При поддержке

Прощай, водитель! Как беспилотные машины лишат таксистов работы-Рассказывает Семен Земцевруководитель лаборатории электротранспорта Московского Политеха

Юный техник

Однажды я пришел на занятие к новой группе. И староста мне говорит: «Привет! Ты новенький?» — «Нет, уже старенький, — ответил я. Меня зовут Семен Земцев, мне 29 лет, я работаю инженером в Московском Политехе и преподаю, но в это не верят студенты».
1.
Основная моя должность — руководитель лаборатории электротранспорта.

Интерес к транспорту у меня с самого детства: папа и дедушка привили мне любовь к технике. Я обожал все разбирать, правда, чтобы собрать, нужна была помощь взрослых. Мы собирали деревянные самолетики, но в небо мы их так и не запустили. Это из-за недостатка папиного финансирования.
Ю. Чудов, 1951
Но вы держитесь
В 2019 году команда Московского Политеха участвовала в соревнованиях на озере Байкал, где были представлены такие именитые мотоциклы, как Yamaha, Kawasaki, BMW. Чем закончились соревнования?
Не-а. В 2019 году команда Московского Политеха на электромотоцикле на озере Байкал, где были представлены такие именитые мотоциклы, как Yamaha, Kawasaki, BMW установила рекорд скорости: разогнать мотоцикл до 105 км/ч. Да, не очень быстро, но как разработчики ребята этим гордились, потому что мотоцикл был разработан изначально совсем не для льда.
Не-а. В 2019 году команда Московского Политеха на электромотоцикле на озере Байкал, где были представлены такие именитые мотоциклы, как Yamaha, Kawasaki, BMW установила рекорд скорости: разогнать мотоцикл до 105 км/ч. Да, не очень быстро, но как разработчики ребята этим гордились, потому что мотоцикл был разработан изначально совсем не для льда.
Верно! В 2019 году команда Московского Политеха на электромотоцикле на озере Байкал, где были представлены такие именитые мотоциклы, как Yamaha, Kawasaki, BMW установила рекорд скорости: разогнать мотоцикл до 105 км/ч. Да, не очень быстро, но как разработчики ребята этим гордились, потому что мотоцикл был разработан изначально совсем не для льда.
Дальше
Узнать результат
Кто работает над сложными проектами в Московском Политехе?
В Политехе работают все, начиная от школьников и заканчивая студентами. Это целая экосистема инженерии, где в одном проекте сосредоточены абсолютно все ее участники — инженеры, студенты, преподаватели.
В Политехе работают все, начиная от школьников и заканчивая студентами. Это целая экосистема инженерии, где в одном проекте сосредоточены абсолютно все ее участники — инженеры, студенты, преподаватели.
Верно! В Политехе работают все, начиная от школьников и заканчивая студентами. Это целая экосистема инженерии, где в одном проекте сосредоточены абсолютно все ее участники — инженеры, студенты, преподаватели.
Дальше
Узнать результат
Какой рекорд скорости команда московского политеха установила на соревнования на озере Байкал в 2020 году?
Электромотоцикл, собранный за 4 месяца и протестированный в коридорах университета установил рекород в 210 км/ч. Этот рекорд не побит до сегодняшнего дня. Самый быстрый электробайк собран в Московском Политехе.
Электромотоцикл, собранный за 4 месяца и протестированный в коридорах университета установил рекород в 210 км/ч. Этот рекорд не побит до сегодняшнего дня. Самый быстрый электробайк собран в Московском Политехе.
Верно! Электромотоцикл, собранный за 4 месяца и протестированный в коридорах университета установил рекород в 210 км/ч. Этот рекорд не побит до сегодняшнего дня. Самый быстрый электробайк собран в Московском Политехе.
Дальше
Узнать результат
Чем смарт шаттл Политеха отличается от беспилотников Яндекса и Сбера?
Не-а. В 2019 году в Московском политехе начали разрабатывать беспилотники, и разработали смарт-шаттл: он отличается от беспилотников Яндекса и Сбера тем, что изначально проектировался под высокую степень автоматизации. В нем есть четыре места для пассажиров и монитор, на котором вы можете выбрать маршрут движения.
Верно. В 2019 году в Московском политехе начали разрабатывать беспилотники, и разработали смарт-шаттл: он отличается от беспилотников Яндекса и Сбера тем, что изначально проектировался под высокую степень автоматизации. В нем есть четыре места для пассажиров и монитор, на котором вы можете выбрать маршрут движения.
Конечно! В 2019 году в Московском политехе начали разрабатывать беспилотники, и разработали смарт-шаттл: он отличается от беспилотников Яндекса и Сбера тем, что изначально проектировался под высокую степень автоматизации. В нем есть четыре места для пассажиров и монитор, на котором вы можете выбрать маршрут движения.
Дальше
Узнать результат
Для чего свои разработки Московский политех сначала проводит на мотоциклах?
Да нет. Это проще и дешевле, колеса-то всего два :-)
Да нет. Это проще и дешевле, колеса-то всего два :-)
Верно. Это проще и дешевле, потому что колеса всего два :-)
Дальше
Узнать результат
В Московском политехе работать над проектами могут все участники учебного процесса. Какой проект однажды сделали школьники?
Правильно! Однажды команда школьников разработала проект и действующую модель безвоздушной шины. Вот как мозг быстро работает, когда кататься хочется, а насоса нет.
Нет. Это была модель безвоздушной шины. Вот как мозг быстро работает, когда кататься хочется, а насоса нет.
Нет. Это была модель безвоздушной шины. Вот как мозг быстро работает, когда кататься хочется, а насоса нет.
Дальше
Узнать результат
Нда, ИИ хмурит брови и намекает, чтобы вы еще раз посмотрели видео и прошли тест заново!
Браво! Вы почти знакомы с ИИ, но можно узнать о нем больше. Попробуйте снова!
Браво! ИИ очарован вашими познаниями и предлагает пользоваться всеми его возможностями!

От деревянных самолетов

2.
Сейчас, в процессе реорганизации и присоединений - это уже Московский Политех. И там, на первом курсе, я попал в инженерно-гоночную команду, которая строила электромотоцикл для международных соревнований, проходивших в Барселоне. Тогда-то меня и затянуло в сферу электротранспорта.
Название хорошее и мама одобрила
В десятом классе я захотел научиться проектировать и собирать автомобили, и самым подходящим вузом для этого был Московский государственный технический университет МАМИ.

к мотоциклам

В Политехе очень развита проектная деятельность: все большие инженерные проекты объединены в структуру передовой инженерной школы электротранспорта. В ней над инженерными проектами работают все, начиная от школьников и заканчивая студентами. Это целая экосистема инженерии, где в одном проекте сосредоточены абсолютно все ее участники: инженеры, студенты, преподаватели.
Над наиболее крупными и сложными проектами работают студенты совершенно разных направлений, начиная от экономистов, дизайнеров, технологов, маркетологов. Наша основная цель — создать технологии и интегрировать их в гражданский транспорт.
Так, однажды, команда школьников разработала проект и действующую модель безвоздушной шины.
Вот как мозг быстро работает, когда кататься хочется, а насоса нет.
— Вращается ли воздух при движении колеса?
— Ну да. А чего ему не вращаться?
— Или нет?
— Может и нет. Чего ему вращаться?

Как российский блок управления оказался лучше немецкого

3.
Каждый год мы создавали электрические мотоциклы для соревнований Smart Moto Chalenge Barcelona. В этих соревнованиях студенческие команды представляют свои разработки. Техника проходит серию динамических испытаний, и если она остается целой, инженеры проводят дизайн-презентацию, на которой рассказывают о своих инженерных и технологических решениях, а экономисты и маркетологи презентуют бизнес-план. Именно с этих соревнований я и начинал.
Вот его я за день до соревнований и спалил.
В любых инженерных соревнованиях есть регламент и набор стандартных компонентов: аккумуляторная батарея, электродвигатель, немецкий блок управления.
Ругать меня никто не стал, так как я был капитаном команды. Мы заменили блок управления на наш, российский, и выехали на соревнования. Никто не верил в нашу победу.
Но мы выиграли и доказали, что российский блок управления лучше немецкого. После этого случая мы побеждали каждый год и нам нужно было двигаться дальше.
А соперники, глядя на наши победы, бормотали:
Опять эти русские что-то изобрели
Спалить блок

Кто над шинами смеется, тот не выигрывает

4.
В 2019 году мы решили попробовать свои силы в других соревнованиях — на озере Байкал, где были представлены такие именитые мотоциклы, как Yamaha, Kawasaki, BMW. Мы на электромотоцикле были одни. И нам удалось установить рекорд скорости, мы разогнались до 105 км/ч. Да, не очень быстро, но, как разработчики, мы этим уже гордились, потому что мотоцикл был разработан изначально совсем не для льда.
Эти русские опять что-то изобрели
Мы разогнались до 210 км/ч и вновь услышали от иностранных команд:
На следующий год мы решили установить новый рекорд скорости и за четыре месяца разработали мотоцикл в шесть раз мощнее. Собрали его, протестировали в коридоре университета и отправили на Байкал.
Важно заметить, что шины, которые мы разработали, у других команд вызывали насмешки. Они были похожи на саморезы из строительного магазина, были изготовлены из высокопрочного и легкого материала — титана, который применяется в авиационной, аэрокосмической и, даже, медицинской сфере.
Да, они были правы, потому что это рекорд, который не побит до сегодняшнего дня. Самый быстрый электробайк собран в Московском Политехе.
Однако
но
было одно
Мотоцикл был слишком далек для рядового потребителя: тяжелый, маломаневренный и мог ездить только по прямой. Дело оставалось за малым — сделать все дороги прямыми или спроектировать новый мотоцикл.
Чем мы и занялись в 2022 году: новый мотоцикл — уже более комфортный и маневренный. И для нас все эти разработки не про «погонять на скорость по Байкалу». Уже сейчас технологии, которые мы освоили при разработке электрических мотоциклов, применяются в работе над электромобилями.

Будущее за смарт-шаттлами

5.
2019 год стал для нас годом перемен: мы начали заниматься беспилотниками и разработали смарт-шаттл, он отличается от беспилотников Яндекса и Сбера тем, что наш беспилотник изначально проектировался под высокую степень автоматизации. В нем есть четыре места для пассажиров и монитор, на котором вы можете выбрать маршрут движения.
Именно они могут остановить автомобиль и попросить помощи водителя. Да-да, водитель все же есть. Но это, скорее, оператор-учитель. Он управляет всеми шаттлами. И в случае чего-то непредвиденного, берет управление в свои руки.
Но, если же нейронная сеть встречает по дороге собаку породы «китайская хохлатая»
Самое главное, у этого проекта есть заказчик — и это не SkyNet.
Представьте себе город будущего: без пробок и ДТП. Потому, что беспилотники не играют в шашечки, не перестраиваются из крайнего правого в крайний левый ряд
Беспилотник ориентируется по камерам, которые позволяют ему видеть все, что вокруг него происходит, а нейронная сеть, которую обучают наши инженеры, распознает большинство препятствий, которые могут встретиться на маршруте следования.
или доброго вежливого охранника, в работу вмешиваются ультразвуковые датчики.
Сейчас мы планируем сделать еще два таких шаттла, чтобы они могли общаться между собой. В рамках стратегического проекта, мы все свои лучшие решения и наработки транслируем в сферу гражданского транспорта.
Электробус видели?
Вся система будет организована так, что вам не нужно будет больше думать, как объехать пробку, когда заехать на заправку. Сел и поехал — это главное, к чему мы идем.
Нет, это не мы.
Наша цель — создать автомобили, которые будут решать задачи на уровне высококвалифицированного и профессионального водителя. Только представьте, грузовые фуры, которые сами передвигаются, сами стоят в пробках и слушают радио.
Мир меняется, и мы, как инженеры, дизайнеры, маркетологи, программисты, создаем транспорт будущего.
Электрические беспилотники – экологичные, тихие и безопасные. Алгоритмы позволяют принимать решение автобусам, шаттлам, автомобилям без суеты и эмоций. Они умеют кооперироваться в систему.
Мы сейчас разрабатываем платформу. Что это такое? Представьте себе автомобиль без всех красивых элементов. Так вот, это платформа. Весить она будет всего 450 килограммов, рассчитана на четырех человек.
Hehe
Знакомьтесь со звездами российской науки
Руководитель проекта
Елена Куликова
Project менеджер
Александра Худорожкова
Ведущий продюсер проекта
Наталья Макарова
Генераторы идей по оформлению лонгрида
Евгений Кучук
Алина Лебедева
Анастасия Павлова
Операторы
Роман Садовой
Александр Ширков
Андрей Минаев
Вячеслав Волков
Алексей Иванов
Алексей Епифанов
Режиссеры монтажа
Игорь Куприянов
Павел Яковлев
Режиссер и редактор
Александра Лябина
Видео
В спецпроекте использованы мемы и изображения из платных и свободных источников (freepik, shutterstock, unsplash), а также кадры из фильмов и сериалов: Ну погоди (1967—2017, Союзмультфильм. Режиссеры: Вячеслав Котёночкин, Владимир Тарасов, Алексей Котеночкин; сценарий: Феликс Камов, Аркадий Хайт, Александр Курляндский; композиторы: Александр Зацепин, Георгий Гаранян, Геннадий Савельев), «Наша Russia» (2006—2011, Comedy Club Production. Сценарий: Семён Слепаков, Гарик Мартиросян; режиссеры: Пётр Буслов, Максим Пежемский, Дмитрий Ефимович; композитор: Алексей Массалитинов), «Терминатор 2: Судный день» (1991, Lightstorm Entertainment. Режиссер: Джеймс Кэмерон, сценарий: Джеймс Кэмерон, Уильям Уишер мл.; композитор — Брэд Фидель)
При поддержке