Суть
Если спамеры просто хотят прорекламировать свою услугу, то мошенники охотятся за данными банковских карт и аккаунтов — их интересуют пароли от «Госуслуг», мобильных банков.
Как атакуют
Обычная телефонная связь, звонки и сообщения в мессенджерах, SMS.
Чем чревато
Если речь о звонке, мошенник будет искать предлог заполучить ваши личные и платежные данные. Предлоги могут быть самыми разными, зачастую такими, чтобы ввести собеседника в состояние сильного стресса.
Как защищают
Выше мы рассказывали о федеральной системе «Антифрод». У мобильных операторов есть более «прокаченные» решения. Например, МегаФон собирает свой черный список номеров, которые ранее были уличены в попытке мошенничества или просто спаме. Ежемесячно оператор блокирует более 96 млн вызовов и 40 млн СМС-сообщений. Получается, что номер входящего вызова проверяется дважды: через центр Роскомнадзора и личную базу данных оператора. База нежелательных номеров постоянно пополняется. Она же используется для защиты абонентов другого представителя «большой пятерки» — компании Yota.
Быть начеку абонентам «зеленого оператора» помогает и виртуальный помощник Ева, которую уже подключили более 11 млн человек. Ева определяет спам и звонки от мошенников, анализируя частоту дозвона, жалобы на эти номера от других абонентов и содержание разговора. В момент вызова с неизвестного номера Ева выводит на экран предупреждение: «Есть жалобы на спам» или просто «Спам», а также указывает, кому принадлежит номер, если речь идет о звонке от крупной компании, например, подписывает «Банк», «Интернет-магазин» и т. д. Отвечая на звонок с неизвестного номера, Ева анализирует речь звонящего на наличие характерных для мошенников паттернов. В случае их распознавания рядом с номером появляется пометка «Возможно, мошенник». Если номер уже есть в базе нежелательных, он сразу блокируется.
Вызов можно сбросить или оставить без ответа, в этих случаях Ева сама поговорит с абонентом на том конце и пришлет запись разговора и его расшифровку. Так можно не пропустить действительно важный звонок: вдруг вы забыли, что оформили доставку из магазина, а звонившим с незнакомого номера был курьер.
Что делать
Критически воспринимать звонки с незнакомых номеров, кем бы не представлялся собеседник. Даже если вы уверены, что звонит мама: мошенники практикуют использование искусственного интеллекта, с помощью которого подделывают голоса родственников и близких потенциальной жертвы. Не сообщайте никаких личных данных, номеров карт и поступающих в СМС кодов. Всегда лучше положить трубку и перезвонить на номер родственника или друга самостоятельно.