При поддержке

Дофамин… или Как сделать обучение нескучным-Рассказывает Мария Горденкостарший преподаватель департамента программной инженерии, аспирант департамента анализа данных и искусственного интеллекта ВШЭ

Это не зависимость от соцсетей!

1.
Меня зовут Мария Горденко, и многие мне могут позавидовать, я занимаюсь тем, что мне нравится, а именно — преподаю и пишу код, но я не ощущаю себя на работе. Самый популярный вопрос от моих учеников в мой адрес: а сколько вам лет?
Почему мы с радостью смотрим ленту социальных сетей, но просмотр длинной, нудной, скучной лекции вызывает непреодолимое желание уснуть? Сегодня мы найдем ответ на этот вопрос.
И за одну лекцию я прохожу путь от «У меня сын твоего возраста, может, познакомить?»
до «Ой, Мария Константиновна, а мне мама звонит, можно выйти?»
Современный человек за один день потребляет 40 гигабайт информации
Это примерно 20 флешек в далеком 2005 году
И примерно вся Ленинская библиотека в 1959 году
За три месяца мы потребляем с вами столько информации, сколько древний человек потреблял за всю жизнь
И здесь все создатели контента находятся в самой настоящей битве, в битве за ваше внимание. И в ней идут в ход самые изощренные методы борьбы: это гормоны и нейромедиаторы.
Но не все ученые знают, как работает наш мозг, хотя человечество живет с ним примерно 40 тысяч лет.
Знаете, чем характеризуется XXI век? Тем, что мы научились управлять нашим мозгом и, как мы думаем, управлять мозгом других людей. Но так ли это? Давайте разбираться.
Сколько информации в день потребляет современный человек?
Не-а. Современный человек за один день потребляет 40 гигабайт информации, это примерно 20 флешек в далеком 2005 году и примерно вся Ленинская библиотека в 1959-м. За три месяца мы потребляем с вами столько, сколько древний человек потреблял информации за всю жизнь.
Верно! Современный человек за один день потребляет 40 гигабайт информации, это примерно 20 флешек в далеком 2005 году и примерно вся Ленинская библиотека в 1959-м. За три месяца мы потребляем с вами столько, сколько древний человек потреблял информации за всю жизнь.
Не-а. Современный человек за один день потребляет 40 гигабайт информации, это примерно 20 флешек в далеком 2005 году и примерно вся Ленинская библиотека в 1959-м. За три месяца мы потребляем с вами столько, сколько древний человек потреблял информации за всю жизнь.
Дальше
Узнать результат
Дофамин…
Верно! Дофамин — тот, кто заставляет нас действовать, он может сделать из вас образцового студента или работника или подвести вас под увольнение или отчисление, он заставляет вас вставать по утрам и что-то делать.
Вовсе нет. Дофамин — тот, кто заставляет нас действовать, он может сделать из вас образцового студента или работника или подвести вас под увольнение или отчисление, он заставляет вас вставать по утрам и что-то делать.
Не-а. Дофамин — тот, кто заставляет нас действовать, он может сделать из вас образцового студента или работника или подвести вас под увольнение или отчисление, он заставляет вас вставать по утрам и что-то делать.
Дальше
Узнать результат
Почему эксперимент Джеймса Олдса и Питера Милнера привел к неожиданным результатам?
Верно! В 1953 году ученым попалась очень загадочная крыса. В своем эксперименте они вживили электрод, как они думали, в центр страха мозга несчастной крысы. Но оказалось, что ученые промахнулись и на самом деле попали не в центр страха, а в центр удовольствия.
Не-а. В 1953 году ученым попалась очень загадочная крыса. В своем эксперименте они вживили электрод, как они думали, в центр страха мозга несчастной крысы. Но оказалось, что ученые промахнулись и на самом деле попали не в центр страха, а в центр удовольствия.
Не-а. В 1953 году ученым попалась очень загадочная крыса. В своем эксперименте они вживили электрод, как они думали, в центр страха мозга несчастной крысы. Но оказалось, что ученые промахнулись и на самом деле попали не в центр страха, а в центр удовольствия.
Дальше
Узнать результат
При каком условии уровень вырабатываемого дофамина растет?
Да! Очень долго люди думали, что дофамин — это наградная реакция нашего организма и дофамин вырабатывается ровно тогда, когда мы что-то сделали и получили награду. Но оказалось, что дофамин — это предвкушение награды.
Не-а. Очень долго люди думали, что дофамин — это наградная реакция нашего организма и дофамин вырабатывается ровно тогда, когда мы что-то сделали и получили награду. Но оказалось, что дофамин — это предвкушение награды.
Не-а. Очень долго люди думали, что дофамин — это наградная реакция нашего организма и дофамин вырабатывается ровно тогда, когда мы что-то сделали и получили награду. Но оказалось, что дофамин — это предвкушение награды.
Дальше
Узнать результат
Что такое геймификация?
Верно! Элементы геймификации примерно на 30% увеличивают нашу возвращаемость в приложение, просто потому что нам приятно, когда нас хвалят.
Нет. Это технология внедрения игровых механик в некоторый процесс (например, образование). Элементы геймификации примерно на 30% увеличивают нашу возвращаемость в приложение, просто потому что нам приятно, когда нас хвалят.
Не-а. Это технология внедрения игровых механик в некоторый процесс (например, образование). Элементы геймификации примерно на 30% увеличивают нашу возвращаемость в приложение, просто потому что нам приятно, когда нас хвалят.
Дальше
Узнать результат
Что такое адаптивное обучение?
Верно! Система адаптивного обучения подстраивается под ученика, под его знания.
Нет. Система адаптивного обучения подстраивается под ученика, под его знания.
Не-а. Система адаптивного обучения подстраивается под ученика, под его знания.
Дальше
Узнать результат
Ой-ой-ой. Кажется, кто-то запутался в огромных массивах информации и кому-то срочно надо посмотреть выступление спикера снова.
Это почти победа! Чтобы окончательно и бесповоротно разобраться, как быть с дофамином, посмотри выступление Марии.
БРАВО! Мария довольна твоей эрудицией.
2.

Нами управляет спагетти-монстр!

Как наш мозг общается с остальными частями тела?
Верно, посредством различных связей, в том числе с помощью крошечных веществ — гормонов и нейромедиаторов.
Наверняка у вас случалось такое: горячий чайник, вы нечаянно к нему прикоснулись и резко одернули руку.
Вы еще не успели сообразить, что он горячий, но руку одернули. Почему так произошло?
Наш мозг сообразил раньше, потому что он похож на спагетти-монстра, он живет не только в голове, как мы думаем, он окутывает нас полностью.
Его противоположность: мелатонин, он, наоборот, успокаивает нас: ой, да ладно, курсовая, утром времени много, еще напишем, ложись спать.
И еще наш мозг просто обожает гормоны и нейромедиаторы, например, кортизол, гормон стресса.
Именно он заставляет вас действовать, именно он не дает вам уснуть, особенно если курсовая еще не написана.
Вы наверняка слышали, что для того, чтобы почувствовать себя счастливым, нужно что-то съесть, например, банан или шоколад. «Съешь банан — и будет тебе счастье», - так говорят продавцы бананов.
Наш мозг это безумно любит.
Но что происходит на самом деле? Когда вы едите банан или шоколад, в нашем организме происходит целый ряд химических реакций, в результате которых вырабатываются те самые дофамин, серотонин и эндорфин.

Крысы, обезьяны, центры удовольствия и дофамин.

3.
Мы сосредоточимся на дофамине. Именно дофамин — тот, кто заставляет нас действовать, он может сделать из вас образцового студента или работника или подвести вас под увольнение или отчисление, он заставляет вас вставать по утрам и что-то делать.
А бывало ли у вас такое, что вы купили билет на концерт, который через полгода, и когда наступает тот самый день, вы накануне не можете уснуть, ждете, боитесь опоздать, приезжаете на этот концерт за два часа. С вами это делает тот же дофамин.
В 1953 году ученым попалась очень загадочная крыса. В своем эксперименте они вживили электрод, как они думали, в центр страха мозга несчастной крысы.

Они предполагали, что если воздействовать током на эту зону мозга, то крыса начнет показывать, что она чувствует страх, и попытается убежать.
Но эффект был противоположным: крысу ударяли током, а она настаивала на очередном ударе. Что сделали ученые? Они поставили рядом с крысой кнопку, и крыса нажимала на эту кнопку каждые несколько секунд.
Ученые начали водить этой кнопкой по клетке, как джойстиком, и крыса бегала до тех пор за ней, пока не упала от бессилия.
Выяснилось, что ученые промахнулись и на самом деле попали не в центр страха, а в центр удовольствия. Кстати, для некоторых центр удовольствия — какой-нибудь торговый центр.
Очень долго люди думали, что дофамин — это наградная реакция нашего организма, и дофамин вырабатывается ровно тогда, когда мы что-то сделали и получили награду.
Но оказалось, что дофамин — это предвкушение награды.
Еще один эксперимент: на обезьянах. Их научили делать определенное действие, после которого в награду давали виноградный сок.
Обезьяны совершали это действие, и ученые обнаружили, что дофамин вбрасывается ровно в момент, когда приходит сигнал, что сейчас произойдет определенное действие.

А затем ученые добавили всего лишь одну переменную, и уровень дофамина у обезьян начал стремительно расти.
Обезьяны совершали это действие, и ученые обнаружили, что дофамин вбрасывается ровно в момент, когда приходит сигнал, что сейчас произойдет определенное действие.

А затем ученые добавили всего лишь одну переменную, и уровень дофамина у обезьян начал стремительно расти.
Никого не напоминает?

Вы можете провести аналогию с различными играми. Вы не знаете, выиграете вы или нет, проиграете вы или нет, выйдет новый фильм или нет, появится новый пост в социальной сети или нет, и поэтому вы постоянно обновляете ленту.

Вот так работает дофамин.

Поздравляем, вы в дофаминовой петле!

4.
Когда разрабатываются различные мобильные приложения, секретным ингредиентом является именно дофамин, и каждый разработчик, если он стремится к коммерческому успеху своего приложения, должен выучить три урока: неопределенность, время и дофаминовая петля.
Представьте ситуацию, вы устали, берете в руки мобильный и говорите себе: 5 минут, сейчас я полистаю ленту 5 минут. Ба-бах! — прошло 3 часа. Это время.
Второе: неопределенность: Мы не знаем, сейчас у нас выйдет новый пост или нет, тот самый лайкнет ваш пост или нет, а может быть, прямо сейчас вам напишет тот человек, с которым вы давно мечтали познакомиться. И вы сидите и обновляете ленту.
К сожалению, дофаминовая зависимость в виде неопределенности работает именно так. И эти два принципа, неопределенности и времени, запускают третий принцип — дофаминовая петля.
Наш мозг, понимая, что сейчас он получил легкую порцию дофамина, будет стремиться получить ее еще и еще, зная, что получить ее можно, просто пролистав ленту. Раньше в социальных сетях были только лайки, а сейчас появились реакции, причем во многих различных социальных сетях.
Вы можете поставить различные эмоции, вы можете подписаться, добавиться в друзья, оставить комментарий. И все это подстегивает нас выкладывать новые посты. А еще иногда вы думаете: почему этот пост собрал 170 лайков, а тут всего лишь 69? Каждый новый лайк, осознанно или нет, добавляет нам ту самую маленькую порцию дофамина.
Так почему просмотр длинной лекции не вызывает столько дофамина? Дело в том, что наш с вами мозг — ленивый трудоголик. Он любит работать, но при этом не любит себя перегружать.
И просмотр трех мемов или коротких смешных видео вызывает столько же дофамина в нашем организме, сколько просмотр длинной, нудной, скучной лекции или документального фильма. Как говорится, а что выберете вы?
И если мозг знает, что порцию дофамина можно получить быстрее, проще, легче, что он будет делать? Получать ее быстрее, проще, легче.

Представьте себе, что о петровских реформах вам рассказывает сам Петр Первый.

5.
Казалось бы, все плохо. Но нет.
Есть такая прекрасная вещь: геймификация, она активно сейчас используется в системах обучения: вы можете получить бейджи, ачивки, награды.
Вы выучили 10 новых слов, вы стали лучше, чем 50% ваших друзей.

Вы пробежали 10 километров и стали лучше, чем 90% ваших друзей.

Вы прошли 10 новых уроков всего лишь за один день.
Вот вам ачивка!
Я описала знакомые многим сервисы по изучению иностранных языков и шагомер.
Всё это элементы геймификации, которые, как показывает статистика, примерно на 30% увеличивают нашу возвращаемость в приложение, просто потому, что нам приятно, когда нас хвалят.
Вы такие молодцы, вы дочитали до пятого абзаца! Вам приятно? Ну, конечно же. Лекции бывают скучные, нудные, а бывают интерактивные, когда с вами взаимодействуют, подарки дарят.
И многие сейчас используют элементы геймификации в рамках обучения. В том числе и я. В своем диссертационном исследовании я занимаюсь системами адаптивного обучения и работаю непосредственно с геймификацией. Давайте подведем итог: геймификация — это процесс, когда нам дают какую-то награду, и мы радуемся: вау, классно.
Элементы геймификации примерно на 30% увеличивают нашу возвращаемость в приложение
Теперь проясним, что же такое адаптивное обучение? Адаптивное обучение — это когда вы заходите в приложение, которое нас должно научить какому-то навыку, смотрите видео, проходите тесты, решаете задания, и система смотрит на ваш опыт взаимодействия с ней: количество ваших возвращений, сколько раз вы пересмотрели какой-то кусочек видео и как правильно вы решили задание.
И если система обнаружит в каком-то из ваших навыков пробел, в следующий раз она выдаст вам теорию и практику по этому пробелу. Система адаптивного обучения подстраивается под ученика, под его знания. Я занимаюсь улучшением вот этих алгоритмов и внедрением в них элементов геймификации.
И один из них — восстановленные образы людей. Представьте себе, что о петровских реформах вам рассказывает сам Петр Первый. Интересно, правда? Это тоже возможно в системах адаптивного обучения с применением современных технологий дипфейков.
Да, дофамин влияет на нас, и залипать в социальных сетях — это неприятно, но теперь мы знаем, как это использовать в наших целях и какие приложения нам стоит поставить, чтобы получать ту же самую порцию дофамина.
Любого человека, который жил 3-4-5 веков назад и про образ которого мы знаем, можно восстановить и включить в процесс обучения. Это реальность. И это наш современный мир.
Знакомьтесь со звездами российской науки
Руководитель проекта
Елена Куликова
Project менеджер
Александра Худорожкова
Ведущий продюсер проекта
Наталья Макарова
Генераторы идей по оформлению лонгрида
Евгений Кучук
Алина Лебедева
Анастасия Павлова
Операторы
Роман Садовой
Александр Ширков
Андрей Минаев
Вячеслав Волков
Алексей Иванов
Алексей Епифанов
Режиссеры монтажа
Игорь Куприянов
Павел Яковлев
Режиссер и редактор
Александра Лябина
Видео
В спецпроекте использованы мемы и изображения из платных и свободных источников (freepik, shutterstock, unsplash), а также кадры из ток-шоу «Давай поженимся» (2008—2022, Первый Канал), Журнал видеокомиксов «Каламбур» (1996—2001, Calambur Pictures), шоу «Необъяснимо, но факт» (2005—2009, Soho Productions) и кинофильмов «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» (1971, Wolper Pictures. Режиссер —
Мэл Стюарт, сценарий: Дэвид Зельцер, Роальд Даль), «Крестный отец (1972, Paramount Pictures. Режиссер — Фрэнсис Форд Коппола, сценарий: Фрэнсис Форд Коппола, Марио Пьюзо, композитор — Нино Рота)
При поддержке