Жестокую разницу между впечатлением гостя и реальной жизнью хозяев хорошо описана в известном анекдоте. Герою показывают уютно обставленный, солнечно-комфортный Ад, и тот соглашается остаться. В то же мгновение все вокруг меняется - появляются черти, вилы, сера, боль. Изумленный бедняга кипит в смоле и кричит: «Но я же своими глазами видел!», а Сатана назидательно: «Не надо путать туризм с иммиграцией!».
И вот читая прекрасную Дарью, вспоминаю одну историю.
Во время путешествия по волшебной Кубе (от Гаваны через весь остров я пробирался по самым глубоким провинциям, и от Сантьяго-де-Куба оставалось чуть-чуть до знаменитой американской тюрьмы Гуантанамо) я познакомился с русскоговорящим таксистом, допустим - Мигелем.
Его мама - русская, еще в советские года вышла замуж за кубинца. Как и большинство местных моих знакомых Мигель служил в спецслужбах и конечно же предотвратил одно из тысячи покушений на Кастро. Но в отличие от своих «коллег» - удостоверение контрразведки имел и хранил его в бардачке своего доисторического «Линкольна»...
И вот мы катимся по Кубе. Я в типовом среднерусском тур-восхищении - солнце, пальмы, фигуристые мулатки, и главное - да-да, ощущение тур-покоя и всеобщего расслабленного тур-счастья. Мигель молча слушал мои поэтические выкрики о детстве, СССР, рассеяно кивал и вдруг тихо спросил - тут, говорит, надо заехать кое-куда, пять минут, не против?
- Валяй, брат! - расслабленно машу сигарой.
- Только не говори никому - вдруг говорит он.
И исчезает. И появляется с каким-то аборигеном, тащат коробки и как-то нехорошо оглядываются.
Грузим. Думаю - вот черт! Оружие? Героин?
Мигель еще как-то неловко намекает, дескать, забудь это место, за такое у нас тюрьма...
Заглядываю в коробку - ба! Апельсины. Во вторую - кусок мяса и колбаса.
- Понимаешь, - хмурится, - У нас в магазинах нет ничего. Одни бобы. По карточкам. Чтобы с голоду не сдохнуть. А тут мне выносят нормальную еду...
И я понял. Точнее вспомнил. По одному советскому слову «выносят» я прозрел - там, в полях, видимо, что-то вроде колхоза, социалистическое хозяйство, оттуда народ по социалистической опять же привычке тащит (дальше идет еще одно культовое советское слово) дефицит.
- Подожди, - удивился я, - Ладно мясо. Апельсины то зачем? У вас их тут даже не сады - леса!
- Не, - говорит, - Трудно достать. Правительство все в Варадеро отправляет, для вас, туристов. У нас все так...
Через пару дней путешествия я понял - да. Все так. Люди буквально живут на бобах, стоимость которых по социальным карточкам действительно десятые доли русской копейки.
А на остальное - бешеные цены. Бешеные с точки зрения средней кубинской зарплаты, которая не превышает 2 тысячи рублей
Как живут кубинцы на такие деньги я до сих пор не понимаю! Вся Гавана, например, завалена сигарами «Каиба» - как самодельными (крутят прямо на квартирах) так и унесенных с завода. И за тобой ходят бесчисленные торговцы и заунывно предлагают: «Сигаро-чико», Сигаро-чико»
Вся страна таксует и сдает свои комнатки туристам, чтобы добыть эти священные куки (кубинская валюта, как талоны в магазин «Березка» при СССР), дающие возможность купить кусок мяса без жуткой очереди. Или дефицитные туфли. Платье без давки и крика. По человечески. Достойно.
Я много говорил с кубинцами.
Те, у кого есть богатые родственники в Майами живут сносно, а те, кто «сидел на бобах», тогда мечтали уехать. Особенно молодежь.
Были, конечно, идейные. Но многие говорили - где бы достать пару десятков тысяч долларов, чтобы купить место в нелегальной моторной лодке и добраться до США.
И тогда я впервые задумался - неужели это знаменитый кубинский социализм?
Справедливый строй, чье главное достижение - бесплатная каша и хорошая медицина (хотя упомянутый Дашей яд голубого скорпиона, он же кубинский препарат «Видатокс», гомеопатическое, а значит, по оценке Российской Академии Наук, ненаучное снадобье)...
Гаванские русские (как кстати, и русская диаспора в Венесуэле) этот латиноамериканский социализм сильно недолюбливают. И говорят шепотом, что при коммунистах - то есть за полвека! - в Гаване построили лишь одно здание, и что дело вовсе не в блокаде - а в утопической модели общества, при которой людей кормят лозунгами, а не хлебом...
Это было пять лет назад. Но я до сих пор жадно читаю все о Кубе. Переживаю - как она там? Тогда мне казалось - что очень скоро кубинцы вырвутся из нищеты. Уже тогда на трассах появлялось что-то вроде кооперативных точек - с фруктами. Уже тогда возникли частные официальные мини-гостиницы, и казалось, местное правительство аккуратно ставит экономику на «китайские» рельсы. Что по сути и есть - капитализм, но с коммунистической (в Китае, кстати, нет никаких особых социалистических соцгарантий) риторикой.
Так, похоже, и выходит. Частный бизнес развивается. Кубинский НЭП строит фабрики, заводы... Вот только, судя по свежим туристическим форумам, жизнь рядового кубинца изменилась мало.