Рыбная ловля на охотника за скидками
Как электронная почта может стать отмычкой к банковскому счёту
Алексей Сергеевич (имя и отчество условные — ред.) считал себя, «технологически продвинутым», хотя и разменял уже седьмой десяток. Он ловко пользовался смартфоном, общался в мессенджерах***, вёл страничку в одной популярной социальной сети, делал покупки в интернете и был подписан на множество рассылок от магазинов и банков — чтобы не пропустить выгодные предложения. Потому что денежки любят счёт, а копейка рубль бережёт.
А ещё на компьютере Алексея Сергеевича стояла современная антивирусная программа, и он себя считал защищённым от хакерских атак. «Если нет обороны, заклюют и вороны», — приговаривал отставной военный, устанавливая очередное обновление антивируса. И оборона, как правило, не подводила.
В тот злополучный день ничто не предвещало беды. Подъём по устоявшейся привычке в 6 утра, зарядка, пробежка, контрастный душ — и Алексей Сергеевич уселся за завтрак, параллельно просматривая электронную почту. Одно из писем с логотипом знакомого банка привлекло внимание. «Уважаемый клиент! — говорилось в нём. — Мы дарим 2000 рублей на счет каждому, в честь особой программы лояльности. Спешите получить подарок от Банка — 2000 рублей на банковскую карту, просто пройдя небольшой опрос на сайте».
Успешно авторизовавшись, введя логин и пароль от личного кабинета интернет-банка, наш герой буквально за пять минут ответил на все вопросы. Затем, по просьбе с сайта, подтвердил отправку данных, введя код из СМС, и стал ждать начисления денег на карту. Минут через 15, когда никаких уведомлений об увеличении баланса так и не пришло, Алексей Сергеевич попытался самостоятельно войти в интернет-банк. Но не тут-то было! СМС, необходимое для подтверждения ввода пароля, не приходило.
Поохав, пенсионер отправился к ближайшему банкомату проверить баланс карты. Каково же было его изумление, когда он оказался нулевым — а ведь ещё накануне там была довольно большая сумма! Полный нехороших предчувствий, Алексей Сергеевич побежал в банковский офис. И узнал, что вдобавок обнулены все его вклады.
Чертовщина?
На что обратить внимание чтобы не стать жертвой такого рода обмана?
При получении письма внимательно посмотрите на адрес почтового ящика, с которого оно было отправлено.
Любой почтовый адрес состоит из двух частей. В первой части указывается индивидуальное название, а во второй — сразу после символа @ — доменное имя**.
Официальное письмо от фишингового можно отличить, тщательно посмотрев на вторую часть адреса отправителя. Надо заметить, что все организации имеют свой официальный домен (вторую часть электронного адреса), зарегистрированный именно на них. Например, домен Сбербанка — @sberbank.ru. А вот мошенники делают свои рассылки или с бесплатных почтовых сервисов или регистрируют искажённый домен**, похожий на домен организации, вроде: info@sberbnak.ru, info@sbrebank.ru. Такие письма открывать не следует.
Обратите внимание как к вам обращаются и чем завершают сообщение.
Перед тем, как пройти по ссылке из письма, проверьте куда она ведёт.
Понять это можно, если, не нажимая, навести курсор на ссылку: внизу страницы будет указан интернет-адрес, на который вас пытаются отправить. И если вам пишут от имени банка, то адрес должен совпадать с доменом банка, например: https://www.sberbank.ru/ru/person/dist_services/warning
А вот если письмо составлено мошенником, то ссылка ведёт на посторонние адреса, например: http://link.3984****764***34_23232
Если в письме «от банка» есть вложение, не открывайте его.
Будьте особенно бдительны, когда вам обещают денежные выплаты или материальные призы.
Будьте внимательны если в письме запрашивают ввод персональных данных, либо данных о вашей банковской карте.
Другие рекомендации по защите от различных видов мошенничества для клиентов Сбербанка можно найти здесь и здесь.
*Фи́шинг (от англ. fishing «рыбная ловля, выуживание») — вид телефонного или интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным жертвы: логинам, паролям, номерам банковских счетов или платёжных карт.
**Доме́нное имя или домен — символьное имя, служащее для идентификации административных зон и конкретных сайтов в сети Интернет.
***Ме́ссенджер — это программа, мобильное приложение или интернет-сервис для мгновенного обмена сообщениями через сеть Интернет, которая позволяет передавать текст, а также фото-, видео- и аудиофайлы.
Подробнее о банковских картах Сбербанка, интернет-банке «Сбербанк Онлайн» и иных онлайн-сервисах Сбербанка, условиях их использования, стоимости и комиссиях, имеющихся ограничениях уточняйте на сайте www.sberbank.ru, по телефону 8 800 555 55 50 или в отделениях Сбербанка. Сайт sberbankaktivno.ru (18+). ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015.