При рациональном подходе автомобиль будет для вас другом и помощником, но при неверном расчете машина может по миру пустить. Избежать этого просто: надо честно ответить себе на несколько вопросов.
Надо или хочу?
Вот ключевой вопрос, который нужно себе задать, если начали посещать мысли о покупке машины. Когда действительно надо, все можно точно рассчитать, потому что в таком случае голова остается холодной и способна мыслить здраво и критически. Ведь до десятка обязательных поездок в месяц по городу можно совершить на такси или на каршеринге (сервисы поминутной аренды автомобилей есть уже во всех крупных и многих средних городах). А для дальней поездки раз в пару месяцев можно арендовать авто посуточно.
Просто посчитайте, сколько будет стоить проехать по нужным вам маршрутам на общественном транспорте, такси или прокатном авто. Если не больше пяти-десяти тысяч рублей в месяц, то идею покупки собственного авто можно отложить, даже самая дешевая машина будет «съедать» куда больше денег.
Но бывает так, что альтернативы машине просто нет. На работу вам добираться с двумя пересадками, а еще ребенка до садика нужно довезти. Или вы поселились за городом, и каждый день нужно проезжать по 30–50 км. Может, автомобиль нужен вам для работы. В таком случае затраты на авто нужно выделять в отдельную статью расходов и помнить, что она всегда будет состоять из трех основных частей.
Не бухгалтерский учет
Первая часть – это регулярные текущие расходы: на бензин, мойку, а также на стоянку, платные дороги, если такое предстоит. И платеж по кредиту, если занимали деньги на покупку.
Вторая часть – обязательные ежегодные расходы. Страховка (или страховки) и техосмотр, транспортный налог, замена колес, техобслуживание (замена масла, фильтров, химчистка салона и т. д.)
Третья часть: внезапные расходы. Это штрафы, устранения неполадок и ремонт случайных повреждений. Поверьте, все это будет. И по закону подлости неожиданные траты возникнут как раз тогда, когда вы все потратили на отпуск или собрались копить на ремонт в квартире. То есть идеально, если деньги на незапланированные траты будут отдельной «заначкой» из нескольких десятков тысяч, вы к этому готовы?
Если машина новая, то она вряд ли будет ломаться, но потребует немало денег на фирменное ТО и добровольное автострахование. Подержанная, напротив, не раз за год попросит вас раскошелиться на ремонты и устранение постоянно возникающих неполадок, замены, доливы и так далее. Словом, как ни крути, расходы все равно будут. Но их можно сократить.
Пять способов сэкономить
1. Автокредит должен быть взвешенным решением. Потому что это высокие проценты и страховка, при миллионном кредите тысяч двести за год вы отдадите банку и страховой только за «обслуживание» этого кредита, а еще и основную сумму отдавать. И не думайте, что эта основная сумма – ваш будущий актив, машина в это время стремительно обесценивается. Лучше не брать потребительский кредит и не использовать кредитную карту на первоначальный взнос для получения автокредита. Если же вы действительно крепко стоите на ногах, не приобретайте авто в кредит.
2. Знать меру. Для семьи из трех человек не нужна пятиметровая машина, для поездок на работу в городе не нужен внедорожник с огромными колесами, для стояния в пробках не требуется мотор в 250 сил, машины массовых брендов зачастую умеют ездить не хуже премиальных авто. Размер, мощность, класс, престиж – за все нужно доплачивать, даже цена шин зависит от посадочного диаметра, и 18-дюймовые будут стоить дороже 16-дюймовых для одной и той же машины! Возьмите калькулятор, посчитайте разницу. Может, оставить сэкономленные деньги на хорошее обслуживание?
3. Лучше меньше, но новее. 10-летний люксовый внедорожник можно купить по цене свежей корейской легковушки, но он каждый год будет забирать у вас еще одну полную цену себя за ремонт и обслуживание.
Конечно, бывает так, что нравится конкретная модель конкретного года, но это уже по части «хочу», а не по части «надо», и тут мы уже относимся к машине как к хобби.
4. Используйте только высококачественные расходные материалы. Никогда не заправляйтесь бензином на безымянных АЗС, потому что литр там стоит на рубль дешевле. Это прямой путь к заливу контрафакта. Даже промывка топливной аппаратуры потом потребует потратить больше денег, чем было сэкономлено, а уж замены свеч такая игра точно не стоит. Всегда используйте фирменные масла и техжидкости, рекомендованные для марки и модели вашей машины. Они позволят поддержать все узлы и агрегаты в должном техсостоянии, ездить без поломок и ремонтов. Удобный сервис подбора масел найдете здесь (ссылка на сервис подбора масел).
5. Ездите аккуратно. От манеры вождения зависит не только расход топлива (а здесь разница может быть в треть или даже выше), но и целостность автопокрышек и дисков, скорость износа тормозных колодок, ресурс подвески, коробки передач и мотора. Даже автострахование каско для аккуратных водителей дешевле.
Но с другой стороны…
Мы ведь любим свои машины. Кто-то дает им имена, кто-то балует 100-м бензином, кто-то своими руками с нежностью полирует кузов до блеска и чернит колеса. Значит, и здесь не все измеряется деньгами. И вполне нематериальные забота и уход защищают авто от непредвиденных неполадок, а самому владельцу дарят удовольствие от управления своей машиной.