Классическая схема несения службы на судне — вахты. Сутки делят на шесть отрезков по четыре часа. Обычно члены экипажа несут вахту в один и тот же промежуток времени. Например, с 4 до 8 утра и с 4 до 8 вечера.
Пост управления судном. Современный мостик больше напоминает рабочее место оператора, диспетчера или программиста, нежели место со штурвалом из ценных пород древесины, как изображают в историческом кино.
Не просто руководитель, а настоящий лидер команды! Капитан принимает главные решения и отвечает за все происходящее на судне и его груз. Чтоб стать капитаном, надо пройти долгий путь — помощник капитана, старший помощник капитана — и при этом обладать организационными способностями и высокой степенью ответственности. Капитан распределяет среди экипажа задачи и распоряжения, возникающие в процессе работы, для обеспечения безаварийной работы.
Старший помощник капитана
Всех помощников капитана называют штурманами. Каждый умеет управлять судном. Но в зависимости от сложности задачи, могут делать это самостоятельно или под контролем капитана.
Старпом — организатор вахты. Он составляет расписание несения службы членами экипажа. Отвечает за грузовые операции: их организацию и документальную составляющую. Координирует палубные работы и отвечает за безопасность экипажа.
Старпом возглавляет палубную службу. Его непосредственный начальник — капитан. А весь остальной экипаж судна, который не занят в машинном отделении, — подчиненные старпома.
Во время морских переходов может встать на руль, следит за маршрутом и радарами. Плотно занимается навигацией, радиосвязью и отвечает за состав судовой аптечки.
Помогает старпому поддерживать порядок по части спасательных средств — шлюпки, огнетушители. Занимается оформлением судовых бумаг.