Пригородный
ренессанс
Сегодня пригородный железнодорожный транспорт играет важнейшую роль в развитии агломераций, обеспечивая стабильное сообщение между столицами регионов и близлежащими населенными пунктами. Электропоезда становятся все более востребованными среди пассажиров в силу скорости, комфорта и безопасности передвижения, точности выполнения расписания, удобства пользования различными цифровыми сервисами. Так, крупнейший российский пригородный перевозчик — Центральная пригородная пассажирская компания — перевозит около 570 млн. человек ежегодно. При этом потенциал развития этого вида транспорта огромен. Для сравнения: по одинаковому маршруту электропоезд может перевезти в девять раз больше пассажиров, чем автобус.
Москва и Подмосковье являются ярким примером удачной интеграции пригородного железнодорожного комплекса в транспортную систему столичной агломерации. Департамент транспорта Москвы совместно с РЖД и ЦППК продолжают активно работать в этом направлении в рамках долгосрочной программы по развитию железнодорожной инфраструктуры. Одна из приоритетных задач — улучшение условий городских и пригородных перевозок в Московском железнодорожном узле в 2012—2020 годах.
УДОБНЫЕ
МАРШРУТЫ
БУДУЩЕГО
УДОБНЫЕ МАРШРУТЫ БУДУЩЕГО

Московские центральные диаметры (МЦД)

На решение этой задачи нацелен новый транспортный проект, получивший название «Московские центральные диаметры» (МЦД). По прогнозам Департамента транспорта Москвы, пассажиропоток всех диаметров МЦД составит порядка 300 млн. человек в год.
Московские центральные диаметры — самый масштабный и многообещающий проект ближайших лет. Его значение для транспортной сети Москвы и области столь велико, что проект представлялся на утверждение президенту Владимиру Путину, а презентовали его лично мэр Москвы Сергей Собянин и глава РЖД Олег Белозеров.
Владимир Путин обсуждает с мэром Москвы и главой РЖД проект МЦД. Источник: пресс-служба Кремля.
В Департаменте транспорта Москвы отмечают: «Наша конечная цель заключается в создании общей системы, в рамках которой пригород будет интегрирован в городскую транспортную систему и уже перейдет от понятия подвозящего транспорта к формату городской электрички».
Сейчас электропоезда, в основном, возят людей из области в Москву и обратно на работу. Они доставляют пассажиров до вокзалов, которые в большинстве случаев являются тупиками, а дальше люди едут на метро или другим общественным транспортом. Это ограничивает функционал электричек, но с открытием диаметров проблема будет решена.
— МЦД возьмут на себя часть нынешнего автомобильного трафика, — отмечает президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой. — В данный момент, ездить из области в область через Москву на общественном транспорте не очень удобно. Где-то в центре неизбежно придется делать долгую пересадку. Проще такие поездки совершать на автомобиле. С началом работы диаметров легче станет перемещаться транзитом как раз на городских поездах. Дешево, без пробок, можно рассчитать время в пути.
По словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаила Блинкина, «от появления московских диаметров выиграют все: для огромного количества пассажиров это станет улучшением качества жизни, а для Центральной ППК — дальнейшее повышение ее роли».
Поезда на МЦД будут ходить по стандартам метро: часто и быстро. Составы курсируют не по расписанию, а в тактовом режиме. Пассажир знает, что поезд долго ждать не придется, в часы пик — не дольше 5−6 минут.
— Сейчас у Московских центральных диаметров практически нет альтернативы, — считает руководитель направления по оказанию консультационных услуг транспортной отрасли в СНГ Ernst&Young Борис Порецкий. Эксперт рассказал, что железнодорожные маршруты, проходящие сквозь город, успешно используются в Европе. В Париже это система RER, в Берлине S-bahn.
Станция Берлин-Центральный. Источник: wikimedia.org
— Главный вопрос: как железная дорога интегрирована в систему общественного транспорта, — говорит Борис Порецкий. — С учетом того, что с МЦД будет много пересадок на метро, наземный городской транспорт, проект безусловно будет крайне эффективен.

Первые два направления МЦД, которые начнут действовать уже в конце 2019 — начале 2020 года, свяжут Одинцово с Лобней и Нахабино с Подольском. Оператором первых двух линий выступит ЦППК.
Планируется, что остальные три диаметра до 2025 года свяжут города:
Зеленоград-Раменское
Апрелевка-Железнодорожный
Пушкино-Домодедово
ДИАМЕТРЫ
ПРИОБРЕТАЮТ ОЧЕРТАНИЯ
ДИАМЕТРЫ ПРИОБРЕТАЮТ ОЧЕРТАНИЯ
Почти половина пути от Белорусского вокзала до Усово является частью будущего участка первого МЦД. На этом участке была также модернизирована инфраструктура: на станции «Фили» РЖД обновило железнодорожные пути; были построены три новые пассажирские платформы с крышей во всю длину для защиты от снега и дождя; под путями сделали пешеходный переход. Кроме того, были построены новый путепровод над Шмитовским проездом и мост через Москву-реку. Отдельного внимания заслуживает установка новой электронной системы регулировки движения, которая теперь позволяет поездам быстрее проезжать этот участок.
ТВЕРСКАЯ
ПТИЦА
ТВЕРСКАЯ ПТИЦА
«Иволга» — новейший поезд в парке Центральной ППК и будущий подвижной состав Московских центральных диаметров. Пока в столице ездит два таких состава в базовой пятивагонной модификации — от станции Усово до Белорусского вокзала. Но уже скоро на первых двух маршрутах появится 39 этих современных, специально модернизированных для МЦД поездов 6-ти и 7-вагонной составности.
Производитель — Тверской вагоностроительный завод (входит в «Трансмашхолдинг») подчеркивает, что на 90% «Иволга» состоит из отечественных комплектующих и создавалась специально для эксплуатации в российских условиях.
Интерактивная экскурсия по поезду «Иволга»
Одна из важных особенностей «Иволги» — отсутствие тамбуров, что оптимально для городского электропоезда, который перевозит пассажиров на короткие расстояния с частыми остановками.
В «Иволге» широкие двери (140 см) — шире, чем в обычных составах — и они сдвинуты от края вагона ближе к середине. «Такое решение позволило равномерно расположить входы-выходы, чтобы пассажиры меньше тратили времени на посадку, так как для транспорта, который ездит с небольшими интервалами, важно, чтобы на остановках не приходилось стоять слишком долго, — комментирует один из создателей «Иволги» ведущий эксперт конструкторского бюро «Пассажирский транспорт» компании «ТМХ Инжиниринг» Иван Ермишкин. Кроме того, можно без проблем пройти из одного конца состава в другой — поезд реализован как единый состав. Это помогает людям равномерно занимать места в вагоне.
В салоне модернизированной для МЦД «Иволги» есть все, что положено иметь современному городскому поезду: зарядные USB-разъемы, множество поручней — от горизонтальных до вертикальных с «теплым» покрытием и поручней — «петлей», информационные видеоэкраны, климат-контроль, системы обеззараживания воздуха, велокрепления и чистые просторные туалетные комплексы. Сидения в «Иволге» широкие и удобные, обтянуты пожаробезопасным материалом.
«Иволга» как и весь современный общественный транспорт дружелюбен к маломобильным пассажирам: здесь есть специальные площадки для инвалидных колясок, в головных вагонах установлены выдвижные пандусы, а надписи в салоне продублированы шрифтом Брайля.
«Сейчас весь новый общественный транспорт, создающийся в России, приспособлен для людей с инвалидностью. Железнодорожный транспорт здесь подает пример — часто новые приспособления для маломобильных граждан первыми появляются именно в поездах», — отметил председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. По словам эксперта, в «Иволгах», приобретенных ЦППК для центральных диаметров, есть много опций, облегчающих поездку пассажирам с инвалидностью.
АРИФМЕТИКА
ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ
АРИФМЕТИКА ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ
Самый популярный вид транспорта у москвичей — метро. Ежедневно подземкой пользуется 75% от общего столичного пассажиропотока. При этом многие из пассажиров не знают, что на электричках также можно удобно ездить и по самому городу. В них пускают с велосипедом (надо лишь оплатить билет), а, например, в метро его необходимо разбирать и упаковывать в чехол. В вагоне есть место для габаритных вещей. По утрам, когда в метро самый час пик, в электропоездах свободнее, поскольку основная часть людей, направляющаяся из пригорода в Москву, выходит и пересаживается на подземный транспорт. Кроме того, есть многие маршруты, преодолеть которые получается гораздо быстрее, чем на других видах общественного транспорта.
Продемонстрируем все эти факты на нескольких примерах:
На работу
Мне от дома до работы легче ехать на электропоезде, чем на метро.
На электропоезде: от Краснодонской улицы до платформы «Люблино» — на электропоезде от «Люблино» до станции «Гражданская» — от «Гражданской» до редакции «КП». Никаких пересадок. Время в пути: 55 минут.

На метро. От станции «Люблино» до «Трубной» — пересадка на «Цветной бульвар» и до «Дмитровской — от метро до редакции еще 20 мин. Время в пути: 80 мин.

На машине. От Краснодонской улицы до Старого Петровско-Разумовского проезда. Время в пути: 65 мин.
Итого: экономия 15−25 мин.
В парк
Как быть, если во время прогулки по центру Москвы, вы захотели посмотреть на усадьбу Кусково и погулять в окрестном парке?
От Красной площади до зоны отдыха можно добраться двумя путями:
На метро. От «Театральной» едем до «Новокузнецкой» — пересаживаемся на «Третьяковскую» до «Перово» — дальше 9 мин идем до парка. Время в пути: 55 мин.

На электропоезде. От «Площади Революции» до «Курской». На вокзале садимся на электропоезд и едем до платформы «Кусково». Время в пути: 38 мин.
Итого: экономия 17 мин.
В музей
По-прежнему пригородный поезд — лучший вид общественного транспорта для посещения подмосковных музеев. Возьмем, к примеру, знаменитый Новоиерусалимский монастырь в Истре. Из центра Москвы до него можно доехать на электропоезде и на автобусе.
На автобусе. От «Театральной» до «Тверской» — пересаживаемся на «Пушкинскую» и едем до «Тушинской» — садимся на автобус до Истры. Время в пути: 171 мин.

На электропоезде. От «Площади Революции» до «Курской». На вокзале садимся на электропоезд и едем до «Новоиерусалимской». На городском автобусе от станции до остановки «Музей». Время в пути: 130 мин.
Итого: экономия 41 мин.
ЕСЛИ ТЫ
ВЕЛОСИПЕДИСТ
ЕСЛИ ТЫ ВЕЛОСИПЕДИСТ
Столичные власти ведут активную политику по популяризации велосипеда как вида городского транспорта. Это полезно, экологично и весело. Но давайте честно сами себе признаемся, мало кто из нас захочет преодолевать на двух колесах многокилометровые маршруты.

Хорошо бы часть пути проехать на велосипеде, а часть — на общественном транспорте. Но удобно ли это? Да и на чем лучше ехать — на метро, электричке, автобусе… Но не будем гадать, сравним на практике.
Электропоезд
В первом и последнем вагонах новых составов (те самые ЭП2Д) есть специальные кронштейны для крепления велосипеда. Железный «конь» вешается на стену за переднее колесо и никому не мешает. В старых электричках специальных мест для велосипедов нет. Опознать современные электрички можно по цвету — они не зеленые или серо-красные, они белые с желтой и серой полосами. В «Иволгах» на МЦД двухколесных друзей поднимать уже не придется — держатели находятся на полу.
Троллейбус и автобус
Велосипед официально можно провозить в салоне бесплатно. Увы, почти половина троллейбусов в Москве — старые модели. Там нет подходящей площадки для велосипеда, стоять в тесном салоне с которым будет неудобно. В автобусе с велосипедом может встать максимум один человек. Два железных «коня» поместятся с трудом.
Трамвай
У новых трамваев в задней части есть свободная площадка, где можно совершенно спокойно разместить велосипед. Но даже в трамвай с низким полом его надо затаскивать на себе. В старых трамваях нет ни низкого пола, ни площадки. Перевозка велосипеда становится совсем неудобной.
Метро
В подземке можно быстро проехать через всю Москву без долгих пересадок. Но в 99% случаев разбирать велик и упаковывать его в чехол пассажира заставят еще при входе на станцию. Только в вагонах новых поездов есть пустые места под инвалидную коляску или велосипед. В старых составах удобств не обнаружено.
Что в итоге?
  • Для перевозки велосипеда лучше всего выбирать электричку или трамвай.
  • На втором месте автобусы и троллейбусы. Площадка посередине и бесплатный проезд делают свое дело.
  • В метро с велосипедом стоит идти только от безысходности. Не забываем про чехол для «железного коня».
НА ЭЛЕКТРИЧКЕ
ПО ТЕЛЕФОНУ
НА ЭЛЕКТРИЧКЕ ПО ТЕЛЕФОНУ
Под влиянием общемировых трендов и запросов пассажиров пригородный пассажирский транспорт активно включился в процесс цифровизации своих сервисов. Цифровые технологии, которые внедряет РЖД, Департамент транспорта Москвы и перевозчики, в корне меняют восприятие транспорта не только столицы, но и пригорода.
«Запросы, которые мы получаем от пассажиров, дают понять, что без цифровых подходов к перевозкам сегодня не обойтись», — поясняет начальник управления информационных технологий ЦППК Игорь Евдокимов. По его словам, в начале 2018 года была полностью модернизирована система продаж и сформирована единая цифровая платформа, на которой в любой момент можно создать любой сервис. За проект модернизации транзакционной системы обработки пригородных проездных документов компания получила премию CNews Awards 2018.
С 15 сентября 2018 года ЦППК также начала продавать билеты на некоторые свои направления через мобильное приложение (можно скачать в Google Play и App Store). Пассажиру достаточно выбрать дату и маршрут поездки (туда, туда и обратно). Оплата производится с помощью банковской карты или системы Apple Pay.
Чтобы пройти на платформу, необходимо активировать билет в телефоне и приложить QR-код к экрану терминала. Со следующего года через приложение можно будет купить не только разовый билет, но и абонемент или билет на фирменный экспресс с указанием мест.
Еще один нюанс: билеты с телефона можно купить для поездок от станций с турникетами до любой другой внутри направления, даже если на ней турникета нет. В ЦППК рассказали, что скоро это ограничение будет снято — для отметки о проходе на платформу будут использоваться валидаторы (там, где нет турникетов). Сейчас эта возможность работает только на Павелецком направлении.
Пользоваться сервисом просто: надо в приложении выбрать раздел «Расписание» или «Купить билет». Дальше указываем маршрут, нужный поезд, дату поездки, вид билета («туда», «туда-обратно»). Первый раз при покупке билета надо указать паспортные данные и электронную почту, куда будут приходить чеки о покупке.
Чтобы активировать билет на телефоне, надо открыть его в разделе «Мои билеты», нажать на кнопку «Активировать билет», считать QR-код с экрана на турникете, а затем полученный штрихкод приложить к считывателю на этом же турникете. Если на станции прибытия есть турникеты, штрих-код надо будет использовать для выхода.
— Пассажирские электронные сервисы делают поездку удобнее, — считает директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко. — Через пять лет они, возможно, кардинально изменят наши представления о поездках. Будущее за интеграцией сервисов. Люди будут оплачивать не разные виды транспорта, а поездку целиком. Сейчас ЦППК сотрудничает с Москвой и областью, чтобы упростить пересадки с железной дороги на наземный общественный транспорт. Глубокая интеграция привлечет новых пассажиров, так как заметно упростит поездки.
ЧТОБЫ
НЕ БЫЛО
СКУЧНО
ЧТОБЫ НЕ БЫЛО СКУЧНО
С 10 октября в приложении «Расписание и билеты ЦППК» появилась дополнительная кнопка «Книги бесплатно». Пассажирам дают возможность свободно скачать библиотеку из 100 книг (есть и аудиокниги). Список обновляется каждые три месяца. В текущую подборку включены такие классические произведения, как «Жена смотрителя зоопарка» Дианы Акерман, «Волхв» Джона Фаулза, «Острые предметы» Гиллиана Флинна и еще 97 произведений российских и иностранных авторов, предоставленных сервисом ЛитРес.
И это еще не все — компания подготовила аудиогиды для своих пассажиров. Их можно бесплатно послушать с помощью QR-кода на стикерах в поездах или скачать на сайте компании, или в приложении IZI.travel. Среди экскурсий есть такие: «Москва — Можайск», «Москва — Ожерелье», «Москва — Рязань», «Дмитров — Дубна», «Москва — Коломна» и другие. Рассказывать о достопримечательностях начинают уже в столице — сначала пассажир узнает о вокзале отправления, потом аудиогид сообщает интересные подробности обо всех остановках по пути. В конце экскурсии рассказывают о достопримечательностях города-назначения. Всего на данный момент компания выпустила 46 аудиогидов, из них 13 — на английском языке.
И НАПОСЛЕДОК
И НА ПОСЛЕДОК
Эксперты Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ утверждают, что для создания высокого спроса на пригородный транспорт необходимо решение следующих задач:
  • Маршруты должны быть разными и удобными. Один транспорт (даже лучший поезд или автобус на свете) не может существовать сам по себе — его необходимо объединять с другими видами городских перевозок в единую бесшовную систему.
  • Поезда должны быть современными. Часто дело в мелочах: большой туалет, удобная ручка, эргономичное сиденье, крепеж для велосипеда — определяют выбор пассажиров.
  • Оплата услуг должна быть простой. Сегодня пассажиры хотят иметь возможность оплачивать проезд через интернет, бесконтактно, по карте.
  • Дополнительные сервисы, которые позволяют пассажирам эффективнее использовать время в поездке и делают ее комфортнее. Например, Wi-Fi, бесплатные путеводители или он-лайн библиотеки для пассажиров не влияют непосредственно на транспортные функции. Но они значительно повышают удовлетворенность пассажиров.
На протяжении последних нескольких лет по всем этим направлениям ППК ведут активную работу. Результат на лицо: пригородный железнодорожный транспорт играет все большую роль в обеспечении транспортной мобильности населения и становится все более популярным среди пассажиров. Точность выполнения графика движения вплотную приблизилась к 100%. В электричках становится по-настоящему комфортно: летом не жарко, зимой не холодно, удобно сидеть, есть куда поставить велосипед, положить багаж, предусмотрены большие и чистые туалеты в каждом вагоне. Совершенствуются форматы и варианты оплаты проезда. В процессе поездки предоставляются разные дополнительные информационно-развлекательные сервисы для пассажиров. Электропоезда в разы безопаснее автобусов и автомобилей, при том, что изначально значительно экологичнее них.
Конечно, обновление поездов не происходит в один миг, а занимает продолжительное время. Сразу поменять все вагоны невозможно просто хотя бы потому, что завод столько не в состоянии произвести. Но процесс идет, и каждый месяц новых и современных электропоездов становится все больше.

Благодаря строительству новых пересадочных узлов, развитию мультимодальных перевозок, объединению с другими транспортными системами, электрички становятся в том числе и полноценным городским транспортом. Конечно, поезд не всегда и не везде может заменить машину или метро. Но все больше становится маршрутов, где поездка на электропоезде будет не только комфортнее, но и сэкономит вам время и деньги.
Комментарии для сайта Cackle
АО ИД «Комсомольская правда». 127287, Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, 1/23, стр. 1. Тел. +7 (495) 777-02-82
По вопросам сотрудничества: up@kp.ru
Made on
Tilda