Каждая тонна нефти — наш залп по Гитлеру!
Еще во время Первой мировой войны директор французского генерального комитета по топливу сказал фразу, которую через четверть века подтвердила история: «Нефть — это кровь, пульсирующая по артериям войны». Изречение не получило широкой известности. А вот словосочетание «война моторов» прочно ассоциируется со Второй мировой и Великой отечественной.
В. В. Никитин
1914—1994
Руководитель Центрального управления ракетного топлива и горючего Вооружённых Сил СССР генерал-полковник Василий Никитин приводил данные: в 1941—1945 годы наши вооруженные силы израсходовали в стратегических, фронтовых и армейских операциях 16,4 млн. тонн горючего. В четыре с лишним раза больше, чем в последнем мирном году.
В величайшей битве моторов на Курской дуге наша техника израсходовала больше 204 тысяч тонн горюче-смазочных материалов.
Курская битва (как и битва за Сталинград в 1942—1943) имеет решающее значение для Второй Мировой Войны — это были последние попытки Германии добиться победы и в последующем Красная Армия не отступала, а наступала, освобождая занятые врагами земли.
Пример грандиозного столкновения техники — Курская дуга. Курская дуга — ожесточенное сражение СССР против Нацисткой Германии, которое продолжалось с начала июля по конец августа 1943 года.
Легендарной «тридцатьчетверке» требовалось 140 литров на 100 км по шоссе. На пересеченной местности расход вырастал почти вдвое.
Тяжелые танки потребляли больше
КВ-1 — 280 л
ИС-2 — 320 л
Это, как говорится, паспортные данные, реальный расход был выше.
Истребителям Як первых серий 400-литрового бака хватало на 900 км полета
Штурмовик Ил-2 вмещал до 750 литров авиабензина, и с одной заправкой он преодолевал 720 км.
Орудия и минометы
19 100
10 000
2 050
2 900
Самолеты
2 733
3 444
Танки и САУ
900 000 человек
1,3 млн. человек
Личный состав
СССР
Третий Рейх
Н. К. Байбаков
1911—2008
За годы войны добыча нефти в стране сократилась и так и не вернулась к довоенному уровню. Но, как вспоминал заместитель наркома нефтяной промышленности Николай Байбаков, «действующая армия ни на одном этапе войны не знала трудностей с нефтепродуктами, и даже в самые сложные первые месяцы войны все требования фронта удовлетворялись».
И. Колочков, 1942
Захват главных сырьевых центров открыл бы вермахту дорогу к месторождениям Ирана и Ирака, а потом и в Индию. Срыв блицкрига истощил топливные запасы Третьего рейха. Своими силами восполнить их Германия не могла: она добывала и производила около 1 млн. тонн в год, и еще около 5 млн. тонн получала из других стран, в основном из Румынии.
Москва
Баку
Германия
Ирак
Иран
Пакистан
Индия
Румыния
Советская армия и труженики тыла превратили планы гитлеровцев в прах.
Известно, что Германия рассчитывала в короткий срок выиграть войну с СССР и завладеть нефтяными промыслами Кавказа и Каспийского моря. Бакинские месторождения давали стране львиную долю черного золота – 22 млн. тонн из 31 млн. тонн всей довоенной добычи СССР.
Из семейных воспоминаний главного метролога АО «Рязаньнефтепродукт» Светланы Мелеховой
Ленинград
Москва
Рязань
Данков
Сформированная из поляков и граждан СССР польского происхождения, дивизия имени Тадеуша Костюшко принимала участие в освобождении столицы Польши — Варшавы, а также в наступательной операции против на Третьего Рейха и в штурме Берлина весной 1945 года.
Мой дедушка Георгий Васильевич Собачкин возглавлял нефтебазу в Данкове. А в 1942 году его буквально сняли с поезда, который доставлял добровольцев на фронт, и назначили директором Рязанской нефтебазы. На ее же территории, где сейчас стоит одно из производственных помещений, располагалась его служебная квартира. Отпуска отменили, рабочий день увеличили, на некоторых предприятиях ввели казарменное положение. Сами люди не жалели себя: все понимали, что фронту нужна помощь.

Было голодно, но сотрудники нефтебазы разбили на ее территории огороды. Летом часть работников отправляли в ближайший лес по грибы-ягоды для столовой.

Тех, кому удавалось достать немного трансформаторного масла, считали счастливчиками: на нем жарили картошку. Во время бомбежек было особенно страшно: кругом нефтепродукты! Говорят, уже после войны во время земляных работ возле котельной на нефтебазе нашли неразорвавшуюся немецкую бомбу. Саперы ее вывезли и уничтожили. Больше таких «подарков» не находили.

В 1944 году через станцию Рязань-2 шли эшелоны из Ленинграда. Работники нефтебазы готовили прямо на территории каши, картошку и относили эту еду блокадникам на вокзал. Ленинградцы были одеты не по сезону, поэтому с миру по нитке собирали им теплую одежду: валенки, тулупы, шали.
Среди потребителей Рязанской нефтебазы была знаменитая польская дивизия Тадеуша Костюшко — отгружали им солярку и масла. Фасовали их в деревянные бочки — другой тары в войну не было.
В 1960 году был построен и введен в эксплуатацию Рязанский НПЗ, который с 2013 года входит в состав «Роснефти». После модернизации на нем действуют 28 технологических установок, которые могут перерабатывать около 19 млн. тонн нефти в год. Предприятие выпускает топливо для автомобилей, самолетов и судов, дорожный и строительный битум, другие нефтепродукты.

Благодаря обновлению производства в последние годы здесь налажен выпуск 95-го бензина стандарта Евро-6, АИ-100-К5 для высокофорсированных двигателей и судового топлива RMLS 40, которое соответствует требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов.

Сегодня четверть всех автомобилей столичного региона и больше половины самолетов, вылетающих из Шереметьево и Домодедово, заправляются рязанским топливом.
Советские солдаты отстояли Рязань. А враг тем временем продвигался на юг и к Волге. В непосредственной близости от линии фронта оказался Саратовский НПЗ, который внес значительный вклад в победу в Сталинградской битве. Он получал нефть из Баку, но в 1942 году сухопутные коммуникации с каспийскими промыслами были прерваны, а устье Волги — плотно заминировано.
Ситуация осложнялась еще и тем, что в Майкопском и Грозненском районах из-за боевых действий добыча прекратилась. Была угроза захвата промыслов, поэтому, чтобы они не достались врагу, многие нефтяные скважины были законсервированы или подожжены, а часть оборудования заблаговременно перебросили через Каспийское море в Поволжье и Казахстан.
Москва
Саратов
Баку
Майкоп
Грозный
Гурьев
Красноводск
Ташкент
Ашхабад
Труженики тыла придумали уникальный способ доставки бакинской нефти. На берегу моря с железнодорожных цистерн снимали колесные пары, заполняли нефтью и спускали на воду. После чего караван буксировали в Красноводск (Туркменбаши) и Гурьев (Атырау). Там цистерны снова ставили на колеса и через Ашхабад и Ташкент отправляли в Саратов. Маршрут доставки удлинился с 1 200 до 5 000 км, из которых около 300 км проходило по Каспию.
П. Горелый, 1941
Ш. Мирзоян, 1941
Крупнейший в Европе Саратовский НПЗ был № 416 в секретной директиве Гитлера по уничтожению советских стратегических предприятий. Два года он подвергался жестоким бомбардировкам: на него было сброшено 3,5 тысячи фугасных 250- и 500-килограммовых бомб, и несчетное количество малых и зажигательных бомб.
Б. П. Майоров
1906—1967
Из воспоминаний директора Саратовского НПЗ Бориса Майорова
Благодаря смелости, организованности и стойкости нашего коллектива степень повреждения оборудования сведена до минимума. Ведь, если допустить, растерялись бы наши товарищи, разве могли бы мы видеть людей, обслуживающих свои агрегаты в то время, когда в этом же помещении ломаются оконные переплеты, выбиваются двери, обваливается штукатурка и стены, а наши товарищи получают контузии, получают ранения и продолжают стоять на своем трудовом посту, не допускают перерывы в подаче электроэнергии, воды в места тушения пожаров, идут под вражеским огнем тушить зажигательные бомбы, возникающие пожары, ликвидировать повреждения производственного оборудования
От этих атак погибло 800 работников и их родных. К лету 1943-го завод был разрушен на 80%. После победы в Сталинградской битве и начала наступления нашей армии работники быстро восстановили завод и возобновили поставки топлива. За годы войны Саратовский НПЗ произвел 3 млн. тонн топлива, больше четверти всей нефтепереработки страны.
После того, как в 2013 Саратовский НПЗ вошел в состав «Роснефти», на нем начались масштабная модернизация и ввод новых мощностей. Сегодня завод перерабатывает больше 6 млн. тон нефти в год и производит бензин, дизельное топливо, битум, судовое топливо, техническую серу и другие нефтепродукты, которые востребованные и на внутреннем, и на внешнем рынках.
Вермахту не удалось выполнить директиву Гитлера. Провалом обернулись и попытки прорваться в Баку.
Аграрная Башкирия стала Вторым Баку
Трудности, с которыми столкнулась нефтянка в первые годы войны, стимулировали нефтяников искать новые месторождения на Волге, Урале, в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Ставка была сделана на Волго-Уральскую нефтеносную провинцию. Как оказалось, не напрасно.

Добыча нефти в Башкирии шла с 1930-х годов. С началом войны потребности военной экономики выросли кратно, поэтому в республике началась активная геологоразведка. За время войны на территории региона геологи пробурили 398 скважин. Сюда из Грозного и Майкопа стали переезжать рабочие и инженеры. Из Москвы в Уфу перебрался и Наркомат нефтяной промышленности.

В 1941−43 годах в Башкирии открыты Карлинское месторождение, Куганакский нефтегазовый и Столяровский рифовый массивы, Кинзябулатовское месторождение под Ишимбаем.
Трудности, с которыми столкнулась нефтянка в первые годы войны, стимулировали нефтяников искать новые месторождения на Волге, Урале, в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Ставка была сделана на Волго-Уральскую нефтеносную провинцию. Как оказалось, не напрасно.
Добыча нефти в Башкирии шла с 1930-х годов. С началом войны потребности военной экономики выросли кратно, поэтому в республике началась активная геологоразведка. За время войны на территории региона геологи пробурили 398 скважин. Сюда из Грозного и Майкопа стали переезжать рабочие и инженеры. Из Москвы в Уфу перебрался и Наркомат нефтяной промышленности.
Москва
Уфа
Баку
Майкоп
Грозный
В 1941−43 годах в Башкирии открыты Карлинское месторождение, Куганакский нефтегазовый и Столяровский рифовый массивы, Кинзябулатовское месторождение под Ишимбаем.

Развивалась и нефтепереработка. На Уфимском НПЗ открылись новые цеха, которые оснащались эвакуированным с Северного Кавказа оборудованием. Завод вдвое увеличил выпуск бензина по сравнению с 1940 годом и стал снабжать фронтовую авиацию высококачественным бензином марок Б-70 и Б-78. Больше чем вдвое увеличилось производство авиатоплива и на Ишимбайском нефтеперерабатывающем заводе.
С началом войны многие башкирские нефтяники ушли на фронт. Их место заняли женщины. Например, учебный комбинат Уфимского НПЗ подготовил за годы войны 800 рабочих, среди которых было 470 женщин. В конце Великой Отечественной среди заводчан больше 60% были молодые люди, едва достигшие совершеннолетия. Все работали без скидок на возраст и пол. Рядом с мужчинами трудились не только женщины, но и дети 10−11 лет. И им тоже приходилось порой выстаивать по несколько смен подряд.
Один из них, Рашит Маматов, подростком пошел работать на нефтяной промысел в Ишимбайском районе
«Добирались на промысел пешком. Людей не хватало, поэтому многие оставались на следующую смену. И проводили на вышке не то что 8, а 16 часов, а то и сутки. В том числе и женщины, конечно. Я уже не говорю про условия труда, которые были. Если, например, сейчас подземный ремонт осуществляют роботы, то тогда и в помине ничего такого не было. Крутили огромные тяжелые вороты, чистили стволы. В буровой бригаде еще тяжелее, там одни трубы сколько весят, да еще они длинные, громоздкие… И все это делали женщины. При этом у многих у них уже были семьи, дети. Как они все вытерпели, везде успевали — это достойно восхищения!» — вспоминал ветеран «Туймазанефть».
М. В. Мальцев
1910—1972
Благодаря труду таких людей Башкирия стала одним из основных поставщиков нефтепродуктов для нужд армии. Как писал в своих мемуарах заместитель наркома нефтяной промышленности Николай Байбаков, «во время войны каждый третий танк работал на горючем, выработанном из ишимбайской нефти».

Это был настоящий подвиг нефтяников во имя Победы. Не только потому, что работали они в сложнейших условиях, но еще и потому, что в те времена инициативность приравнивалась к смелости. Из-за которой едва не попал за решетку начальник геологического отдела «Туймазанефть» Михаил Мальцев.

Были веские предположения, что в районе Ишимбая есть крупные залежи девонской нефти. Когда геологоразведчики почти добурились до девонского горизонта, лопнули трубы. Из Уфы пришла резолюция: «бурение прекратить, вернуться к эксплуатации нефтяной залежи в угленосном горизонте».

Но Михаил Васильевич пошел на риск, хотя за такое самоволие мог серьезно пострадать. Он решил добуриться до девонского горизонта вторым стволом. Когда об этом узнали наверху, последовал незамедлительный приказ: «Мальцева отстранить. Дело передать в суд». Геолога-нефтяника спасло то, что почти одновременно с получением приказа скважина № 100 дала мощный фонтан нефти с глубины 1620−1730 метров.
Плакат 1949 года
Сейчас скважины обслуживает автоматика, а тогда не было даже простой механизации.
Из воспоминаний Эммы Гох — оператора «Туймазанефть» в годы войны. Сегодня «Туймазанефть» входит в НК «Роснефть»
Было очень много ручной работы. По трубам шло много парафина, и мы опускали в скважину тяжеленный скребок, чтобы ее очистить. Опустишь на глубину в 1,5 км, а потом так же руками вытягиваешь скребок обратно. А ведь у меня и у других женщин по 5, 10, 12 скважин было.
Женщины ни в чем не уступали мужчинам
В годы войны на Сызранском НПЗ трудилась знаменитая «бригада Нин», которую возглавляла Нина Михайловна Буякова. Все девушки-слесари в ней носили имя Нина: Кочергина, Щавина, Казанцева, Карсунцева.

Они ремонтировали арматуру трубопроводов, пробоотборные краны, печные форсунки. Зачастую начальники просили прислать на их объект именно девичью бригаду — работала она быстро и аккуратно.
Из воспоминаний Нины Буяковой — трудовой ровесницы Сызранского НПЗ (входит в НК «Роснефть»)
Мы ремонтировали насосы, вальцевали трубы печей. Порой пальцы не выдерживали высокой температуры, но подуешь на них и делаешь свои 62 оборота. Бывало, дадут какое задание паренькам, а начальник кричит: «Нет, пусть придет „бригада Нин”, они опытные, быстрее сделают.
Новые месторождения дали импульс развитию Башкирской нефтянки и превращения аграрного региона в индустриальный центр. Сейчас «Башнефть» (в 2016 году она вошла в состав «Роснефти»), ведет разведку и добычу нефти не только в Башкирии, но и в Оренбургской области, Татарстане, Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах. Благодаря модернизации нефтеперерабатывающего комплекса компания сохраняет передовые позиции по глубине переработки и выходу светлых нефтепродуктов. А фирменные заправки «Башнефти» работают в 15 регионах.
Нефть помогла Ленинграду выдержать блокаду
Н. В. Соколова
1912—2001
В сентябре 1941 года город на Неве был окружен врагом. Хлеб по карточкам, отключения электричества, тепла и воды — с этим его жители столкнулись уже к началу зимы. Но Ленинград продолжал жить и работать. Часть крупных заводов была эвакуирована. Например, Кировский и Ижорский были восстановлены на востоке и стали производить тяжелые танки КВ. А блокадный Ленинград давал фронту пушки, минометы, бронемашины, боеприпасы.

Но к весне 1942 запасов топлива в городе осталось на 100 дней. Считается, что идею провести к нему подводный нефтепровод предложила первая советская женщина-водолаз главный инженер 27-го отряда Экспедиции подводных работ особого назначения, Нина Соколова. Она и отвечала за сварочные работы на дне Ладожского озера, за что ее наградили орденом Красной звезды.

35-километровый нефтепровод был проложен за 43 дня. 29 км — по дну Ладоги. В июне 1942-го в Ленинград потекла долгожданная нефть. Ее скрытно подвозили к нефтепроводу по железной дороге и переливали в подземные резервуары. Из них нефтепродукты прокачивались по трубопроводу в Ленинград.
Руководитель проекта
Елена Тарасова
Текст
Михаил Гончаров
Менеджер проекта Елена Назаренко
Фоторедактор
Мария Ворнакова
Дизайнер
Евгений Кучук