Мы нередко слышим фразу: «Отобрали права». Но она в корне неверная. Никто их у водителя не отбирает, он сам их лишается, сделав что-то опасное в первую очередь для самого себя, своих пассажиров, а также для всех остальных людей, которые ездят по дорогам или переходят их.
Выпил, порулил – в тюрьму
Вплоть до уголовного наказания можно схлопотать, если ездить пьяным или под наркотиками. Тут все просто, но не всем до конца ясно. Если в ДТП пострадают люди, то действует уже не административный, а уголовный кодекс. И в пункте 6 его 264-ой статьи четко прописано, что за двоих или большее число погибших в аварии пьяный водитель (или скрывшийся с места ДТП), нарушивший правила дорожного движения, «наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет». Законодатели не случайно приравняли сбежавших с места аварии к пьяным: если покинувший место ДТП будет получать меньшее наказание, то все пьяные однозначно начнут сбегать.
Если до аварии дело не дошло, но водитель попался пьяным полицейским, тогда он получит штраф 30 тысяч рублей и лишение прав на полтора-два года. Но и здесь не все однозначно, потому что выпить – это одно, быть алкоголиком – другое. Если выяснится, что он именно алкоголик и стоит на учете в наркологическом диспансере, либо врачи признают его алкоголиком, то прав он лишится вообще. Тысячи таких дел регулярно проходят через суды по представлению прокуратуры, потому что алкоголизм (как и наркомания) не позволяют пройти медкомиссию и быть признанным годным к управлению транспортным средством.
Наркомания – история совсем не простая. С одной стороны, врачи могут определять наркотики не просто в период «действия» вещества, но и спустя недели и даже месяцы после употребления. С другой – и на булочку с маком может среагировать маркер, так что это тема отдельного разговора.
Встречная – табу
За выезд на встречную полосу тоже могут лишить права управления. Нововведений тут уже давным-давно нет, все худо-бедно знают, что левый поворот или разворот наказывают только денежным штрафом, а вот при езде по встречке в своем направлении, где этого нельзя делать, действует «вилка» — пять тысяч штрафа или отлучение от руля на 4-6 месяцев.
Практика такова, что пять тысяч выпишут для первого раза, если водитель не наломал дров на дороге, осознал свою вину и не спорит. Причем, дело может не дойти до суда, в Госавтоинспекции вынесут такое решение после рассмотрения дела. Но злостного нарушителя, накопившего гору штрафов или уже попадавшегося за выезд на встречную, явно так просто не отпустят, ходить ему пешком.
Есть у водителей миф, будто за одинарную сплошную судят не строго, а пересеченная двойная сплошная – это верный путь к лишению. В реальности одинарная черта разметки наносится там, где дорога имеет по одной полосе в каждом направлении, а двойная наносится на более широких дорогах, но обе обозначают одно и то же: полный запрет на выезд за черту, и даже колесом на нее наезжать нельзя.
Еще одно заблуждение: если выехал на обгон через прерывистую, потом она перешла в сплошную, но ты проехал дальше по встречке и вернулся в свою полосу снова через «пунктир», то так можно. На самом деле – нельзя!
Лишение за проезд на желтый?
Запросто! Во-первых, нарушением правил проезда регулируемых перекрестков является не движение на красный, а проезд на запрещающий сигнал светофора. Желтый – тоже запрещающий. И поворот на зеленый, если у светофора есть поворотная секция, но зеленая стрелочка в направлении вашего движения не загорелась, тоже будет нарушением. Исключение составляет лишь завершение маневра (когда водители «не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению»), но это не говорит о том, что на мигающий зеленый нужно поддавать газу, это дает возможность водителю завершить проезд перекрестка, а пешеходу дойти до края проезжей части, когда светофор уже переключился. Обычно и работу светофора настраивают так, что в одну сторону уже загорелся красный, но для пересекающего потока еще не включился зеленый.
За проезд на запрещающий сигнал положен штраф в тысячу рублей, но это для первого раза. При повторном нарушении «на светофоре» в течение года штраф дорастет уже до пяти тысяч. И это если камера «поймает», а камеры уже нацелены на фиксацию таких нарушений. Если же остановит инспектор, то он за повторное такое нарушение отправит в суд, а там могут и на 4-6 месяцев лишить права управления. Да, «всего лишь» за то, что поехал, не дождавшись стрелки или на желтый.
Иногда водители толком не помнят, можно ли нырнуть направо под красный, поскольку в ряде стран такое правило действует, да и у нас несколько лет назад проходили такие эксперименты. Российские ПДД в связи с этим никаких изменений не получали, на красный ехать, если у светофора нет поворотной секции и не загорелась зеленая стрелка, нельзя.
Отдать права за долги?
Это уже не лишение, но смысл тот же: управлять транспортным средством нельзя. Правильное название – приостановление права управления, и используют его как рычаг воздействия на злостного должника по алиментам или по тем же штрафам ГИБДД, если сумма долга перевалила за 10 тысяч.
Приостанавливать действие прав не будут без предупреждения, задолженность сначала должна превратиться в судебную, а потом пристав должен известить об этом лично или с помощью заказного письма. Вот если и после этого человек не отреагировал, тогда пристав может приостановить действие прав. Суд ему для этого не нужен, и само удостоверение тоже никто забирать не будет. Водитель вообще может не знать, что права управления у него нет.
Но если его в этот период остановит инспектор, то будет плохо. Наказанием за такую езду будет назначение обязательных работ до 50 часов или уже настоящее лишение прав на срок до одного года.
Вывод может быть только один
Машина едет не сама, вы ей управляете, точно так же и права не отбирают, это только следствие грубых нарушений. Если их не допускать, то никаких проблем в общении с инспекторами или с судьями не будет.
ЦИФРЫ
При общем снижении статистики аварийности в прошлом году произошло на 1,4% больше аварий по вине нетрезвых водителей легковых автомобилей, на 6,7% — пьяных водителей грузовиков, на 4,9% — пьяных мотоциклистов, таковы официальные данные Госавтоинспекции. Так что дальнейшее «закручивание гаек» в отношении любителей ездить подшофе оправдано.
Наиболее частыми нарушениями ПДД в прошлом году стали превышение максимальной разрешенной скорости, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, проезд на запрещающий сигнал светофора. И если камеры лишать прав пока не научились, то за ряд повторных подобных нарушений инспектор может не просто наказать штрафом, а направить дело на рассмотрение в суд. И у водителя появится риск стать пешеходом.