Почему на одних дорогах лучше не разгоняться быстрее сорока километров в час, а на других можно смело набирать 130.
Скорость – не порок
Руководство Госавтоинспекции согласно с предложением об увеличении максимальной разрешенной скорости на некоторых автомагистралях до 130 км/ч, если будут соблюдены необходимые условия безопасности, об этом заявил начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Михаил Черников в ходе межведомственного совещания, посвященного безопасности на федеральных дорогах в рамках недавней выставки «Дорога-2019» в Екатеринбурге.
Такие дороги уже есть, точнее, пока это только участки дорог: со 110 до 130 км/ч максимальную разрешенную скорость увеличили на 99 километрах автодорог в стране. Правила это сделать позволяют, по согласованию с ГИБДД владелец дороги может добавить 20 км/ч к разрешенному максимуму, если это не вредит безопасности.
Статистика показала, что повышенный скоростной режим способствует снижению количества ДТП на скоростных дорогах, и это не парадокс. Безопасность повышается за счет равномерного движения потока автомобилей, исключения заторов: у водителей нет необходимости делать излишние перестроения и маневрировать.
Может, тогда повсеместно разрешить гонять? А вот это – нет. Чтобы появился знак «130», дорога должна соответствовать высшей технической категории, иметь минимум по две полосы для движения в каждую сторону, обязательный разделительный барьер между встречными направлениями и почти не иметь изгибов и перепадов высоты. На такой дороге не может быть перекрестков – только развязки, да и те нечасто. И никаких светофоров, зебр, автобусных остановок, лежачих полицейских.
А если знака нет?
Скоростные лимиты прописаны в Правилах дорожного движения, так что знаки с ограничением скорости могут и не висеть. Например, во дворах многоэтажек можно ездить только до 20 км/ч, даже если перед въездом на дворовую территорию не установили соответствующий знак.
На улицах в населенных пунктах разрешено разгоняться до 60. Одно время много говорили о снижении этого потолка до 50, приводили европейский опыт, но в итоге сочли, что в опасных местах можно просто ставить знаки «40», например. А вот знаки «20» нередко стоят рядом со школами, детскими садами, больницами, и в поддержку им укладывают искусственные дорожные неровности.
«Стандартная» скорость за городом – до 90 км/ч. Но и на шоссе нередко ставят знаки «70» или «50», обычно в местах туманов и повышенной влажности, при перепадах высот или сильных изгибах с ограничением видимости, возле сложных перекрестков или перед светофорами, вблизи автобусных остановок, где нарисованы зебры пешеходных переходов. Если вы обращали внимание, после ограничения «90» сразу «50» никто не повесит, снижать максимум можно только постепенно с небольшим шагом в 20 км/ч, что бы там ни выдумывали злопыхатели.
И вот мы снова подошли к высокому максимуму. На автомагистралях легковым машинам, легким грузовикам, а теперь и мотоциклам позволяется разогнаться до 110 км/ч, большегрузам – только до 90 км/ч. На таких дорогах знаки и указатели делают на зеленом фоне – в отличие от обычного синего.
Естественно, мы сейчас говорили только об «официальных» максимумах, без нештрафуемых «вилок».
«Тонкие» моменты
Есть такие, где водители часто путаются. Вот едет человек за городом и видит указатель с названием населенного пункта. Никаких «скоростных» знаков нет, но уже одного этого указателя достаточно, чтобы ограничить скорость до 60. Важно только, какого цвета этот указатель. Если на белом фоне, то вы въезжаете на территорию населенного пункта и обязаны снизить скорость. Но если название написано на синем фоне, то это просто для сведения, изменения скоростного режима это не требует. Синий фон – можно ехать 90, если нет иных ограничивающих знаков.
Сейчас на ряде трасс установили электронные табло, на которых дублируют дорожные знаки, ограничивающие скорость. И как быть, если на обычном знаке написано «90», а на электронном табло изображено «70»? А такое бывает во время дождя или снегопада, например. И никакого противоречия здесь нет. Автоматические комплексы фиксации учитывают скоростной режим, зафиксированный дорожными знаками. Кстати, действие знака начинается с места его установки, то есть скорость нужно скорректировать еще до того, как ваша машина поравняется со знаком. А электронное табло автоматизированной системы управления дорожным движением показывает максимум с учетом изменившихся погодных или дорожных условий, потому что ПДД черным по белому требуют «вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения». Водитель должен при любых условиях контролировать машину – вот критерий разумной скорости. Однако…
Двадцать сверху
Более 11 тысяч из 15 тысяч установленных на дорогах комплексов фото- и видеофиксации «ловят» за нарушения скоростного режима. Потому 84% всех нарушений – именно превышение, 89 миллионов рублей в виде штрафов выписали водителям в 2018 году за желание погонять, такую статистику фиксации дорожных нарушений опубликовала ГИБДД.
Раньше без штрафа можно было превысить только на 10 км/ч, когда вместо дорожных камер были ручные радары, за 11–20 км/ч «сверху» инспектор выписывал 100 рублей. Потом минимальные штрафы стали 500-рублевыми, а про самый маленький временно забыли.
Теперь автоматические камеры с радарами стали привычным делом, а водители уже также автоматически приплюсовывают нештрафуемые 20 к разрешенному на знаке максимуму. И многие всерьез считают, что так разрешено. В реальности разрешено столько, сколько прописано в правилах и установлено знаками. А эти самые 20 км/ч «сверху», за которые не штрафуют, могут стать основанием для признания водителя нарушителем в случае ДТП. Да и в скором времени могут исчезнуть, предложения об этом звучат все чаще.