Кандидат психологических наук Михаил Хорс отмечает, что чаще всего жертвами мошенников становятся представители двух категорий.
— Во-первых, люди, которые очень в себе уверены. Те, кто свято верит, что «я-то на уловку мошенников точно никогда не попадусь». Во-вторых, те, кто, наоборот, всего боится, крайне неуверенные в себе граждане. В каждой социальной группе есть слабое звено. А мошенник просто обзванивает потенциальных жертв «площадями». И из тысяч звонков он рано или поздно попадет на то самое слабое звено.
Часто на руку аферистам играет… наше хорошее воспитание. Точнее, укоренившиеся в нас установки, что не отвечать на вопрос невежливо.
— Если вам хотя бы раз звонили, вы знаете, что они постоянно задают вопросы: «Василий Петрович?», «Это вы делали перевод?» И так далее, — продолжает эксперт. — У нашей психики есть такое свойство: когда человек три раза соглашается, ему гораздо проще ответить «да» и в четвертый раз. Плюс мы так устроены, что человек, который задает вопросы, у нас в статусе главного. Это опять же со школы — вопросы нам задают учителя, а учителя — фигура родительская.
По большому счету жертвой телефонного мошенника может стать любой человек — любого возраста, статуса, уровня образования. Нет такой группы россиян, которые могут считать себя в полной безопасности. Как говорится, к каждому можно подобрать свой ключик — но у каждого есть шанс позаботиться о «надежном замке»: комплексной защите от преступных звонков и лихих людей.
Конечно, в зоне особого внимания должны быть пожилые люди. Их проще запутать, испугать, они не так активно следят за новостями из «мира мошенников»… С другой стороны, при правильном подходе — а он подразумевает постоянное общение со старшими родственниками, их просвещение на предмет азов телефонной безопасности, подключение сервисов технической защиты и т. д. — именно пожилые люди могут проявлять чудеса бдительности и оперативной реакции на угрозы.
И вот пример. В этом году билайн запустил «Группу быстрого реагирования» для борьбы с мошенничеством. При малейшем подозрении на контакт со злоумышленником достаточно позвонить по номеру 0611 или обратиться за помощью в чате мобильного приложения оператора, и на защиту абонента встанут сотрудники поддержки, реальные, подготовленные люди.
Ежемесячно около 20 тыс. звонков, а это 70% всех жалоб на мошенников, поступает от пожилых клиентов. Такая активность людей старшего поколения говорит, прежде всего, о том, что они знакомы с проблемой и рисками телефонного обмана. Они способны распознать угрозу и знают, что делать в подобной ситуации.