«Я учусь у неба готовиться к рукопашной»

влад маленко

выпуск
3й
Российский поэт и баснописец, режиссёр и актёр, худрук музея Сергея Есенина в Москве, Московского театра поэтов и Всероссийского фестиваля молодой поэзии «Филатов-Фест» о себе, отношении к спецоперации и поэзии
04.07.2023
Влад, как Вы пришли в литературу?
Моим воспитанием занимались книги, то есть меня приучили их читать. Был двор и были книги, это мне одинаково нравилось. А когда в армии моим сержантом стал Денис Золотухин, чья мама вышла замуж за Леонида Алексеевича Филатова, я появился в доме у Филатова — знаменитого артиста и знаменитого поэта. Я в армии много писал, и мне очень повезло, что  появилась возможность показать свои опыты Леониду Алексеевичу. Как сейчас помню: я сижу ни живой, ни мертвый, а за стеной Филатов читает мою тетрадку и вдруг стук в стену. Захожу — кругом дым коромыслом, и вдруг Леонид Алексеевич говорит какие-то веселые хорошие слова, и я словно приподнимаюсь над полом. А он говорит, ну, давай для начала напечатаем тебя в «Юности». Для 1989 года это звучало, как если бы нам сейчас сказали, что мы не просто в космос на МКС летим, а что летим на Марс, вернемся послезавтра и снимем программу, где обсудим этот полет…
Первое знакомство с телевидением
Я заканчивал театральный институт уже и как автор. То есть на моем четвертом курсе играли спектакль «Золотой горшок», а либретто уже было написано мной. Сразу после театрального из-за склонности к пародии меня взяли в программу «Куклы» и «До 16 и старше». Вы не представляете себе, я вел программу для молодежи и от первой же программы мне пришло 20 писем. Я ответил на все 20 писем, потом пришло 40, потом мешок принесли, потом пять мешков. Естественно, я прекратил эту порочную практику. Потому что письма начинались так, например; «Дорогой Влад я тебя очень люблю, познакомь меня, пожалуйста, с Андреем Губиным». Или, например: «Я хотела уже повеситься, но тут ты сказал такие слова, что я не повесилась. А теперь родила сына назвала его Владом». Когда подошло время к 40 годам, я завязал с актерской профессией. Мне захотелось самому что-то сказать, я обретал свой голос. Это такой момент, как чуть-чуть родиться заново.
Переломный момент. Севастополь
У меня есть поворотный момент жизни. В 2011 году моя девушка снимается в главной роли в большом фильме, и она говорит: прилетай ко мне в Крым, я тут под Севастополем. И я прилетел. Таню увозили утром, а привозили вечером, я был предоставлен сам себе. Была весна, около моего окна вдруг сел удод, прошли овцы, 40 тысяч кошек и волны морские. Я начал сочинять — пришло вдохновение. Я сел на раздолбанный автобус и поехал в Севастополь. Это был апрель, Благовещение. И вот я стою в слезах от несправедливости того, что происходит в этом, навсегда любимом с тех пор, городе. Я вижу людей, я начинаю общаться с ними, я вижу чужие флаги. И я начинаю писать. Я пишу, пишу, пишу… так появляется «Севастополь». Я его начинаю всем читать, и все, кому я его читаю, начинают плакать.

  • Севастополь…
    Морской Апостол,
    Не признающий третьего тоста,
    Не делящий мир на живых и мёртвых,
    Сторонник свадебных лент пулемётных.
    Севастополь…
    Парашютные стропы ангелов,
    В бескозырках святые с мечами наголо.
    Есть Крым, Украина, Россия, Европа,
    А есть — Севастополь.
    Берег неба в краповой яшме
    Прошлый век, на свинцовом ветру распятый.
    Севастополь!
    Скоро снова будет 41-й и 45-й.
    Я учусь у неба готовиться к ру
    копашной.
Первая поездка в зону проведения специальной операции
Мне знакомо ощущение от присутствия настоящих людей, которые я тогда, еще в Чеченской Республике, впитал в себя. То есть, чем ближе к каким-то опасным вещам, тем больше доверия, спокойствия и взаимопониманиия, выручки. К сожалению, страшная вещь, потому что мы в первую поездку приехали в Новоайдар в Луганской области и встречались с ребятами в госпитале. А потом, когда я увидел разорванную крышу этого госпиталя, лежащую среди сосен, эти, как спички поломанные сосны, березы… я узнал это место.
Вы с ребятами с военными госпитале общались. Что они рассказывали, что запомнилось?
Я позволю себе не передавать. Самое тяжелое для меня то, что врагу удалось внедрить вот эту сказку про лубяной и ледяной домик и обмануть всех нас. Что за речкой сидят люди, курят свои папиросы, а мы льем славянскую кровь.
«Россия не может проиграть, если мы едины»
«Запад деградирует, Россия должна спасать детей»
«Настоящий гражданин должен разобраться в происходящем, а не бежать от трудностей»
«Уехавшие своим поступком показали, что они не с Россией»
«Нас приучали стыдиться того, что мы русские»
«Границы между искусством и пропагандой нет»
«Россия должна жестко отвечать на теракты
«Пока мы едины — мы непобедимы!»
«Либералы придают большее значение милосердию, игнорируя правду и общечеловеческие ценности»
«Мы должны победить безразличие и пустые слова»
«Я всегда считал Крым русской землей»
«Я остаюсь, чтобы жить»
«Я учусь у неба готовиться к рукопашной»
«Это работает на уровне сердца, на уровне желания делать для детей добро»
«Правду надо доказывать всегда. Это и есть смысл жизни людей — восторжествовать истину»
© 2023
Продакшн: АНО «Мастерская видео и креативных мультимедийных проектов»
Авторская программа режиссера и продюсера Александры Франк, где она встречается с представителями российской культуры, которые так же, как и она, решились поехать на Донбасс или ярко сформировали свою патриотическую позицию.
Зачем они отправились туда? Что они увидели и почувствовали там? И самое главное: что поняли о происходящем в стране, в мире, в истории? Откровенный разговор о важном, которое происходит прямо сейчас. Задача — раскрыть характер человека настолько, чтобы зрителю стало понятно, что именно побудило героя поддержать СВО.