Наземное метро в Москве:
Сквозь город c комфортом


Считанные месяцы остались до запуска в столице нового городского транспорта – Московских центральных диаметров, или наземного метро в Москве. Пассажиров по его первым двум маршрутам будут перевозить поезда «Иволга», созданные в России по последнему слову техники и в соответствии с главным мировым трендом – человек в центре всего.

Новый транспорт для столицы

Сегодня развитие крупных городских агломераций, и в том числе Москвы, невозможно представить без стабильного сообщения между центром и пригородом. Городские власти работают над развитием транспортных систем, которые связывают агломерацию воедино: идет строительство дорог и путепроводов, открываются новые станции метро, запускаются дополнительные маршруты наземного городского транспорта, модернизируется подвижной состав.

Так, для столичного метрополитена прошедший год стал рекордным: впервые в течение одного года было введено 33 километра новых линий и открыто 17 новых станций метро.

В наземном городском транспорте также произошел ряд качественных изменений. На улицы города вышли экологичные электробусы (Москва планирует прекратить закупку обычных автобусов уже в 2021 году), старые трамваи постепенно заменяют на современные низкопольные, расширяются выделенные полосы для общественного транспорта, часть из них переведена в ежедневный круглосуточный режим – запрет на проезд по ним распространился и на выходные дни.

Для большого города крайне важны высокая провозная способность и экологичность – поэтому ставка делается на электрический транспорт, в том числе на развитие железнодорожных пассажирских перевозок. Электропоезда в силу скорости, безопасности передвижения становятся все более востребованными среди современных горожан. Пассажиры также ценят возможность точно рассчитать время своих поездок, удобство различных сервисов, в том числе электронных, и надежность этого вида транспорта. Примером этому служит успех проекта МЦК, запуск которого состоялся в 2016 году. Сегодня МЦК пользуется около полумиллиона пассажиров в день.

Однако практика показывает, что существующая сеть общественного транспорта Москвы не без труда справляется с растущим пассажиропотоком. Множество москвичей и жителей Подмосковья по-прежнему живут в районах с низкой транспортной доступностью.

И вот теперь, для преодоления этого вызова и в ответ на требования современных пассажиров, Департамент транспорта Москвы готовится к запуску нового вида железнодорожного транспорта для города – Московских центральных диаметров (МЦД). С началом его работы у пассажира появится масса новых вариантов маршрутов. Он сможет пересесть на метро, на МЦК, автобусы, Пересадки будут осуществляться через строящиеся либо обновляемые транспортно-пересадочные узлы.
По первым линиям МЦД пойдет «Иволга» - современный городской электропоезд, созданный в России (фото – пресс-служба АО «Трансмашхолдинг»)
По информации ОАО «РЖД», первые маршруты МЦД – от Одинцово до Лобни (МЦД-1) и от Нахабино до Подольска (МЦД-2) начнут работу уже в ноябре 2019 года. Всего же запланировано создание пяти диаметральных маршрутов: в дальнейшем планируется запустить МЦД-3 от Зеленограда до Раменского, МЦД-4 от Железнодорожного до Апрелевки и МЦД-5 от Пушкино до Домодедово. Таким образом, по сути, ветки наземного метро в Москве свяжут столицу с областью.

Для проекта задействуют как ранее созданные линии железной дороги, так и построят дополнительные пути. Уже существующую железнодорожную инфраструктуру модернизируют, она станет основой для нового пассажирского сервиса. Здесь организуют удобные пересадки на другие виды транспорта, введут единую билетную систему, сервисы и навигацию, к которым уже привыкли все, кто пользуется метро и МЦК. При этом действующие пригородные поезда продолжат курсировать по железной дороге.

График работы МЦД будет таким же, как в метро, – с 05:30 до 01:00, а график движения поездов, как и в подземке, тактовым, с интервалом 5–6 минут между поездами в часы пик.

Специально для города

Для России превращение пригородного поезда в городской вид транспорта – беспрецедентный опыт. Для МЦД вместе с обновлением инфраструктуры создали новый подвижной состав.
Сейчас «Иволга» перевозит пассажиров по маршруту Москва – Одинцово, отрезку будущей линии МЦД (фото – пресс-служба АО «Трансмашхолдинг»)
Особенности проекта продиктовали специальные требования к поездам: они должны перевозить большое количество пассажиров на относительно небольшие расстояния, с частыми остановками. Соответственно, поезд должен быстро разгоняться и плавно тормозить, должны быть удобные поручни и возможность комфортно войти в салон и выйти из него. При этом внутри салона должно быть много свободного пространства для пассажиров.

В итоге режим работы такого поезда должен быть максимально приближен к режиму работы метрополитена! В результате было разработано специальное техническое задание для поезда, который должен был отвечать условиям городских перевозок.

Идеально под эти требования подошел электропоезд «Иволга», спроектированный специалистами Тверского вагоностроительного завода компании «Трансмашхолдинг». Полностью разработанная в России (более 90% комплектующих для поезда – отечественного производства), «Иволга» представляет собой базовую модель новой универсальной платформы, которая предполагает создание целого семейства поездов, в том числе для городских, пригородных и межрегиональных перевозок.

«В условиях Москвы транспорт должен быть готов и к большому пассажиропотоку, и к частым остановкам для посадки и высадки, а также к особым климатическим условиям – для города, например, характерна четкая сезонность с большой разницей температур и достаточно обильное количество осадков в течение всего года, – комментирует заместитель генерального директора АО «Трансмашхолдинг» Александр Лошманов. – При этом жители столицы предъявляют определенные требования к скорости и комфорту общественного транспорта: им важно не только быстро добраться до места назначения, но и быть уверенными в собственной безопасности и комфорту во время поездки. Именно с учетом этих потребностей и создана «Иволга».

В городской модификации поезд как раз рассчитан на короткие поездки по городу и пригородной зоне. Внутри отсутствуют тамбуры, что позволяет проходить весь состав насквозь и экономит время при посадке и высадке, особенно в часы пик. Широкие дверные проемы дают возможность входить в вагон, не ожидая выхода других пассажиров. Для пассажиров, которые едут стоя, предусмотрено множество поручней.

«Концепция поезда как единого пространства – это решение, которое позволяет избежать скопления пассажиров в одном вагоне: широкие проходы, дверные проемы, отсутствие тамбуров, поручни для тех, кто едет стоя, будут способствовать быстрому и равномерному распространению пассажиров по вагонам, а также максимально ускорят процесс посадки и высадки людей», –отмечает председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

Кроме того, инженеры из Твери спроектировали «Иволгу» с максимальным использованием модульного принципа, что позволяет трансформировать состав и пространство вагона в зависимости от задач, стоящих перед эксплуатирующими организациями. Например, можно оперативно вносить изменения в компоновку составов (составность «Иволги» от 5 до 12 вагонов), учитывая реальный пассажиропоток, в салоне менять расположение кресел, устанавливать стеллажи для размещения багажа или крепления для велосипедов.

Гибкость технических решений позволила адаптировать «Иволгу» именно для проекта МЦД, который, помимо технологических требований, задал высокую планку и к уровню комфорта, и к эстетике подвижного состава. На Тверском вагоностроительном заводе создали пространство салона в соответствии с концепцией бионического дизайна. Эта работа была проведена в партнерстве с одним из ведущих европейских дизайн-бюро – лидером современного индустриального дизайна, на счету которого множество успешных проектов в сфере железнодорожного транспорта.

«Задача, действительно, стояла непростая – создать поезд, с одной стороны, скоростной, с другой – хорошо приспособленный для работы в качестве городского транспорта, и в Твери с этим справились!» – восхищен директор ассоциации содействия развитию транспортной отрасли «Транспортная ассоциация Московской агломерации» Норайр Блудян.

Производитель обязался построить для МЦД 24 шестивагонных и 15 семивагонных электропоездов «Иволга», прошедших модернизацию специально для наземного метро в Москве.

Пространство личной свободы

По мнению председателя Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, в «Иволге» производителю удалось воплотить все актуальные требования к городскому электропоезду. «При создании этого поезда учитывали не только опыт и знания инженеров, эксплуатантов, но, самое главное, пожелания пассажиров», - отметил эксперт.

Сегодня все больше технических решений фокусируются на том, чтобы сделать жизнь людей максимально комфортной, подтверждает Александр Лошманов. «Именно в соответствии с этим трендом мы создали «Иволгу»: ее внутреннее пространство выстроено вокруг нужд пассажира и позволяет ему в поездке проводить время по своему усмотрению, то есть, по сути, человек получает больше личной свободы, чем, например, при поездке на самом современном автомобиле, – подтверждает он. – «Иволга» – это особое пространство, в котором вы можете побыть наедине с собой, настроиться на новый день или отдохнуть после прошедшего, а не просто поезд».
Весь поезд можно пройти насквозь – в нем нет тамбуров. За безопасность прохода по салону и проезда стоя в «Иволге» отвечают многоуровневые поручни (фото – пресс-служба АО «Трансмашхолдинг»)
Так, в «Иволгах», модернизированных для МЦД, внутреннее пространство стало еще более комфортным. Прежде всего, изменилась схема расположения пассажирских кресел – их разместили попарно в два ряда друг напротив друга. При этом каждое сиденье индивидуально и выполнено из в меру мягкого негорючего материала.
Для удобной поездки стоя и безопасного перемещения по вагону создатели поезда пересмотрели систему поручней: теперь в салоне есть горизонтальные, вертикальные поручни, поручни на сиденьях и поручни-петли, а также поручни в рамах межвагонных переходов. Часть их них – с приятным на ощупь «теплым» покрытием.
Широкие дверные проемы с дополнительной подсветкой позволяют сразу нескольким пассажирам беспрепятственно входить и выходить из салона (фото – пресс-служба АО «Трансмашхолдинг»)
В головных вагонах появились крепления для велосипедов, пространства туалетов оснастили сенсорными смесителями для воды и дозаторами мыла, а также удобно расположенными электросушилками для рук, для родителей с маленькими детьми оборудовали пеленальные столики.
В обновленных составах увеличено пространство туалетных комнат: в них появились сенсорная подача воды и мыла, электросушилки для рук и пеленальные столики (фото – пресс-служба АО «Трансмашхолдинг»)
В «Иволге» поддерживается постоянная температура: летом в салоне прохладно, а зимой тепло – за это отвечает современная система климат-контроля. На входе в вагоны работают тепловые завесы – они препятствуют проникновению холодного воздуха, когда двери открываются.

Вместе с тем по всему пространству поезда также работают кондиционеры и обеззараживатели воздуха на базе бактерицидных ламп.
За комфорт в поездке также отвечают бесшумный и плавный ход и адаптивная система освещения: утром свет в вагоне «холодный» и бодрящий, он помогает настроиться на активный день, а вечером «теплый», успокаивающий – горожане могут отдохнуть после рабочего дня.
В каждом вагоне – US-разъемы для подзарядки электронных устройств и доступ к Wi-Fi (фото – пресс-служба АО «Трансмашхолдинг»)
Для того чтобы пассажиры оставались на связи, в вагонах установлены Wi-Fi-модули. О внезапно разрядившемся гаджете можно не переживать – в каждом вагоне множество разъемов.

Кроме того, в каждом вагоне установлены электронные табло, на которых пассажиры «Иволги» могут увидеть всю информацию о поездке – название ближайшей станции или платформы, а также маршрут следования, дату и время, температуру на улице и в салоне.
Информация о маршруте следования и температуре внутри и снаружи выводится на электронные табло (фото – пресс-служба АО «Трансмашхолдинг»)
Создатели «Иволги» позаботились и о пассажирах с ограниченными физическими возможностями. В головных вагонах установлены специальные аппарели и крепления для инвалидных колясок, проход между рядами кресел достаточно широк для того, чтобы человек на коляске мог свободно перемещаться по поезду. Для удобства слабовидящих пассажиров надписи в вагонах продублированы шрифтом Брайля.
В головных вагонах обустроены места для инвалидных колясок – со специальными креплениями (фото – пресс-служба АО «Трансмашхолдинг»)
Любителей туризма и велоспорта порадуют велопарковки и стеллажи для крупногабаритного багажа. Одежду по-прежнему можно повесить на крючки, а небольшую кладь расположить на верхних полках.
«Иволга» окрашена в традиционные для столичного транспорта цвета: синий, красный, белый и черный (фото – пресс-служба АО «Трансмашхолдинг»)
Традиционные для столичного транспорта цвета – синий, красный, белый и черный – также стали и фирменными цветами «Иволги»: поезд гармонично сочетается с элементами городской среды и транспортной инфраструктурой.
В головных вагонах откидные сиденья, велокрепления и стеллажи для крупногабаритного багажа (фото – пресс-служба АО «Трансмашхолдинг»)
- «Очень удобно, что здесь нет тамбуров – можно пройти поезд насквозь и сэкономить время»

Сергей, госслужащий
- «Мне особенно понравился дизайн новых поездов – и снаружи, и внутри. В салоне приятное освещение – вечером включается мягкий свет: могу спокойно почитать, пока еду»

Екатерина, студентка филфака МГУ
- «Едет поезд тихо и плавно – в салоне полная тишина, поездка совершенно не утомляет, в дороге получается отдохнуть»

Евгения, пенсионерка из Одинцово
- «Мы в восторге от того, что в вагонах бесплатный Wi-Fi и много розеток, чтобы зарядить телефон – без связи точно не останешься»

Олег и Яна, работники «Сколково»
- «На этих поездах вполне комфортно ехать с ребенком – и коляску есть где поставить, и туалеты приспособлены – малыша можно переодеть на пеленальном столике»

Мария, молодая мама

Под крылом

За адаптацию «Иволги» к непростым условиям работы в городе, а также за безопасность пассажиров и машинистов отвечает технологическая «начинка».

«Иволгу» создали как поезд для городских агломераций, который умеет плавно и быстро разгоняться и тормозить, – за эти процессы отвечает современный асинхронный тяговый двигатель. Показатель разгона-торможения у поезда равен 0,9 м/с, что по техническим характеристикам близко к аналогичным показателям вагонов наземного метро в Москве и позволяет держать достаточно высокую маршрутную скорость движения c частыми торможениями при небольших интервалах.
Скорость поезда для пассажира не ощутима: за тишину и отсутствие вибрации во время движения отвечают тележки с пневмоподвешиванием.

Безопасность пассажиров и машинистов обеспечивают установленные на головных вагонах краш-модули. В случае столкновения с препятствием они деформируются, поглощая значительное количество энергии удара, тем самым защищая пассажиров и машиниста. Во всех помещениях поезда установлена современная система пожаротушения.
Кабина машиниста оборудована по последнему слову техники (фото – пресс-служба АО «Трансмашхолдинг»)
Кроме того, поезда оснащены камерами видеонаблюдения, которые фиксируют все происходящее внутри поезда и вокруг него, и передают «картинку» в кабину машиниста.

Она, кстати, просторнее, чем у любого работающего в России электропоезда, и обустроена по последнему слову техники. Цифровая система управления поездом обеспечивает поддержку, сбор и сохранение информации о режимах его движения (в том числе с удаленным доступом), а также мониторинг технического состояния состава в режиме реального времени (с возможностью передачи в режиме онлайн).

Кроме того, в «Иволге» для машиниста есть холодильник и микроволновка, очень удобное эргономичное кресло и климат-контроль. Ведь от самочувствия и настроения машиниста также зависит безопасность пассажиров.

Нет предела совершенству

Множество признанных достоинств «Иволги» (поезд уже дважды был удостоен Платинового Знака качества – высшей награды конкурса «Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века» и постоянно получает позитивные отзывы от пассажиров) не останавливает производителя в стремлении совершенствовать состав. Так, сегодня идет работа уже над третьей модификацией «Иволги»: 15 обновленных семивагонных поездов для МЦД выйдут из цехов Тверского вагоностроительного завода в третьем квартале 2019 года.

«Мало просто идти в ногу со временем – важно предвосхищать ожидания пассажиров, – подчеркивает Александр Лошманов. – Именно поэтому мы работаем на опережение: поезда следующих поколений должны быть еще быстрее и комфортнее, иметь еще больше новшеств и в части комфорта, технологичности и безопасности».

Например, поезда будущего и в дальнейшем будут развиваться по принципу «все под рукой», и в следующей модификации «Иволги» могут появиться сервисные зоны с вендинговыми аппаратами и кофемашинами, игровые зоны для детей, коворкинг-вагоны, специальные стоянки для велосипедов и электросамокатов с возможностью подзарядки, модульные сиденья в виде прислонных накладок для пассажиров, будет еще больше розеток и столики.

Кроме того, совместно с заказчиками Трансмашхолдинг продолжает формировать единое информационное поле, которое обеспечит «бесшовные» пересадки и максимально эффективную работу транспортной сети в целом. В ближайшем будущем в поездах компании появятся интерактивные маршрутные экраны, бесконтактная оплата, беспроводные зарядки и другие новации.
Данные исследовательского холдинга «Ромир» за 2018 г.
99%
Cамая высокая оценка широким дверным проемам «Иволги»
99%
Cамая высокая оценка бестамбурной конструкции поезда
98%
Cамая высокая оценка плавности хода и шумоизоляции «Иволги»
98%
Cамая высокая оценка навигации в салоне, звуковым сигналам и информационным табло

В русле мировых тенденций

Создание МЦД полностью отвечает мировым трендам развития городского транспорта: сегодня крупные городские агломерации активно встраивают существующую железнодорожную инфраструктуру в новые линии и приспосабливают их к перевозке пассажиров в режиме городского транспорта.

Так, во многих мегаполисах Германии успешно функционируют сети пригородно-городских поездов S-Bahn. Например, берлинский S-Bahn – это 16 линий общей протяженностью 331 километр, 166 станций, пассажиропоток – 430 миллионов человек в год.

Париж связывают с пригородами скоростные электрички RER. В систему входят пять линий протяженностью более 600 километров, на которых оборудовано 257 станций. Пассажиропоток – 780 миллионов человек в год.

Запустили и систему пригородно-городского железнодорожного транспорта в Большом Лондоне и Хартфордшире – London Overground насчитывает 112 станций. Годовой пассажиропоток превышает 190 миллионов человек.

Пассажиропоток московских диаметров, в свою очередь, будет достигать 330 миллионов человек ежегодно, что снизит нагрузку на существующие транспортные системы Московской агломерации на солидные 12%, прогнозируют в Департаменте транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.

Вместе с тем МЦД – колоссальный шаг вперед в развитии в Москве системы интермодальных пассажирских перевозок – когда человек меняет вид транспорта, не совершая длительных пеших прогулок, отмечают транспортные эксперты. Это экономит время и силы людей. Так, только на первых двух линиях МЦД от Одинцово до Лобни и от Нахабина до Подольска планируют сделать 36 пересадок на другие виды транспорта, 24 из которых – на метро, 8 – на МЦК и 4 – на пригородные электропоезда.

«По утрам комфорт МЦД позволит москвичам и жителям Подмосковья не тратить силы и нервы на дополнительные пересадки по пути к месту работы, что будет способствовать увеличению производительности труда, а вечером позволит жителю мегаполиса немного отдохнуть после тяжелого трудового дня, а восстановленные силы использовать на общение с близкими, занятия спортом и хобби», – замечает Илья Зотов.

По мнению директора Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константина Трофименко, МЦД преобразят город. «В долгосрочной перспективе появление МЦД приведет к тому, что территории, через которые проходит железная дорога, обретут новую жизнь, – уверен эксперт. – Сейчас это зачастую бывшие промзоны или пустыри. С запуском МЦД там будут появляться новые офисные центры – точки притяжения капитала и рабочей силы. Интенсивнее всего этот процесс будет происходить у транспортно-пересадочных узлов, где МЦД будут пересекаться с другими крупными транспортными линиями. Это позволит частично разгрузить центр Москвы от офисов в пользу историко-культурной и рекреационной функций».

Эксперты убеждены, что «Иволга» полностью справится с требованиями транспортного мегапроекта. «Именно такой поезд и нужен для МЦД: он будет перевозить большое количество пассажиров в условиях маятниковой миграций из пригорода в центр и обратно, хотя сегодня отличить город от пригорода уже достаточно сложно», – отмечает директор ассоциации содействия развитию транспортной отрасли «Транспортная ассоциация Московской агломерации» Норайр Блудян.

При этом в будущем «Иволги» могут подойти и для других крупных агломераций, которые примут решение о развитии железнодорожного транспорта, уверен эксперт.

Комментарии для сайта Cackle