С интересной идеей обратился в 1525 году к Папе Римскому Клименту VII и к его личному врачу, а в свободное время - географу Паоло Джовио, российский дипломат, личный переводчик царя Василия III Дмитрий Герасимов. Будучи, кроме дипломатической работы, известным книжником и ученым, он много общался с купцами и узнал от них, что поморские промысловики еще три столетия назад «ямальским волоком» «ходили за камень», то есть - за Уральский хребет. «Никто не доходил на Севере до океана, - писал потом в своей «Книге о посольстве Василия, великого князя Московского, к Клименту VII» доктор Джовио. - ...Однако достаточно известно, что Северная Двина, принимающая в себя бесчисленные реки, несется в стремительном течении к северу, и что море там имеет такое огромное протяжение, что, по весьма достоверному предположению, держась правого берега, оттуда можно добраться на кораблях до границ Китая, если в промежутке не встретится какой-нибудь земли».
Так родилась идея использования для торговли с Востоком Северо-Восточного прохода, как вплоть до начала XX века называли Северный морской путь (СМП). Правда, особого ажиотажа она не вызвала, поскольку у купцов и путешественников были серьезные опасения, что они именно встретят новую мешающую землю, и не какую-нибудь, а ту же Америку, которая вполне могла на Востоке примыкать к Азии. В этом случае проход к Китаю был бы не только опаснее, но и многократно длиннее, чем в обход Африки.
Новым маршрутом тут же попытались воспользоваться английские мореплаватели Хью Уиллоби и Ричард Ченслор, однако дальше Новой Земли им пройти не удалось. После этого западные негоцианты надолго забыли про перспективный путь.