Как развить голос и заставить его работать на вас
Голос: тайна, капитал и двигатель прогресса
Голос: тайна, капитал и двигатель прогресса
Как развить голос и заставить его работать на вас
Для очень многих людей сейчас голос — это не только средство коммуникации, но и профессиональный инструмент. И речь не только о певцах и актерах. Успех политиков, общественных деятелей, журналистов во многом зависит от умения владеть своим голосом. Хорошо поставленный, здоровый, развитый голос одинаково важен и для преподавателя в вузе, и для блогера на Ютубе. Голос — это наш дар, наш капитал, наш двигатель эволюции. Цель Международного дня голоса — привлечение внимания и специалистов, и обычных людей к феномену человеческого голоса, которым мы пользуемся каждый день, не думая о том, какое это чудо. Сегодня в онлайн-формате «Круглого стола» собрались люди, которые знают о голосе всё! И готовы поделиться этими знаниями с каждым из нас.

Для очень многих людей сейчас голос — это не только средство коммуникации, но и профессиональный инструмент. И речь не только о певцах и актерах. Успех политиков, общественных деятелей, журналистов во многом зависит от умения владеть своим голосом. Хорошо поставленный, здоровый, развитый голос одинаково важен и для преподавателя в вузе, и для блогера на Ютубе. Голос — это наш дар, наш капитал, наш двигатель эволюции. Цель Международного дня голоса — привлечение внимания и специалистов, и обычных людей к феномену человеческого голоса, которым мы пользуемся каждый день, не думая о том, какое это чудо. Сегодня в онлайн-формате «Круглого стола» собрались люди, которые знают о голосе всё! И готовы поделиться этими знаниями с каждым из нас.
Мнения специалистов
Голос изучали с глубокой древности, и до сих пор это тайна
Голос изучали с глубокой древности, и до сих пор это тайна
  • Сергей Анатольевич Карпищенко
    Директор ФГБУ СПБ НИИ ЛОР Минздрава России, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой оториноларингологии ПСПбГМУ им. акад. И.П.Павлова.
Вопрос:
Здоровье голоса — тема для огромного количества научных работ во всем мире. Расскажите, пожалуйста, об историческом опыте. Как и когда началось изучение голоса?
Сергей Анатольевич Карпищенко:
— Научное изучение голоса началось в древности, и каждой эпохе и стадии развития наук соответствовали те или иные теории голоса. Гиппократ впервые высказал предположение о том, что голос образуется в гортани. Сохранились уникальные рисунки гортани Леонардо да Винчи, он провел эксперименты на дыхательных органах трупа: сжимая наполненные воздухом легкие, получал звук в области гортани. Везалий, итальянский анатом эпохи Возрождения, в 1593 году открыл, что голос образуется в узком пространстве внутри гортани.

Феррейн сформулировал миоэластическую теорию голосообразования в 1741 году. Позже, немецкие физиологи Л. Мюллер в 1839 году и Лермойер в 1886-м на основании опытов на трупах подтвердили концепцию Феррейна. В XIX веке появились механические модели гортани и голосовых складок (Эвальд, 1898), многие ученые сравнивали голосовые складки со струнами музыкальных инструментов. В конце XIX века появились первые стробоскопы, позволяющие исследовать вибрацию голосовых складок в прерывистом луче света… Р. Юссон, французский ученый, математик, медик, певец, в 1950 году попытался создал нейрохронаксическую теорию голосообразования. На основе экспериментальных данных Юссон установил, что «дрожание» голосовых складок представляет собой активные движения голосовых мышц под воздействием поступающих в них импульсов, возникающих в центральной нервной системе. Мукоондулярная теория выдвинута J. Perello (1962). Автор теории считает, что называемое вибрацией соответствующее движение голосовой складки есть своеобразное волнообразное скольжение слизистой оболочки, покрывающей голосовую складку.
Вопрос:
Что можно сказать о современной науке? Остались ли еще «белые пятна»?
Сергей Анатольевич Карпищенко:
— Несмотря на детальное понимание анатомии, физиологии голосового аппарата, глубокое понимание роли гормонального фона в формировании голоса, говорить о том, что все загадки решены, пока рано. Не случайно в мировой научной практике совместно работают оториноларингологи, педагоги голоса, физиологи, инженеры акустики над проблемами голоса. Каждые два года проводятся международные конференции Общества Европейских фониатров. В этом году должна состояться 30-я такая конференция в Турции. На этих конференциях совместно с оториноларингологами, хирургами, фонопедами, психологами и физиологами обсуждаются вопросы профилактики и лечения голосовых нарушений, в том числе у профессионалов голоса, проблемы старения голоса, влияния соматических заболеваний на голосовую функцию. Кроме этого, отдельную проблему составляет хирургия голосового аппарата: как удалить патологический процесс с голосовой складки без ущерба для певческого голоса, какие методики позволят максимально быстро реабилитировать пациента. Современный мир ставит и новые задачи перед хирургами, например, изменение основного тона голоса.

Очевидно, что для полноценного использования голоса и профилактики его нарушений необходимо придерживаться так называемой гигиены голоса. Отказ от курения, соблюдение определенных правил питания, положения корпуса, соблюдение температурного режима, выполнение индивидуально подобранных упражнений позволят сохранить голос. Доказано влияние некоторых заболеваний внутренних органов, эндокринной системы на голосовую функцию. Своевременное выявление и лечение этих заболеваний является важным фактором профилактики и лечения голосовых нарушений. Оториноларинголог нередко впервые выявляет у пациента с голосовыми нарушениями эндокринные заболевания, нарушение функционирования желудочно-кишечного тракта и т. д. по специфическим симптомам, которые видны при непосредственном осмотре гортани.
Вопрос:
Как бы вы могли оценить отношение россиян к своему голосу, распространению заболеваний, связанных с голосом?
Сергей Анатольевич Карпищенко:
— Профессионалы голоса, как правило, чаще обращаются к специалистам по поводу нарушений голоса. Хуже обстоит дело с пациентами, для которых голос не является непосредственным профессиональным инструментом. При беседе с больным, поступающим в стационар по поводу новообразования гортани для хирургического лечения, выясняется, что проблемы с голосом отмечались в течение нескольких месяцев, прежде чем пациент обратился к врачу. Зачастую пациент занимается самолечением, продолжает курить, заболевание прогрессирует, а значит, его лечение потребует больше сил и времени.

Существует проблема нарушений голоса у пациентов, работающих в шумной обстановке, вынужденных постоянно форсировать голос, нередко на улице или в загрязненной среде. Раннее обращение к оториноларингологу позволяет своевременно выявить проблему, предупредить прогрессирование заболевания.
Фониатр — уникальный специалист
Фониатр — уникальный специалист
  • Сергей Валентинович Рязанцев
    Главный оториноларинголог Северо-Западного федерального округа, зам. директора по научной работе СПБ НИИ уха, горла, носа и речи, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ.
Вопрос:
Вы главный оториноларинголог по Северо-Западу. Достаточно ли врачей-фониатров в этом регионе? И особенно в Санкт-Петербурге, культурной столице России?
Сергей Валентинович Рязанцев:
— Понятно, что мы в первую очередь имеем в виду оперных и эстрадных артистов. Да, действительно, для этой группы лиц нормальное функционирование голосового аппарата жизненно важно. Природные данные, уникальный тембр голоса, многолетний трудоемкий процесс обучения искусству пения, профессиональный успех, карьера — одним словом, абсолютно всё в их жизни зависит от голоса. И оперные певцы, как никто другой, понимают всю важность медицинского контроля над голосом. Практически каждый оперный театр имеет в своем штате врачей-фониатров, наблюдающих за певцами во время спектакля в режиме непрерывного дежурства, осуществляющих в случае необходимости профилактические и лечебные манипуляции.

Но незаслуженно забыта другая, гораздо более многочисленная группа лиц голосо-речевых профессий. Это артисты драматических театров, спортивные комментаторы, экскурсоводы, журналисты, преподаватели школ и вузов, продавцы-консультанты, кассиры супермаркетов, строительные прорабы, дежурные по справочной или горячей линии многочисленных организаций и многие-многие другие, чья деятельность в первую очередь связана с нагрузкой голосового аппарата.

В соответствии с приказом 905-н МЗ РФ на 200 000 детского и на 400 000 взрослого населения положен 1 врач-фониатр и 1 фонопед. В Северо-Западном федеральном округе практически во всех регионах работают квалифицированные врачи-фониатры, хотя потребность в этих специалистах остается еще очень высокой.

К сожалению, население еще недостаточно хорошо понимает важность гигиены голоса, обращаясь к специалисту только тогда, когда патология приобретает весьма широкие масштабы и трудно поддается реабилитации и лечению.
Вопрос:
Большинство людей при проблемах с голосом покупают препараты для рассасывания или спреи для горла. Какова их эффективность?
Сергей Валентинович Рязанцев:
— Арсенал лекарственных препаратов для лечения заболеваний гортани весьма ограничен. Физиологически надгортанник работает таким образом, что старается защитить голосовые связки от любых внешних воздействий. И это правильно.

Попадание чужеродного агента в область голосовой щели моментально вызывает второй защитный механизм — кашель. Поэтому всякие сосательные леденцы и таблетки, а также большинство спреев, используемых нами при болях в горле, не попадают на голосовые связки, защищенные надгортанником. Остаются на вооружении ингаляторные кабинеты поликлиник (чаще всего труднодоступные) и небулайзерная терапия.

Большой популярностью пользуется препарат «Гомеовокс», позволяющий успешно справляться с проблемами, возникающими при избыточной нагрузке на голосовой аппарат.
Детский голос и взрослые проблемы
Детский голос и взрослые проблемы
  • Павел Владимирович Павлов
    Заведующий кафедрой оториноларингологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.
Вопрос:
Как протекают болезни, связанные с голосовым аппаратом, у детей, в отличие от взрослых?
Павел Владимирович Павлов:
— Для детей характерны острые нарушения. Например, ларингиты, связанные с вирусной инфекцией. Таких хронических ларингитов, катаральных, гипертрофических, атрофических, как бывают у взрослых, у детей практически не встречается. За исключением некоторых особых форм, типа узелков, которые у взрослых называются «певческими» узелками, а у детей «узелки крикунов». Это если говорить о глобальной структуре. Функциональные нарушения голоса типа дисфоний у детей тоже бывают реже, чем у взрослых.

Если же говорить о настоящих проблемах, которые вызывают грубые расстройства голоса (дисфонии, афонии), то здесь тоже есть своя специфика. У детей могут быть пороки развития гортани. Это врожденные заболевания, не заметить которые просто невозможно. Но к взрослому возрасту с этими пороками уже каким-либо образом разбираются, например, хирургическим путем. Как правило, голос удается восстановить.
Реже у детей бывают опухоли гортани доброкачественные и тем более злокачественные. Поэтому отличия, безусловно, есть.
Вопрос:
Какие самые распространенные и актуальные на сегодня проблемы с голосом у детей?
Павел Владимирович Павлов:
— Разные специалисты ответят на это вопрос по-разному. Врач-хирург скажет, что на первом месте пороки гортани. Врач-фониатр ответит, что это узелки гортани. Врач-педиатр чаще всего сталкивается с вирусным ларингитом.
Вопрос:
Бывают ли болезни, связанные с голосом, которые протекают бессимптомно? Тихонько развиваются до поры до времени, а потом выстреливают, ударяя по голосовому аппарату?
Павел Владимирович Павлов:
— Проблемы, связанные с голосом, бессимптомно не протекают. Любые изменения голоса слышны всегда. Ответственные родители сразу обратят внимание на малейшие перемены в голосе ребенка и отведут его к врачу. Другое дело, что иногда эти состояния недооцениваются специалистами и верный диагноз ставится довольно поздно. Например, тот же папилломатоз гортани. У ребенка начинается дисфония, то есть легкая осиплость. Затем она переходит в средне выраженную и так далее. Но иногда это проходит под маской того же ларингита и пропускается серьезное заболевание.
Поэтому при проблемах с голосом доктору всегда нужно производить осмотр гортани ребенка. И начинать надо с гибкой ларингоскопии, которая не требует серьезного анестезиологического пособия. В 90 процентах случаев эта процедура позволяет сформировать верный диагноз.
Вопрос:
Сейчас популярны телевизионные проекты, в которых поют дети. Перед выступлением родители заставляют своих чад репетировать по пятнадцать раз в день. Это укрепляет голос или, напротив, скорее, наносит вред?
Павел Владимирович Павлов:
— Мое личное мнение по поводу телепроектов — это совершенно не детское занятие. Для телевизионщиков это способ заработать деньги на чем угодно — на танцующих собачках, стреляющих дядях или на поющих детях. А для родителей — потешить собственное самолюбие и тщеславие. Для детей я не вижу ни единого положительного момента. Это не детские эмоции, не детская мотивация, не детские нагрузки на голос и не детский репертуар.
Голос — точное отражение нашей личности, он расскажет даже об интеллекте
Голос — точное отражение нашей личности, он расскажет даже об интеллекте
  • Екатерина Владимировна Осипенко
    Руководитель научного отдела фониатрии ФГБУ НМИЦО ФМБА России, к.м.н., генеральный секретарь Европейской академии фониатрии, президент Ассоциации фониатров и фонопедов России, координатор Международного дня голоса в России.
Вопрос:
Почему появился Международный день голоса? В чем его значимость?
Екатерина Владимировна Осипенко:
— Кому-то может показаться, что голос не нуждается в какой-то особой заботе и защите. Но, как только человек сталкивается с проблемой нарушения голосовой функции, он моментально понимает, насколько важен голос. Это все равно что потерять зрение, слух или возможность чувствовать запахи.

У голоса — важнейшие функции.

Во-первых, с помощью голоса человек презентует себя. Прежде всего, с точки зрения пола. Голоса мужчины и женщины всегда различаются. Сейчас в некоторых странах появились лица третьего, четвертого и т. д. пола. Но, как бы человек себя ни преподносил визуально, голос тебя все равно выдаст — как женщину или мужчину.
Вторая часть — эмоциональная составляющая. Есть выражение «голосом можно убить». Говорящий интонационно может вложить ту мысль, которую хочет выразить. Вспомните, например, Михаила Задорнова. Как он мог при помощи одной фразы, произнесенной с разной интонацией, менять смысл этой фразы!

Обратите внимание, что в различных мессенджерах давно появились смайлики. Для чего? Потому что достаточно сложно в письменной речи передать эмоции. Письмо не может в полной мере заменить общение при помощи голоса. Удивление, радость, гнев, страх, восхищение — все это передается голосом.

Третий момент. По голосу мы можем судить об интеллекте человека, о его образовании. В малокультурной среде мы редко встретим человека с хорошим, красивым, благозвучным голосом.

И ведь голос зачастую наследуется. Посмотрите на знаменитую семью Михалковых. По мужской линии у них голоса очень похожи. И таких примеров множество.

По голосу можно определить больного человека, примерно понять возраст человека, сейчас по голосу идентифицируют преступников. И этот список можно продолжать.
Вопрос:
Расскажите об Ассоциации фониатров и фонопедов, которую вы возглавляете. С какими проблемами вы сталкиваетесь?
Екатерина Владимировна Осипенко:
— Наша Ассоциация появилась в 2016 году. Она объединяет врачей отоларингологов-фониатров и логопедов, которые специализируются в области нарушения голоса. Таких врачей в стране немного. Фониатры — это всегда штучные специалисты. Сейчас в нашей Ассоциации всего 130 человек.

Мы делаем все возможное, чтобы их число увеличивалось.

Однако это очень сложный процесс. Для того чтобы работать фониатром, недостаточно горячего желания. Необходим специализированный кабинет с дорогостоящим оборудованием, на котором нужно научиться работать. Кроме того, требуются знания смежных медицинских дисциплин и не только медицинских — вокальной педагогики, лингвистики, психологии.

Также с нашим контингентом необходимо уметь работать. Многие пациенты — звезды, например, оперной сцены. К каждому — индивидуальный подход.
Вопрос:
Не первый год обсуждается вопрос: следует ли вводить нормы голосовой нагрузки? Это, конечно, касается профессионалов голоса — звезд оперной сцены, артистов, педагогов, дикторов. Какова ваша позиция?
Екатерина Владимировна Осипенко:
— В современном списке профессиональных заболеваний нет ни одного, связанного с гортанью. Почему? В какой-то момент было решено, что голосовую нагрузку нельзя посчитать, так как нет достоверных методов. А если ее невозможно посчитать, то как обосновать нормы?

При этом раньше такие методы были и голосовую нагрузку считали. Я убеждена, что эту практику нужно вернуть. Особенно для педагогов, которые обучают детей вокалу, школьных учителей и лекторов в высших учебных заведениях. Эти люди в зоне риска.
Вопрос:
Сейчас, когда все мы находимся в самоизоляции в связи с пандемией коронавируса, появляется очень много мифов. Например, что нас, дескать, спасут чеснок, лимон и перекись водорода. А есть подобные мифы касательно лечения голоса?
Екатерина Владимировна Осипенко:
— Естественно, мифы есть во все времена. Самый распространенный у профессиональных артистов — 50 грамм коньяка. Или тот же имбирь. Всегда нужно обращаться к специализированным врачам. Исходя из диагноза, возможно, будет рекомендовано использование народного средства. Но это только в индивидуальном порядке.
Вопрос:
Какие новые перспективные направления терапии лечения голоса сейчас есть?
Екатерина Владимировна Осипенко:
— Мы всегда говорим под эгидой Международного дня голоса только одно: необходимо контактировать с лор-врачами.

Если вы не знаете, что с вами происходит, то от чего вы собираетесь лечиться? Вы можете дойти до ситуации, когда будет слишком поздно — до опухоли гортани, в том числе злокачественной.

У нас есть традиционные методы физиотерапевтической коррекции. Лекарств для лечения осиплости, для лечения ларингита не так много. Препарат «Гомеовокс» уже многие годы достаточно серьезно доказывает свою эффективность.
Почему «ломается» тонкий инструмент и как его «починить»?
Почему «ломается» тонкий инструмент и как его «починить»?
  • Юлия Евгеньевна Степанова
    Заведующий отделом патофизиологии голоса и речи ФГБУ СПБ НИИ ЛОР Минздрава России, заведующий фониатрическим отделение, профессор ЛОР кафедры СПГУ им. Мечникова, доктор медицинских наук, врач высшей категории.
Вопрос:
Что приводит к нарушению голоса у тех, для кого голос - главный рабочий инструмент. Это педагоги, оперные и эстрадные певцы, журналисты.
Юлия Евгеньевна Степанова:
— Самые частые причины нарушения работы голосового аппарата связаны с повышенной голосовой нагрузкой, с несоблюдением голосового режима, с работой в больном состоянии. Например, те же педагоги давно не работают 18 часов в неделю. В связи с экономической ситуацией они вынуждены работать и по 36 часов, и по 40 в неделю и даже более.

Конечно, никто не хочет брать лист нетрудоспособности, потому что он оплачивается совсем по-другому. От этого страдают и преподаватели средней и высшей школы. Поэтому проблема достаточно серьезная. Скажем, 30 лет назад, когда к нам в фониатрическое отделение приходили с ларингитом педагоги, вокалисты, они находились на больничном листе месяц. И это было вариантом нормы. Сейчас это, конечно, совершенно по-другому. Профессионалы голоса не могут себе это позволить — месяц не работать. Но если не соблюдать вот этих элементарных правил — и с нагрузками, и с работой на фоне респираторных инфекций, гриппа, то, конечно, будут развиваться различные заболевания гортани.

Все заболевания голосового аппарата мы можем разделить на функциональные и органические. Функциональные состояния — они обратимые. Например, перенес человек острую респираторную вирусную инфекцию, был ларингит, у него голос не очень стабилен, но потом постепенно восстанавливается.

Но если он будет продолжать работать в таком больном состоянии и все это будет сопровождаться дисфонией, то, в конце концов, начнут формироваться изменения голосовых складок — от хронического воспаления до образования узелков, полипов, кист голосовых складок. У вокалистов даже могут быть кровоизлияния в голосовые складки. И для них это настоящая катастрофа.

Поэтому профессионалы голоса должны не перегружать и щадить свой голосовой аппарат — соблюдать голосовой режим, вовремя уходить на больничный.
Вопрос:
Голос может потерять на короткое время любой сильно простудившийся человек, не только оперный певец или лектор. Что делать? Молчать несколько дней? Или можно шептать?
Юлия Евгеньевна Степанова:
— Шептать нельзя ни в коем случае. При шепоте нагрузка на голосовые складки увеличивается многократно. Шепот, или безголосье, называется афонией, осиплость — дисфонией.

Афония или дисфония благополучно проходит, если вы помолчали в период заболевания. А если вы продолжаете из последних сил говорить во время болезни, то она затягивается. И возникают осложнения. Это и узелки, и полипы, функциональные дисфонии и сниженный тонус голосовых складок.

Но бывают и другие причины возникновения афонии. Например, психогенные. Когда человек испытывает сильный стресс, который проявляется в возникновении безголосья.
Что делать, когда возникает афония? Прежде всего, молчать и обратиться к фониатру! Доктор проведет осмотр гортани и назначит лечение, в том числе режим молчания на три, четыре пять или более дней.
Вопрос:
А как же в таком состоянии общаться? Если звонят друзья, коллеги и тем более начальство?
Юлия Евгеньевна Степанова:
— Устно — никак. Благо, что сейчас средства связи предлагают массу вариантов — общайтесь при помощи СМС, в мессенджерах, по электронной почте.

Голосовые складки — это мышечный орган и, конечно, при любой перегрузке возникают их изменения. Мышцы утомляются, голосовые складки не могут плотно смыкаться. Между ними образуется большая щель, нарушаются колебания. И тогда мы это воспринимаем как осиплость. Нельзя допускать, чтобы этот процесс затягивался и возникали более серьезные осложнения.
Вопрос:
Есть ли для профессионалов голоса какие-то особенные методы диагностики?
Юлия Евгеньевна Степанова:
— Мне очень нравится забытый в настоящее время термин «профилактический осмотр». Он универсален для всех без исключения. С пациентом нужно пообщаться, посмотреть его гортань. Все это нужно делать своевременно. Если в ведущих театрах страны есть фониатры, то в вузах и школах никто за этим не следит. В повседневной практике нашего фониатрического отделения мы используем самые современные диагностические методы, такие как видеоэндоскопия, видеоэндостробоскопия, аутофлюоресцентная эндоскопия гортани. Все эти исследования позволяют увидеть доктору увеличенное во много раз изображение голосовых складок на экране монитора и выявлять их ранние изменения. По желанию пациента мы всегда показываем ему видеоизображение голосовых складок и объясняем их состояние.
Вопрос:
Есть ли специальные лекарства для лечения голоса?
Юлия Евгеньевна Степанова:
— Прежде всего, нужно разобраться, что лечить. Горло может болеть от того, что есть воспалительный процесс. Но иногда начинают болеть мышцы глотки от того, что человек неправильно говорит или очень много говорит. Я сама, как лектор, знаю: если читать лекцию без перерыва, то у меня к концу лекции возникают болезненные ощущения. Потому что напрягаются не только мышцы гортани, но и мышцы глотки. И вот такое ощущение можно перепутать с воспалительным процессом. Но оно проходит в течение получаса.

Если человек приходит в аптеку с ОРЗ и дисфонией, то ему посоветуют противовоспалительные препараты. А если у человека нет температуры, кашля, то он явно очень много говорил, перенапряг свой голосовой аппарат?

В такой ситуации обычно советуют препарат «Гомеовокс». Это современный препарат, в аннотации к которому приводятся заболевания, которые сопровождаются нарушением голосовой функции у взрослых и у детей после шести лет.
Вопрос:
А что коронавирус? Может ли он ударить по голосовому аппарату?
Юлия Евгеньевна Степанова:
— Безусловно. Когда человек длительно кашляет, то кашель, разумеется, будет влиять на состояние голосовых складок, они травмируются. Поэтому мы ожидаем большое количество пациентов после окончания эпидемии. Вероятно, у фониатров будет очень много работы.
Исполнительское искусство нужно развивать и поддерживать!
Исполнительское искусство нужно развивать и поддерживать!
  • Константин Эдуардович Сухенко
    Председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Вопрос:
Расскажите о проектах, направленных на поддержку исполнительского искусства в Северной столице.
Константин Эдуардович Сухенко:
— Мы ежегодно содействуем в проведении конкурсов и проектов, в том числе вокального мастерства на любительском и профессиональном уровне. На конкурсной основе предоставляются субсидии на проведение социально значимых мероприятий. К ним относятся и традиционные для города конкурсы профессионального вокального мастерства — Международный музыкальный фестиваль-конкурс имени Георга Отса, международный фестиваль «Три века классического романса», Международный конкурс юных вокалистов Елены Образцовой, Международный фестиваль искусств «Елена» и так далее. Успешные и талантливые учащиеся детских музыкальных, художественных школ, лицеев, школ искусств, а также музыкальных колледжей и училищ ежегодно получают премию правительства Санкт-Петербурга «Юные дарования».

Каждый год проводится «Молодежная премия в области художественного творчества». Одна из номинаций — «За достижения в области музыкального творчества». Молодым певцам до 30 лет, прошедшим конкурсный отбор, вручают 100 тысяч рублей. Наиболее известные проекты, популяризирующие вокальное творчество в Санкт-Петербурге и за его пределами, — Национальная оперная премия «Онегин» и Санкт-Петербургский международный фестиваль «Опера — всем», который в 2019 году побил собственный рекорд посещаемости: зрителями и слушателями постановок на открытом воздухе стали 38 тысяч человек.
Вопрос:
Почему не существует нормативов голосовой нагрузки для певцов?
Константин Эдуардович Сухенко:
— Действительно, в настоящее время таких нормативов не существует, так как пение — это не занятие спортом. Но есть регламент по количеству часов репетиций. Каждое учреждение самостоятельно устанавливает предельное количество этих часов.
Как наблюдают за уникальными голосами
Как наблюдают за уникальными голосами
  • Николай Вадимович Швалев
    Оториноларинголог-фониатр Мариинского театра, доцент педиатрического института, кандидат медицинских наук.
Вопрос:
Николай Вадимович, когда появилась театральная фониатрия?
Николай Вадимович Швалев:
— Театральная фониатрия появилась довольно давно, в первой половине XIX века. И одним из изобретателей ларингоскопа — прибора для осмотра гортани — был Мануэль Гарсиа, вокальный педагог. Это легендарная личность, один из пионеров, которому удалось осмотреть голосовые связки у живого человека. Причем не только в состоянии покоя, но и во время пения.

В российских императорских театрах фониатрия появилась в конце XIX века. В частности, Федор Шаляпин очень трепетно следил за своим голосом, врачи его сопровождали на выступлениях и в Москве, и в Петербурге, и в других городах.
Вопрос:
Как вы сегодня наблюдаете за состоянием голоса солистов Мариинского театра? Что вас может насторожить?
Николай Вадимович Швалев:
— Во-первых, я внимательно слушаю жалобы пациентов. Главное — определить: действительно ли есть проблемы со здоровьем, с голосовыми складками или это вопрос мнительности и чрезвычайной настороженности? Потому что голос — инструмент тонкий, он является произвольной функцией гортани. Голос управляется самим человеком, и, конечно, роль психологического и неврогенного факторов очень велика.
Можно привести интересное сравнение. Когда фортепиано плохо звучит, то для этого может быть две причины: расстроено само фортепиано или пианист «не в форме». Точно так же и с голосом, бывают проблемы непосредственно с голосовым аппаратом, а могут возникать проблемы с его управлением.
Вопрос:
И каким образом докопаться до истины? Допустим, кто-то из солистов Мариинского театра считает, что ему срочно нужна помощь врача! А на самом деле вокалист просто перенервничал.
Николай Вадимович Швалев:
— Помимо субъективных жалоб, мы используем широкий спектр объективных методов диагностики состояния голоса. Это различные способы осмотра гортани: видеоларингоскопия, ларингостробоскопия, фиброларингоскопия. Мы можем детально рассмотреть гортань, голосовые складки, оценить их колебания, понять, как голос звучит в разных диапазонах. Также применяются и более сложные методы оценки качества звучания голоса, в частности, компьютерный акустический анализ.

Есть ряд болезненных состояний голосового аппарата, когда мы рекомендуем пациенту не выступать, потому что ему сложно будет пропеть весь спектакль на должном уровне, и могут возникнуть проблемы с голосом в дальнейшем. Мы все-таки исходим не только из интересов конкретного спектакля, но и, безусловно, стоим на охране здоровья пациента.
Вопрос:
Какие это могут быть заболевания, при которых вы фактически можете запретить артисту выступать на сцене?
Николай Вадимович Швалев:
— Если не говорить об общих болезненных состояниях организма (таких как, например, повышенное артериальное давление — что тоже будет отражаться на качестве голоса), то чаще всего это будет сильное воспаление и отек слизистых оболочек гортани, иногда кровоизлияния в голосовые складки. Существует также ряд других функциональных и органических заболеваний, когда мы видим, что пациент не сможет выступить хорошо и есть опасность нанести ущерб голосовому аппарату. В таких случаях мы рекомендуем замену, в театре есть страхующие вокалисты. Обычно предусмотрены возможности для маневра.
Вопрос:
А если заменить ведущего солиста некому? Наверняка бывают и такие ситуации?
Николай Вадимович Швалев:
— В таком случае мы рекомендуем выступать артисту в более щадящем режиме. Например, можно снять наиболее трудные арии, транспонировать (понизить) партию, иногда об этом даже предупреждают зрителей. И, конечно, за кулисами мы помогаем. Всеми силами и средствами спасаем концерт.

Кстати, однажды меня срочно вызвали на спектакль, в котором принимал участие Михаил Михайлович Державин. Из-за простудного заболевания он в середине спектакля оказался без голоса полностью, меня попросили как-то ему помочь. Он играл роль генерала, не очень трезвого, говорящего хриплым голосом. Тогда мне пришлось применять комплексную лекарственную терапию: и местную, и общую (уколы, внутригортанные процедуры). Голос появился. Спектакль в итоге смогли продолжить, и многие зрители ничего даже не заметили!

Самое забавное, что, как только удалось вернуть ему голос, он сразу стал рассказывать анекдоты и байки из собственной жизни.
Вопрос:
Какие лекарства используются в таких случаях?
Николай Вадимович Швалев:
— Мы применяем спектр различных препаратов, у многих из них есть серьезные побочные действия, поэтому называть я их не буду. Они применяются в конкретных ситуациях и только по назначению лечащего врача. Их использование без серьезной оценки состояния организма, без постановки точного диагноза, только по поводу потери голоса, было бы, по крайней мере, неосмотрительно и небезопасно.
Вопрос:
Если голос теряет не солист Мариинского театра, а обычный человек? Что посоветуете?
Николай Вадимович Швалев:
— Прежде всего, соблюдение правильного режима охраны голоса: голосовой покой — не кричать, не шептать, ограничить голосовую нагрузку. В случаях простудных заболеваний рекомендуется обильное теплое питье и симптоматическая терапия, не стоит злоупотреблять раздражающими веществами и продуктами (лук, чеснок, имбирь, горячие напитки, крепкие кофе, чай и алкоголь). Разумеется, в том случае, если наблюдаются симптомы общего серьезного заболевания — высокая температура, дыхательная недостаточность, необходима медицинская помощь.

В последнее время в наших аптеках появились препараты, которые сочетают и безопасность, и достаточную эффективность. Это гомеопатические препараты, например, «Гомеовокс». Их можно купить без рецепта и применять при различных нарушениях голоса, как до консультации врача, так и в составе комплексной терапии. Такие препараты приходят на помощь, когда общее состояние организма удовлетворительное, ведущими являются симптомы нарушения голоса.

Необходимо проявлять осторожность в случае ухудшения состояния голоса в ходе лечения или при отсутствии явного эффекта в течение 5 — 7 дней. Тогда необходимо обратиться к фониатру или оториноларингологу.
Решили заняться пением? Начните с развития легких
Решили заняться пением? Начните с развития легких
  • Владимир Ванеев
    Народный артист России, лауреат Государственной премии, заведующий кафедрой вокала Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
Владимир Ванеев:
— Крайне важно с самого начала занятий пением заниматься увеличением объема легких. Пение и дыхание, как братья-близнецы, им трудно друг без друга. Умение брать правильный вдох, задерживать дыхание, распределять ровный выход — это и есть часть истинного мастерства.

Сочетание силы дыхания и тут же равномерным, нежным выпуском и, наоборот, без специальных упражнений добиться будет крайне сложно.
Мои мысли относительно того, что пение — это тоже спорт, укреплялись в течение моей личной певческой и педагогической деятельности.

В здоровом теле — здоровый голос! Отрицать это невозможно! Не хочу описывать, как поддерживать общее состояние здоровья. Сейчас это модно и очень много течений.
Владимир Ванеев:
Психологическая устойчивость — важнейший фактор для начинающего студента. Маленькие неудачи могут привести к большой беде.

Я называю это «синдром побитой собаки». Битая собака всегда будет бояться людей или они будут вызывать у нее агрессию. Часто я наблюдаю именно эти чувства у студентов. Если ученику все время говорить, что он никудышный, то именно это и случится. Ученику становится неуютно заниматься. Он до пения начинает волноваться, и тут уже не до выполнения поставленных задач.

Крайне важно вырабатывать уверенность, что у учащегося все идет по плану и он делает успехи. Конечно, чтобы это не переросло в самоуверенность.
Немало встречаются и тех, кто ничего из себя не представляет, а выглядит и ведет себя уже как звезда.

Все это к тому, что первое прикосновение к голосу, на мой взгляд, самое важное. Здесь закладывается будущее певца!
  • Ирина Никулина
    Генеральный директор компании «Буарон» в России.
Ирина Никулина:
— Как и многим руководителям, мне приходится часто выступать перед большой аудиторией или принимать участие в переговорах. Известно, что впечатление о говорящем и предлагаемой им информации создается у слушателей уже в первые секунды! Фониатры говорят, что роль голоса в формировании отношения к человеку достигает 40%! Поэтому я обращаю большое внимание не только на то, ЧТО я говорю, но и КАКОЕ это имеет звучание. Так что наряду с различными профессиональными привычками у меня сложились и правила, которые помогают моим связкам выдерживать ежедневную нагрузку, а мне — сохранять уверенность.
Ирина Никулина:
К примеру, перед выступлением или деловой встречей я стараюсь не пить крепкий чай и кофе. Эти напитки высушивают слизистую горла, а значит, делают связки малоподвижными — в таком состоянии их легче травмировать. А вот дополнительное увлажнение в такой ситуации пригодится, с помощью воды, которую стоит потреблять и регулярными маленькими глотками при длительной голосовой нагрузке.

Если предстоит публичное выступление, уделяю время короткой разминке для улучшения артикуляции. Простая «зарядка» для мышц лица — где вы чередуете расслабление и напряжение губ в звуке «у», втягивание и надувание щек поочередно — уже через минуту снимает напряжение, а ритмичное повторение шипящих и жужжащих звуков будет гарантировать чистоту звука. А короткая «распевка» любимой песни и диапазон голоса улучшит, и настроение!

Если я уже перед выступлением чувствую негативные изменения голоса или предполагаю, что мои связки не справятся с ожидаемой нагрузкой, то добавляю помощь — рассасывание таблеток «Гомеовокса», а также несколько гранул «Арника монтана». И «включаю» режим голосового покоя. Эта комбинация творит с моим голосом настоящее чудо.
Мнение звезд
Никогда не курите и развивайте магию голоса
На вопросы «Комсомолки» ответили Виктория Макарская — певица, телеведущая, популярный блогер; певец и композитор Игорь Корнелюк, автор знаменитых хитов «Билет на балет», «Дожди», «Город, которого нет».
Вопрос:
Дорогие друзья, вы обладаете уникальными голосами. Наверняка у вас есть свои секреты, как правильно поддерживать красоту и силу голоса. Что можете порекомендовать тем, кто занимается вокалом, и тем, кому в силу профессии важен хорошо поставленный голос?
  • Игорь Корнелюк:
    Никогда не курить! Я курил с юности и до недавнего времени. Никогда не думал, что это так сильно влияет на голос. На то, как смыкаются связки. Из-за курения ухудшается дыхание. А правильное дыхание и хорошее пение — взаимосвязанные вещи.

    Для поддержания красоты и силы голоса рекомендую петь ежедневно. Хотя бы по 15 — 20 минут. Певцам, как и спортсменам, важно постоянно находиться в тонусе. Голос — это те же мышцы. Только самые тоненькие. Конечно, бывают гастроли, корпоративы. Приходится выступать и по несколько раз в день. Из-за такой нагрузки голос очень часто садится. В таких случаях ему просто необходим покой.
  • Виктория Макарская:
    Голос — это уникальный природный музыкальный инструмент, имеющий способность колоссально воздействовать на людей. Поэтому в первую очередь хочу порекомендовать всем вокалистам любить своих слушателей и пожелать позитивного настроения на концертах! Постановка голоса не может сама по себе сделать из человека певца. Вокалистов много, певцов — единицы. Меня часто приглашал присутствовать на выпускных экзаменах замечательный педагог Владимир Христофорович Хачатуров (Государственное музыкальное училище эстрадного и джазового искусства), который кому угодно мог правильно «поставить» голос. Мы слушали безупречный вокал, и очень часто он грустно шутил: «Ну вот, опять „учителка“ получилась! Чтобы стать певицей, даже к самой совершенной технике необходимо подключить что-то необъяснимое, не поддающееся физиологическому анализу. Этому я научить не могу».
Вопрос:
Многие хотят развивать голос, заниматься вокалом не для сцены, просто в качестве хобби. С чего начать тренировку?
  • Игорь Корнелюк:
    Прежде всего стоит обратиться к педагогу. Вне зависимости от того, каким вокалом человек хочет заниматься. Специалист научит, как необходимо извлекать звук, дышать и многому другому. Правильное дыхание в этом деле очень важно. Понял это путем проб и ошибок. Поэтому сейчас пою лучше, чем 30 лет назад.
  • Виктория Макарская:
    Самая эффективная тренировка голоса — это регулярные выступления. Если очень стесняетесь людей, начните устраивать концерты сами для себя, снимайте свое пение на камеру телефона и исправляйте то, что вам не нравится.

    Для начала очень полезно как можно больше слушать признанных мировых певцов. Ведь у голосовых складок есть уникальная способность «работать» в голосовом режиме того человека, которого вы слушаете. Складки двигаются, копируя интонации, подражая другому голосу, даже тогда, когда вы молчите. Голос полностью зависит не только от общего тонуса и состояния нашего организма, но и от наших эмоций и настроения.

    Чтобы голос звучал, надо хорошо высыпаться и правильно питаться. Не нервничать, иначе мышечный спазм мгновенно скажется на звуке, и голос может просто исчезнуть. Еще я бы посоветовала воздержаться от острой и соленой пищи, которая повышает кислотность. Я знаю случаи, когда даже опытные вокалисты обращались с жалобами к фониатру. А их отправляли лечиться к гастроэнтерологу, так как желудочный сок буквально «обжигал» голосовые складки снизу, раздражая их.
Вопрос:
Бывали ли в вашей жизни случаи, когда голос пропадал, и как вы эту проблему решали?
  • Игорь Корнелюк:
    Много раз бывало. В 90-х годах был период, когда я 7 месяцев не мог петь. Ходил и к фониатрам, и к другим врачам. Переживал, что больше не смогу заниматься любимым делом. Чего там у меня только не было: и фарингит, и трахеит, и ларингит. Жуткий и страшный период в моей жизни. Приходилось некоторое время петь под фонограмму. А я это не люблю. Но кушать хотелось. Когда что-то происходит, обязательно сразу обращаюсь к специалистам. Разные бывают причины. Нужно разбираться. Можно и связки промыть специальным средством, поделать различные упражнения. При неполном отсутствии голоса помогает полоскание горла коньяком. Не пить, а полоскать. Грамм 30 — 50 хватит. В юности я любил приходить в гости и петь. Как только это стало моей профессией — перестал. Голос — самый выразительный музыкальный инструмент. Поэтому связки нужно беречь и относиться к ним с особым трепетом и осторожностью.
  • Виктория Макарская:
    Самый лучший способ вернуть голос — полностью замолчать на несколько дней и уединиться, чтобы обеспечить полный покой голосовым складкам. Если голос полностью пропал и его надо срочно восстановить, попробуйте старый дедовский способ. Полбанки ягод калины тщательно перемешайте с половиной банки меда, получившуюся массу принимайте по 2 столовых ложки каждые 10 минут. На следующий день голос, как правило, восстанавливается. Этот рецепт не подходит только людям с аллергией на мед или на калину.
Вопрос:
Какие упражнения можете посоветовать для поддержания здоровья голосового аппарата?
  • Игорь Корнелюк:
    Все индивидуально. В йоге достаточно много дыхательных упражнений, которые помогут укрепить силу голоса. Мне нравится «поза льва». Это когда открываешь рот и высовываешь язык, насколько это возможно. Эффективна методика Стрельниковой. Итальянский оперный певец Лучано Паваротти, например, вместо всяких упражнений перед спектаклем пил воду со льдом, и в этом был его секрет. Так что каждому свое. Главное, бережно относиться к своему здоровью.
  • Виктория Макарская:
    Этот совет может показаться странным, но, чтобы с голосовыми складками не возникало никаких проблем, надо научиться спокойно разговаривать в повседневной жизни. Есть специалисты, которые учат вокалистов правильному разговору без напряжения. Певцы, как правило, люди с очень подвижной психикой и чрезмерно эмоциональные. И регулярные разговоры на повышенных тонах — самый легкий путь к потере голоса.
Проблемы с голосом могут значительно повлиять на планы и сорвать важные дела. Простуда, стресс, перенапряжение связок, могут стать причиной охриплости или внезапной потери голоса.

Чтобы вернуть силу своему голосу, примите ГОМЕОВОКС® - единственный лекарственный препарат, созданный специально для лечения проблем с голосом: охриплости, потери голоса, усталости голоса, ларингита1.

ГОМЕОВОКС® помогает восстановить качество голоса с первых дней применения2.
Улучшает качество голоса2
Рег. Уд. ПN 009837
Преимущества препарата
ГОМЕОВОКС®
Действует с первых дней2
Показан для лечения
и профилактики нарушений голоса
1
Для взрослых и детей с 6 лет1
1. Инструкция по применению лекарственного препарата для медицинского применения ГОМЕОВОКС®
2.Радциг Е.Ю. Дисфония: причины, способы коррекции и влияние различных групп лекарственных препаратов на качество голоса. Фарматека. 2014; 11: 75-79.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ИНСТРУКЦИЕЙ.

Комментарии для сайта Cackle