Именно эту особенность заметил русский судовладелец Михаил Бритнев, пароходы которого возили почту и пассажиров из Кронштадта в Ораниенбаум. Заметил, и приказал в 1864 году у одного из своих судов, небольшого парохода «Пайлот» с паровой установкой в 85 лошадиных сил, срезать носовую оконечность под углом 20 градусов к линии киля. В результате судно, как и поморские кочи, «научилось» наползать на лёд и давить его своим весом. Впоследствии такую форму носа назвали «ледокольной», а сам пароход признали отцом нового типа судов — ледоколов.
Хотя ледокольные суда существовали и до «Пайлота», только лёд они кололи не корпусом, а специальными заостренными гирями. Когда в ноябре 1866 года чиновники Морского ведомства решили испытать, какой метод лучше, и выставили против судна «почётного гражданина Бритнева» своё судно «Опыт», «Пайлот» выиграл испытание, а «Опыт» застрял во льдах Финского залива. Однако чиновники не поверили своим глазам и продолжали колоть лёд в северных акваториях гирями, резаками и прочими навешанными на пароходы предметами.
Зато, как, увы, это часто бывает, в Бритнева поверили иностранцы. Когда в 1870 году мороз сковал льдом воду Гамбургского порта, власти Гамбурга за 300 рублей выкупили у судовладельца чертежи «Пайлота», модернизировали по его образцу несколько портовых судов и, с их помощью, восстановили навигацию. Сам же Бритнев продолжил осваивать новую нишу, и построил в помощь «Пайлоту» в 1875 году ледокол «Бой», а в 1889-м – «Буй».
- Этот маленький пароход, - писал про «Пайлот» позднее адмирал Степан Макаров, - сделал то, что казалось невозможным, он расширил время навигации осенью и зимой на несколько недель.
Успех «Пайлота» так воодушевил флотоводца, что он решил построить по тому же принципу ледокол, который сможет ломать льды не только в относительно тёплом Финском заливе, но и в царстве вечного мороза, в Арктике. Вернее, эту мысль ему навеял даже не столько «Пайлот», сколько норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен, заявивший о своём намерении покорить на специальной усиленной шхуне Северный полюс. «На обычном корабле через такие льды не пройдёшь, - рассудил адмирал, - тут нужен большой ледокол. И чтобы мощный, не 100, не 1000, даже не 5000 лошадиных сил, а 10 000».