МЦД: Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области отметил трехлетие

Уникальному транспортному проекту МЦД исполнилось три года. С запуском первых двух диаметров у жителей столичного региона появилось наземное метро и возможность строить новые удобные сквозные маршруты. Одной из задач, поставленных Мэром Москвы С. С. Собяниным, стало расширение возможностей для мультимодальных поездок. Для этого на МЦД мы создаем новые и модернизируем существующие транспортно-пересадочные узлы. Со дня запуска на первых четырех маршрутах диаметров уже открыли 30 пригородных вокзалов – новых и после реконструкции.
Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области отмечает трехлетие – Московские центральные диаметры (МЦД) запустили 21 ноября 2019 года. Новый вид транспорта сразу понравился пассажирам. Фактически это новое наземное метро, которое объединяет формат пригородных электричек и столичного метро. Новые диаметры проходят всю Москву насквозь и не привязаны к конкретным вокзалам.

МЦД работают по графику столичного метро, что позволяет с комфортом совершить пересадку на метро или МЦК и продолжить поездку в нужном направлении. За три года работы пассажиры успели оценить все преимущества и понять, что МЦД – это скорость, комфорт и экономия.
заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам транспорта
Максим Ликсутов
Точки притяжения пассажиров и бизнеса

Точки притяжения пассажиров и бизнеса
Самое дорогое, что есть у пассажира в большом мегаполисе, – это время. Для комфортного перемещения по городу создаются транспортно-пересадочные узлы, которые объединяют несколько видов транспорта и позволяют пассажирам пересесть с МЦД на метро всего за несколько минут, выбрать альтернативный путь и воспользоваться МЦК или наземным транспортом. Маршрутов становится больше, а поездки москвичей – в разы быстрее. Облегчает передвижение и единая система оплаты проезда.
Самое дорогое, что есть у пассажира в большом мегаполисе, – это время. Для комфортного перемещения по городу создаются транспортно-пересадочные узлы, которые объединяют несколько видов транспорта и позволяют пассажирам пересесть с МЦД на метро всего за несколько минут, выбрать альтернативный путь и воспользоваться МЦК или наземным транспортом. Маршрутов становится больше, а поездки москвичей – в разы быстрее. Облегчает передвижение и единая система оплаты проезда.
Транспортные хабы создают, как в местах широкого пересечения потоков пассажиров, так и в районах, где ведется строительство жилых кварталов, бизнес-центров. Очевидно, что современные объекты станут точками притяжения большого количества новых жителей и сотрудников, а значит город должен сделать опережающий шаг – создать транспортный каркас для комфортного передвижения.

Крупные транспортные хабы имеют синергетический эффект. Развитая инфраструктура и транспортная доступность делают районы Москвы привлекательнее для бизнеса. Прилегающие территории получают развитие – здесь открываются развивающие центры для детей, бассейны, магазины и кофейни. Строятся важные социальные объекты. ТПУ помогают формировать вокруг благоустроенную и комфортную среду для жизни.
Транспортные хабы создают, как в местах широкого пересечения потоков пассажиров, так и в районах, где ведется строительство жилых кварталов, бизнес-центров. Очевидно, что современные объекты станут точками притяжения большого количества новых жителей и сотрудников, а значит город должен сделать опережающий шаг – создать транспортный каркас для комфортного передвижения.

Крупные транспортные хабы имеют синергетический эффект. Развитая инфраструктура и транспортная доступность делают районы Москвы привлекательнее для бизнеса. Прилегающие территории получают развитие – здесь открываются развивающие центры для детей, бассейны, магазины и кофейни. Строятся важные социальные объекты. ТПУ помогают формировать вокруг благоустроенную и комфортную среду для жизни.
Модернизация и скорость: самые крупные хабы на МЦД
Модернизация и скорость: самые крупные хабы на МЦД
Современные транспортные узлы позволяют концентрировать на компактной территории большее количество функций – собственно транспортную, деловую, сервисную. В Москве уже реализовано несколько новых крупных транспортно-пересадочных узлов на МЦД.
Современные транспортные узлы позволяют концентрировать на компактной территории большее количество функций – собственно транспортную, деловую, сервисную. В Москве уже реализовано несколько новых крупных транспортно-пересадочных узлов на МЦД.
Новый транспортный хаб открылся в 2022 году. Он объединил МЦД-2, Люблинско-Дмитровскую линию метро и наземный транспорт. Пассажиры получили современный вокзал с кассами, турникетами, лифтами и эскалаторами.

Всего за пять минут пассажиры могут сделать пересадку с МЦД на метро, а в начале 2023 года, когда здесь будет открыта станция Большой кольцевой линии, перейти на новую линию всего за пару минут.

Благодаря ТПУ уже сегодня местным жителям стало удобнее добираться до центра города – время в пути сократилась с 40 до 20 минут.
Печатники
Печатники
Создание современного хаба завершилось с открытием станции «Щукинская» МЦД-2. ТПУ объединяет МЦД-2, Таганско-Краснопресненскую линию метро, трамвайные пути и автобусное сообщение. Это пример сложнейшей модернизации уже существующего транспортного узла. Это пример сложнейшей модернизации уже существующего транспортного узла и строительства в его составе абсолютно нового пригородного вокзала наземного метро.

Пересадка на станцию «Щукинская» Таганско-Краснопресненской линии метро занимает несколько минут, а пересесть на автобусы и трамваи можно по комфортному пешеходному переходу с навесом.

Обновление инфраструктуры ТПУ позволило снизить на 10% нагрузка на станцию метро «Тушинская». Благодаря открытию станции «Щукинская» МЦД-2 значительно улучшилась транспортная доступность для 170 тысяч жителей районов Щукино и Покровское-Стрешнево.

Щукинская
Щукинская
Примером первого удобного пересадочного узла для тех, кто едет с северо-запада Подмосковья в центр, стал транспортно-пересадочный узел «Волоколамская».

Хаб объединил абсолютно новую станцию Волоколамская на МЦД-2 и одноименную станцию Арбатско-Покровской линии метро. Пассажирам требуется всего две минуты, чтобы сделать пересадку с МЦД на метро.
Волоколамская
Волоколамская
Один из самых крупных транспортно-пересадочных узлов Москвы. Здесь интегрированы метрополитен, МЦД, «Аэроэкспресс» и наземный транспорт. По сути, «Славянский бульвар» – это новый городской вокзал. Москвичи могут пешком добраться от района Фили-Давыдково.

Транспортный хаб создавался в уже развитом районе. Станция МЦД «Славянский бульвар» расположена между действующими «Кунцевской» и «Филями», ее интегрировали с одноименной станцией Арбатско-Покровской линии метро – между ними подземный переход. В настоящее время станция «Славянский бульвар» МЦД-1 входит в топ-5 самых популярных станций на диаметрах.

ТПУ «Славянский бульвар» обеспечил возможность разгрузить одноименную станцию метро и перегон «Киевская» – «Парк Победы». Снизился пассажиропоток на городских и пригородных автобусных маршрутах в Одинцово и Сколково.

Славянский бульвар
Славянский бульвар
ТПУ «Новохохловская» объединяет МЦД-2 и МЦК. Станцию «Новохохловская» МЦД-2 строили специально для второго диаметра. Она расположена между платформами Калитники и Текстильщики в пяти километрах от Курского вокзала. Помимо самой платформы, создан пассажирский конкорс (надземный переход) с турникетно-кассовым залом для пересадки на одноименную станцию МЦК и выхода к остановкам наземного городского пассажирского транспорта.

С 2019 года пассажиропоток станции «Новохохловская» МЦД-2 вырос в 4 раза. А все потому, что новый транспортный хаб ждали жители десяти южных районов Москвы (это и Бутово, и Щербинка, и целый ряд районов уже внутри МКАД).

Новохохловская
Новохохловская
Самый крупный транспортно-пересадочный узел на севере Москвы. Его открыли осенью 2022 года. Сейчас сложно представить, что семь лет назад тут была примитивная платформа, даже без навеса. А теперь тут построен целый ряд уникальных транспортных объектов: новый участок Люблинско-Дмитровской линии метро, МЦК, запущены Московские центральные диаметры. Все виды транспорта объединены вестибюлями и переходами.

Пассажиропоток ТПУ увеличился в двадцать раз по сравнению с одной старой платформой Савеловского направления – с 2000 до 40 000 человек в сутки. К 2025 году количество пассажиров увеличится до 80 000.

Современный хаб позволил пассажирам, отправляющимся в аэропорт «Шереметьево», не ехать на Белорусский вокзал, чтобы воспользоваться «Аэроэкспрессом».

Пересадки со станции метро на МЦД или МЦК организовали по принципу «сухие ноги», что позволило сделать путь пассажиров короче почти в два раза.
Окружная
Окружная

Один из крупнейших хабов на юго-востоке столицы. Он объединяет метро, МЦК, Горьковское направление МЖД и наземный транспорт. В 2016 году здесь была только станция МЦК. Потом была перенесена и реконструирована железнодорожная станция, построили кроссплатформенную станцию Некрасовской линии и строящейся БКЛ.

Уже в следующем году с запуском МЦД-4 транспортный хаб заработает на полную мощь. Сейчас пассажиропоток составляет 100 тысячи человек в сутки.

Бывший промышленный район вокруг станции постепенно приобретает комфортный и благоприятный характер. Здесь строят детские сады, появляются зеленые парки, обустраиваются спортивные и игровые площадки.

За несколько лет ТПУ стал одним из самых востребованных в городе. Он позволил разгрузить юго-восток столицы и создать десятки новых удобных маршрутов.
Нижегородская
Нижегородская
Транспортный хаб объединяет МЦД-1, БКЛ, две станции Филевской линии метро и МЦК.

В будущем здесь появится станция «Тестовская» МЦД-4. Тогда же транспортно-пересадочный узел «Тестовская» объединит МЦД-1 и МЦД-4, три линии метро и МЦК.

Новая станция «Тестовская» МЦД-4 будет выполнена согласно общей концепции городского транспорта, но на высоте более 15 метров. Пассажиры смогут воспользоваться лифтами, эскалаторами, турникетами и кассами. «Тестовская» расположена в таком месте, что было принято решение создать здесь смотровую площадку с видом на город и Москву-реку. Кроме впечатляющих видов, более 110 тысяч жителей Пресненского района получат новые маршруты. Это будет один из крупнейших ТПУ с точки зрения количества пересадок.

Тестовская
Тестовская

Планы по развитию: новые хабы и комфортные станции МЦД
Планы по развитию: новые хабы и комфортные станции МЦД
Московские центральные диаметры продолжают развиваться. На существующих и перспективных маршрутах создаются новые современные ТПУ, где сбалансированно интегрированы разные виды рельсового транспорта. Они разгрузят действующие станции и снизят поток на автомобильных трассах.
Московские центральные диаметры продолжают развиваться. На существующих и перспективных маршрутах создаются новые современные ТПУ с навесами над платформами, лифтами и эскалаторами, кассами и турникетами. Они разгрузят действующие станции и снизят поток на автомобильных трассах.
Проект транспортно-пересадочного узла является одним из энергоемких, так как объединяет три вокзала, МЦД-2, две станции метро и наземный транспорт.

В будущем здесь будет проходить и МЦД-4. Для увеличения пропускной способности сейчас проводится реконструкция участка Площадь трех вокзалов (Каланчевская) – Курская МЦД-2. Работы начались три года назад, уже провели реконструкцию двух существующих главных путей. Следующий этап – строительство III и IV главных путей. Пассажиры смогут комфортно сделать пересадку с МЦД-2 на МЦД-4.

Москвичи уже могут пользоваться островной платформой МЦД-2 с навесом на всю длину. В составе ТПУ открылась первая половина пассажирского вестибюля с лифтом, эскалаторами, турникетами и кассами. Втрое быстрее стал путь от станции метро «Комсомольская» до МЦД-2.

Проведена большая работа по интеграции станции МЦД-2 с другими видами городского транспорта: втрое быстрее стал путь от станции метро «Комсомольская» до МЦД-2.
Площадь трех вокзалов

Площадь трех вокзалов

Важный транспортный хаб для жителей Северного и Северо-Восточного округа. Он объединит МЦД-1, Серпуховско-Тимирязевскую линию метро и наземный транспорт.

Во время строительных работ пассажиры пользуются временными платформами на МЦД-1 и пересадка до метро проходит по улице. Однако это временно, в будущем пересадка станет удобной влюбую погоду.

Работы по созданию ТПУ завершены больше чем наполовину. В настоящее время строят две платформы с навесами на всю длину – для комфортного ожидания поезда. Проводится реконструкция тоннеля – для бесшовной пересадки на метро, а также строительство нового подземного вестибюля с кассами, турникетами, эскалаторами и лифтами.

К 2025 году станцией Тимирязевская D1 будут пользоваться более 21 тыс. человек.
Тимирязевская
Тимирязевская

На Белорусском вокзале сходятся поезда дальнего следования, пригородного сообщения, «Аэроэкспресс», метро, МЦД – это один из крупнейших ТПУ Москвы.

В настоящее время активно идет реконструкция. Сейчас на вокзале останавливаются только поезда МЦД-1, а скоро будут и поезда МЦД-4.
Белорусская
Белорусская
Вместо неудобного пешеходного моста и устаревших платформ появится современная и комфортная станция для пассажиров.

Сейчас специалисты перестраивают пассажирские платформы № 5 и 6 для приема поездов МЦД-4. Уже начато строительство пешеходного тоннеля и подземного вестибюля с кассами, турникетами, лифтами и эскалаторами – для этого демонтировали центральную часть платформы № 4 и уже приступили к усилению основания и ограждению котлована.

В ходе работ расширяют участок Белорусская – Савеловская. Сейчас здесь действует реверс – поезда ходят поочередно по одному пути. После подготовки произойдет переключение главного пути на новую ось, потом будут готовить земляное полотно, чтобы уложить новый путь. Всего путей будет четыре: два – для МЦД-1, два – для МЦД-4.

Ожидается, что в 2025 году станцией Белорусская D1 будут пользоваться 44,5 тыс. человек в сутки, а Белорусской D4 – более 7 тыс.
ТПУ «Рижская» улучшит транспортную доступность сразу трех районов: Мещанского, Алексеевского и Марьиной Рощи, где проживает более 200 тысяч человек.

Строящийся ТПУ объединит МЦД-2, МЦД-3, МЦД-4, станцию «Рижская» Калужско-Рижской линии и станцию БКЛ.

Работы будут проходить в несколько этапов. В настоящее время уже установили временную платформу для поездов МЦД-2 в сторону Нахабино. Продолжается строительство новой платформы для составов МЦД-2 в обе стороны. Следующим этапом станет установка крытого транзитного надземного перехода, который свяжет МЦД-2 с МЦД-3. Он сократит время пересадки до пяти минут.

К 2025 году пассажиропоток на станциях МЦД прогнозируется:
⦁ на D2 – 9,5 тыс.
⦁ на D3 – более 21 тыс.
⦁ на D4 – 14 тыс.

Рижская
Рижская
Транспортно-пересадочный узел формируется вокруг двух одноименных станций метро «Петровско-Разумовская» Люблинско-Дмитровской и Серпуховско-Тимирязевской линии. Инфраструктура позволит пассажирам делать комфортные пересадки на МЦД-1 и МЦД-3, а также на наземный транспорт.

На первом этапе здесь будет одна платформа для поездов МЦД-1 и надземный транзитный мост. Сейчас ведется строительство.

На втором этапе здесь будет еще и станция МЦД-3, а надземный переход создаст между станциями диаметров и метро бесшовное пространство для пассажиров.

Транспортная доступность улучшится для более чем 140 тысяч жителей Тимирязевского района и района Марфино, они получат новые альтернативные маршруты.

Планируется, что к 2025 году станцией D1 будут пользоваться более 16 тыс. пассажиров в сутки, а станцией D3 – почти 33 тыс.

Петровско-Разумовская
Петровско-Разумовская

Станция «Кутузовская» будущего МЦД-4, которая сейчас строится в Дорогомиловском районе, завершит строительство одного из самых удобных ТПУ столицы. Этот транспортный хаб объединит четыре вида транспорта: МЦК, Филевскую линию, будущий МЦД-4 и наземный транспорт.

Пересадочный узел будет располагаться на новой соединительной Киевско-Смоленской ветви, которая войдет в состав МЦД-4. Пассажирам больше не придется делать большой крюк вдоль Кутузовского проспекта и переходить дорогу по подземному переходу благодаря появлению пешеходной связи с улицей Кульнева. А полная интеграция ТПУ в городскую застройку позволит пассажирам попасть в некоторые здания, не выходя на улицу.

Для пассажиров нового пригородного вокзала «Кутузовская» будут доступны:
две платформы с навесами на всю длину,
надземный вестибюль с бесшовной пересадкой на метро и МЦК,
пересадка на наземный транспорт в шаговой доступности.

Строители уже провели геологические обследования и приступили к работам по интеграции будущего диаметра и метро. Короткие пересадки привлекут большое количество пассажиров использовать данный ТПУ, поездки для 70 тысяч жителей Дорогомиловского района станут доступнее.

В 2025 году количество пассажиров станции Кутузовская D4 может достичь 16 тыс. человек в сутки.
Кутузовская
Кутузовская

Пересадочный узел «Серп и Молот», который свяжет МЦД-2, МЦД-4 и еще две станции метро, планируют возвести через два года. Сюда перенесут платформы с бывшей железнодорожной станции Москва-Товарная. Передвигаться по городу с комфортом будут более 218 тысяч жителей ближайших районов.

Этот узел находится на границе исторической части города и современной застройки, поэтому проектировщики решили сохранить архитектуру местности и учесть новые строительные тренды. Для платформ будут использовать материалы светлых тонов, стекло в сочетании с «кирпичной отделкой».

Для пассажиров сейчас строят навесы над платформами, что позволит с комфортом ожидать транспорт, а также проходит реконструкция подземного перехода. Пассажиры смогут сделать пересадки между диаметрами, метро и наземным транспортом – и все это за считаные минуты.

Прогнозируемый пассажиропоток в 2025 году станции D4 составит 20 тыс. пассажиров в сутки.
Серп и Молот
Серп и Молот
Новый транспортно-пересадочный узел формируется на севере Москвы. Пассажиры получат современную инфраструктуру и удобные пересадки между разными видами транспорта.

Пассажиры новой станции «Марьина Роща» МЦД-2 смогут перейти на Люблинско-Дмитровскую линию метро и наземный транспорт, а в будущем еще на БКЛ и МЦД-4.

Сейчас здесь строятся платформа и надземный вестибюль с выходами на улицу Веткина и к 7-му проезду Марьиной Рощи. В перспективе также будет построена платформа для МЦД-4, а станции двух диаметров соединят крытым переходом.

С открытием данного ТПУ у жителей Московского региона появится больше альтернативных маршрутов.

Ожидается, что к 2025 году количество пассажиров на станции D2 достигнет 11,5 тыс. человек в сутки, а D4 – более 7 тыс.
Марьина Роща
Марьина Роща
Автор текста: Андрей Абрамов
Руководитель проекта: Ольга Карпова
Project manager: Елена Назаренко
Фото:
Владимир Веленгурин, mos.ru
Дизайнер проекта: Анастасия Павлова
07.12.2022