Подвижной состав: конка, «Фалькенрид», «Татра», «Витязь-Москва»
Интересный факт: в годы Великой Отечественной войны трамваи продолжали работать. В том числе доставляли воинов и снаряды ближе к линии обороны города.
Черно-белые фото Голубого вагона
Следующее большое событие в истории трамвая — запуск в 1899 году первой линии электрического трамвая. Он ходил от Масловки до Петровского парка. Затем маршрут продлили до Тверской заставы. По тем временам скорость у электрического трамвая была просто фантастическая — до 25 километров в час. Модели приехали в Москву из-за границы — западногерманские вагоны фирмы «Фалькенрид». Вагоны деревянные и узкие — всего 2,2 метра. Сиденья размещались вдоль салона.
Современный трамвай начинался в столице, не поверите, с аттракциона. Именно так поначалу воспринимали горожане первую линию конки. Это был вагон на конной тяге, который курсировал по рельсам, — прообраз современного электрического трамвая. Маршрут временно проложили в честь празднования 200-летия со дня рождения Петра Первого. Желающие могли прокатиться от Иверских ворот до Тверской заставы.
В 1963 году в Москву начали поступать чехословацкие вагоны следующей модели — «Татра Т3». Это самая популярная модель трамвайного вагона, когда-либо эксплуатируемая в Москве. Эти вагоны с модернизированной системой управления работали в столице вплоть до осени 2021 года.
Конка на Лубянской площади, начало ХХ века
Но вскоре без конки москвичи уже не представляли свою жизнь. К началу XX века в городе появилась целая сеть линий железно-конных дорог.
Конка перевозила пассажиров до 1912 года, все это время в столице ходили и двухэтажные вагоны. Дешевые места для проезда на конке сидя на крыше назывались империал. Поначалу их могли занимать только мужчины. Все дело в правилах этикета, ведь дамы в пышных платьях не должны были удивлять прохожих видом своих нижних юбок. Но стоит отметить, что в последние годы эксплуатации конки в столице девушкам все же было разрешено забираться на империал и ехать там наравне с мужчинами.
До 1910-х годов в Москву поступали разные модели двухосных и четырехосных трамвайных вагонов. Трамваи отечественного производства начали возить москвичей с начала 1900-х годов. Пожалуй, самым известным был так называемый «фонарный» вагон — на его крыше располагался специальный купол со стеклами, который жители и называли фонарь – через него в дневное время в салон проникало естественное освещение. Потом появились вагоны БФ («бесфонарные») и более вместительные модели КМ (коломенский моторный), а также КП (коломенский прицепной) — один прицеплялся к другому. В каждом умещалось до 60 человек.
Один из вагонов Фалькенрид в Москве. 1899 год
Фото фонарного вагона на линии «А»
Трамвай полюбился москвичам. А один из маршрутов стал настоящей легендой! «Аннушка» — так ласково прозвали жители линию «А», проходившую по Бульварному кольцу и набережным вдоль Москвы-реки.
Наши дни в истории московского трамвая ознаменовались запуском модели 71-931М («Витязь-Москва»). Один такой трамвай может одновременно перевезти до 260 пассажиров и заменить около 200 автомобилей на дороге.
В 1959 году на улицы Москвы вышли трамваи чехословацкого производства «Татра Т2» — с плавным ходом и удобной системой управления.
В 1935 году по столичным улицам поехал трамвайный вагон М-36 — за характерный окрас жители дали ему прозвище «голубой вагон». Причем он стал первым металлическим и весьма дизайнерским вагоном. Плавные углы, несколько дверей, мягкие сиденья, большой вместительный салон. Внутри стало шире на 30 сантиметров и сиденья можно было ставить поперек салона.
Фото в отреставрированном фонарном вагоне