года
О нем слагают стихи, ему посвящают песни, он снимается в кино – и все это столичный трамвай. Трудно себе представить более ностальгический и в то же время настолько современный вид транспорта. А между тем московскому трамваю – 124 года!
В нашем спецпроекте расскажем об основных исторических этапах развития столичного трамвая – от первых вагонов на конной тяге до новейших технологичных моделей.

Московскому трамваю

124

Подвижной состав: конка, «Фалькенрид», «Татра», «Витязь-Москва»

Интересный факт: в годы Великой Отечественной войны трамваи продолжали работать. В том числе доставляли воинов и снаряды ближе к линии обороны города.
Черно-белые фото Голубого вагона
Следующее большое событие в истории трамвая — запуск в 1899 году первой линии электрического трамвая. Он ходил от Масловки до Петровского парка. Затем маршрут продлили до Тверской заставы. По тем временам скорость у электрического трамвая была просто фантастическая — до 25 километров в час. Модели приехали в Москву из-за границы — западногерманские вагоны фирмы «Фалькенрид». Вагоны деревянные и узкие — всего 2,2 метра. Сиденья размещались вдоль салона.
Современный трамвай начинался в столице, не поверите, с аттракциона. Именно так поначалу воспринимали горожане первую линию конки. Это был вагон на конной тяге, который курсировал по рельсам, — прообраз современного электрического трамвая. Маршрут временно проложили в честь празднования 200-летия со дня рождения Петра Первого. Желающие могли прокатиться от Иверских ворот до Тверской заставы.
В 1963 году в Москву начали поступать чехословацкие вагоны следующей модели — «Татра Т3». Это самая популярная модель трамвайного вагона, когда-либо эксплуатируемая в Москве. Эти вагоны с модернизированной системой управления работали в столице вплоть до осени 2021 года.
Конка на Лубянской площади, начало ХХ века
Но вскоре без конки москвичи уже не представляли свою жизнь. К началу XX века в городе появилась целая сеть линий железно-конных дорог.
Конка перевозила пассажиров до 1912 года, все это время в столице ходили и двухэтажные вагоны. Дешевые места для проезда на конке сидя на крыше назывались империал. Поначалу их могли занимать только мужчины. Все дело в правилах этикета, ведь дамы в пышных платьях не должны были удивлять прохожих видом своих нижних юбок. Но стоит отметить, что в последние годы эксплуатации конки в столице девушкам все же было разрешено забираться на империал и ехать там наравне с мужчинами.
До 1910-х годов в Москву поступали разные модели двухосных и четырехосных трамвайных вагонов. Трамваи отечественного производства начали возить москвичей с начала 1900-х годов. Пожалуй, самым известным был так называемый «фонарный» вагон — на его крыше располагался специальный купол со стеклами, который жители и называли фонарь – через него в дневное время в салон проникало естественное освещение. Потом появились вагоны БФ («бесфонарные») и более вместительные модели КМ (коломенский моторный), а также КП (коломенский прицепной) — один прицеплялся к другому. В каждом умещалось до 60 человек.
Один из вагонов Фалькенрид в Москве. 1899 год
Фото фонарного вагона на линии «А»
Трамвай полюбился москвичам. А один из маршрутов стал настоящей легендой! «Аннушка» — так ласково прозвали жители линию «А», проходившую по Бульварному кольцу и набережным вдоль Москвы-реки.
Наши дни в истории московского трамвая ознаменовались запуском модели 71-931М («Витязь-Москва»). Один такой трамвай может одновременно перевезти до 260 пассажиров и заменить около 200 автомобилей на дороге.
В 1959 году на улицы Москвы вышли трамваи чехословацкого производства «Татра Т2» — с плавным ходом и удобной системой управления.
В 1935 году по столичным улицам поехал трамвайный вагон М-36 — за характерный окрас жители дали ему прозвище «голубой вагон». Причем он стал первым металлическим и весьма дизайнерским вагоном. Плавные углы, несколько дверей, мягкие сиденья, большой вместительный салон. Внутри стало шире на 30 сантиметров и сиденья можно было ставить поперек салона.
Фото в отреставрированном фонарном вагоне
Это стало возможным благодаря упрощению оплаты проезда. Какие меры нами предприняты: отказ от турникетов, оплата проезда не только «Тройкой» или проездным, но и банковской картой, возможность пополнения баланса удаленно, с помощью кнопки на валидаторе прямо в салоне.

Система оплаты проезда: медяки, серебряные монеты, абонементные книжки, магнитные билеты, пластиковые карты

Вот как это происходило
Мэр Москвы
Сергей Собянин
За целый век работы московского трамвая весь процесс платы за проезд прошел большую эволюцию и заметно ускорился. В последние 10 лет пассажиры стали экономить в пути на этой операции до 25 минут. Причем на остановку даже в крупном пересадочном узле теперь уходит около минуты.
Конец XIX века
Единый пересадочный билет для всех линий конки
1960-е
Билетные кассы-копилки в салонах, где пассажир должен был сам оставить монеты и оторвать себе билет
Середина 1980-х
Компостеры для гашения талона из абонементной книжки, купленной заранее у водителя трамвая, в киоске или у специального продавца около метро
1990-е
На некоторых маршрутах трамвая вновь появились кондукторы, которые продавали билеты и следили за тем, чтобы пассажиры их компостировали
Начало XX века
Плата медными и серебряными монетами кондуктору в салоне трамвая
2003
Вместо кондукторов начали появляться турникеты и валидатор у первой двери для считывания новых магнитных билетов и карт. Это была первая в столичном трамвае электронная система оплаты проезда
2013
На самом популярном в городе 17-м маршруте запущен пилотный проект – бестурникетная система оплаты. Валидаторы поставили у каждой двери трамвая
2018
Турникетов совсем не осталось в общественном транспорте столицы
Наши дни
Для оплаты проезда в наземке можно использовать карту «Тройка», билет «Единый», а также социальную или банковскую карты. А с 2022 года пополнение баланса проездного доступно прямо в салоне на валидаторе

Важная веха — трамваи теперь в метро

Улучшен процесс обучения сотрудников
В начале 2021 года трамвайная сеть интегрирована с Московским метрополитеном. С этого момента началась активная модернизация инфраструктуры, которая теперь ориентируется на жесткие требования главного столичного перевозчика. Цель – сделать трамвай таким же комфортным, стабильным и безопасным, как метро.
Применяются новые технологии ремонта: поэтапно внедряются современные автоматизированные системы и продолжается модернизация инфраструктуры
Теперь ремонты почти всегда проводятся без полного перекрытия движения, чтобы пассажиры могли пользоваться привычными маршрутами
Получилось сократить количество ремонтов почти в два раза

Московский трамвай сегодня

С 2017-го в столицу поступило более 500 самых современных трамваев российского производства, то есть городской парк обновлен уже на 95%. Это полностью низкопольные трехсекционные и односекционные вагоны с самым высоким уровнем комфорта для пассажиров. За время поставки вагонов локализация производства продолжает расти — сегодня она уже достигает 90%.
Популярность трамвая растет с каждым годом — ежедневно для своих поездок его выбирают более полумиллиона москвичей. Давайте посмотрим, как сегодня меняется столичная трамвайная сеть.
По поручению Мэра Москвы Сергея Собянина мы продолжаем пополнять трамвайный парк столицы новыми вагонами, чтобы в Москве работали только современные низкопольные трамваи, удобные для всех пассажиров. Подвижной состав четырех из пяти депо уже обновлен на 100%. До 2025 года планируем закупить еще 150 вагонов последнего поколения. Для их обслуживания все трамвайные депо столицы должны соответствовать современным стандартам – именно на это направлена программа их полного обновления, которая рассчитана до 2040 года. В будущем в Москве будут работать семь эксплуатационных площадок для обслуживания трамваев.

Модернизация трамвайных депо

Заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам транспорта
Максим Ликсутов
Что получится? Ремонтные корпуса всех столичных депо оснастят новейшим оборудованием для обслуживания современных вагонов. Открытые площадки депо станут шире и вместительнее. Плюс ко всему комфортнее станет работать всем сотрудникам, большинство из которых – водители трамваев.
Москва проводит масштабную адаптацию исторических трамвайных депо под вагоны последнего поколения.
В центре столицы на Шаболовке уже к концу этого года обновят старейшее трамвайное депо имени Апакова. Сюда поступят 60 современных трамваев. Площадь реконструкции — 28,7 тысячи квадратных метров!
Сделано многое: разобран старый производственный корпус, готовы фундамент нового здания и перекрытия, проложены канавы для обслуживания трамвайных вагонов, продолжается кладка кирпичных стен, обустройство полов и монтаж кровли.
Программа модернизации всех столичных трамвайных депо рассчитана на долгосрочную перспективу — до 2040 года.
Весной 2023 года планируется начать укладывать трамвайные пути — всего 2,4 километра рельсового полотна. Административный корпус депо признан объектом культурного наследия. Планируется, что его отреставрируют, но при этом полностью сохранят исторический облик.
До 2025 года построят новое Нагатинское трамвайное депо на месте бывшего 7-го троллейбусного парка.

Международные награды столичного трамвая

Среди преимуществ столичного трамвая, отмеченных жюри:
В 2021 году наш трамвай вновь отметили международной премией Global Light Rail Awards — теперь в номинации «Проект года». Москва заняла первое место, потеснив коллег из Великобритании и Венгрии. В этот раз жюри выделило масштаб развития столичного трамвая и его сервисов в привязке к опыту, технологиям и решениям Московского метрополитена.
Трамвай есть во многих городах и странах. Но именно московский трамвай в 2020 году стал победителем международной премии Global Light Rail Awards в номинации «Самая развивающаяся система». Этой наградой ежегодно отмечают лучшие трамвайные системы городов мира. Москва обогнала Испанию, Швейцарию, Нидерланды и другие страны. В том числе британского оператора West Midlands metro!
Комфортные и современные вагоны
Отделение путей от автодорог
Удобные остановки
Новейшие и экологичные технологии – экошпалы, светофорный приоритет
Сохранение традиций – ежегодные парады трамваев, собирающие около 250 тысяч гостей.

Парад ретротрамваев

Московский трамвай создает особую атмосферу в городе и давно стал душой огромного мегаполиса. Жителям и гостям столицы полюбились ежегодные парады ретротрамваев, которые проводятся с 2014 года на центральных улицах и бульварах. На них можно увидеть трамвайные вагоны самых разных моделей и эпох — отечественные и заграничные — все они когда-то ездили по улицам Москвы. Зрителей встречают артисты в исторических костюмах, а еще устраивают конкурсы и викторины.

Что ждет московский трамвай в будущем?

Каждый год для пассажиров столичного трамвая повышаются безопасность, надежность и комфорт поездок — следуя высокому стандарту качества московского транспорта.
Принят проект новой линии трамвая длиной 1,6 километра, которую планируется проложить на проспекте Академика Сахарова. Маршрут – от Комсомольской площади до Бульварного кольца. При этом благоустроят Комсомольскую и Тургеневскую площади, проспект Академика Сахарова и улицу Маши Порываевой.
Продолжится масштабная программа модернизации трамвайной инфраструктуры. Сюда входят закупка оборудования для модернизации 30 стрелочных переводов и специальной техники для ремонта, а также физическое обособление трамвайных путей. Сегодня порядка 70 процентов трамвайных линий физически отделены от автодорог и находятся на обособленном полотне. Благодаря действующей программе эта цифра вырастет до 80 процентов.
Руководитель проекта
Ольга Карпова
Текст
Светлана Волкова
Project Manager
Елена Назаренко
Дизай и верстка
Евгений Кучук
31.03.2023