Герои
малых городов
8 историй о традициях, любви и… OZON
По данным Ozon, чья аудитория сегодня составляет 50 миллионов активных покупателей, в 2023 году жители малых городов стали делать покупки на площадке в четыре раза активнее, чем годом ранее. При этом 8 из 10 заказов чаще всего забирают именно в ПВЗ.
кстати
Пункты выдачи заказов (ПВЗ) маркетплейса сегодня есть во всех уголках России. Даже в таких точках, которые не сразу найдешь на карте, — настолько они невелики. Наши герои работают в самых колоритных регионах страны — от Амура до Эльбруса. Легко ли открывать ПВЗ в отдаленных городах и селах и почему этот бизнес приносит предпринимателям не только прибыль, но и народную любовь? Собрали 8 вдохновляющих историй с советами новичкам.
ИНСТРУКЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
Кликайте точки на карте и читайте истории
Кликайте и читайте истории
ИНСТРУКЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
  • Выберите место
    Это может быть удачная зона в городе — там, где много пешеходов, рядом есть крупные жилые комплексы или метро. А может быть, малый населенный пункт — село или деревня. Кстати, можно воспользоваться картой Ozon, где разными цветами отмечены удачные зоны: если открыть ПВЗ в одной из них, маркетплейс поможет с финансированием.
  • Выберите помещение
    Арендовать или купить — большой разницы нет, но если вы делаете первые шаги в бизнесе, эксперты Ozon советуют брать помещение в аренду, а оставшиеся деньги вкладывать непосредственно в развитие бизнеса.
    ВАЖНО! Не заключайте договор, пока Ozon не одобрит ваш выбор.
  • Зарегистрируйте ИП или юрлицо
    Это бесплатно, а главное — быстро: с подтвержденной
    записью на Госуслугах процесс займет 3-5 рабочих дней.
    Если у вас уже есть зарегистрированный статус,
    можно воспользоваться им, при условии,
    что выбран правильный ОКВЭД.
  • Подайте заявку на открытие ПВЗ
    Сделать это можно в специальном приложении «Пункт Ozon» или на сайте pvz.ozon.ru. Загрузите фотографии или сканы документов: паспорт, свидетельство ИНН, свидетельство ОГРНИП (для индивидуальных предпринимателей) и так далее. Затем подпишите оферту. Полный список документов смотрите на сайте.
  • Согласуйте помещение
    Не забудьте помимо адреса указать все его технические характеристики, вплоть до того, где в здании оно размещается. Приложите фотографии, видео, план помещения. Проверять документы будут несколько дней.
  • Заключите договор аренды
    или купли-продажи
    Для Ozon не имеет значения,
    собственник вы или арендатор.
  • Сделайте косметический ремонт
    и расставьте мебель
    На это у вас будет 14 дней, но если что-то пойдет не так, предупредите Ozon и попросите продлить заявку.
  • Наймите сотрудников
    Без этого никак не обойтись — рабочий день при стандартном графике работы ПВЗ длится 12 часов без выходных и перерывов.
  • Пройдите проверку и начинайте работу
    Для этого надо загрузить фотографии полностью готового ПВЗ на сайт или в приложение. Проверка идет в среднем 3 рабочих дня. После этого ваш пункт появится на картах — и вы сможете начинать выдавать заказы.
Ozon работает с агентами пунктов выдачи по франшизе — бизнес полностью ваш, но маркетплейс помогает с брендами, продвижением и даже финансово.
Вот 5 форматов поддержки, которую можно получить от Ozon.
  • Деньги
    Первые полгода Ozon может добавлять к заработку ПВЗ значительную сумму — до 2,5 миллиона рублей. Точный размер поддержки зависит от местоположения пункта и его оборота.
  • Обучение
    Доступ к порталу Ozon Learning получают не только руководители ПВЗ, но и его сотрудники, — здесь размещены обучающие материалы на самые разные темы: от подбора персонала до клиентского сервиса.
  • Реклама
    Ozon отметит новый пункт выдачи на популярных онлайн-картах и сообщит о его открытии клиентам поблизости.
  • Аналитика
    Ozon предоставит данные, с которыми будет проще развивать пункт, — например, сколько у вас в среднем посетителей, откуда они пришли и так далее.
  • Брендинг
    Вывеска, брендированные обои, стикеры, таблички, плакаты — это стартовый набор, который можно заказать по промокоду всего за 1 рубль.
  • КСТАТИ
    В любых непонятных ситуациях партнеры Ozon могут обратиться к сопровождающему их менеджеру по развитию. Он ответит на вопросы, связанные с бизнесом.
Все зависит от того, где вы планируете открыть ПВЗ и каким он будет. Если это «домашний пункт» в деревне или поселке — то есть зона выдачи товаров, размещенная в частном доме или каком-то магазине, то неважна даже площадь помещения. Главное, чтобы рядом не было баров, магазинов ритуальных услуг или табачных лавок.
К ПВЗ Ozon в городах требования совсем другие:
  • Площадь не менее 25 м² — чтобы было место и для склада, и для примерочных, и для зоны ожидания;
  • Пункт должен быть на виду и с отдельным входом. Никаких закрытых территорий или проходных зон;
  • Потолок клиентской зоны —
    не ниже 2,4 метра;
  • В здании не должно быть другого пункта
    выдачи Ozon;
  • В здании не должен идти ремонт. Либо же придется ждать, когда он закончится;
  • Ремонт в самом ПВЗ должен быть сделать в соответствии с брендбуком маркетплейса.
Доход партнеров Ozon складывается из вознаграждения по тарифу, а также дополнительных услуг. Так, маркетплейс платит каждый месяц за выданные заказы и принятые возвраты:
  • За каждый товар стоимостью до 5000 рублей — 5% от цены товара;
  • За каждый товар стоимостью от 5 000 ₽ — 250 рублей;
  • За каждый принятый к возврату товар — 15 рублей.
Кроме того заработок можно увеличить дополнительными услугами — например, принимать товары от продавцов Ozon, загружать заказы в постамат и так далее. Тарифы здесь Ozon устанавливает такие:
  • Прием товаров от продавцов Ozon — 15 рублей за отправление;
  • Загрузка товаров в постамат — 2,5% от его оборота;
  • Подтверждение личности для Ozon Карты или Счета — 100 рублей за каждого клиента.
Третий способ заработать — выдавать посылки других служб доставки. Доход будет зависеть от количества клиентов и условий сотрудничества.
Формула расчета прибыли
Оборот ПВЗ × вознаграждение по тарифу + количество возвратов × 15 ₽ + доход от дополнительных услуг затраты на обслуживание пункта = прибыль.
Фото - ООО «Интернет решения»
Реклама. Общество с ограниченной ответственностью «Интернет решения» ИНН 7704217370 erid: LjN8KRcv3
Новый год для ПВЗ не так страшен, как Черная пятница
Наталья и Николай Тулубаевы:
Хабаровск
Наталья и Николай Тулубаевы из Хабаровска решили стать партнерами Ozon 3 года назад, воодушевившись примерами знакомых и коллег.

— Муж тогда работал в транспортной компании — возил товар со склада маркетплейса в ПВЗ, — вспоминает Наталья. — Наслушался историй: кто-то рассказывал про свой опыт, кто-то — про друзей. В какой-то момент и мы решили попробовать.
Хабаровский край
«Новый год для ПВЗ не так страшен, как Черная пятница»
Свой первый пункт Тулубаевы открыли в родном Хабаровске. Место выбирали тщательно: смотрели, насколько заселен район, как активно идут покупатели, есть ли конкуренты. Но сказать, что все сразу пошло гладко — слукавить.

— Мы именно с этим пунктом очень долго раскачивались, — рассказывает Наталья. — На Дальнем Востоке тогда Ozon еще не был настолько известен, приходили люди, спрашивали, что это у нас тут вообще. Тогда очень помогла поддержка от маркетплейса — на тот момент это был двойной тариф, то есть, если не ошибаюсь, мы получали 8,8% вместо 4,4%. Но в какой-то момент просто «рвануло» — клиентская база стала постоянно увеличиваться. Сейчас это один из двух пунктов, которые приносят нам наибольший доход.
Как оказалось, чтобы вести бизнес, вовсе не обязательно каждый день присутствовать «на точке».

— Мы контролируем все дистанционно, — рассказывают предприниматели, — в пунктах выдачи установлены камеры наблюдения. В мессенджере создали группу для сотрудников — там обсуждаем новости, публикуем отчеты, рассказываем про изменения в обучении, получаем обратную связь. Кроме того, у нас есть группы с клиентами в каждом поселке — самая большая в Николаевке, в ней уже больше 500 человек состоит. Ну а ездим — по необходимости: сейчас, например, стали увеличивать склады, потому что нынешние уже не вмещают товары, которые приходят. Покупателей стало больше, и заказов — тоже, особенно когда конкуренты сделали платные возврат и доставку, а Ozon, наоборот, подключил возможность оплаты при получении.

В заказах, кстати, чего только нет — ведь сроки доставки ничем не отличаются от средних по России. Вот и покупают дальневосточники на Ozon одежду, обувь, канцтовары, памперсы, продукты, например, молоко, макароны, консервированную сайру. По словам бизнесменов, самый большой спрос на бытовую химию. Но есть один товар, популярность которого «переплюнуть» почти невозможно, — туалетная бумага.

— У нас были моменты, когда мы для нее даже отдельный стеллаж выделяли, — смеется Наталья. — Просто все пункты были ею завалены.
Второй ПВЗ Наталья и Николай открыли через несколько месяцев после первого — в Николаевке. Этот поселок городского типа находится всего в 20 километрах от Хабаровска, но относится уже к Еврейской автономной области. Пункт стал настоящей «палочкой-выручалочкой» для местных жителей.

— Многие ждали, когда мы уже наконец доделаем ремонт и откроемся, — говорит Наталья. — В Николаевке живет много пожилых людей, им очень неудобно ездить в город за покупками. К тому же мы оказались еще и «местом притяжения»: бабушки приходят сюда поговорить, пообщаться, молодежь встречи «у Озона» назначает. Очень дружелюбные люди здесь. К нам, кстати, очень долго ездили и все близлежащие поселки — пункт в Николаевке оказался настолько востребованным, что мы скоро откроем еще один, чтобы разгрузить первый.

Всего же у семьи Тулубаевых девять ПВЗ Ozon, причем четыре из них — в Бурятии. Там они, правда, еще только «раскачиваются», но и это не тормозит развитие семейной сети.
Предприниматели говорят: в регионе активно открываются новые пункты. А значит — и это совет всем, кто хочет войти в бизнес, — надо «прокачивать» сервис. Благо, есть поддержка от маркетплейса — обучение как для сотрудников, так и для самих предпринимателей. Одних учат правильно общаться с людьми и работать в ПВЗ, других — грамотно вести бизнес.

— Мы, например, устраиваем конкурсы для детей, — рассказывает Наталья. — Приз: сертификат Ozon. Кроме того, очень тщательно подходим к отбору сотрудников: внимательность, скорость, многозадачность, а главное — стрессоустойчивость и знание всех регламентов, особенно при получении товаров из-за рубежа. Сейчас у нас работает чуть больше 20 человек, но мы уже готовимся набирать помощников, потому что в нашем деле даже Новый год не так страшен, как Черная пятница.
«Подсадили» на Ozon всех соседских бабушек и дедушек» и нашли «золотой район»
Роман Какунин:
Кабардино-Балкарская Республика
Роман Какунин уже пробовал себя в бизнесе: держал магазин, открывал производство антисептиков. Но те проекты, по разным причинам, пришлось закрыть. В 2021 году предприниматель обратил внимание на ПВЗ Ozon, которых в Нальчике было еще не так много. Проанализировал ситуацию на рынке, выбрал локацию и с головой окунулся в новое для себя дело, да еще и всю семью подтянул — жена отвечает за бухгалтерию, старшая дочь — за работу с персоналом.
Кабардино-Балкарская Республика
«Подсадили» на Ozon всех соседских бабушек и дедушек» и нашли «золотой район»
— Первый пункт обошелся очень дорого — помещение, которое я взял в аренду, было в ужасном состоянии: только на вывоз мусора и снос старых стен ушло 150 тысяч рублей, — говорит предприниматель. — Но само место я выбрал хорошее: густая застройка пятиэтажек, рядом супермаркеты, почтовое отделение, через дорогу авторынок — на этот «пятачок» стекается весь народ микрорайона. Сделал акцент на старшее поколение — бабушек и дедушек.

Рисково? Безусловно, ведь старшее поколение пока еще не так дружит с технологиями, как молодежь. Но Роман действовал по принципу: «Не умеете? Научим. Не получается? Поможем».
Своими сотрудниками Роман гордится – говорит, без ложной скромности, что они у него лучшие на Кавказе. И со своей стороны делает все, чтобы создать правильную корпоративную атмосферу, — выдает премии, оплачивает отпуска, плюс подарки на праздники. Такой подход дает свои плоды: за последние два года у предпринимателя сменился только один (!) работник.

— У меня на всех пунктах работают девушки, молодых людей я к выдаче заказов не подпускаю, — рассказывает Роман. — Есть такая тенденция на Кавказе: если за стойкой парень, девушка постесняется получить, например, нижнее белье. Да и мужчины с удовольствием приходят в пункт, где работает симпатичная улыбчивая сотрудница. Если же кто-то чем-то недоволен и горячая южная кровь требует решить проблему «здесь и сейчас», девочки сразу дают мой номер — все претензии принимаю напрямую.

В ближайших планах у бизнесмена — открыть еще четыре пункта: два в Адыгее и два в Краснодарском крае. Какие-то он оборудует с нуля, какие-то выкупает у менее удачливых конкурентов. В целом же будущее он сегодня видит за развитием маркетплейсов в малых населенных пунктах — селах, деревнях, куда редко заходят большие ритейлеры. Оттуда, кстати, поступают самые необычные заказы, например, в одно селение Ozon доставил канализационные трубы для частного дома.
— Многие тогда даже смартфонами пользоваться не умели, но мы всех в итоге на Ozon «подсадили», — смеется он. — Устанавливали им приложения, показывали, как пользоваться, помогали сделать заказ. У меня этот пункт до сих пор работает, и порядка 70% клиентов — бабушки и дедушки. Приходят и благодарят, что мы их научили.

Кроме того, Роман позаботился о тех, кому тяжело ходить, — организовал бесплатную доставку заказов в пределах квартала. Бережное отношение к каждому клиенту — это в принципе его основной подход к развитию бизнеса. Он не боится вкладываться, чтобы наладить «контакт»: чего стоит одна только лотерея, которую устроили на Новый год для тех, кто заказал товаров на сумму больше 5 тысяч рублей.

— За первое место давали телевизор, за второе — микроволновую печь, за третье — соковыжималку, за четвертое — блендер, — вспоминает бизнесмен. — Так вот, телевизор этот в итоге выиграл очень капризный клиент, который вообще не верил, что это все честно.

Сейчас у Романа уже 6 пунктов в Нальчике и его пригородах. Всех сотрудников, а у него их 14 человек, мужчина отбирал и обучал лично. И сейчас следит, чтобы они каждые 3 месяца проходили дополнительное «повышение квалификации» на платформе Ozon Learning. Ну, и сам, конечно, учится — куда же без этого.
— В Нальчике заказы зависят от локации, — рассказывает Роман. — Например, там, где рядом авторынок, на ПВЗ постоянно привозят запчасти, масла — их потом на этом же рынке и продают. Владельцы бутиков одежды заказывают вещи, которые потом выставляют у себя в магазинах с наценкой. Есть «оптовики» по памперсам, есть «золотой» район — там часто покупают брендовые вещи. Вообще выгода маркетплейсов в том, что продавец не тратит денег на склад, и за счет этого товар становится значительно дешевле. Я сам делал дома ремонт: раковину на Ozon купил за 9 тысяч рублей, а в магазине в Нальчике такая же стоит 26 тысяч.

Еще один фундаментальный принцип, которого придерживаются и Роман, и другие предприниматели в регионе, — взаимоуважение. Здесь вы вряд ли увидите ПВЗ, открытые «дверь в дверь». Потому что «так не договаривались».

— Мы общаемся друг с другом, стараемся не перекрывать кислород, предупреждаем, где хотим открыться, чтобы не помешать, — рассказывает бизнесмен. — Я не считаю, что мы конкуренты. Бывает, даже сотрудниками делимся, если форс-мажор случается.
В среднем, по словам Романа, ПВЗ выходит «в ноль» примерно через 9 месяцев-год.

— Обязательно оцените свои финансовые возможности, — советует предприниматель тем, кто хочет войти в этот бизнес. — Поддержка от Ozon — хорошо, но лучше рассчитывать на себя. Еще один важный момент: грамотно подходите к выбору локации: оживленное место, «пятачок» с магазинами, многоэтажные дома. И третье — будьте уверены в своих действиях: если начнете сомневаться, будете делать ошибки.
Мои ПВЗ помогают детям и внукам заботиться о своих бабушках и дедушках
Екатерина Горлач:
Северная Осетия
Екатерина Горлач за полгода — с февраля 2024-го — открыла 63 ПВЗ Ozon по всему Кавказскому региону — порядка 30 в Краснодарском крае, 20 — в Карачаево-Черкесии, 10 — в Адыгее. Недавно предпринимательница «освоила» еще и Северную Осетию: здесь у нее уже 10 пунктов. Все ее ПВЗ располагаются в деревнях и селах, куда нога человека «со стороны» если и ступает, то очень редко.

Бизнес? Скорее, социальная миссия.
Северная Осетия
«Мои ПВЗ помогают детям и внукам заботиться о своих бабушках и дедушках»
— В прошлом я топ-менеджер, долго жила в Москве, занималась стартапами, развивала проекты связанные с ресторанами, гостиничным бизнесом, — рассказывает Екатерина. — Последние пять лет много путешествовала, занималась духовным развитием. В Россию вернулась прошлой осенью и точно знала, что буду жить где-то в деревне: где чистый воздух и экосистема.

Екатерина выбрала поселок на границе Краснодарского края и Карачаево-Черкесии. Получила второе образование — педагогическое. И искала себя. Как раз в этот момент она узнала от друга о ПВЗ Ozon, для которых не нужно особых вложений. Речь о «домашних пунктах», расположенных в частных домах или же в каких-то магазинах. Екатерина загорелась идеей. И отправилась в отдаленные села.

— Для меня это не путь коммерсанта, — признается предпринимательница. — Мне очень нравится путешествовать, общаться с людьми, слушать их истории. Мне говорили, что с таких ПВЗ никаких доходов не будет, но для меня это не так важно.

Екатерина открыла свое ИП. Признается: было страшно, потому что она выбрала очень сложный путь — найти в каждой деревне человека, который готов открыть у себя домашний ПВЗ, передать ему бразды правления (и все доходы), а дальше курировать юридически — обучать, решать вопросы, в общем, нести полную ответственность. Так у нее появились ее «девчонки» и «любимые бабулечки».
— Моя самая первая бабушка — 82-летняя Алла Георгиевна, — говорит Екатерина. — Живет в горном селе с мужем и внуком, которого дочь оставила ей на воспитание. Из доходов — одна пенсия, с которой она пыталась заказать внуку в рассрочку велосипед на Ozon, но у нее ничего не получалось. Она даже в интернет не умела заходить — а тут я ей предлагаю такую подработку, открыть пункт выдачи. Это было очень сложно: обучить ее, она потом учила заказывать соседей. А теперь я просто испытываю кайф от ее рассказов: получилось выдать товар, приходят люди, затеяла ремонт. Просто жизнь меняется! Дедушка ее смеется: бабушка как бизнес открыла, никому места нет. А другая бабушка, Любовь Георгиевна, всю жизнь провела в селе, дальше райцентра не уезжала. И тут она через 3 месяца после открытия пункта впервые в жизни едет в Сочи! С подружкой! Тусить! В 63 года!

Помимо пенсионерок у Екатерины работают женщины с маленькими детьми, маломобильные граждане, инвалиды. Она мечтает получить статус социального предпринимателя — говорит, это очень облегчит жизнь всей ее команде.

— Конкурентов у меня практически нет, коммерсантам эти богом забытые села неинтересны, — рассказывает она. — Бизнесмены занимают более крупные населенные пункты, открывают при поддержке Ozon ПВЗ «максимум бренда», нанимают сотрудников. Мне это не нужно. История с «домашними пунктами» очень крутая — не нужно практически ничего, чтобы доставить людям радость.

Порой Екатерине ее работа напоминает компьютерную игру-стратегию: ездишь по стране и разговариваешь с «персонажами». В день она может объехать по 8 деревень в поисках людей, которые были бы рады иметь дополнительный доход и не боятся пробовать что-то новое. А ее главный личный «доход» — это радость, которую она испытывает, заботясь о старшем поколении. Тем, кто хочет пойти по ее стопам, она советует, во-первых, избавиться от лишних ожиданий, во-вторых, набраться терпения и, в-третьих, верить, что все, что делается на пользу окружающего мира, окупится сполна.
А еще предпринимательница благодарна Ozon за то, что система, пусть не очень быстро, но готова двигаться и подстраиваться под разные условия. Ведь изначально все регламенты были прописаны для крупных населенных пунктов, и в маленьких деревнях сделать все «как положено» было непросто.

— Присылают вывеску на дом, а он саманный — по сути, построен из палок, обмазанных соломой и глиной, здесь почти все дома такие, — вспоминает наша собеседница. — И бабушка понимает: если она эту вывеску повесит, дом просто развалится. Или, например, нет интернета, курьер не может получить возвраты, они теряются. Я и злилась, и психовала. Но постепенно все стало меняться: буквально за полгода (а я как бывший топ-менеджер понимаю, что это очень короткий срок для крупных компаний) нам изменили систему возврата, сделали некоторые поблажки, стали задавать вопросы, что еще можно улучшить. Это классно. Я уважаю людей, которые помогали двигать и менять систему, и благодарна им.
— Представьте себе, люди живут в деревнях, где нет интернета, даже мобильного, — рассказывает она. — У старшего поколения телефоны кнопочные, их тут называют «тапики». В селах нет магазинов. Вообще! Понимаете, насколько в таких местах нужен Ozon? Но кто его здесь откроет? Бабушки себе ИП вряд ли будут оформлять, бизнесмены в такую глушь едут редко. Зато когда открылись наши «домашние пункты», у детей, внуков, которые уехали жить в большие города, появилась возможность заботиться о своих родных! Они своим бабушкам и дедушкам заказывают продукты, что-то для дома, даже лекарства какие-то, которые можно в домашние ПВЗ доставлять. И я вижу, что у моих «девчонок» выручка растет каждый месяц, ни у кого не падает. Они потрясающе ответственные.
Две недели доказывала клиентам, что сама покупаю на Ozon
Олеся Гамидова:
Дагестан
Олеся Гамидова прошла путь от учителя английского до мамы в декрете, а затем и владелицы ПВЗ Ozon. Все просто: 5 лет назад в один прекрасный день очень захотелось иметь пункт выдачи поближе к дому.

— Я заказывала на Ozon подгузники, другие мелочи для дочки, — вспоминает Олеся. — И однажды подумала: с одной стороны, очень удобно, что можно, не выходя из дома, что-то купить. А с другой стороны, жаль, что нет пункта рядом с нами — мы живем на окраине города, а все ПВЗ — в центре. Решила изучить тему, а потом прямо с телефона зарегистрировала ИП и подготовила необходимые документы. Процедура оказалась абсолютно не сложной: если все в порядке, есть подходящее помещение в хорошем состоянии, весь процесс — от подачи заявки до запуска точки — занимает пару недель.
Дагестан
«Две недели доказывала клиентам, что сама покупаю на Ozon»
Первый пункт Олеся при поддержке мужа открыла в 2019 году недалеко от дома. В Махачкале он стал 17-м по счету. Но молодую семью конкуренция не пугала.

— Во-первых, город у нас немаленький, — рассказывает предпринимательница. — Во-вторых, на тот момент это были первые шаги Ozon на Кавказе — здесь не очень доверяли онлайн-торговле. Но мы знали, что люди со временем поймут, насколько это удобно. К тому же мы не стали мыслить стереотипами: мол, надо открываться в центре, где большая проходимость. Сейчас у нас 5 пунктов, и все локации мы выбирали по принципу «далеко от центра, но удобно тем, кто живет поблизости».
Кстати, первыми клиентами Олеси были мамочки с колясками, такие же, как и она сама, а еще студенты и молодые пары. Старшее поколение интересовалось, но не доверяло — сказывался еще и кавказский менталитет, для которого модель «утром деньги, а стулья заберете через пару дней» непривычна.

— В Дагестане торговля всегда была очень развита, — говорит Олеся. — Покупают много всего: семьи большие, люди гостеприимные. Пока крупные магазины анонсируют выход нового смартфона, в Дагестане все его уже другу подарили, сняли это на видео и выложили в интернет. Но к нам первое время люди приходили не за заказами, а так… поговорить, познакомиться, узнать, как тут все устроено. Через некоторое время возвращались — проверить, не ушли ли мы, прихватив с собой вывеску. Помню, свой собственный заказ я из ПВЗ не забирала домой недели две: по несколько раз в день его всем интересующимся показывала: «Вот, смотрите, я сама тут покупаю: выгоднее, дешевле, удобнее».
Сейчас Олеся с мужем изучают возможности для роста и развития, в частности, подумывают об открытии ПВЗ в селах.

— Открытие пункта не требует больших вложений, — рассуждает предпринимательница. — И сейчас это намного проще, чем 5 лет назад: все необходимое можно заказать прямо на сайте — от мебели до краски для стен. Многое Ozon предоставляет за свой счет. Если локация выбрана верно, вложения очень быстро окупятся, а пункт выйдет в стабильный плюс. Сейчас у нас в регионе количество точек перевалило за сотню и продолжает расти, но конкуренция необходима — это помогает не расслабляться, постоянно улучшать сервис.

В пунктах Олеси работают в основном молодые ребята. Она уверена, что это работа как раз для них — они подвижны, предприимчивы, склонны к многозадачности и при этом внимательны, вежливы и умеют концентрироваться. А еще стремятся к развитию.
Сейчас этап недоверия уже позади, и многие покупатели сами стали продавцами — теперь они приходят в ПВЗ не только получать заказы, но и отправляют свои товары. Заказывают местные жители на Ozon примерно все: от гвоздиков до мебели. Причем, иногда даже реклама не нужна — здесь все это работает немного иначе.

— У нас был смешной случай, когда клиент проверял заказанный на сайте пылесос, а прохожие увидели это с улицы — фасады всех наших пунктов стеклянные, — вспоминает молодая мама. — Они зашли в ПВЗ и буквально засыпали нас вопросами: неужели пылесос тоже можно заказать, а сколько стоит, а долго ли ждать, а что с гарантией и так далее? В общем, рассказали и про пылесос.
— Я думаю, это выгодно отличает маркетплейс от прямых конкурентов, — рассуждает бизнесвумен. — Если ты решил открыть пункт выдачи, чувствуешь поддержку компании, в том числе и финансовую, всегда можешь связаться с менеджером, который даст совет. В общем, знаешь, что не только ты заинтересован в открытии новой точки, но и компания заинтересована в сотрудничестве с тобой.

Тем, кто хочет пойти по ее стопам, Олеся советует заранее осознать, что придется полностью изменить мышление: бизнес — это готовность взять на себя больше ответственности, принимать решения быстрее и самостоятельно решать многие задачи. А еще ненормированный рабочий день и выходные не по графику, а как получится, и то не всегда.

— Если вы решили стать партнером Озон — поймите сразу, что это не пассивный доход, это полноценное партнерство, и оно будет эффективным только при вашем погружении в рабочие процессы, — предупреждает предпринимательница. — А еще, выбирая локацию, не смотрите на красивый вид из окна или раскрученность места. Вы работаете для проживающих рядом людей, ищите места, удобные для них.

— Один из наших сотрудников заказал на Озоне гитару и в перерывах между работой научился играть, заинтересовался музыкой, сменил прическу и стиль в одежде, увлекся книгами, — рассказывает Олеся. — В общем, сейчас это интересный молодой человек со своим взглядом на мир, а пришел он совсем юным парнишкой, который просто хотел подработать на каникулах.
В целом же, здесь рады сотрудникам любого возраста — главное, чтобы они были готовы учиться и работать. С учебой помогает Ozon — у компании есть отдельная платформа, где можно «проработать» все изменения в рабочих процессах или нестандартные ситуации.
Мы участвовали во всех начинаниях Ozon: от курьерской доставки до домашних ПВЗ
Оксана Пушилина:
Чеченская республика
Большинство россиян знают адреса 1-2 ближайших ПВЗ. На «карте» Оксаны Пушилиной их 78. И не только в родной Туле, но и, к примеру, в Чечне. Все пункты Оксана открыла за последние несколько лет. И этот путь не был похож на волшебную сказку — скорее, на квест с самыми непредсказуемыми поворотами.
Чеченская Республика
«Мы участвовали во всех начинаниях Ozon: от курьерской доставки до домашних ПВЗ»
— Я больше 15 лет отработала в ресторанном бизнесе, — вспоминает Оксана. — В какой-то момент решила сменить сферу деятельности — торговала онлайн постельным бельем, другим текстилем. Следующим этапом стал магазин с детской одеждой в Туле. Параллельно сотрудничала со службами доставки — некоторых из них уже даже не существует. Так и познакомилась с Ozon — выдавала в своем магазине их заказы. В Туле тогда еще даже не было их распределительного центра.

После нескольких месяцев сотрудничества Оксана поняла, что хочет развивать свою сеть ПВЗ Ozon. Открыла два пункта выдачи, готовила к открытию третий. И тут грянул ковид.

— Два уже открытых пункта снизили обороты до минимума, едва выходили в ноль, — вспоминает предпринимательница. — Третий, полностью готовый к открытию, поставили на паузу. Но при этом мы все равно платили за аренду помещений, зарплату сотрудникам ПВЗ.

Чтобы покрыть все расходы, Оксана начала открывать пункты выдачи «под заказ», для тех, кто хотел бы начать бизнес, но по каким-то причинам не мог сделать это сам.
— Открыли первый такой ПВЗ, второй, третий, а потом пришел спортивный интерес, — улыбается предпринимательница. — Уже интересовала не прибыль, а сколько еще получится открыть. Сегодня у нас 75 пунктов выдачи заказов, на днях откроется еще 3. 70 из них — домашние или, как мы их называем, деревенские ПВЗ.

Впрочем, Тульской и Орловской областями Оксана не ограничилась. Почти 40% ее ПВЗ — 30 точек — приходится на… Чечню. «Зайти» туда помог хороший друг — сам житель этой республики.

— Некоторые наши чеченские ПВЗ расположены в подгорных районах, где нет интернета и от высоты закладывает уши, как в самолете, — рассказывает предпринимательница.

По словам Оксаны, Чечня, как и весь Кавказский регион, сегодня развивается стремительно. Если еще 2-3 года назад в самом Грозном было всего 15 пунктов выдачи, то сейчас их уже порядка 120. Конечно, у работы в южных регионах есть свои особенности: например, довольно сложная логистика — это надо учитывать, если открываешься в отдаленных селениях.
— Когда с финансами стало посвободнее, мы купили несколько автомобилей и начали необычное сотрудничество с Ozon — полтора года занимались курьерской доставкой, — вспоминает бизнесвумен. — К нам в ПВЗ привозили огромное количество товаров, наши курьеры объезжали 100-150 адресов в день. Вообще, мне кажется, мы участвовали во всем, что когда-либо предлагал партнерам Ozon. Но потом стали заниматься только ПВЗ.

В начале 2024-го Оксана начала развивать сеть домашних пунктов — тех, которые располагаются не в отдельных помещениях, а в частных домах или небольших магазинчиках. Сначала изучила родную Тульскую область — малые населенные пункты, деревни, села, затем расширила ареал присутствия на Орловскую. Вспоминает: в какой-то момент жители разных районов сами стали обращаться к ней с просьбой обустроить домашний пункт и в их местности.
— Надо понимать, что в Чечню товары везут с распределительного склада в Минеральных водах или из Пятигорска, — объясняет Оксана. — У наших водителей бывает маршрут по 850 километров — и это не просто проехать по трассе, а останавливаться в каждом пункте, разгружаться, оформлять документы. Бывает, что едут через Дагестан: доставляют товары, ночуют, а потом — в Чечню. Такая специфика.

Конечно, опасения у Оксаны и ее коллег были, но, вопреки им, в Чечне оказалось проще всего открываться и работать — а все благодаря местному менталитету.

— Там потрясающе трудолюбивые люди, очень преданные с точки зрения партнерства, — восхищается она. — Если мы о чем-то договорились, значит так и будет. Они готовы открывать пункт в 8 утра и выдавать заказы до глубокой ночи, в наших деревнях на такое никто не готов. Они ко мне обращаются как к сестре, а не как к человеку, которым им раз в месяц денег должен. При этом я еще не во всех наших ПВЗ была лично, но очень надеюсь побывать в каждом.

Весь опыт Оксаны — как целая энциклопедия советов по работе с ПВЗ. Но самые главные из них, пожалуй, такие: не сдаваться и не бояться пробовать что-то новое (новые форматы сотрудничества, регионы и т. п.).
Открывала ПВЗ, а заодно нашла любовь
Эльвира Моторина:
Алтайский край
У Эльвиры Моториной из Алтайского края 6 ПВЗ Ozon. А началась ее история в городке Белокуриха — главном курорте Сибири, который еще называют Алтайской Швейцарией.

— Я сама родом из Барнаула, — рассказывает Эльвира. — Последние 5 лет работала маркетологом в одном из крупных сервисов заказа такси в Севастополе и Казани. Но всегда знала, что вернусь на родину. Плюс меня никогда не привлекала жизнь в городе. Я мечтала переехать в село и жить поближе к горам, но понимала, что у меня нет профессиональных навыков, которые могли бы пригодиться в сельской местности. Лучше всего я умею общаться с людьми.
Алтайский край
«Открывала ПВЗ, а заодно нашла любовь»
С Ozon Эльвиру свел чистый случай — он, кстати, часто играет ведущую роль в ее жизни. В поисках удаленной работы она попала на сайт маркетплейса.

— Там можно было продвигать реферальную ссылку, но я нашла вариант куда интереснее, — вспоминает наша героиня. — Открыть собственный пункт выдачи заказов! Тогда просто сошлись все звезды: и Ozon провел свой первый вебинар, и телефон территориального менеджера я нашла, и регион, который меня интересовал, был свободен. В итоге в 2021 году я, живя на тот момент в Казани, благодаря помощи подруги из Белокурихи и поддержке менеджера нашла помещение под пункт выдачи и начала разбираться во всех тонкостях этого бизнеса. Причем все это удалось сделать удаленно.
Все населенные пункты Эльвира выбирала по принципу «здесь буду первой». Но к чисто предпринимательской жилке у нее добавился еще и личный интерес — найти место, где приятно бывать, куда хочется часто приезжать. В итоге таким местом силы стала Сараса — сюда Эльвира переехала из Казани. От работы до дома два шага — в буквальном смысле: перешел дорогу — вот и ПВЗ.

— Вывеска у меня ночником подрабатывает, — смеется женщина.
Интересно, что в первое время обучать пришлось не только сотрудников, но и самих покупателей. Эльвира объясняла сельчанам, что вообще такое эти маркетплейсы, как они устроены и так далее. Постепенно люди стали заказывать технику, которую просто так в селе не купить, какие-то запчасти для нее, а некоторые и сами открыли в себе предпринимательскую жилку.

— Например, у нас есть парень, который ремонтирует бензопилы и заказывает у нас все детали, — рассказывает женщина. — Есть сельчане, которые своей местной продукцией начали торговать на площадке. Кстати, среди моих сотрудников тоже есть те, кто старается развиваться, — одна предложила вместе открыть новый ПВЗ, другая торгует, мы стали партнерами. В общем, я ценю своих ребят и стараюсь помочь их развитию, потому что понимаю, что в каждой работе нужен рост и разнообразие.

Тем, кто хочет пойти по ее стопам в Алтайском крае, Эльвира советует в первую очередь думать о дорогах. В некоторые села добраться крайне сложно даже летом, а зимой с доставкой товара будет еще сложнее. Еще один совет: понять, чем живет село.
— Например, многие жители села Сараса по-прежнему забирают заказы в Алтайском, так как им удобнее, они там часто бывают по работе, — говорит предпринимательница.
В Белокуриху Эльвира приехала два раза: когда в будущем ПВЗ начали делать ремонт (он, кстати, обошелся не так дорого — около 100 тысяч рублей) и когда пришло время открывать пункт. Уже через три месяца он вышел в ноль, а бизнесвумен уже направила свою энергию и энтузиазм на открытие следующих пунктов — открывала она их с интервалом примерно в полгода. К тому моменту уже поняла, насколько местным жителям нужны маркетплейсы, — многие товары на площадке намного дешевле, чем в сельских магазинах (и это если они в принципе там есть). А если нет, надо ехать в лучшем случае в Бийск — это 60-100 километров от выбранных Эльвирой сел.

— Вторым было село Алтайское — здесь живет примерно 14 тысяч человек, затем село Солонешное, в нем порядка 3,5 тысячи жителей, и село Сараса — это 300 домов, где-то тысяча селян, — перечисляет Эльвира. — Открытие всех пунктов мне обходилось примерно в те же 100 тысяч, а окупаться они начинали через полгода-год. Сейчас у меня 6 пунктов Ozon в сельской местности (в Белокурихе и Алтайском — по два) и ни одного — в больших городах. Пока не окупилась только Сараса, но она работает меньше года. Думаю, вот-вот «выстрелит».
Кстати, ПВЗ в Белокурихе стал известен на весь интернет благодаря локации, которую нашла предпринимательница, — еще один аргумент в пользу того, как важно учитывать любые мелочи. Ну, правда, вывеска Ozon под мельничными жерновами привлечет внимание любого. И пусть это не настоящая мельница, а лишь стилизованное здание, эффект «вау» оказался обеспечен. А если к этому еще и подойти с креативом, можно добиться многого.

— Мы в холле этого ПВЗ делали выставку-продажу картин, — рассказывает Эльвира. — Ни одной, правда, не продали, но внимание привлекли. Так что собираемся повторить — уже знаем, как лучше это организовать.

Самой Эльвире Ozon помог и в личной жизни — и так тоже бывает. Уже год она встречается с мужчиной, у которого тоже 3 ПВЗ, только в Барнауле. Познакомились они в региональном агентском чате, подружились в соцсетях, но никогда не виделись. А потом парня… мобилизовали, а команда, на которую он оставил бизнес, распалась. И он попросил Эльвиру помочь.

— У него даже на фронте позывной был «Озон», — улыбается Эльвира. — Конечно, мы ему помогли. А потом он вернулся, мы встретились и теперь вместе. Так и живем: город-деревня и сеть ПВЗ.
Автор фото: Светлана Лихацкая
Автор фото: - Светлана Лихацкая
Между нашими ПВЗ расстояние в 450 километров
Владимир Иванилов:
Республика Алтай
Сеть ПВЗ Ozon в родном Горно-Алтайске компания Владимира Иванилова начала развивать 4 года назад. К тому моменту опыт сотрудничества с маркетплейсом уже был, правда, в небрендированном формате.

— Сначала была сеть офисов по приему платежей: коммунальные услуги, газ, телефонная связь и так далее, — вспоминает Владимир Михайлович. — Но с каждым годом клиентов было все меньше — люди переходили на электронные платежи, бизнес потихоньку проваливался. Тогда Ozon предложил открыть полноценный брендированный пункт.
Республика Алтай
«Между нашими ПВЗ расстояние
в 450 километров»
Этот ПВЗ стал одним из первых в Горно-Алтайске. Открыть его было не так сложно: помещение в собственности в центре города уже было, сотрудники те же. С клиентами тоже проблем не было — шли «натоптанной» тропой.

— Дальше мы начали развивать сеть ПВЗ, — рассказывает предприниматель. — Сегодня у нас 15 пунктов: 2 в Горно-Алтайске и еще 13 в селах разных районов Республики Алтай. Самый удаленный — в Усть-Коксе, это порядка 450 километров от Горно-Алтайска. Везде формат «максимум бренда» — отдельные помещения. Два из них у нас в собственности, остальные в аренде. Но на этом мы не останавливаемся и работаем над расширением нашей сети, потому что заказов становится все больше.
Интересно, что, в отличие от многих конкурентов, Владимир Михайлович не считает, что пункты надо как-то продвигать. По его словам, «сарафанное радио» работает лучше любых акций.

— Люди приходят пообщаться, — говорит он. — Уже не раз замечал, что приезжают из других районов города, где тоже есть пункты Ozon, именно к нам — «на сотрудника», чтобы заказ выдал конкретный человек. В одном из населенных пунктов местный актив приходил поздравлять менеджеров ПВЗ с Новым годом. Конечно, бывают клиенты, которые могут резко общаться, — а куда им еще пожаловаться, если, например, вовремя не приехал товар? Но чаще люди бывают благодарными. Просто надо быть терпеливыми и внимательными, а еще стрессоустойчивыми — это, пожалуй, главное качество.

Сотрудников в ПВЗ Ozon у предпринимателя немало — больше 30 человек. Говорит: костяк сложился — общаются между собой, поздравляют друг друга с праздниками, поддерживают новеньких. В компании работников ценят: например, дарят на день рождения сертификаты Ozon. И даже те, кто в «высокий сезон» уходит работать на турбазы, осенью пытаются вернуться. И вовремя: ведь для ПВЗ ближе к ноябрю начинается самая горячая пора.
Сомнений в том, что местным жителям Ozon нужен, у Владимира Михайловича не было. Он вспоминает: в одном из поселков люди даже хотели собирать народный сход и идти к местным предпринимателям с просьбой открыть ПВЗ. Но никто на тот момент не рискнул это сделать. Так что Иванилов и его коллеги и тут стали «первопроходцами».

— Заказывают абсолютно все: от макарон до матрасов и мягкой кровли, — рассказывает он. — В туристический сезон (а Горный Алтай — новая туристическая «Мекка» России) берут лежаки, чтобы поставить у бассейнов. В села часто резину для машин заказывают — там нет автомагазинов, надо ехать в большой город. При мне как-то на один сельский пункт пришла женщина из соседней деревни. У нее в заказе был ранец, тетрадки для школы, еще что-то… Она все получила и говорит: «Я сейчас вот это заберу. А потом муж приедет, получит сварочный аппарат и телевизор». Я ее спрашиваю: «Вам удобно?» Она говорит: «Конечно! У нас от села до Горно-Алтайска почти 100 километров. Я бы день потеряла по торговым центрам ходить».
— Представьте, бабушки в селах приходят в ПВЗ и прямо там ждут, когда начнется распродажа, чтобы успеть вовремя нажать на кнопку и купить, например, баночку горошка за 9 рублей, — рассказывает Иванилов. — Девочки им помогают. Еще одна бабушка есть, - ей уже под 80, а она все время заказывает кофточки себе разные. Выходит из примерочной и спрашивает: «Девочки, мне это подойдет?».

В общем, резюмирует предприниматель, просто открыть пункт — это не проблема. А вот дальше надо все время расти, развиваться: осваивать программы, уметь работать с людьми. Для этого и существует обучение, которое проводит Ozon, — на специальной платформе можно получить или освежить знания по самым разным вопросам, связанным с работой ПВЗ.

— Тем, кто желает открыть ПВЗ, надо семь раз отмерить и один раз отрезать, — говорит Владимир Михайлович. — Желательно иметь «финансовую подушку», чтобы подстраховаться, ведь первые полгода пункт, скорее всего, будет работать в минус.
Наша сеть ПВЗ растет вместе с нашими семьями
Татьяна Прыгунова
и Кристина Чубарева:
Иркутская область
Татьяна Прыгунова и Кристина Чубарева — не только подруги, но и бизнес-партнеры. На двоих у них 6 ПВЗ Ozon в Шелеховском и Иркутском районах области.

— Мы с Таней вместе сидели в декрете, — рассказывает Кристина. — В марте 2021 года она открыла первый пункт выдачи заказов, пока еще в одиночку. А уже к концу года мы с ней стали развивать бизнес вместе и открыли еще пять ПВЗ. Какого-то разделения обязанностей у нас нет: все рабочие вопросы решаем вместе «на интуиции». Бывают, конечно, недопонимания, но мы быстро с ними разбираемся. Поэтому новичкам я советую не бояться партнерства.
Иркутская область
«Наша сеть ПВЗ растет вместе с нашими семьями»
Первый общий пункт подруги открыли в селе рядом с городом Шелехов, где живут сами. Предприниматели региона к тому моменту уже активно «окучивали» город, а вот села не трогали. Девушки с первых дней верили в успех, потому что видели, как люди радуются, когда к ним приходит «цивилизация».

Кстати, об этом говорит и статистика Ozon: развитие региональной инфраструктуры привело к росту доли заказов из городов, деревень, сел: по итогам 2 квартала 2024 года каждый четвертый заказ был доставлен в населенные пункты, где живет менее 50 тысяч жителей.

— Мы когда готовили к открытию пункт в селе Моты, местные жители приходили, пока шел ремонт, и спрашивали: может быть, чем-то помочь, чтобы побыстрее мы все закончили и открылись, — смеется Кристина. — До города им далековато, поэтому ПВЗ — это экономия не только времени, но и денег, которые люди потратили бы на поездки.
На открытие своего первого пункта подруги потратили порядка 150 тысяч рублей — преимущественно это были расходы на аренду помещения, его ремонт и обустройство. Работать начали в декабре, а уже к марту ПВЗ не только окупился, но и вышел в небольшой плюс.

— Я даже не припомню каких-то больших сложностей при открытии, — говорит Кристина. — Сразу появились клиенты. Активно покупают на Ozon одежду и обувь — по сезону, но бывают и очень необычные покупки. Например, как-то нам на ПВЗ привезли огромные трубы для прокладки подземного кабеля — причем их было очень много. Это был просто шок — они заняли не только все место для хранения, но и большую часть клиентской зоны. Конечно, мы тут же связались с заказчиком, чтобы он как можно быстрее получил свою покупку, но ситуация запомнилась. Или, например, как-то в село заказали землю с картошкой. Мы долго потом размышляли, чем их не устроила местная земля, но это для нас так и осталось загадкой.

Своей самой большой поддержкой подруги называют супругов, которые всегда готовы помочь и поддерживают все начинания своих жен. Поэтому девушки смело ставят цели и следуют им, не боясь ошибиться — это, кстати, еще один их совет будущим владельцам ПВЗ.
Все свои пункты Татьяна и Кристина открывают в формате «Максимум бренда» — отдельное полностью обустроенное помещение. Конкуренты, конечно, поблизости есть, но предпринимательницы не переживают — говорят: благодаря качественному сервису каждый «новенький» клиент обязательно становится постоянным.

— У нас клиенты очень любят, чтобы в примерочных было все для комфорта: чистый коврик, носочки, чтобы можно было примерить обувь, влажные салфетки, дезодоранты, рожок для обуви и так далее, — перечисляет Кристина. — Обязательно в каждом пункте обустраиваем детский уголок, чтобы малыши не скучали, а мама могла спокойно примерить вещи. Ну и, конечно, такие важные мелочи, как вкусные конфеты для клиентов, диффузор в клиентской зоне и так далее. Кроме того, мы, когда открываем новый пункт, обязательно делаем розыгрыши, конкурсы.

Важный элемент качественного сервиса — сотрудники ПВЗ. В команде у девушек 10 человек, и большая часть работает с ними со дня открытия. В пункт, открытый в самом Шелехове, чаще трудоустраиваются студенты, молодые люди до 25 лет. В селах же больше сотрудников в возрасте «за 50».
— Ozon, конечно, тоже поддерживает: на этапе открытия пункта дает приоритетные локации, на которые предусмотрена субсидия, — рассказывает предпринимательница. — Кроме того, есть обучающий портал Ozon, где можно смоделировать любой из этапов работы пункта выдачи, проверить, все ли ты знаешь, возможно, что-то подучить. И техническая поддержка работает оперативно — в срочных ситуациях быстро дает обратную связь.

В следующем году Татьяна и Кристина планируют открывать новые пункты — их интересуют локации в небольших населенных пунктах, где они могут стать «первопроходцами». Ну а пока что «развиваются» их семьи — так, буквально на днях Татьяна снова стала мамой.

— Наша сеть ПВЗ растет вместе с нами, — смеются девушки.