Особенности проекта продиктовали специальные требования к поездам: они должны перевозить большое количество пассажиров на относительно небольшие расстояния, с частыми остановками. Соответственно, поезд должен быстро разгоняться и плавно тормозить, должны быть удобные поручни и возможность комфортно войти в салон и выйти из него. При этом внутри салона должно быть много свободного пространства для пассажиров.
В итоге режим работы такого поезда должен быть максимально приближен к режиму работы метрополитена! В результате было разработано специальное техническое задание для поезда, который должен был отвечать условиям городских перевозок.
Идеально под эти требования подошел электропоезд «Иволга», спроектированный специалистами Тверского вагоностроительного завода компании «Трансмашхолдинг». Полностью разработанная в России (более 90% комплектующих для поезда – отечественного производства), «Иволга» представляет собой базовую модель новой универсальной платформы, которая предполагает создание целого семейства поездов, в том числе для городских, пригородных и межрегиональных перевозок.
«В условиях Москвы транспорт должен быть готов и к большому пассажиропотоку, и к частым остановкам для посадки и высадки, а также к особым климатическим условиям – для города, например, характерна четкая сезонность с большой разницей температур и достаточно обильное количество осадков в течение всего года, – комментирует заместитель генерального директора АО «Трансмашхолдинг» Александр Лошманов. – При этом жители столицы предъявляют определенные требования к скорости и комфорту общественного транспорта: им важно не только быстро добраться до места назначения, но и быть уверенными в собственной безопасности и комфорту во время поездки. Именно с учетом этих потребностей и создана «Иволга».
В городской модификации поезд как раз рассчитан на короткие поездки по городу и пригородной зоне. Внутри отсутствуют тамбуры, что позволяет проходить весь состав насквозь и экономит время при посадке и высадке, особенно в часы пик. Широкие дверные проемы дают возможность входить в вагон, не ожидая выхода других пассажиров. Для пассажиров, которые едут стоя, предусмотрено множество поручней.
«Концепция поезда как единого пространства – это решение, которое позволяет избежать скопления пассажиров в одном вагоне: широкие проходы, дверные проемы, отсутствие тамбуров, поручни для тех, кто едет стоя, будут способствовать быстрому и равномерному распространению пассажиров по вагонам, а также максимально ускорят процесс посадки и высадки людей», –отмечает председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
Кроме того, инженеры из Твери спроектировали «Иволгу» с максимальным использованием модульного принципа, что позволяет трансформировать состав и пространство вагона в зависимости от задач, стоящих перед эксплуатирующими организациями. Например, можно оперативно вносить изменения в компоновку составов (составность «Иволги» от 5 до 12 вагонов), учитывая реальный пассажиропоток, в салоне менять расположение кресел, устанавливать стеллажи для размещения багажа или крепления для велосипедов.
Гибкость технических решений позволила адаптировать «Иволгу» именно для проекта МЦД, который, помимо технологических требований, задал высокую планку и к уровню комфорта, и к эстетике подвижного состава. На Тверском вагоностроительном заводе создали пространство салона в соответствии с концепцией бионического дизайна. Эта работа была проведена в партнерстве с одним из ведущих европейских дизайн-бюро – лидером современного индустриального дизайна, на счету которого множество успешных проектов в сфере железнодорожного транспорта.
«Задача, действительно, стояла непростая – создать поезд, с одной стороны, скоростной, с другой – хорошо приспособленный для работы в качестве городского транспорта, и в Твери с этим справились!» – восхищен директор ассоциации содействия развитию транспортной отрасли «Транспортная ассоциация Московской агломерации» Норайр Блудян.
Производитель обязался построить для МЦД 24 шестивагонных и 15 семивагонных электропоездов «Иволга», прошедших модернизацию специально для наземного метро в Москве.