А как, собственно, лететь на Луну?
Все, что необходимо для постройки лунной базы, и в том числе научное оборудование, туда надо как-то доставить. Так как работающий телепорт пока что не создали, то доставлять придется привычными сегодня методами — на реактивной тяге.
Сегодня реактивную тягу можно создать либо с помощью смешения и сжигания жидких компонентов ракетного топлива, либо преобразованием электрической энергии в направленную кинетическую энергию частиц.
Проще говоря, все реактивное движение основано на отбрасывании от себя какой-то своей части.
Вы можете провести опыт, чтобы понять, что такое реактивная тяга: возьмите с собой друга, вещи (можно что-то тяжелое), сядьте в лодку на озере и выбрасывайте за борт в одном направлении все, что у вас есть с собой.
Весла, сумки, части самой лодки, можете товарища туда же, если много вопросов задает.
И вы заметите, что лодка будет двигаться в направлении, противоположном направлению выбрасывания вещей.
Ракеты и космические аппараты двигаются в космосе так же, просто у них этот процесс выстроен с максимально возможной эффективностью.
На базе того варианта, что построен на перемешивании жидкостей, создали жидкостный ракетный двигатель. Кратко — ЖРД. Не путать с РЖД. Жидкости, кстати, называются «компонентами ракетного топлива». И состоят из горючего и окислителя.
А вариант, основанный на электричестве, применяется в электрореактивных двигательных установках. Кратко — ЭРДУ. Тут перепутать уже сложнее.
Принцип работы ЖРД — практически как у автомобильного двигателя. То есть, если для машины горючее — это бензин, окислитель — обычный воздух. Мы их берем, смешиваем в специальном месте и поджигаем
После этого в машине начинают двигаться различные железяки — и вы едете.
У космического аппарата или ракеты на базе ЖРД также на борту есть запас топлива, но вот воздух в космос как-то не завезли. Поэтому умные люди решили, что этот «воздух» мы тоже будем брать с собой, а точнее — только то, что нам нужно, — кислород.
Для того чтобы взять его побольше и полететь дальше, преобразуем его в другой вид — жидкий. И, собственно, все, главная проблема решена.
А дальше мы эти две жидкости мешаем, поджигаем, и только теперь уже нам никакие железяки крутить не надо для того, чтобы двигаться, мы сразу отбрасываем от себя лишнее.
ЭРДУ тоже основаны на отбрасывании от себя некоторой массы, но только уже на более мелком уровне — на уровне частиц.
Что же выбрать: ЖРД или ЭРДУ?
На Луну на ЖРД долететь можно за несколько дней.
На ЭРДУ же лететь порядка 200 дней… В одну сторону… В лучшем случае… Не особо классно, да?
Поэтому для пилотируемых миссий будут применяться системы на базе ЖРД.
А на ЭРДУ можно будет доставлять все то, что не требовательно ко времени и может спокойно находиться длительное время в глубоком космосе.
НО! На ЭРДУ лететь дешевле: вам надо иметь меньше топлива с собой, стоимость доставки грузов падает в разы. А экономическая составляющая любого проекта в реалиях сегодняшнего мира — это чуть ли не главная часть, которая иногда останавливает существование и развитие крутых идей и проектов.
Кстати, факт: Один пуск нашего ракетоносителя «Союз» сегодня стоит более $60 млн
Время покажет, какая система эффективнее в сравнении друг с другом, но, скорее всего, существовать они будут обе.