В дождь и в мокрый снег опасна асфальтовая колея. По ней буквально текут ручьи, и автомобили, попадающие колесами в эти затопленные ложбины, выбивают из них гигантские брызги. Колеса всплывают на водной глади и теряют связь с поверхностью. Этот эффект получил название аквапланирования. Примерно так же плоские камешки начинают скользить и прыгать, если с силой бросить их под острым углом к поверхности реки. По такому же принципу работают водные лыжи.
Этот маневр настолько дезориентирует водителя, что он может бросить руль и ударить по тормозам. Другие же, пытаясь бороться с машиной, активно крутят руль, да так сильно, что машина совсем перестает слушаться и уходит в занос. В общем, хаотичные действия водителя способны привести к аварии. Как же действовать при аквапланировании?
Нужно помнить, что эффект аквапланирования зависит от нескольких факторов: от скорости и площади пятна контакта колес, а также от массы автомобиля. Среднеразмерный седан класса С «всплывает» при скорости около 63 км/ч и испытывает затруднения с управляемостью на расстоянии около 3–4 метров.
Большие автомобили класса D испытывают эффект аквапланирования на 65–67 км/ч, но за счет идеальной развесовки «проплавают» дальше. К примеру, премиальные BMW или Audi могут глиссировать на метр дальше за счет равномерного распределения массы.
Тем самым по мокрой дороге, где возможно образование глубоких луж, лучше не ехать свыше 80 км/ч. Эту скорость можно легко сбросить резким торможением перед лужей, если она неожиданно появится на пути. Главное, не штурмовать водоем на скорости свыше 60 км/ч.
Но если это произошло и начался процесс аквапланирования, то паниковать не стоит. Что ни делай, автомобиль будет скользить прямо. Важно, чтобы он выехал из лужи столь же прямо, как и вошел туда. Поэтому оставляем руль в покое и дожидаемся окончания аквапланирования. Как только машина сбросит скорость, пробьет водную пленку и вновь уцепится за асфальт, можно маневрировать и тормозить.