Олеся Гамидова прошла путь от учителя английского до мамы в декрете, а затем и владелицы ПВЗ Ozon. Все просто: 5 лет назад в один прекрасный день очень захотелось иметь пункт выдачи поближе к дому.
— Я заказывала на Ozon подгузники, другие мелочи для дочки, — вспоминает Олеся. — И однажды подумала: с одной стороны, очень удобно, что можно, не выходя из дома, что-то купить. А с другой стороны, жаль, что нет пункта рядом с нами — мы живем на окраине города, а все ПВЗ — в центре. Решила изучить тему, а потом прямо с телефона зарегистрировала ИП и подготовила необходимые документы. Процедура оказалась абсолютно не сложной: если все в порядке, есть подходящее помещение в хорошем состоянии, весь процесс — от подачи заявки до запуска точки — занимает пару недель.
«Две недели доказывала клиентам, что сама покупаю на Ozon»
Первый пункт Олеся при поддержке мужа открыла в 2019 году недалеко от дома. В Махачкале он стал 17-м по счету. Но молодую семью конкуренция не пугала.
— Во-первых, город у нас немаленький, — рассказывает предпринимательница. — Во-вторых, на тот момент это были первые шаги Ozon на Кавказе — здесь не очень доверяли онлайн-торговле. Но мы знали, что люди со временем поймут, насколько это удобно. К тому же мы не стали мыслить стереотипами: мол, надо открываться в центре, где большая проходимость. Сейчас у нас 5 пунктов, и все локации мы выбирали по принципу «далеко от центра, но удобно тем, кто живет поблизости».
Кстати, первыми клиентами Олеси были мамочки с колясками, такие же, как и она сама, а еще студенты и молодые пары. Старшее поколение интересовалось, но не доверяло — сказывался еще и кавказский менталитет, для которого модель «утром деньги, а стулья заберете через пару дней» непривычна.
— В Дагестане торговля всегда была очень развита, — говорит Олеся. — Покупают много всего: семьи большие, люди гостеприимные. Пока крупные магазины анонсируют выход нового смартфона, в Дагестане все его уже другу подарили, сняли это на видео и выложили в интернет. Но к нам первое время люди приходили не за заказами, а так… поговорить, познакомиться, узнать, как тут все устроено. Через некоторое время возвращались — проверить, не ушли ли мы, прихватив с собой вывеску. Помню, свой собственный заказ я из ПВЗ не забирала домой недели две: по несколько раз в день его всем интересующимся показывала: «Вот, смотрите, я сама тут покупаю: выгоднее, дешевле, удобнее».
Сейчас Олеся с мужем изучают возможности для роста и развития, в частности, подумывают об открытии ПВЗ в селах.
— Открытие пункта не требует больших вложений, — рассуждает предпринимательница. — И сейчас это намного проще, чем 5 лет назад: все необходимое можно заказать прямо на сайте — от мебели до краски для стен. Многое Ozon предоставляет за свой счет. Если локация выбрана верно, вложения очень быстро окупятся, а пункт выйдет в стабильный плюс. Сейчас у нас в регионе количество точек перевалило за сотню и продолжает расти, но конкуренция необходима — это помогает не расслабляться, постоянно улучшать сервис.
В пунктах Олеси работают в основном молодые ребята. Она уверена, что это работа как раз для них — они подвижны, предприимчивы, склонны к многозадачности и при этом внимательны, вежливы и умеют концентрироваться. А еще стремятся к развитию.
Сейчас этап недоверия уже позади, и многие покупатели сами стали продавцами — теперь они приходят в ПВЗ не только получать заказы, но и отправляют свои товары. Заказывают местные жители на Ozon примерно все: от гвоздиков до мебели. Причем, иногда даже реклама не нужна — здесь все это работает немного иначе.
— У нас был смешной случай, когда клиент проверял заказанный на сайте пылесос, а прохожие увидели это с улицы — фасады всех наших пунктов стеклянные, — вспоминает молодая мама. — Они зашли в ПВЗ и буквально засыпали нас вопросами: неужели пылесос тоже можно заказать, а сколько стоит, а долго ли ждать, а что с гарантией и так далее? В общем, рассказали и про пылесос.
— Я думаю, это выгодно отличает маркетплейс от прямых конкурентов, — рассуждает бизнесвумен. — Если ты решил открыть пункт выдачи, чувствуешь поддержку компании, в том числе и финансовую, всегда можешь связаться с менеджером, который даст совет. В общем, знаешь, что не только ты заинтересован в открытии новой точки, но и компания заинтересована в сотрудничестве с тобой.
Тем, кто хочет пойти по ее стопам, Олеся советует заранее осознать, что придется полностью изменить мышление: бизнес — это готовность взять на себя больше ответственности, принимать решения быстрее и самостоятельно решать многие задачи. А еще ненормированный рабочий день и выходные не по графику, а как получится, и то не всегда.
— Если вы решили стать партнером Озон — поймите сразу, что это не пассивный доход, это полноценное партнерство, и оно будет эффективным только при вашем погружении в рабочие процессы, — предупреждает предпринимательница. — А еще, выбирая локацию, не смотрите на красивый вид из окна или раскрученность места. Вы работаете для проживающих рядом людей, ищите места, удобные для них.
— Один из наших сотрудников заказал на Озоне гитару и в перерывах между работой научился играть, заинтересовался музыкой, сменил прическу и стиль в одежде, увлекся книгами, — рассказывает Олеся. — В общем, сейчас это интересный молодой человек со своим взглядом на мир, а пришел он совсем юным парнишкой, который просто хотел подработать на каникулах.
В целом же, здесь рады сотрудникам любого возраста — главное, чтобы они были готовы учиться и работать. С учебой помогает Ozon — у компании есть отдельная платформа, где можно «проработать» все изменения в рабочих процессах или нестандартные ситуации.