми район, прежде всего, ради Удокана. Символично, что и завершение строительства — укладка так называемого золотого звена, соединившего восточный участок БАМа с западным, прошла на севере Забайкалья. Немногие знают, но 29 сентября 1984 года в районе 16:00 местного времени на берегу реки Сюльбан у подножия Каларского хребта бригады укладчиков встретились на месте будущего разъезда Балбухта. Хотя официальная торжественная «сбойка» магистрали произошла в Куанде 7 ноября.
Рабочие шли навстречу друг другу от Байкала и от Тихого океана. И самым сложным для них был участок в 330 км, проходящий через Каларский округ — север Забайкалья. Неспроста его ввели в проект. В начале 1950-х годов власти понимали, что это сырьевая территория. И удоканские руды могут поднять промышленность на новый уровень, а потому необходима была дорожная инфраструктура, способная помочь углубиться в богатые недра Удоканского хребта. К тому времени геологи работали в этой местности уже не один год, и, по их словам, проще было освоить участок на Луне, нежели здесь. Сегодня нам остается только размышлять — состоялся бы БАМ без Удокана… А для нынешней «Удоканской меди» железнодорожная станция Новая Чара — логистическое «плечо», благодаря которому стали возможны строительство горно-металлургического комбината «Удокан» и разработка богатейшего в России месторождения меди.
Фото: ТАСС
Как не упустить
свой шанс и внести
вклад в историю
страны
ДОРОГА ДЛИНОЙ ПОЛВЕКА
В НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ
Север Забайкалья — удивительный край. Там необъяснимые природные явления граничат с красотой нетронутых цивилизацией мест, полных загадок и парадоксов. Нигде больше вы не увидите, как арктические ледники соседствуют с пустыней, а эвенки ведут по горной тайге северных оленей.

В недрах Удоканского хребта таится самое большое одноименное месторождение меди. Оно было открыто 75 лет назад, но долгое время никому не удавалось покорить его.
В 1949 году экспедиция Елизаветы Буровой прибыла в район Чары. Основной задачей был поиск урана, однако геологам удалось обнаружить в этих местах медь.
«Первые куски медной руды я случайно обнаружила примерно в средней части ключа, — написала тогда в дневнике Елизавета Бурова. — Но по мере продвижения к верховью ручья зеленые куски стали попадаться всё чаще, поэтому я решила, что они принесены сверху. Мнение подтвердилось новыми находками. На водоразделе нас неожиданно поразило обилие синей и зеленой красок — признаков медной руды».
В 2008 году лицензию на право использования Удоканского месторождения получила «Байкальская горная компания» — ныне «Удоканская медь». С этого момента началась новая история уникального медного месторождения.
Коллеги тогда назвали Бурову Хозяйкой медной горы.
Сложной была работа по изучению месторождения. Несколько раз начинались геолого-поисковые работы и прекращались. Многие ученые и геологи считали Удокан бесперспективным. Одной из причин были его труднодоступность и отсутствие технологии для сложных руд месторождения. Очередной этап — детальной разведки — длился до 1964 года, а полностью работы прекратились в 1966 году. За это время удалось выяснить, что рудные тела имеют мощность 10-100 и более метров, что разрабатывать их целесообразно открытым способом. В 1969-х годах геологи подсчитали, что запасы месторождения превышают 10 млн тонн.
Планировалась и переработка — обогащать руду хотели здесь же, на фабрике, а перерабатывать — на проектируемом Восточно-Сибирском медно-химическом комбинате. Для всего этого были нужны ресурсы, поэтому следующий этап развития начался со строительством Байкало-Амурской магистрали. Тогда вновь закипела работа на месторождении. Разведка, поиск залежей других металлов, строительство инфраструктуры. Каждый год государство вкладывало в Удокан немалые средства. Однако СССР распался, а вместе с ними и большие планы на будущее.
МЕДЬ — ЭТО НАДОЛГО
Заведующий кафедрой геологии, геохимии и экономики полезных ископаемых геологического факультета МГУ им. Ломоносова, профессор Виктор Старостин объяснил, медь — тот самый металл, который лежит в основе существования образа жизни на планете. Она всегда была в цене, начиная с медного века. И сегодня, в период «зеленой» экономики», она играет ключевую роль.
В 2014 году запасы Удоканского месторождения пришлось подтверждать снова, но уже по международному стандарту объединенного комитета по рудным запасам (Joint Ore Reserves Committee — JORC). Расчетная емкость — 26,7 млн тонн — ставит Удокан в тройку лидеров мировых месторождений меди! Его перспективы и значение неоценимы, т.к., по прогнозам аналитиков, в ближайшие 50 лет медь станет одним из самых дефицитных металлов.

Судите сами, в мире около 4 млрд человек пользуются смартфонами, в каждом из которых 8 граммов меди. Таким образом, только на гаджеты уже использовано более 30 млн тонн металла. Производство растет и ежегодно поглощает не менее 10 млн тонн на новые устройства. Еще пример. Обычный легковой автомобиль содержит 25 килограммов меди, а электромобили — 80 кг. Процессоры и платы в компьютерах, электропроводка в домах, кондиционеры, чипы на банковских картах, ключи, деньги, вытяжки, замки — все это медь. Но все это мелочи по сравнению с тем, сколько меди нужно для создания новых источников энергии.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ
  • 8 тонн
    меди требуется для выработки
    1 гигаватта энергии с помощью ветра
  • 4 тонны
    меди требуется для выработки
    1 гигаватта энергии с помощью солнца
  • Таким образом, медь — главный элемент перехода на новую энергетику.

СОВРЕМЕННО
И ЭФФЕКТИВНО
Строительство горно-металлургического комбината «Удокан» началось в 2019 году. И это одна из самых грандиозных строек в России, равная по своей мощности БАМовской стройке ХХ века. Здесь возведены новые здания, смонтировано сложнейшее современное оборудование. Протянуты линии электропередач, построены подстанции. И это только в рамках первой очереди — вторая позволит увеличить мощность производства втрое.
Технологический комплекс состоит из разных площадок протяженностью в несколько километров. Там возведены и промышленные объекты технологического комплекса, и транспортная, и энергетическая инфраструктура. Построены автомобильная дорога, две подстанции общей мощностью около 200 Мвт, ЛЭП протяженностью 25 километров. Первый пуск оборудования обогатительной фабрики горно-металлургического комбината «Удокан» состоялся в сентябре 2023 года. Тогда был получен первый медный концентрат.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Более 3500
рабочих мест
До 15 млн тонн
руды в год на производстве
первой очереди ГМК
До 48 млн тонн
руды в год суммарно на производстве
первой и второй очереди
70+
гарантированный срок эксплуатации
месторождения
Технология добычи меди из руды здесь не такая, как на остальных комбинатах.
Удокан уникален по сложности минерального состава — руды по всему месторождению характеризуются различным содержанием окисленных и сульфидных минералов. Поэтому проект предусматривает флотационно-гидрометаллургическую технологическую схему, позволяющую выпускать катодную медь и сульфидный медный концентрат. Такое производство экологичнее, экономичнее и современнее традиционных методов.

РАБОТА КАК ПОВОД ДЛЯ ГОРДОСТИ
Работа на Удокане идеально подходит тем, кто хочет внести свой вклад в создание будущего современной и экологичной мировой металлургии. Люди — одна из главных ценностей «Удоканской меди». Быть частью проекта освоения медного месторождения на севере Забайкалья — значит получить возможность для профессионального и карьерного роста.

Новые рабочие места на Удокане появляются каждый день. Сегодня здесь работают уже более 3500 человек. Здесь всегда найдется дело для тех, кто хочет и умеет работать. А также для тех, кто желает быть причастным к промышленной истории нашей страны и с гордостью рассказывать о своей работе потомкам. Автору этой статьи удалось пообщаться с некоторыми из них.
Елена Бекматова
Диспетчер пульта управления участка
измельчения и обогащения руд

«Работа на Удокане захватывает: это наблюдение за обработкой руд, за процессом извлечения сульфидного концентрата. Каждый день — новое открытие, постоянное развитие». Между Удоканом и домом Елены — 5000 км. Вахтовая работа не всем дается легко, ведь приходится быть вдали от близких. Коллектив стал для Елены второй семьей: «Ребята, которые работают операторами, — они замечательные. Всегда меня поддерживают, и я их тоже, мы друг другу всегда помогаем».
Ольга Ерёмина
Главный маркшейдер «Удоканской меди»

«Я с детства была уверена, что моя жизнь будет связана с полезными ископаемыми. Сегодня я горжусь тем, что являюсь частью большого коллектива, причастного к запуску грандиозного комбината».
Игорь Григорьев
Машинист мельниц

Узнал о предприятии на крупнейшем месторождении меди в стране из телевизионного сюжета. В нем говорили о старте работы обогатительной фабрики на крупнейшем в России месторождении меди. Игорь направил свое резюме и был принят на работу. «На работе слежу за оборудованием и в целом за тем, чтобы все функционировало без сбоев», — рассказывает он. «А самое интересное в работе — это коллектив. Удокан — это настоящая семья. Где я работал до этого, не было такой сплоченности».
Иван Макаров
начальник службы экологической безопасности «Удоканской меди»

«Очень интересно работать на крупнейшем гринфилд-проекте. Поскольку предприятие строилось с нуля, оно изначально спроектировано так, чтобы воздействие на окружающую среду было минимальным. Это гораздо проще, чем работать с объектами, построенными в советское время, или где на экологии экономят. Здесь есть возможность задать направление, организовать систему и контролировать ее. Больше всего из работы я горжусь проектом по восстановлению «краснокнижного» осетра в реках севера Забайкалья».
ЭТО ПРОСТО ГЕРОИ
Конечно, на Удокане трудятся в основном вахтовики. Даже при всем желании местные жители не смогли бы занять все вакансии. А их здесь хватает — от снабженцев и ремонтников до химиков и гидрометаллургов. Горно-металлургический комбинат «Удокан» — беспрецедентный по масштабам и сложности реализации проект, реализуемый в Забайкальском крае, который имеет стратегическое значение не только для российской, но и для мировой медной отрасли.
— Да простят мне скептики это сравнение, но, на мой взгляд, удоканская стройка сегодня — это бамовское вчера. И это не реклама, а именно то чувство, которое возникает, когда попадаешь на объект, — как-то сказал мне сын приятельницы Глеб, отработавший на Удокане несколько лет промышленным альпинистом. Сейчас парень строит другой объект на Дальнем Востоке, но об Удокане вспоминает с особым теплом.
«Герои» — одно из основополагающих слов в описании освоения самых труднодоступных мест, какими являются и БАМ по всей протяженности, и Удоканское месторождение. Труд каждого человека там был важен и значим тогда, важен и значим он и сейчас.
С таким же теплом и гордостью помнят о своей работе и ветераны отрасли. В одном из интервью «Северной правде» Александр Васильевич Магунов рассказывал, как в 1979 году прибыл он горным мастером-взрывником в Удоканскую геологоразведочную партию.
— Мы проводили поисково-съёмочные и геологоразведочные работы Удоканского месторождения меди после начала строительства БАМа, — рассказывал Александр Магунов журналисту. — Оно было известно в стране, на него были большие надежды. В то время возглавляла Удоканскую геологоразведочную партию Галина Михайловна Захарова. Вот она была жестким руководителем, но работалось с ней хорошо. На планёрке утром собираемся — всем раздает работы. Проходчикам за месяц нужно было пройти 200-300 метров, пробурить, чтобы сделать план. В смену проходили до шести метров. Приходишь на породу — орошаешь, чтоб пыли не было. По технике безопасности эти работы выполнялись в респираторе. Первое время шли два проходчика, чтобы сделать цикл. Один цикл включал в себя бурение пород, взрыв и отгрузку. Породу загружали в вагонетки и отправляли на отвал. Геологи отбирали пробы, чтобы понимать, какие залежи меди есть в этом месте. Вспоминаю бригады буровиков Некрасова, Алексеева, а вообще буровых бригад было много. Это просто герои были.
— Мы делали для страны большое дело и гордимся этим, — подчеркнул Александр Васильевич. — Мне посчастливилось не просто увидеть — самому участвовать в разработке богатых недр северной каларской земли: Удоканское медное, Апсатское, Читкандинское угольные месторождения, Катугинское редкометалльное, Чинейское месторождение ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд. Моя жизнь была интересной.
Текст - Наталья Варсегова
Фото - А. А. Савченко
Стройка великого БАМа продолжается и сейчас. Она нужна для увеличения грузоперевозок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, для расширения экспортных и транзитных возможностей России. И в этой связи БАМ — транспортная артерия для Удокана как медного сердца России, пульс которого задают люди, работающие на предприятии.
ЭПИЛОГ