Москва — ведущий центр ракетно-космической промышленности России. Здесь расположено свыше 40 предприятий отрасли. Больше 100 000 людей труда и науки внесли свой вклад в становление космической эры.

Чтобы стать первыми в космосе, советским ученым, инженерам, конструкторам, рабочим нужно было стать первыми на Земле — первыми в разработках, первыми в испытаниях, первыми в изобретениях, в развитии науки и новых технологий — первыми во всем.
Зачастую это были тяжелые условия труда, грифы «совершенно секретно» на многих этапах деятельности, испытания на прочность, неудачи и ликование, гонка вооружений и сила духа, вера в победу и круглосуточная работа на благо Родины.

Сложно переоценить вклад в покорение космоса, который внесли столичные предприятия. Некоторые из них остаются на передовой почти 100 лет, воплощая в жизнь общемировую мечту и стремление к изучению и познанию Вселенной.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ | НЕИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ | УНИКАЛЬНЫЕ КАДРЫ | ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОСТИ | ПРОЕКТЫ БУДУЩЕГО
#МОСПРОМ
Выражаем глубокую признательность семье летчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова, дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации, за предоставленную возможность размещения и использования картины «В открытом плавании» для художественного оформления выставки. Для художественного оформления проекта здесь и далее использованы фрагменты картины космонавта Алексея Леонова «В открытом плавании» (холст, масло, 1965 год)
Проект подготовлен при участии Госкорпорации «Роскосмос»
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «НАУКА»
Научно-производственное объединение было образовано в 1931 году. В истории НПО «Наука» отражен весь путь развития отечественной авиации и космоса. Сегодня это ведущий разработчик и производитель систем жизнеобеспечения для авиационно-космической техники.
Специалистами НПО «Наука» разработано, изготовлено, испытано и введено в эксплуатацию более 7000 наименований систем и агрегатов; а общее количество изделий, находящихся в эксплуатации, превышает 250 тысяч единиц.
АО «АНГСТРЕМ»
Опытный завод «Ангстрем» начал работать более полувека назад при НИИ точной технологии. Он стоял у истоков отечественной космической электроники и входил в состав советской Кремниевой долины — микроэлектронного кластера из научного центра, десятков НИИ и радиоэлектронных заводов.
«Ангстрем» участвовал в разработке первых интегральных схем для советской лунной программы. Сейчас ни одна российская ракета-носитель или спутник не обходится без их микросхем.

Компания - резидент особой экономической зоны Москвы.
Научно-производственное
объединение «Молния»
Научно-производственное объединение «Молния» родилось на базе трех конструкторских бюро 24 февраля 1976 года для создания планера орбитального космического корабля многоразового использования «Буран».
Кроме создания космического корабля специалисты предприятия решали ряд
важнейших вопросов: предложили способы транспортировки ракетоплана и ракеты-носителя «Энергия» на космодром; разработали многоразовую эффективную теплозащиту для космического корабля; создали систему автоматической посадки. Кульминацией работы предприятия тех лет стал успешный полет «Бурана», состоявшийся
15 ноября 1988 года.
На сегодняшний день НПО «Молния» обладает высоким научно-техническим потенциалом, базой знаний, высококвалифицированным персоналом, современными электронными технологиями и опытом работ по созданию наукоёмких объектов авиационной, авиационно-космической и ракетной техники, продолжает выполнять по этим направлениям работы, соответствующие отечественному и зарубежному уровню.
Предприятие занимает лидирующую позицию по созданию ракет-мишеней для боевой подготовки войск ПВО-ПРО, отработки и испытаний перспективных комплексов воздушно-космической обороны, является разработчиком семейства ракет-мишеней различных типов и модификаций. НПО «Молния» располагает универсальной лабораторно-стендовой базой, обеспечивающей проведения различных, в том числе уникальных, видов наземных испытаний и экспериментальной отработки систем, агрегатов и элементов изделий авиационно-космической и ракетной техники, а также других отраслей машиностроения.
Всероссийский
научно-исследовательский институт
авиационных материалов
История Всероссийского научно-
исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ) — летопись рождения и становления новой науки — авиационного материаловедения.

На основе фундаментальных и прикладных исследований в институте создавались и осваивались новые материалы, отвечающие высоким требованиям по прочности, ресурсу и надежности. Это позволило СССР, а впоследствии и России, занять и сохранить передовые позиции в мировом аэрокосмическом сообществе.

Без разработок ВИАМ не обходился ни один космический прорыв СССР. Например, благодаря светофильтрам, предназначенным для гермошлема скафандра, космонавт Алексей Леонов смог первым выйти в открытый космос. А без уникальной теплозащиты не состоялся бы полет космического корабля «Буран».
Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт
имени академика А.И. Берга
Акционерное общество «Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт имени академика А.И. Берга», входящий в АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», основан в 1943 году как ведущий институт по радиолокации.

Фундаментальные и прикладные исследования в области радиолокации легли в основу радиоэлектронной борьбы, создания радиоэлектронных систем ПВО, радиопротиводействия средствам радиоэлектронного наблюдения и, конечно, авиационного и космического радиоэлектронного наблюдения.

После первого успешного запуска искусственного спутника Земли в институте началась работа по освоению космического пространства и созданию аппаратуры для мониторинга из космоса. В результате была создана система глобального радиотехнического мониторинга «Целина», отмеченная Ленинской и Государственной премиями.
Научно-производственное
предприятие «Квант»
Научно-производственному предприятию «Квант» в январе 2021 года исполнилось 102 года. С началом освоения космического пространства, благодаря накопленному опыту и своему потенциалу, предприятие вышло на передовые позиции в отечественной технике, став головной организацией по разработке и производству автономных энергосистем космических аппаратов. Запущенный 4 октября 1957 года первый искусственный спутник Земли был оснащен разработанным на предприятии блоком электропитания на основе химических серебряно-цинковых элементов.

Дальнейшее развитие космонавтики потребовало создания качественно новых источников энергии, и уже на третьем спутнике, выведенном на орбиту 15 мая 1958 года и успешно отработавшем свою программу, были установлены солнечные батареи разработки Всесоюзного научно-исследовательского института источников тока (легшего в основу НПО «Квант», в настоящее время — НПП «Квант»). Это событие открыло дорогу отечественной фотоэнергетике и фактически явилось первым практическим применением солнечных батарей.
На заре космонавтики КПД солнечных батарей не превышал 8%, а их мощность составляла 55-65 ватт на кв. метр. Научно-технические решения, разработанные и внедренные коллективом НПП «Квант», позволили усовершенствовать солнечные батареи на основе кремния. К 2004 году они выдавали 180-200 ватт на квадратный метр. Но, как и в современных компьютерах, в солнечных фотоэлектрических преобразователях кремний достиг своего «потолка» производительности. При этом космические аппараты требуют все больше энергии.

Специалисты «Квант» под руководством Николая Степановича Лидоренко и в партнерстве с учеными из Физико-технического института имени
А.Ф. Иоффе Академии наук СССР применили революционное решение, разработав и создав фотоэлементы на основе перспективного полупроводника - арсенида галлия. По сравнению с кремниевыми, они значительно эффективнее противостоят радиации, благодаря чему способны активно работать в открытом космосе более 15 лет (солнечные панели на основе кремния – максимум 10-12 лет в зависимости от орбиты ). Производительность кремниевых фотопанелей кратно падает при нагреве до 100 градусов, что не наблюдается у арсенид-галлиевых. Именно благодаря их использованию были совершены успешные миссии на Венеру, а луноходы отработали дольше расчетного времени. Рекордные по площади солнечные батареи из арсенида галлия и кремния в буквальном смысле слова прошли многолетнюю проверку на прочность на орбитальной станции «Мир». Кроме радиации и температурных скачков они подвергались воздействию двигателей стыкующихся кораблей. Космос агрессивен: даже тень от работающего вне станции космонавта, упав на солнечную панель, оказывает на нее крайне негативное воздействие. В тени фотоэлемент из генератора становится потребителем, поглощающим генерируемую его соседями по батарее электрическую энергию. В безвоздушном пространстве теплоотвод крайне затруднен и возникающий значительный перегрев может привести к выходу из строя фотоэлементов. Специалисты НПП «Квант» нашли решение этой проблемы: встроенные в солнечные батареи диоды просто отключают работу сегментов, оказавшихся в «рискованной» зоне.

Современные гетероструктурные солнечные элементы на основе арсенида галлия имеют мощность 350 ватт на 1 кв. метр и 1 кг массы, а КПД превышает 30%. Но космические аппараты с каждым годом требуют все больше энергии, поэтому перед коллективом НПП «Квант» стоит задача повысить мощность солнечных панелей до 400 ватт на квадратный метр , а их КПД – до 40%. Как отмечают в научном дивизионе предприятия, эта задача вполне достижима.
Акционерное общество
«Научно-производственная корпорация
«Космические системы мониторинга,
информационно-управляющие
и электромеханические комплексы
имени А.Г. Иосифьяна»
(АО «КОРПОРАЦИЯ «ВНИИЭМ»)
ВНИИЭМ, созданный осенью 1941 года, как завод № 627 для разработки и выпуска электротехнических средств для обороны столицы, вскоре стал первым в стране заводом-институтом, в котором одновременно были развернуты научные, проектно-конструкторские подразделения и производство.

Сегодня АО «Корпорация «ВНИИЭМ» (входит в структуру Госкорпорации «Роскосмос») одно из ведущих многопрофильных предприятий промышленного комплекса России.

Основными направлениями деятельности являются разработка космических аппаратов и комплексов различного назначения, систем управления и защиты реакторов и информационных систем для атомных электростанций, специальных электромагнитных подшипников с системами управления для газовой промышленности, разработка электрооборудования для морского флота.
Судьба предприятия сложилась так, что с первых лет космической эры, когда страна осуществляла первые шаги в освоении космического пространства и создавала свой ракетно-ядерный щит, ВНИИЭМ как головная организация активно участвовал в разработке электротехнического оборудования ракет-носителей, в частности знаменитой Р-7, с помощью которой был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли, а затем и первый пилотируемый космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли Ю.А. Гагариным.

В 1963 году ВНИИЭМ впервые заявил о себе как о космической фирме, успешным запуском двух космических апаратов (КА) «Космос-14» и «Космос-23», получивших назвние «Омега». В последующие годы на предприятии было создано несколько поколений автоматических космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.

ВНИИЭМ выполняет работы по созданию космических комплексов и систем, включающие весь спектр работ, начиная от создания наземных автоматизирорванных аппаратно-программных комлпексов испытаний КА, необходимого наземно-технологического оборудования, отдельных приборов служебного и научного назначения до создания космического аппарата, его интеграции в космический комплекс с обеспечением запуска и последующей эксплуатации.

В сферу деятельности предприятия в настоящее время входят задачи всего тематического спектра дистанционного зондирования земли: от гидрометеорологии, научного изучения планеты и околоземного космического пространства (ОКП) до картографии и мониторинга чрезвычайных ситуаций.

Государственный космический
научно-производственный центр
имени М.В. Хруничева
В истории нынешнего Космического центра имени Хруничева с 1916 года можно выделить три периода — автомобильный, авиационный и ракетно-космический. Его инновационные разработки позволили реализовать многие прорывные проекты, знаковые как для страны, так и для всего мира.

В цехах ГКНПЦ им. М.В. Хруничева были изготовлены все советские орбитальные станции: «Салют», «Мир» и «Алмаз», все тяжелые транспортные корабли снабжения, стыкующиеся с орбитальными станциями на орбите.

Самой знаменитой орбитальной станцией, построенной в цехах Центра Хруничева, стал «Мир», базовый блок которого был запущен 35 лет назад — 20 февраля 1986 года.
16 июля 1965 года с космодрома Байконур впервые стартовала знаменитая ракета-носитель тяжелого класса «Протон». Она спроектирована выдающимся конструктором В.Н. Челомеем и разработана в филиале № 1 ОКБ-52 (сегодня КБ «Салют» ГКНПЦ имени М.В. Хруничева).
Логическим продолжением в работе по созданию орбитальных станций стало участие Космического центра имени Хруничева в создании Международной космической станции (МКС), в рамках которой были разработаны и созданы первые элементы МКС — «Заря» и «Звезда».
Особая гордость столичного предприятия ГКНПЦ имени Хруничева — разработка новейшей российской ракеты «Ангара».

Три успешных испытательных пуска ракет-носителей «Ангара» — один пуск РН легкого класса «Ангара-1.2» и два пуска РН тяжелого класса «Ангара-А5» — состоялись в 2014 и 2020 годах.

Сейчас в цехах Космического центра имени Хруничева ведутся работы по налаживанию серийного выпуска семейства ракет-носителей «Ангара»: легкой — «Ангара-1.2» и тяжелой — «Ангара-А5».

Эти ракеты позволят нашей стране запускать космические аппараты всех типов с российской территории.
Карачаровский механический завод
Карачаровский механический завод (КМЗ) внес свой особый вклад в достижения отечественной космонавтики — высотные агрегаты наземного оборудования целого ряда ракетно-космических комплексов, таких как Н-1, «Буран», «Протон», оборудованы специальными лифтами, произведенными на заводе, для доставки персонала и грузов на заданные уровни.

Особая гордость для Карачаровского механического завода — участие в проекте создания ракетно-космического комплекса «Протон», который до сих пор остается лучшим в мире среди систем выведения аналогичного класса. Первый пуск ракеты-носителя «Протон» проведен 10 июля 1965 года. За свою историю ракета-носитель вывела на орбиту миллионы тонн полезного груза. А доставили его на ракетный комплекс подъемные механизмы, изготовленные на КМЗ.
ГНЦ РФ АО «Государственный
научно-исследовательский институт
химии и технологии
элементоорганических соединений»
Разработки института применяются во множестве областей – от сельского хозяйства, медицины и косметологии до нефтепереработки и тяжелого машиностроения. И, конечно, в космосе.

Как поется в старой песне, без московских химиков «здесь ничего бы не летало». Разработки института применяются во множестве узлов любого космического аппарата – от покрытия ракеты-носителя до начинки тонкой бортовой электроники. Всего более сотни материалов и у трети из них нет аналогов.
Фабрика «СВОБОДА»
Благодаря полету первого космонавта Юрия Гагарина СССР стал лидером в покорении космоса. Однако с переходом на многодневный режим полетов космонавты столкнулись с гиперестезией — потерей кальция, эрозией зубов и болезненной чувствительностью в условиях невесомости.

Приказ решить проблему пришел с самого верха — из ЦК КПСС. Перед учеными была поставлена задача — создать препараты, которые будут препятствовать этому. Такой препарат был создан в 1963 году под названием глицерофосфат кальция. Его автор — советский ученый-биохимик Ю.А. Федоров. Для того чтобы чистить зубы в невесомости, придумали специальные жевательные резинки и поролоновые полоски.

Чуть позже на основе этой разработки «СВОБОДА» выпустила самую популярную пасту СССР — «Жемчуг».
Российские космические
системы
Юрий Гагарин открыл человечеству дорогу к звездам. Для предприятий космического приборостроения это событие стало важнейшим и продемонстрировало всему миру научно-технический потенциал ракетно-космической промышленности нашей страны.

Предприятия интегрированной структуры РКС и их предшественники внесли неоценимый вклад в подготовку и осуществление этого легендарного полета.

НИИ-885 (ныне АО «Российские космические системы», РКС) разработал аппаратуру радиотехнической, автономной и радиотелеметрической систем управления ракеты-носителя «Восток», которая 60 лет назад доставила на орбиту корабль-спутник с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным.

Ракета-носитель «Восток» создавалась на базе ракеты Р-7, ставшей первой в мире межконтинентальной баллистической ракетой, прошедшей успешные испытания. Позднее на базе боевой Р-7 было создано семейство ракет-носителей, которые внесли существенный вклад в освоение космоса.

В НИИ-885 работы с самого начала велись по трем направлениям: автономные системы управления ракет, радио- системы управления и радиотелеметрические системы.
АО «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») — один из лидеров мирового космического приборостроения, разрабатывает, производит, испытывает, поставляет и эксплуатирует бортовую и наземную аппаратуру и информационные системы космического назначения 75 лет.

Продукты и услуги РКС задают новые стандарты в области глобальной спутниковой навигации, безопасности, телекоммуникации, метеорологии, изучения природных ресурсов Земли и научных исследований дальнего космоса.

Компания — создатель глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Уникальные компетенции РКС реализованы в наземных системах управления орбитальной группировкой. Новейшие разработки обеспечивают безопасность запусков, полетов транспортных грузовых и пилотируемых космических кораблей. Благодаря коллективу специалистов высочайшего уровня, уникальному опыту и передовому производству РКС — один из ведущих поставщиков бортовой аппаратуры и интеллектуальных систем для МКС и абсолютного большинства проектов национальной космической программы.
Научно-производственное
предприятие «Темп»
им. Ф. Короткова
Предприятие «Темп» — ведущий российский разработчик систем автоматического управления и топливопитания газотурбинных двигателей авиационного и наземного назначения.

Инженерно-конструкторский комплекс компании представляет собой сложившуюся конструкторскую школу с более чем 80-летней историей.

В 1988 году свой первый и единственный космический полет совершил корабль-космоплан системы «Буран». Он был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия».

НПП «Темп» разработало сложнейшую топливную аппаратуру для двигателей орбитального корабля «Буран» и многоразового космического комплекса «Энергия» — «Буран».
Государственный научный центр
Российской Федерации
«Исследовательский центр
имени М.В. Келдыша
»
Научно-исследовательский институт, работающий в области ракетного двигателестроения и космической энергетики с 1933 года.

Несмотря на возраст, центр на самом деле —
институт будущего. Здесь создают новые технологии и материалы, придумывают, как их использовать в космосе и на Земле.
Научно-исследовательский
и конструкторский институт
химического машиностроения
Научно-исследовательский институт химического машиностроения был перевезен в Москву из Свердловска осенью 1943 года. Вскоре одним из важнейших направлений деятельности НИИ стало создание регенерационных систем жизнеобеспечения для космических станций: поскольку доставлять кислород и воду с Земли финансово невыгодно и очень затратно при орбитальных полетах, а при межпланетных миссиях и вовсе почти невозможно.

Институт выполняет весь комплекс работ: опытно-конструкторские разработки, исследования, изготовление и испытания экспериментальных и штатных изделий с последующим сопровождением их эксплуатации. К примеру, система генерации кислорода «Электрон-ВМ» — основной источник кислорода для дыхания экипажа на борту МКС, и стабильность ее работы во многом определяет успешное выполнение программы пилотируемого полета.

Покидая Землю и отправляясь в межпланетный полет, мы не только смотрим в неизвестность, но и фактически обрываем связь с Землей. Уже не будет регулярных поставок грузов, а экипаж располагает лишь ресурсами, доступными на борту. Прямо сейчас инженеры НИИхиммаш решают сложную задачу — как сделать космический корабль автономным, осуществив полную регенерацию жизненно необходимых веществ.
Разрабатываемая в настоящее время система переработки диоксида углерода позволит получить кислород из выдыхаемого углекислого газа. И совместно с уже разработанными системами регенерации воды обеспечит почти полное восстановление необходимых экипажу веществ, открывая возможность пионерам космоса устремиться за пределы околоземной орбиты.
Центр эксплуатации объектов
наземной космической
инфраструктуры

АО «ЦЭНКИ» — это предприятие, обеспечивающее эксплуатацию космодромов России. Любой космодром занимает огромную территорию, на которой размещены десятки объектов инфраструктуры, необходимых для осуществления пуска ракеты-носителя и полезной нагрузки — спутников, пилотируемых
кораблей, автоматических станций.

Космодром — ворота в космос. И сейчас на обоих российских космодромах — Байконуре и Восточном — ведется огромная работа по обеспечению пусков ракет-носителей на самом современном технологическом уровне.
Космодром Восточный — один из самых масштабных проектов России в ХХI веке. Строительство космодрома, особенно в непростых природных условиях Амурской области, — исключительно сложная инженерно-техническая задача, над которой работают лучшие специалисты страны, в том числе специалисты московских промышленных предприятий.

Основная задача АО «ЦЭНКИ» — эксплуатация объектов и технологического оборудования космодромов, подготовка технического, стартового комплексов и объектов инфраструктуры к пускам ракет-носителей, поставка, хранение и подготовка компонентов ракетного топлива, обеспечение связью работ по подготовке и проведению запусков космических аппаратов.

Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры является головным разработчиком наземного технологического оборудования основных объектов инфраструктуры космических ракетных комплексов на космодроме Восточный.

Кроме этого, специалисты предприятия организовывают работы по подготовке районов падения отделяющихся частей ракет-носителей к пускам ракет космического назначения, обеспечивают послепусковые ремонтно-восстановительные работы, приводят объекты наземной космической инфраструктуры в исходное состояние.
НИИ стартовых комплексов
имени В.П. Бармина
В 1941 году было создано Специальное конструкторское бюро при заводе «Компрессор» под руководством В.П. Бармина (в настоящее время НИИ стартовых комплексов им. В.П. Бармина). В годы Великой Отечественной войны специалистами бюро был разработан ряд образцов военной техники, включая легендарные «катюши».

В 1946 году СКБ было преобразовано в конструкторское бюро специального машиностроения «Спецмаш», которое стояло у истоков создания отечественных шахтных и стационарных пусковых установок, межконтинентальных баллистических ракет, стартовых, технических и заправочных комплексов военного и двойного назначения.
Конструкторское бюро «Мотор»
«Герои невидимого фронта» — это про них. Обыватель с восторгом любуется, как красиво взмывает ракета. Но для того, чтобы она взмыла, нужно:

➤ доставить на место строительства объектов космодрома (как правило, отдаленный и глухой район) необходимые материалы и оборудование;

➤ построить космодром;

➤ доставить на космодром средства выведения и полезную нагрузку;

➤ собрать ракету космического назначения и установить ее на стартовый стол. И только потом...

С момента образования КБ «Мотор», то есть с 7 апреля 1961 года, его специалисты спроектировали, изготовили и ввели в эксплуатацию оборудование для большинства созданных нашей страной ракетно-космических комплексов. Они обеспечили старты «Протона», H-1, «Энергии» — «Бурана», «Союза», «Ангары».
АО НПЦ «ЭЛВИС»
АО НПЦ «ЭЛВИС» создано в марте 1990 года на базе структурного подразделения научно-производственного объединения «ЭЛАС», выполнявшего в 1960 – 1980 годах передовые разработки в области космической электронной техники: от разработки собственных САПР до полностью законченных аппаратно-программных бортовых систем управления и обработки информации космического базирования серий «Салют», в частности, функционировавших на борту станции «Мир». В 1974 году был разработан первый в СССР микропроцессорный комплект сверхбольших интегральных схем. Всего же было разработано более 400 микросхем.

Компания разрабатывает микросхемы типа «Система-на-Кристалле» на базе собственной платформы проектирования «МУЛЬТИКОР».

Компания - резидент особой экономической зоны Москвы.
Группа компаний «Москабельмет»
Предприятию, которое было основано указом императора Николая II, исполнилось 125 лет. В почти полуторавековой истории группы компаний «Москабельмет» есть много примеров сотрудничества с космической отраслью.

Например, поставка продукции на космодромы Плесецк и Восточный. Силовые кабели произвел и поставил «Завод Москабель», а волоконно-оптические — «Москабель-Фуджикура». Всего около 40 километров продукции за 2020 год.
Научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности
НИИ хлебопекарной промышленности уже больше 60 лет производит хлебобулочные изделия для рациона питания космонавтов. Производство таких изделий — сложная технологическая задача. Необходимо учесть много требований, например, хлеб должен длительно сохранять свои свойства и не черстветь, а в невесомости не должен крошиться.

Если крошки хлеба будут летать в пространстве космического корабля, то они, забиваясь в панели приборов, могут вывести их из строя. При этом срок годности таких изделий вовсе не 2 – 3 дня — «космический хлеб» может храниться до 15 месяцев.
АО «ЭПИЭЛ»
Специалисты московского предприятия «ЭПИЭЛ» работают над созданием эпитаксиальных структур. То есть кристаллических материалов, без которых сегодня не обходится ни один сколько-нибудь сложный электроприбор и не отправляется в космос ни один аппарат.

АО «ЭПИЭЛ» — ведущее предприятие в России, специализирующееся на производстве эпитаксиальных структур на основе кремния и сапфира для широкого спектра полупроводниковых приборов, среди которых интегральные схемы, дискретные силовые приборы и многие другие электронные компоненты.
Щербинский лифтостроительный завод
Щербинский лифтостроительный завод ведет свою историю с 1943 года. Каждый четвертый российский лифт производится здесь. Производственная мощность — 12 тысяч лифтов в год, то есть тысяча в месяц.

Самый крупный производитель подъемников в России спроектировал лифты для космодрома Восточный. Точнее, для объекта кабель-заправочная башня — самого большого наземного объекта инфраструктуры ракетного комплекса «Ангара».

Сейчас многие инженеры уверены: будущее освоения внеземного пространства — за космическими лифтами. Есть даже проекты. Правда, пока только на бумаге. Наверное, космические лифты и будут следующим прорывом Щербинского завода.
Компания «Тест-Контакт»
Любое радиоэлектронное изделие — хоть фонарик, хоть суперкомпьютер — работает благодаря контактам между его деталями. Над тем, чтобы полностью исключить нарушение связи между деталями (а значит, отказ целого прибора), и работает московское предприятие «Тест-Контакт». А наличие конструкторского бюро и собственной производственной базы в столице позволяет решать задачи в кратчайшие сроки.

ООО «Тест-Контакт» с 2011 года разрабатывает и производит на собственном оборудовании контактирующие устройства для любых типов электрорадиоизделий, в том числе и для космической отрасли.

Компания - резидент особой экономической зоны Москвы.
Митинг на Красной площади, посвященный встрече космонавтов Валентины Терешковой и Валерия Быковского, после успешного завершения космической экспедиции на кораблях «Восток-5»
и «Восток-6». Москва, 22 июня 1963 года.
Фото: Давид ШОЛОМОВИЧ/РИА Новости
Полет первого человека в космос. Первый выход человека в открытый космос. Первая женщина-космонавт, первый групповой полет. Эпоха первых. Во всем. Их встречали так, как не встречают ни одну звезду сегодня. А они и были звездами. Мировой величины. Космической. Ко всеобщему ликованию присоединялись и трудящиеся московских предприятий — сотни тысяч рабочих, инженеров, конструкторов
и представителей других, самых разных профессий живой рекой выплывали на столичные улицы, чтобы громко кричать «Ур-р-ра!» и славить Родину и ее верных сыновей и дочерей.
Сложно переоценить вклад в покорение
космоса, который внесли больше сорока московских предприятий отрасли. Некоторые из них остаются на передовой почти 100 лет, воплощая в жизнь общемировую мечту и стремление к изучению и познанию Вселенной.
Выражаем глубокую признательность семье летчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова, дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации, за предоставленную возможность размещения и использования картины «В открытом плавании» для художественного оформления выставки.
Выражаем благодарность Госкорпорации
«Роскосмос» за помощь в подготовке проекта