«Хлебная» география:
где в России едят калачи, а где сходят с ума по калиннику

Отправляемся в путешествие по «хлебным местам» и осваиваем любимые рецепты разных регионов.

К хлебу на Руси всегда относились с огромным уважением: он был основой сытой жизни, символизировал благополучие и достаток в доме, а еще в нем — по преданиям — воплощалась вся сила и жизнь человека.
И сегодня — невзирая на современное разнообразие деликатесов — любовь к хлебу объединяет не только разные поколения, но и разные регионы нашей необъятной Родины. Правда, почти в каждом регионе есть свои, особенные, сорта и рецепты этого главного продукта — те, что максимально дороги местным жителям. На Кубани и на Северном Кавказе чаще едят лаваш и зерновой хлеб, в Башкирии предпочитают ржаной, а в Москве обожают батоны. Есть и вовсе экзотические рецепты: в Сибири можно встретить хлеб с кедровыми орешками, а в Калининграде — с янтарной пылью.
Мы собрали самые интересные виды хлеба из разных уголков России. Предлагаем отправиться в путешествие по «хлебным местам» и даже опробовать необычные рецепты прямо у себя на кухне.
А чтобы «погружение» в мир булочек, батонов и калачей было максимально полным и интересным, — советуем в процессе готовки включить аудиоспектакль «Сон о хлебе». Это удивительно глубокий и интересный проект ВТБ, посвященный роли хлеба в нашей культуре, жизни, истории. Именно этот аудиоспектакль вдохновил нас на вкусный эксперимент-путешествие.
Возрастное ограничение 12+
Возрастное ограничение
12+
«Сон о хлебе» — аудиоспектакль в жанре haunted house (дом с привидениями). Действие происходит в здании бывшего московского хлебозавода № 5, одного из самых известных в столице. Несколько лет назад ВТБ инициировал и осуществил его реконструкцию. Теперь здесь располагается культурный центр «Зотов». Но и традиции «хлебного места» на забыты: они легли в основу нового аудиоспектакля — отчасти исторического, а отчасти философского. Его авторы вдохновлялись архивными документами, воспоминаниями сотрудников завода и десятками произведений культуры: от фольклора до опер. Героев спектакля озвучили Народный артист России, художественный руководитель МХТ имени А. П. Чехова Константин Хабенский, Рита Крон и Аскар Нигамедзянов.
«Сон о хлебе» — наш второй аудиоспектакль. В 2023 году ВТБ выпустил «Тайну семьи Т» при поддержке Третьяковской галереи. В этот раз вдохновение пришло от нашей собственной культурной институции — Центра «Зотов» банка ВТБ. В основе обеих работ лежит идея сохранения культурных традиций, связи поколений, семейных, культурных и исторических ценностей — главных вещей, которые мы вместе стремимся сохранять и приумножать».
«Аудиоспекталь „Сон о хлебе“ — очень важный для нас проект. Для подготовки сценария драматург Валерий Печейкин много времени провел в архивах и библиотеках — искал упоминания Хлебозавода № 5 в газетах, журналах и новостных сводках. Удалось найти и множество воспоминаний самих работников завода. При этом „Сон о хлебе“ — это еще и очень драматургически увлекательный спектакль. В нем смешались факты и вымысел, личные воспоминания и хроника. Главный герой путешествует по разным эпохам существования хлебозавода, разгадывая тайны самого места и своей семьи. Что еще важно — аудиоспектакль будет доступен онлайн, что даст возможность послушать его из любой точки страны».
Наталья Кочнева
Старший вице-президент ВТБ
Дарья Филиппова
Генеральный директор Центра «Зотов»
Возрастное ограничение 12+
Путешествуем и готовим
Кликайте по карточкам, чтобы выбрать регион и узнать рецепт.
Горчичный батон — один из самых любимых у жителей Волгограда. Для многих эта советская классика настоящий вкус детства.

Пикантность батону придает горчичное масло. Пышный хлеб с приятным послевкусием дольше других остается свежим, да еще и приносит пользу организму за счет калия, фосфора и витаминов, которые содержатся в горчице.

Почему Волгоград? Все просто: этот город считается одной из мировых горчичных столиц. Более двухсот лет назад именно здесь, в поселении Сарепта был построен первый в России горчично-маслобойный завод. А выращенная здесь горчица стала известна во всем мире как «русская». Ну, а производство горчичных батонов — старейшее в области, оно известно с конца 1890-х.
  • Мука – 500 граммов
  • Дрожжи сухие быстрорастворимые – 3 г
  • Вода комнатной температуры – 270 мл
  • Соль – 7 г
  • Сахар – 30 г
  • Масло горчичное – 45 г
  • Горчица – 15 г
  • Яйцо – 1 штука
  • Добавляем в предварительно просеянную муку соль, сахар и сухие дрожжи. Перемешиваем.
  • Вливаем воду, добавляем горчицу, горчичное масло и замешиваем тесто — вымешиваем не менее 5 минут.
  • Формируем шар, кладем в емкость, смазанную растительным маслом, накрываем и оставляем в покое на 4−5 часов (не забываем периодически «обминать» тесто).
  • Когда тесто поднимется, делим его на 2 части. Каждую из них раскатываем в овальную лепешку и сворачиваем в тугой рулет — по форме батона.
  • Укладываем на противень швом вниз, немного сплющиваем и смазываем яйцом. Примерно через 40 минут делаем надрезы наискосок.
  • Выпекаем в духовке 20−30 минут при температуре 180 градусов. На дно духовки ставим при этом поддон с водой, чтобы она дала пар. Это нужно для правильного формирования корочки.
Хлеб в Удмуртии всегда считали оберегом — даже в дорогу брали с собой ломоть не только для «пропитания», но и для защиты от неприятностей. Самое распространенное название хлеба в этом регионе — нянь. Ничего не напоминает? В слегка видоизмененном варианте оно входит в состав слова «пельмень» — он же «пель нянь», хлебное ушко.

Нянь — кислый хлеб из непросеянной муки грубого помола, всегда был основой удмуртской кухни, но не единственной ее гордостью. Предлагаем приготовить и попробовать табани — традиционные для этого региона лепешки из дрожжевого теста. В старину их готовили из самой разной муки (даже гороховой), а мы выбрали классическую пшеничную. «Таба" — в переводе «сковорода». Соответственно, и пекут табани на чугунной сковороде, на сильном огне. В идеале, конечно, в печи, но за неимением такой, можно и на плите. Едят лепешки горячими, обычно с зыретом, молочным соусом, его рецепт мы тоже дадим.
  • Мука пшеничная - 275 граммов
  • Сахар - 1 столовая ложка
  • Дрожжи сухие - 5 граммов
  • Масло растительное - 1 столовая ложка
  • Вода - 0.5 Литра
  • Соль - по вкусу
  • Сливочное масло - 50 граммов
  • Молоко - 200 миллилитров
  • Яйцо - 1 штука
  • В теплую воду добавляем сухие дрожжи, сахар, растительное масло. Солим и тщательно перемешиваем.
  • Просеиваем муку (250 граммов, остальное — 25 граммов оставим для зырета) и потихоньку начинаем вводить ее в смесь, постоянно помешивая, чтобы не было комочков.
  • Накрываем тесто пищевой пленкой и ждем 2−3 часа, чтобы оно забродило. Периодически перемешиваем.
  • Тесто должно получиться достаточно густым, но «текучим». На максимально раскаленную сковороду наливаем тесто толстым слоем — 3−4 мм. Поджариваем с двух сторон. Смазываем, как блины, кусочком сливочного масла.
  • А теперь — готовим зырет. Взбиваем яйцо, добавляем в него оставшуюся муку (25 граммов) и молоко.
  • Еще раз взбиваем, ставим на маленький огонь и доводим до загустения. Не забываем помешивать.
  • В готовый зырет добавляем кусочек сливочного масла, солим по вкусу и остужаем.
Почему именно серенький «Подольский» за 18 копеек стал главным хлебом жителей Владивостока, сейчас уже никто и не вспомнит, но факт остается фактом: хочешь порадовать приморца, который куда-то переехал, привези ему в подарок символ детства — самый вкусный «кирпичик» с хрустящей корочкой и ароматным пружинистым мякишем. Писатель Василий Авченко в книге «Глобус Владивостока» называет «Подольский» владивостокским синонимом слова «хлеб».

Массово «Подольский» выпускают с 1991 года, но прототип его появился еще в 1935-м, когда во Владивостоке в принципе, стали производить формовой хлеб. Главный секрет вкуса — запатентованная пшеничная мука, которую производят лишь несколько мельниц во всей России. Ее делают из двух видов зерна: цельного и полностью очищенного — так она максимально сохраняет все полезные свойства. Второй секрет — натуральная закваска на ржаной муке, благодаря которой «Подольский» получается пористым и ароматным, ну, а третий — сам процесс приготовления: он занимает больше 17 часов, и ускорять его ни в коем случае нельзя.
Хлебопеки говорят: теоретически «Подольский» можно приготовить дома, но для этого нужно правильно подготовить закваску — требуется особый температурный режим.
Но хоть немного приблизиться к «рациону» жителей Приморья — вполне реально!
Вот 3 простых шага для этого:

  1. Закваску для хлеба готовим на ржаной муке — подробные инструкции легко найти в сети. Учтите, на это — подготовку закваски, уйдет несколько дней.
  2. Тесто делаем самое простое, практически по любому рецепту из серии «Домашний хлеб на ржаной закваске в духовке». Обладательницы хлебопечек часто берут за основу режим «Французский хлеб».
  3. Но: для любого рецепта внимательно выбираем муку. Забудьте о высшем сорте — для «Подольского» нужна пшеничная хлебопекарная мука 1 сорта общего назначения (особо ретивые пекари могут поискать упаковки с маркировкой М 100−25). Для пущего цвета и аромата можно добавить в нее немного ржаной обдирной муки.

Корочка у готового подобия «Подольского» должна получиться достаточно темной, мякиш — сероватым и эластичным, а вкус с легкой-легкой кислинкой.
Разновидностей калачей на Руси много. Их пекли в Муроме (калачи до сих пор красуются на гербе города) и в Москве: именно в столице их придумали делать с «ручкой», то есть полоской теста, за которую можно держать хлеб. Она считалась несъедобной, а «дойти до ручки» тогда означало обеднеть настолько, что не побрезговать и этой частью хлеба.

Но самый знаменитый на наш взгляд — все же калач саратовский. В старину его пекли из особого сорта пшеницы — саратовской белотурки: в начале XX века город считали хлебной столицей Российской империи. Кстати, весить калач мог до 1,5 килограммов, а высота его достигала 40 сантиметров.

Этот хлеб популярен и сегодня. Ручки у саратовского калача нет, зато есть легендарная «несгибаемость» — даже если сплющить его до толщины лепешки, калач воспрянет и примет прежнюю форму.
  • Мука — 1 килограмм
  • Вода — 700 миллилитров
  • Дрожжи — 15 граммов
  • Соль — 20 граммов
  • Сахар — 20 граммов
  • Маргарин — 20 граммов
Главный секрет калача: 25% твердой муки крупчатого помола (крупчатки) смешиваем с 75% муки мягкой (высшего или первого сорта).
  • Делаем опару: растворяем живые свежие дрожжи в воде. Добавляем твердую муку и оставляем на 3 часа.
  • В заранее просеянную мягкую муку добавляем соль, сахар, маргарин, опару и немного воды — замешиваем тесто. Не забываем дать ему расстояться 1−1,5 часа, обминаем.
  • Делим тесто на порции, придаем им предварительную форму, оставляем на 10 минут.
  • Раскладываем тесто по калачным формам — если такой нет, подойдут формы для кулича. Даем расстояться еще минут 40.
  • Смазываем калач смесью воды, пищевой соды и соли — это даст ему хрустящую корочку, за которую его так любят.
  • Убираем противень с формами в духовку — выпекаем 40−45 минут при температуре 180 градусов.
Вариаций чуреков на Кавказе множество — вообще это название пресных лепешек и в Туркменистане, и в Азербайджане. Но осетинский чурек — это кукурузный хлеб, который раньше готовили на сенокос для мужчин, одно из немногих традиционных именно для Северной Осетии блюд. Особенность его в том, что тесто буквально «заваривают» — заливают кипятком и долго вымешивают. Едят получившиеся лепешки горячими, как вместо хлеба, так и в качестве отдельного блюда.

Кстати, иногда в чурек добавляют сыр и сливочное масло — такое блюдо получается более насыщенным и сытным. И еще один секрет — тесто раскатывают не на столе, а прямо на смазанной маслом сковороде или на противне, ведь кукурузная мука не такая вязкая как пшеничная, и есть риск, что ваша лепешка развалится, пока вы будете носить ее туда-сюда.
  • Кукурузная мука 320 граммов
  • Вода 280 граммов
  • Соль - щепотка
  • Просеиваем через сито 300 граммов муки.
  • Добавляем 250−280 миллилитров кипяченой подсоленной воды.
  • Затем добавляем немного холодной воды и вымешиваем тесто до однородного цвета и состояния.
  • Нарезаем массу на равные кусочки, формируем лепешки, смачиваем их водой со всех сторон.
  • Выпекаем в духовке 15−20 минут при температуре 210−230 градусов либо на сковороде.
Калинник — это гастрономическая «фишка» Рязанской области и единственный десертный хлеб в нашем путешествии. Сегодня его делают из ржаной, пшеничной и черемуховой муки с калиной в начинке. А вот в старину пекли только из ржаной муки, зато в начинку добавляли как собственно калину, так и сушеные яблоки. Запекали же пирог в печи, завернув в капустные листья — такой вот старорусский пергамент.

На создание рецепта, адаптированного под современные технологии, местных кондитеров-хлебопеков вдохновил рецепт того самого пирога, который им рассказали старожилы одного из рязанских сел.

За последние 6 лет после возрождения, калинник стал «визитной карточкой» Рязани.
  • Ягоды калины — 300 граммов
  • Сахар — 1 чайная ложка
  • Вода — 200 мл
  • Ржаная мука — 500 граммов
  • Свежие дрожжи — 45 граммов
  • Соль
  • Часть ягод перебираем, промываем и сушим в духовке, на пергаменте при температуре 70 градусов.
  • Высушенные ягоды перемалываем в блендере и заливаем водой — получится ягодная кашица.
  • Разводим дрожжи в четверти стакана воды, добавляем соль, сахар и оставляем на 50 минут — это будет закваска.
  • Добавим в нее 100 граммов муки, стакан воды и оставим еще на 3 часа.
  • Затем добавляем в получившуюся смесь оставшуюся муку, калину, перемешиваем и даем «отдохнуть час».
  • Вымешиваем тесто, формируем изделие.
  • Выпекаем в духовке сначала 10 минут на температуре 250 градусов, потом еще 30 минут при 220 градусах.
Первый Выборгский крендель появился еще в XIV—XV вв.еках. Если верить легенде, монахи, выпекавшие его, придумали форму, которая напоминает их руки, сложенные в молитве — так, чтобы ладони касались плеч. Основная фишка Выборгского кренделя — смесь пряностей из семи компонентов. А еще куркума, которая придает кренделю аппетитный золотистый цвет.

Кстати, история Выборга знает даже крендельную войну — между двумя семействами пекарей, которые утверждали, что именно их рецепт «единственно верный». Так ли это, неизвестно, но «воевали» пекари десятилетиями. Так, Мария Вайттинен, скончавшаяся в 1865 году, распорядилась, чтобы на ее могильном памятнике была надпись «вне конкуренции», но спустя 35 лет крендели госпожи Лёппёнен получили золотую медаль на всемирной выставке в Париже.

Сегодня в Выборге пекут крендели самых разных видов: более сладкие, более пресные, классические и «с вариациями». В любом случае, уехать отсюда без этого вкусного сувенира практически нереально.
  • Мука - 1 килограмм
  • Яйца — 3 шт.
  • Дрожжи (живые) — 50 гр.
  • Молоко — 500 мл.
  • Сахар — 260 гр.
  • Соль - щепотка
  • Сливочное масло — 220 гр.
  • Майоран, гвоздика, шафран, тмин — по ½ чайной ложки
  • Мускатный орех, сушеная мята — по 1 чайной ложке
  • Кардамон — 2 чайных ложки
  • Мята (сушеная) — 1 чайная ложка
  • Немного куркумы - для цвета.
  • Смешиваем дрожжи с теплой водой, даем постоять несколько минут, пока не появится пена.
  • Тем временем взбиваем яйца, добавляем молоко, сахар, соль, пряности.
  • Смешиваем массу с половиной просеянной муки, выливаем в нее дрожжевую воду, тщательно перемешиваем. Оставляем полужидкое тесто на 10−15 минут.
  • Вымешиваем тесто, постепенно добавляя оставшуюся муку. Накрываем тканью и ждем, пока оно увеличится в 2 раза. Обминаем и ждем второго подъема.
  • Начинаем формировать крендели: кусок теста делим на 3 части и формируем из каждой жгут (получится 3 кренделя). Концы жгута делаем чуть тоньше, вытягиваем и перекручиваем между собой. Затем поднимаем и кладем на серединку с внешней стороны. Не прищипываем.
  • Выпекаем 30 минут при температуре 180−190 градусов. Сразу крендели советуют не есть, дать время, чтобы пряности «раскрылись».
Тест
Пока аудиоспектакль идет, а хлеб подходит, проверьте себя: сможете ли вы понять «хлебный диалект» жителей разных регионов?
Возрастное ограничение
12+

Так часто бывает: вроде бы оба собеседника говорят на русском, но при этом не очень друг друга понимают. А все потому что одни и те же вещи они называют разными словами. Для хлеба в разных регионах тоже есть свои понятия — но сможете ли вы без проблем купить его в магазине того или иного города и при этом сойти за местного? Давайте проверим!

Поехали!

За какое «хлебное» слово вас проклянут в Санкт-Петербурге?

Нет, хлеб — он и есть хлеб, но только темный или серый. А вот слово «буханка» здесь лучше даже не произносить.
Наоборот, булка — это самое правильное петербургское слово. А вот слово «буханка» здесь лучше даже не произносить.
Абсолютно верно, этого слова для петербуржцев будто бы не существует - таковы местные традиции! Зато есть «булка», то есть белый хлеб.
Дальше
Проверить
Результат

Вы — как Женя Лукашин — случайно улетели на самолете в неизвестном направлении. Единственная подсказка — покупатель, который при вас просит в магазине «сайку белого». Куда вас занесло?

Ни в коем случае. Здесь вы скорее услышите про булку. На самом деле это Волгоград.
Правильно, именно здесь просят сайку белого, сайку темного или просто сайку хлеба.
Слово «сайка» надолго введет в ступор краснодарских продавцов. Правильный ответ — Волгоград.
Дальше
Проверить
Результат

Подождите, а что же тогда такое московская сайка?

Нет, это тоже Московская, но плюшка — одна из самых любимых детских сдоб. А сайка — это булочка с изюмом

Ну что вы, сайка — это булочка с изюмом.
Если верить историкам, рецепт булки из пекарни Ивана Филиппова дополнился изюмом из-за анекдотичного случая с генерал-губернатором и тараканом.
Дальше
Проверить
Результат

«Отрежь мне скибку хлеба», - просит вас друг из (например) Смоленска. И вы с удовольствием даете ему…

Можно и горбушку, но он просто попросил кусочек побольше.
Да, скибка во многих диалектах это большой кусок. Кое-где, кстати, так говорят не про хлеб, а про арбуз.
А как же мякиш? На самом деле друг просил у вас большой ломоть хлеба.
Дальше
Проверить
Результат

«Я у вас в столице долго объяснял продавщице в хлебном, что такое горбулка. Меня никто не понимает», — сетует ваш случайный попутчик в поезде Москва-…

Самарцы тоже вряд ли знают, что это такое. Правильный ответ — Челябинск.
Нижегородские купцы кормили хлебом пол-России, но такое даже они не придумали. Правильный ответ — Челябинск.
В точку! Горбулка — это сокращение от городской булки. Раньше такой белый хлеб выпекали только в городах, вот челябинцы и упростили название. Кстати, это слово там настолько в ходу, что горбулке даже хотят поставить памятник.
Дальше
Проверить
Результат

Если пойдете в Краснодаре за буханкой хлеба, что попросите у продавца?

Да, по форме самого хлеба. Кстати, изначально так называли только «Дарницкий», но в народе слово прижилось.
Ну вы же не в Петербурге. Вам нужен кирпичик.
Круглый — это совсем не буханка. Советуем все же просить кирпичик.
Дальше
Проверить
Результат

Во многих регионах именно так называют хлеб на основе ржаной и пшеничной муки — выберите правильный вариант

В магазинах возможно, но в народе бытует другое название — серый.
Верно. Такое название хлеб получил за характерный цвет: после выпечки его мякоть приобретает серый оттенок.
Нет, темным считается хлеб только из ржаной муки. Например, «Бородинский» или «Дарницкий». Правильный ответ - серый.
Дальше
Проверить
Результат
Хлеб не надо «звать», его надо есть — вы придерживаетесь именно такого принципа. Вам без разницы, что, где и как называется, главное чтобы было вкусно, а булка это или буханка — уже мелочи. Уважаем за принципиальность, но все же советуем разобраться в «региональных» особенностях, чтобы везде к вам относились как к своему.
А еще послушать аудиоспектакль «Сон о хлебе» - он поможет вам лучше узнать не только историю своей страны, но и понять ценность и важность этого продукта.
Пройти еще раз
Скорее всего вы наслышаны о принципиальном противостоянии петербургских и московских лексем и, возможно, знаете историю о происхождении изюма в столичной сайке, но вам известны далеко не все «хлебные» языковые нюансы. В поездках прислушивайтесь к речи «местных», чтобы не попасть впросак.
А еще советуем послушать аудиоспектакль «Сон о хлебе» - он поможет вам лучше узнать не только хлебные традиции разных регионов, но и понять общероссийскую ценность и важность этого продукта.
Пройти еще раз
Поздравляем — у вас отличное лингвистическое чутье. Вы найдете «хлебный» язык с жителем любого из российских регионов, а значит, куда бы ни приехали, везде сможете найти самый вкусный местный хлеб, неважно, буханка это, булка или сайка.
Для расширения кругозора советуем еще послушать аудиоспектакль «Сон о хлебе» - он поможет вам лучше узнать не только историю и вкусные традиции страны, но и понять ценность и важность этого продукта, который объединяет все регионы России.
Пройти еще раз
Текст
Александра Сурис
Автор идеи и редактор
Елена Редькина
Дизайн и верстка
Алина Лебедева
14.06.2024
Менеджер проекта
Елена Назаренко
Фото: Правительство Рязанской области ryazagro.ru, Shutterstock, сайты unsplash.com и pngwing.com