«Московский постамат»: все, что вы хотели знать о проекте, но не знали, у кого спросить

Отвечаем на все возможные вопросы об установке и пользовании постаматами в подъездах

В ближайшие годы в Москве будет развернута полноценная сеть из 10 тысяч постаматов. Это специальные устройства, через которые жители смогут получать заказы из онлайн-магазинов и маркетплейсов прямо в подъезде своего дома. Дело в том, что объем рынка электронной торговли России в прошлом году вырос в натуральном выражении на 65% — до 2,8 млрд заказов. Традиционных способов доставки два: курьером и в пункте выдачи. Однако и то, и другое не всегда удобно. В пунктах — очереди и не всегда удобный режим работы, курьеров нужно ждать в определенное время. Чтобы сделать получение заказов еще более удобным и быстрым процессом, город развивает проект «Московский постамат». Давайте подробно разберем, что же это такое.

  • Что такое постамат?

    Это устройство для бесконтактного получения малогабаритных отправлений.

  • Для чего нужны постаматы? / Что можно получать через постамат?

    Постаматы нужны для доставки онлайн-заказов, а в будущем — для возврата неподошедших товаров, а также предоставления бытовых услуг (ремонт обуви, химчистка и т. д.).

  • Где можно ставить постаматы?

    В общественных пространствах, на объектах транспортной инфраструктуры, а также в подъездах многоэтажных жилых домов и на придомовых территориях.

  • Зачем нужен проект «Московский постамат»?

    Этот проект был запущен в 2022 году в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 июня 2022 г. № 1058-ПП для стимулирования и поддержки развития сектора электронной коммерции в городе Москве. Его задача — не только улучшить городскую инфраструктуру, но и предоставить жителям дополнительные услуги по доставке в «тапочковой» доступности: получению онлайн-заказов, возврату неподошедших или бракованных товаров, отправке в сервисные центры техники на гарантийное обслуживание, а одежды и обуви — в ремонт и химчистку.

    Сеть устройств «Московский постамат» работает по модели совместного использования, что позволяет через один постамат получать заказы различных интернет-магазинов и маркетплейсов, присоединившихся к проекту. В перспективе с помощью постаматов проекта «Московский постамат» можно будет не только заказывать товары, но и получать различные услуги.

  • Какие интернет-магазины работают с московскими постаматами?

    Москвичи уже могут получать заказы, не выходя из дома, из маркетплейса «Яндекс Маркет», который присоединился к проекту одним из первых. В ближайшее время ожидается присоединение к проекту еще нескольких крупных маркетплейсов.

  • Кто может пользоваться постаматом?

    Постамат, установленный в подъезде, предназначен для доставки заказов только жителям этого подъезда.

  • Безопасна ли установка постамата в подъезде?

    Это полностью безопасно. Товары доставляют курьеры, прошедшие дополнительную проверку данных. Они не ходят по этажам. Кроме того, не придется открывать дверь посторонним. Ячейки постамата открываются по одноразовому коду, который может быть использован только один раз — для получения конкретного заказа.

  • Как и когда можно получить заказ через постамат?

    Это бесконтактная доставка. Заказ можно получить в любое время дня и ночи, открыв ячейку по уникальному одноразовому коду.

  • Сколько нужно платить за постамат в подъезде?

    Услуга бесплатная. Жители не платят за размещение постамата в подъезде, его обслуживание и потребляемую электроэнергию.

  • Будет ли видеонаблюдение у постамата?

    Ячейки постаматов находятся под видеонаблюдением круглосуточно.

  • В чем удобство «Московского постамата»?

    Возможность делать покупки в любом онлайн-магазине, участвующем в проекте, и получать заказы в одном постамате в своем подъезде в удобное для себя время. Это так называемая «тапочковая» доступность.

  • Что можно получать через постамат прямо сейчас?

    Заказы из интернет-магазинов и маркетплейсов.

    А совсем скоро появятся следующие услуги:

    — возвращать неподошедшие или бракованные товары,

    — отправлять в сервисные центры технику на гарантийное и послегарантийное обслуживание и получать обратно,

    — отправлять одежду и обувь в ремонт и химчистку, а после получать обратно.

  • Как пользоваться постаматом?

    Оформите заказ в интернет-магазине. Например, на «Яндекс Маркете».

    При оформлении доставки выберите «Пункт выдачи», затем укажите адрес своего дома, в подъезде которого установлен постамат. Выберите пункт «Московский постамат — для жителей подъезда N». Заберите заказ в постамате прямо в подъезде своего дома.

  • Как установить постамат в своем подъезде?

    1. Чтобы установить постамат в своем подъезде, жителям дома нужно подать заявку через официальную страницу https://www.mos.ru/postamat/.

    2. Ваше предложение будет рассмотрено для включения в план по установке постаматов сети «Московский постамат».

    3. Если дом соответствует техническим требованиям, то после получения заявки проводится опрос жителей в системе «Электронный дом».

    4. Если большинство голосует положительно, постамат размещают в подъезде на тестовый период.

    5. Далее жители оценивают преимущества постаматов в «тапочковой» доступности и принимают на общем собрании собственников решение о постоянном размещении устройства.

  • Какой размер постамата?

    Минимальные габариты типового постамата: длина — 140 см, глубина — 45 см, высота — 208 см.

  • А если постамат не поместится в нашем подъезде?

    При оформлении заявки на установку можно примерить 3D-модель постамата в своем подъезде в режиме дополненной реальности.

    Для этого нужно:

    — скопировать ссылку https://www.mos.ru/city/projects/postamat/proposal/#white_o на мобильный телефон,

    — нажать кнопку «Примерить постамат в подъезде». Данная кнопка доступна на большинстве мобильных устройств.

    Далее запустится камера мобильного устройства. Направьте ее на предполагаемое место размещения постамата в подъезде. Спозиционируйте постамат, не изменяя его масштаб. Постамат должен быть размещен вдоль стены и не препятствовать проходу жильцов.

    Сделайте фото и прикрепите к заполняемой форме предложения.

  • А если я обычно пользуюсь постаматом в магазине в соседнем доме?

    Основное преимущество постамата в подъезде — это «тапочковая» доступность. То есть вам достаточно спуститься на первый этаж для получения своего заказа. К тому же не придется нести заказ, что в особенности удобно, если он тяжелый. Кроме того, доставка в постаматы «Московский постамат» возможна из разных маркетплейсов и интернет-магазинов. В отличие от постаматов, установленных в общественных местах, забрать заказ можно в любое время суток — даже ночью.

  • Кто может пользоваться постаматом, размещенным в подъезде дома?

    Постаматом могут пользоваться только жители подъезда, где он установлен.

  • Кто будет доставлять заказы в постамат?

    Только курьеры интернет-магазинов, участвующих в проекте «Московский постамат».

  • Любой товар можно будет забирать из постамата?

    Только тот, что подходит по габаритам — не более 35×50×45 сантиметров. Вес одной доставки не должен превышать 15 килограммов. Заказы не могут содержать скоропортящиеся товары.

  • Как открывается ячейка постамата?

    Ячейка открывается по уникальному коду, который может быть использован только один раз для доставки или получения конкретного заказа в определенном постамате сети. Код приходит от маркетплейса — когда заказ доставлен в постамат.

  • Зачем постамат, если есть курьерская доставка до двери?

    Не нужно открывать дверь постороннему человеку для получения заказа, не нужно ждать курьера.

  • Сколько времени заказ может находиться в постамате?

    В течение трех дней.