Жуликам — от ворот поворот
Как люди с инвалидностью по зрению пресекают махинации финансовых мошенников
По словам главы филиала Виктора Фисенко, который почти 30 лет назад из-за глаукомы утратил возможность видеть, став инвалидом 1-й группы по зрению, ему не раз доводилось общаться по телефону с финансовыми мошенниками. Впрочем, каждый раз общение было предельно коротким.
«Где-то год назад позвонил мужчина, представился сотрудником банка, заявил, что моя карта заблокирована и необходимо звонить по такому-то номеру, чтобы ее разблокировать, — делится воспоминаниями Виктор Павлович. — Но я сразу прекращаю такие разговоры, выключаю телефон и не общаюсь с этими людьми. И другим советую то же самое».
По просьбе «Комсомольской правды» наш герой провёл своего рода мини-опрос в Грязинском филиале общества слепых, в котором состоят около 340 инвалидов по зрению, и даже позвонил знакомым из общества в областной центр. Его локальное исследование подтвердило, что именно такие «звонки из банка» являются наиболее распространённой жульнической схемой.
«Все говорят только о звонках», — рассказывает Виктор Павлович. Словесные пояснения, которые делают лжесотрудники банка, а также предлагаемые ими варианты действий для «решения проблемы» бывают различными. Как бы то ни было, совершенно очевидно, что цель у злоумышленников одна — прямо или косвенно получить обманным путем доступ к конфиденциальной информации по банковской карте и счетам доверчивых людей с тем, чтобы потом максимально быстро присвоить себе чужие деньги. Но здесь махинаторы явно не на тех напали.
«Информация о подобных попытках мошенничества у нас распространяется быстро. О таких звонках люди знают и особо не реагируют. Просто отключают телефоны и всё», — говорит Виктор Павлович. Ему не известно ни одного случая, чтобы кто-либо из филиала понёс финансовые потери в результате действий мошенников.
Доводилось членам Грязинского филиала общества слепых сталкиваться и с другими случаями мошенничества, рассчитанными на доверчивых и сердобольных людей. «Были членам нашего общества такие звонки, в том числе ночью, когда звонившие говорили, что с вашим сыном проблемы и необходимо срочно перевести крупную сумму денег, — продолжает Виктор Павлович. — Судя по голосам, звонят в основном молодые ребята. У нас люди готовы и к таким махинациям, и никто особо не бросался переводить деньги, тем более что у нас, пенсионеров, на карточках денег немного».
И сам Виктор Фисенко, который уже около 10 лет является клиентом Сбербанка, и другие члены общества, имеющие особенные потребности, активно пользуются онлайн-банкингом*. Однако время от времени, когда, скажем, нужны наличные деньги, не обойтись и без услуг банкомата. Казалось бы, для людей с инвалидностью по зрению такие операции связаны с повышенным риском, поскольку у слабовидящего или тем более у совсем незрячего клиента потенциальный злоумышленник может легко подсмотреть или даже незаметно сфотографировать номер и ПИН-код банковской карты.
Впрочем, Виктор Павлович особых опасений по этому поводу не испытывает. В отделении Сбербанка, которым он пользуется, банкоматы отделены друг от друга пластиковыми перегородками, так что подглядеть сбоку проблематично.
«Если есть затруднения, то в зале, где стоят банкоматы, обязательно есть девушки-консультанты, которые всегда спрашивают, требуется ли помощь, — рассказывает наш герой. — Они подсказывают, что нужно сделать, но никогда не спрашивают ПИН-код и не предлагают его набрать, а каждый раз подчёркивают, что клиент должен это сделать самостоятельно».
Кстати, ПИН-коды своих банковских карт Виктор Павлович помнит наизусть.
«Мы не привыкли писать ПИН-коды на бумажках, потому что сами их не видим и не всегда бывает кто-то рядом, кто помог бы их прочитать. Так что все такие данные держим в основном в памяти. Если надо оплатить картой покупки в магазине или снять деньги в банкомате, то четыре цифры ПИН-кода запомнить нетрудно».
Изучение и применение на практике норм и предписаний этой техники финансовой безопасности, а также проявление бдительности при использовании банковских карт, несомненно, помогут вам сохранить ваши деньги от того, чтобы они стали добычей мошенников.
*Онлайн-банкинг (или интернет-банкинг) — система дистанционного банковского обслуживания, позволяющая управлять банковскими счетами и совершать другие финансовые операции через интернет без посещения офиса кредитной организации.
Интернет-банк и мобильное приложение «Сбербанк Онлайн» (0+) доступны держателям банковских карт Сбербанка,подключенныхк СМС-сервису «Мобильный банк» (за исключением корпоративных карт). СМС-сервис «Мобильный банк» доступен для подключения держателям банковских карт Сбербанка, за подключение опции «СМС-уведомления» в рамках СМС-сервиса «Мобильный банк» взимается плата. Для использования интернет-банка и мобильного приложения «Сбербанк Онлайн» необходим доступ в сеть Интернет. Мобильное приложение «Сбербанк Онлайн» доступно для скачивания в официальных магазинах приложений App Store (товарный знак Эппл Инк.), Google Play (товарный знак Гугл ЭлСиСи) и Windows Store (Майкрософт Корпорейшн). Перевод может быть исполнен при наличии денежных средств на банковской карте плательщика. За перевод в отдельных случаях взимается комиссия. Подробную информацию о банковских картах Сбербанка, условиях их использования, стоимости, имеющихся ограничениях, а также подробную информацию об интернет-банке и мобильном приложении «Сбербанк Онлайн», СМС-сервисе «Мобильный банк» и иных онлайн-сервисах Сбербанка, условиях их использования, стоимости и комиссиях, имеющихся ограничениях, а также о правилах безопасного пользования банковскими картами Сбербанка уточняйте на сайте www.sberbank.ru, по телефону 8 800 555 55 50 или в отделениях Сбербанка. Сайт sberbankaktivno.ru (18+). ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015. Реклама