«Тройка»

У Москвы много символов: Кремль, парк «Зарядье», красная «М» на входе в метрополитен, футуристичный Сити... Продолжать можно долго, ведь список пополняется каждый год. Уже несколько лет в этот топ входит и карта «Тройка» — технология, которая известна далеко за пределами столицы и даже России.

Как московская разработка стала лучшим в мире решением в транспортной сфере

Карте

В 1958 году в мосметро снова устанавливали турникеты, которые принимали металлические жетоны. В 1961 году вместо жетонов стали опускать 5-копеечные монеты. В 1991 году — три 5-копеечных или одну 15-копеечную монету, а в марте 1992 года вместо копеек в метро вернулись жетоны: металлические и пластиковые.
Автоматическая оплата в московском метро появилась при его же открытии в 1935 году. Но изготовленные 3 миллиона стильных жетонов с отверстиями по центру оказались непрактичными и частенько застревали в турникетах.
Первые московские проездные для метро были картонными и именными — в них вклеивали фото владельца. Проездной проверял контролер. Он же компостировал и обычные бумажные билеты.
Единый проездной за январь 1958 года Источник metro.ru

В 1998 году появились карты с чипом

Но широким функционалом они не обладали. Не было и выгодных длинных абонементов. Если человек не катался на городском транспорте несколько раз в день — покупка карты оказывалась убыточной.
Была и другая проблема: обслуживание карт, чипы и весь функционал отдали на откуп частным компаниям. К сожалению, бизнес оказался не очень надежным подрядчиком — или просто опыта не хватало? Карты и вся система могли сбоить в часы пик. Это создавало неудобства для пассажиров, в кассы и на вход в метро выстраивались гигантские очереди, плюс дорогие абонементы…
Бесконтактная транспортная карта 1998 года. Источник metro.ru

Со временем «Тройка» встала на первое место в мировых рейтингах транспортных систем: эксперты по достоинству оценили ее возможности и удобство для пассажиров.

На сегодня реализовано
более 47 миллионов карт.

2 апреля 2013 года по решению Мэра Москвы Сергея Собянина в обращение ввели
«Тройку».

Словом, в 2012 году систему решили кардинально реформировать. И начали разработку новой транспортной карты — полезного инструмента горожанина.

Персонализировать ее можно в личном кабинете приложения «Метро Москвы». Там же удобно настроить режим автопополнения. Или посмотреть персональные истории: приложение напомнит, сколько поездок вы совершили за месяц и какие маршруты и станции метро у вас самые любимые.
По заданию Мэра Москвы, Департамент транспорт и разработчики создали нечто большее, нежели рядовой проездной. «Тройка» проектировалась с учетом нового подхода к городскому транспорту в целом: он должен был стать комфортнее, быстрее и доступнее — под стать ему оказалась и умная карта.
Еще одна полезная функция — возможность персонализации «Тройки». При покупке карта обезличена. А что делать, если потеряешь, как восстановить абонемент или баланс «Тройки»? Легко, если карта «привязана» к конкретному пассажиру.
«Тройка» умеет подбирать оптимальный тариф с учетом бесплатных или более дешевых пересадок. И понимает достаточно сложные транспортные алгоритмы — например, учитывает скидки и акции, действующие в определенные часы.

Для владельцев «Тройки» в 2018 году по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина заработала целая программа лояльности — «Город». Пополняешь карту — получаешь возврат средств в виде бонусов. Их можно тратить на оплату проезда или мобильной связи, получать скидки в магазинах и так далее.

Сейчас программой лояльности
«Город»

пользуются больше 2 миллионов человек.

Как и все гениальное, «Тройка» проста в обращении, но при этом открывает массу новых возможностей. Например, ей можно расплатиться в кассах Московского зоопарка и нескольких музеях, в том числе Пушкинском. Принимают «Тройку» на парковках и в парке «Зарядье», на борту прогулочных теплоходов, в «Аэроэкспрессе» и даже на канатной дороге, что соединяет Воробьевы горы и Лужники. Кроме того, карту можно привязать к сервису «Велобайк» и использовать ее вместо логина при аренде велосипеда.

С учетом всего этого — лимит пополнения «Тройки» подняли с 3 до 10 тысяч рублей. Об этом в декабре 2022 года сообщил заммэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Он подчеркнул, что об этом Департамент транспорта попросили сами пассажиры. Люди действительно пользуются возможностями карты не только в метро и трамваях.
5 тысяч партнеров
И подключено более

Первые карты с московскими чипами появились в продаже в мае 2022 года. Их было всего тысяча. Но рассчитывать, что они так и останутся коллекционной редкостью, не приходилось. Уже через месяц напечатали еще 200 тысяч «Троек» с отечественным чипом! А до конца 2027 года выпустят 19 млн карт на базе российской микросхемы.

Изначально в «Тройках» использовали иностранный чип. В 2019 году начали разрабатывать наш. Для этого мосметро и зеленоградская компания «Микрон» (она делает чипы для паспортов и карт «Мир») в 2018 году создали совместное предприятие ООО «МСП». 50% компании принадлежат метро.

Компания не только «печатает» карты, но и выращивает (до четырех месяцев каждый!) кремниевые кристаллы — базу для чипа.

Чип карты — это ее «мозг» или, если хотите, «сердце», скрытое под пластиковой оболочкой. Чип это вещь уникальная: по сути это «микрокомпьютер».

Если быть юридически скрупулезным, то «Тройку» мы не покупаем, а берем в пользование. А плата в 80 рублей — это залог. Его можно вернуть в течение пяти лет, сдав карту обратно в любую кассу метро.
А если посмотреть на карту через рентген, то ничего, кроме маленького чипа с антенной, мы не увидим.

Теперь и с нашим чипом

А внедрение системы в новом городе занимает до 1 месяца.

6,5 млн карт с полностью российским чипом.

до Хабаровского края и доступна для 30 миллионов россиян.

Любителям креативных вещиц стоит посетить и сувенирные магазины мосметро — купить «Тройку» в форме кольца, браслета, брелока или заказать персонализированный дизайн.
Тематическую «Тройку» продают в сувенирных магазинах мосметро и на стойках «Живое общение». Также при выпуске коллекции Дептранс называет станции, где ее можно найти. Главное, не тянуть с покупкой — новинки разлетаются моментально.

При этом в центре компетенций по транспортным проектам, где создавали чип, исследовательскую работу не остановили. Проектируют новинку — микросхему — с более широким функционалом.

В 2023 году планируется выпустить в продажу

Сегодня билетная система СберТройка действует в более чем 25 регионах — от Карелии

«Тройкой» можно оплачивать проезд в городском транспорте не только в Москве. СберТройка — совместная ИТ-компания Сбера, Правительства Москвы и Правительства Московской области — на базе столичной транспортной карты разрабатывает и внедряет единую билетную систему для регионов страны. Это полностью российская разработка, включая программное обеспечение.

Плюсы Сбертройки для региональных перевозчиков

За десять лет «Тройка» стала не просто привычным атрибутом мегаполиса, но и культурологическим феноменом. Дептранс регулярно выпускает тематические карты, которые становятся предметом интереса коллекционеров — счет сериям перевалил за сотню, а всего выпущено более 2 тыс. видов уникальных карт.

На «Тройке» печатали спортсменов, достопримечательности, технику, котиков, произведения искусства, поддерживали дизайном социальные акции…
Установка нового терминального оборудования во всех транспортных средствах, получение инновационной системы аналитики и контроля пассажиропотока, удобный интерфейс с отчетными формами, где можно настроить тарифы и выгрузить необходимую информацию.
В приложениях «Московский транспорт» и «Метро Москвы» пассажиры могут отслеживать поездки и баланс карты «Тройка» в режиме онлайн, а также пополнить транспортную карту. Владельцам банковских карт эта опция доступна в личном кабинете.

К СберТройке подключены более 16 тысяч транспортных средств в разных регионах России.

В регионах, где работает СберТройка, можно быстро и удобно оплачивать проезд банковскими, льготными картами, наличными, а в некоторых городах и самой картой «Тройка».

Плюсы Сбертройки для властей региона

Город получает качественный инструмент для аналитики пассажиропотока, благодаря которому прозрачность платежей в городском транспорте увеличивается до 70%.
В столице даже есть Общество коллекционеров «Наше метро». Оно объединяет энтузиастов, увлеченных транспортом и тематическим коллекционированием. У коллег по увлечению можно обменять или приобрести «Тройки», выпущенные в разные годы, даже из первых серий!

В Берлине транспортной карты нет.

Либо проездные, либо разовые единые билеты, либо куча «нишевых». Например, билеты на два часа, или по количеству остановок, или в определенные тарифные зоны... Пассажирам без проездных приходится все это помнить и выбирать выгодный билет для каждой поездки.

Неужели «Тройка» — такая уникальная? Наверняка ведь в Европе или продвинутой в технологиях Азии что-то подобное придумано давным-давно. Но это не так.

В Шанхае транспортная карта называется Shanghai Public Transportation Card.

Пополнять можно в более чем 2000 точках по городу, а к оплате ее принимают даже некоторые службы такси. Непривычно для нас выглядит формат оплаты: стоимость поездок дифференцированная — в зависимости от зоны поездки.

В Дубае четыре транспортные карты

Для разовых поездок и три вида (разного цвета) для записи абонементов. Например, синие карты — персонализированные, и при их утере можно восстановить баланс. По серебряным и золотым отличаются цены на поездки в пределах разных тарифных зон. Обладатели золотых могут ездить в премиум-вагонах метро.

В Берлине транспортной карты нет.

Либо проездные, либо разовые единые билеты, либо куча «нишевых». Например, билеты на два часа, или по количеству остановок, или в определенные тарифные зоны... Пассажирам без проездных приходится все это помнить и выбирать выгодный билет для каждой поездки.

Неужели «Тройка» — такая уникальная? Наверняка ведь в Европе или продвинутой в технологиях Азии что-то подобное придумано давным-давно. Но это не так.

В Шанхае транспортная карта называется Shanghai Public Transportation Card.

Пополнять можно в более чем 2000 точках по городу, а к оплате ее принимают даже некоторые службы такси. Непривычно для нас выглядит формат оплаты: стоимость поездок дифференцированная — в зависимости от зоны поездки.

В Дубае четыре транспортные карты

Для разовых поездок и три вида (разного цвета) для записи абонементов. Например, синие карты — персонализированные, и при их утере можно восстановить баланс. По серебряным и золотым отличаются цены на поездки в пределах разных тарифных зон. Обладатели золотых могут ездить в премиум-вагонах метро.
Какие награды есть у карты «Тройка»
«Лучшее решение в области цифровизации транспорта» в рамках конкурса «Формула движения — 2022»: билетная система СберТройка на базе карты «Тройка»
Проект по интеграции билетной системы на базе карты «Тройка» в другие регионы России победил в номинации Best Smart Ticketing Programme («Самая умная билетная программа») на  Transport Ticketing Award 2021 (Лондон).
Главная награда в номинации «Лучшая умная билетная система 2020» международной премии Transport Ticketing Global (Лондон).
«Лучшее решение в области пассажирского транспорта» на  национальной премии «Формула движения — 2016».
Победитель премии народного доверия «Марка №1 в России 2015» в категории «Универсальная транспортная карта».
Руководитель проекта
Ольга Карпова
Текст
Андрей Абрамов
Project Manager
Елена Назаренко
Дизайн и верстка
Евгений Кучук
31.03.2023