Кто ты в московском метро - турист или завсегдатай?

Вагоны московского метро: эволюция комфорта
В поездах метро последнего поколения пассажиры окружены атрибутами домашнего комфорта: системами климат-контроля, сетью Wi-Fi, USB-зарядками, цифровыми дисплеями с информативным контентом.

1935

Ехать мягко и светло!

Сказано — сделано.
Усиливали ощущение домашней обстановки и открытые светильники в виде бра. Правда, среди пассажиров нередко находились те, кто выходил из вагона с выкрученной лампочкой в кармане.
(вначале в составе поезда было четыре вагона, потом — шесть)
Так что на месте бра скоро появились закрытые плафоны.
В первых вагонах метро роль кондиционеров играли вентиляционные форточки на крышах.
В модернизированной серии метровагонов типа «А» форточки «обросли» черпаками, и движение воздуха внутри вагонов стало интенсивнее
В следующих сериях вагонов появились еще и сдвижные форточки в окнах.
Такой принцип создания микроклимата сохранялся в московском метрополитене на протяжении без малого 75 лет. За эти десятилетия расширялось полезное пространство вагонов, менялся их дизайн, росла скорость, улучшались плавность хода и тормозные свойства. Неизменной оставалась лишь сезонная духота.
Фото: Михаил Глаголев, Моисеенков Андрей
А ведь изначально интерьеры вагонов метро не предполагали «одомашнивать». По проекту в них должны были устанавливать деревянные реечные лавки, какие мы еще не так давно могли наблюдать в электричках. На этот счет существует городская легенда. Якобы когда незадолго до пуска московской подземки ее партийный куратор Лазарь Каганович посетил сборочный цех и возмутился:
Первых пассажиров московского метро по-хорошему шокировали не только дворцовые интерьеры станций, но и вагоны метропоездов. Первое, что бросалось в глаза на входе в них, — мягкие диваны. Такое роскошество в доме-то было не у каждого, а тут садишься — и едешь как барин, всего за полтинник!
52
мягких места
Первые метровагоны типа «А» были
рассчитаны
на
«Мы делаем лучший в мире метрополитен, а вы нам — деревянные лавочки! Надо каждому пассажиру дать по мягкому месту!»
Советские 50 копеек 1922 года выпуска. Весной 1935 года, когда было открыто московское метро, за полтинник покупался билет, который был действителен в течении 35 минут с момента продажи.
А общая вместимость каждого из них составляла
пассажира
262

2009

Первые кондиционеры — в «Русичах»

Настоящий прорыв на новый уровень комфорта случился 3 июля 2009 года. В этот день впервые в истории московского метро на Кольцевой линии стали ходить составы, в вагонах которых температуру поддерживали кондиционеры.
Это были поезда серии «Русич». До кондиционеров в этих вагонах появилось отопление, так как «Русич» разрабатывался для эксплуатации на линиях метро с открытыми участками.
История метровагонов этой серии начинается в конце 2003 года, когда первые «Русичи» стали ходить на Бутовской линии. Их производили до 2013 года, и сейчас в столичной подземке перевозят пассажиров более 720 вагонов этой модели.
Сейчас мало кого из пассажиров удивляет доступ к привычным цифровым сервисам в вагонах метро. А ведь относительно недавно телефоны в них превращались в кирпич, в лучшем случае — в площадку для «прокачки» в тетрисе.
Кроме кондиционеров, которыми стали оснащать «Русичи» с 2009 года, комфорт поездок в вагонах этой серии обеспечивают:
стеклопакеты, благодаря которым в салоне стало заметно тише
бегущая строка
информационные табло над дверьми
Wi-Fi исправно заработал на всех линиях метро, но руководство города решило на этом не останавливать цифровизацию вагонов. В преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года оно задумалось о телевещании в поездах подземки. Это с дивана кажется, что для того, чтобы подключить телевизор, достаточно воткнуть его в розетку. На самом деле предстояло решить массу задач, которые выбивались из привычных координат. Например, как настроить метод передачи данных, как сделать, чтобы поездная сеть через цифровой протокол транслировала контент. Как бы то ни было, но к чемпионату большая часть подвижного состава была готова к прямым трансляциям матчей, благодаря чему миллионы болельщиков могли следить за их ходом прямо в метропоездах.

2020

Двери осторожно закрываются

Еще один эволюционный скачок произошел в 2020 году: на день города в депо «Митино» был представлен принципиально новый состав метрополитена — «Москва-2020». Он шагнул намного дальше своих предшественников. И вот почему:
В «Москве-2020» все двери оборудованы индивидуальной системой противозажатия. Если что-то или кто-то мешает закрытию, они ненадолго раздвигаются и затем снова закрываются. Этого достаточно, чтобы завершить посадку. Однако опробовать систему противозажатия мы все же не рекомендуем — в московском метро одни из самых коротких в мире интервалов, так что следующий поезд придет уже совсем скоро.
Обратная ситуация: торопыги намереваются заскочить в вагон, когда из него еще не вышли пассажиры. Пожалуй, с такой ситуацией в метро сталкивались все. Можно сказать, «Москва-2020» решила проблему толчеи в дверях. Те, кто ездил в новых вагонах, могут подтвердить: встречные потоки входящих и выходящих пассажиров не создают проблем. Потому что вагонах «Москвы-2020» дверные проемы настолько широкие, что в них теоретически может въехать автомобиль «Москвич».
Спокойно могут разойтись два пассажира и в межвагонных переходах, ширина которых тоже увеличилась до 1,6 метра.
Ширина проема — 1,6 метра. Уже на предыдущей серии метровагонов «Москва» он вызывал только положительные эмоции, а на «Москве-2020» его увеличили еще на 15%.
Околодверное пространство в вагонах метро новой серии отгорожено от ряда сидений стеклянной панелью-экраном. Теперь тот, кто любит притулиться у поручней возле дверей, не нависает над сидящими соседями. Кстати, сиденья стали мягче, чем в вагонах предыдущих серий.
Поручни в новых вагонах покрыты теплым материалом, на полу — антискользящее покрытие. За счет улучшенной шумоизоляции в вагонах стало тише на 15%.
В каждом вагоне восемь камер следят за порядком и передают информацию в Единый диспетчерский центр метрополитена. В случае чего, сотрудники метрополитена быстро среагируют и придут на помощь.
Энергопотребление гаджетов резко возрастает именно в транспорте, где делать особо нечего и ничто не отвлекает от экрана. Поэтому в вагонах поезда «Москва-2020» применена новая концепция размещения USB-зарядок: блоками по два порта между сиденьями и на стеновых панелях сбоку от интерактивных карт. В каждом вагоне — почти 50 разъемов.
В двух местах вагона, где раньше напрашивалось бы окно, располагается сенсорная интерактивная карта с диагональю 27 дюймов, чтобы пассажиры могли строить маршрут не только на своем смартфоне.
Проверено: сенсорная карта реагирует на прикосновения пальцев так же шустро, как и экран телефона. Построение маршрута занимает не больше минуты. Упрощает процесс то, что карта работает в онлайн-режиме, то есть показывает на схеме метрополитена точкой станцию, на которой или рядом с которой вы сейчас находитесь.
Помогают пассажирам также информационные консольные LCD-дисплеи под потолком, которые впервые в московском метро применили в поезде «Москва-2020», а также наддверные цифровые табло — в этом поезде они стали на 17% больше.

Кстати, а вы знали, что все вагоны для столичного метро производятся в России? Большинство из них поставляет Подмосковный «Метровагонмаш» (входит в АО «Трансмашхолдинг»).

Можно сказать, что в «Москве-2020» впервые в истории метровагонов гармонично соединились дизайн салона и навигация. Под сиденьями и над окнами располагается светодиодная подсветка, цвет которой соответствует той линии, по которой едет поезд. Большое кольцо — бирюзовый, Калужско-Рижская — оранжевый, Кольцевая — коричневый. Конечно, назначение подсветки может вызвать улыбку у завсегдатаев метро, но если она поможет сориентироваться в пространстве хотя бы одному пассажиру из тысячи, то почему бы и нет? Тем более что она неплохо украшает интерьер.

А пока «Москва-2020» уверенно занимает свое место в столичной подземке. Ее вагоны уже полностью обеспечивают пассажиропоток на Кольцевой и БКЛ и вместе с поездами других серий перевозят пассажиров на Калужско-Рижской линии. Сейчас в метро курсируют более 100 поездов серии «Москва-2020». Только за этот год для московской подземки поставили 21 новый состав, а значит — все больше пассажиров совершают поездки в новых и комфортных вагонах.
«Москву 2020» можно было бы назвать вершиной комфорта. Но все относительно: кто знает, в каких вагонах, с какой технологической начинкой и каким комфортом мы будем ездить в будущем?
Руководитель проекта
Ольга Карпова
Текст
Михаил Гончаров
Менеджер проекта
Елена Назаренко
Дизай и верстка
Евгений Кучук
29.07.2022