Почему индийский рынок — очень перспективный для наших производителей-экспортеров

Василий Верстов, Виктор Гусейнов
Василий Верстов, Виктор Гусейнов
Почему индийский рынок — очень перспективный для наших производителей-экспортеров
Зачем русским Индия?
Экономический тигр Азии поможет предпринимателям из нашей страны разбогатеть. Если знать, как...
Самолет Дели — Москва заходил на посадку. Я смотрел с высоты на заснеженное Подмосковье, командир лайнера обещал плюс четыре тепла в Шереметьеве. Душа ликовала! Позади — две недели в сорокаградусной Индии, усталость от бесконечного воя клаксонов тук-туков, куч мусора и коровьего помета. Мне казалось, упорядоченная Россия успокоит меня. Так поначалу и случилось. Но вместе с ощущением порядка в меня вселился и ужас больничной стерильности.
Черт побери, подумалось мне, а ведь там, в той куче индийского мусора, жизни куда больше, чем во всей до блеска вылизанной Москве! Что у нас есть? Полтора-два процента экономического роста в год, обложенный западными санкциями банковский сектор и 146 миллионов населения с медленно растущими доходами. Будем честны, так себе рынок…
Но там, в Азии, есть совсем другой мир. Экономический тигр (так называют страны, где идет взрывной рост экономики) ежегодно показывает под 8 процентов взлета, прирост населения — 2 процента в год (а вообще в Индии — более 1 миллиарда 300 миллионов людей). Это же бесконечный океан возможностей!
«Комсомольская правда» совместно с Российским экспортным центром организовала специальную бизнес-экспедицию в Индию. Мы нашли там немало примеров, когда российские товары и технологии отлично прижились на этой древней земле. И речь идет не о сырьевых продуктах. А о вещах более «приземленных»: российские деревянные избы, медицинская техника, детские игрушки, интернет-площадки. И много еще чего другого!
Как российскому предпринимателю найти путь в это индийское Эльдорадо? Что нужно сделать, чтобы Мамона (демон богатства и процветания) был бы благосклонен?
Почему индийский рынок — очень перспективный для наших производителей-экспортеров
Василий ВЕРСТОВ, Виктор ГУСЕЙНОВ
«Комсомольская правда» совместно с Российским экспортным центром, входящим в группу ВЭБ.РФ, организовала специальную бизнес-экспедицию в Индию. Мы нашли там немало примеров, когда российские товары и технологии отлично прижились на этой древней земле. И речь идет не о сырьевых продуктах. А о вещах более «приземленных»: российские деревянные избы, медицинская техника, детские игрушки, интернет-площадки. И много еще чего другого!
$30 млрд. в год с помощью малого и среднего бизнеса
Это стало таким расхожим клише: Россия производит только нефть и газ, наша страна, как выразился американский президент Барак Обама – «лишь ржавая бензоколонка, с разорванной в клочья экономикой». Но такие ярлыки действуют лишь на малообразованных людей. Человек вдумчивый, понимающий как устроена экономика знает: Россия давно и успешно развивает свой несырьевой сектор. Знают это и во многих странах, куда приходит российский производитель-экспортер.

Есть государства, где бренд «сделано в России» - это то, что проверено десятилетиями, то, чему традиционно доверяют. Одна из таких стран – Индия. Ее еще в 1955 году вдоль и поперек изъездил лидер Советского Союза Никита Сергеевич Хрущев. Тогда были заложены основы долгих, глубоких и взаимовыгодных отношений. Советский Союз начал строить в Индии современные промышленные предприятия, помогал с развитием сельского хозяйства.
Понятно, что после краха СССР наши экономические отношения впали в спячку. Но и это время тоже прошло. С двухтысячных годов товарооборот между Индией и Россией растет. За 2018-й прирост был порядка 20% соответственно. Причем более 70% нашего экспорта в Индию – это несырьевые товары. Мы наращиваем поставки механического оборудования и другой техники (плюс 61% за 2018 год), электрических устройств и аппаратуры связи (плюс 74%), медтехники (плюс 16%). Перечень товаров широк. А хорошие отношения между руководителями двух стран открывают новые перспективы.

– Россия и Индия поставили амбициозную задачу нарастить товарооборот до $30 млрд к 2024 году, - рассказывает торговый представитель нашей страны в Индии Ярослав Тарасюк. - Здесь всегда были сильны позиции крупных компаний, но в последнее время мы все больше привлекаем малый и средний бизнес.
Отрадно, что все чаще и чаще мы видим здесь региональные бизнес-делегации. На долю регионов, их малого и среднего бизнеса мы можем спрогнозировать увеличение взаимной торговли на 30%. И то, что мы сейчас совместно делаем с РЭЦ – открыли бюро по поддержке экспорта, – это поможет совместить наши лоббистские возможности на уровне взаимодействия госкомпаний с теми финансовыми и нефинансовыми инструментами, которые есть у нас в копилке для поддержки экспорта.

Говоря простыми словами, Россия поставила задачу стать одним из основных экспортеров в Индию. Сейчас мы лишь на далеком 17-м.

И в этом плане у нас большие надежды именно на средний и малый региональные бизнесы (некоторые регионы уже наращивают темпы экспорта, например, Свердловская и Самарские области за 2018 год дали прирост в 75% и 84% соответственно). Именно для регионов созданы заграничные представительства Российского экспортного центра – что-то вроде стартового комплекса для отправки в космос взаимовыгодного бизнеса между нашей страной и Индией.

Ниже – примеры того, как можно успешно выходить на заграничные рынки и что для этого нужно сделать.
"Made in Russia" — звучит гордо
Еще один по-своему уникальный и важный элемент, помогающий экспортерам, – это официальная маркировка для товаров «Made in Russia» (c англ. – «сделано в России»). О том, как пройти бесплатную сертификацию, можно узнать на сайте (это тоже «детище» Российского экспортного центра).

Зачем это нужно? Товары с такой маркировкой продвигаются на зарубежные рынки через огромное число информационных каналов. Это печатные СМИ, телевидение, соцсети и другие цифровые площадки, всевозможные мероприятия (например, выставки), рекламные компании за рубежом.

Также для продвижения наших товаров открыт Youtube-канал «Made in Russia». Видеоролики, рассказывающие о российских компаниях, сопровождаются субтитрами на семи языках.
Бангалор: Да будет свет!
Бангалор: Да будет свет!
Промышленная окраина индийской столицы IT-технологий Бангалора. Местные хвастаются: у нас самый лучший в Индии климат: в сезон дождей льет, но не заливает, а летом нет испепеляющей жары. Но не это превратило город в конкурента американской Кремниевой долины. Всевозможные льготы притягивают сюда всех, кто инвестирует в современные технологии. И русских тоже.

Так, индийское представительство российской фирмы «Световые технологии» попало в мировой рейтинг 50 лучших для работы компаний по итогам 2018 года. О чем написано в многоуважаемом американском издании Silicon review (там дается обзор достижений высокотехнологичных компаний).
– У России есть уникальные технологии, надежные и современные, – директор представительства мистер Харинарьянан знает, о чем говорит. До того как возглавить отделение российской компании, он работал в европейском Philips и американском General Electric. И там, и там занимался производством современного светодиодного осветительного оборудования. А потом взял да и ушел к российским предпринимателям делать то же самое! Ну почти…

– У европейцев и американцев приходится работать по инструкциям, а россияне дают мне определенную свободу в принятии решений, – говорит Хари (он просит назвать его этим сокращенным именем, что звучит как-то по-дружески).
— Это потому что я русский? — спрашиваю у Хари. И мы смеемся моей дурацкой шутке, понимая, что хоть и говорим на английском, но все же на одном языке.

 — Российский менеджмент знает, что я разбираюсь в реалиях, в специфике местного рынка, и доверяет мне, когда я предлагаю то или иное решение, — продолжает бизнесмен.

И предприниматели из России не ошиблись.
— В 2015 году мы начали строить завод в Бангалоре. Производить стали только в 2016-м, а к 2018-му — за три года — мы заработали больше, чем аналогичные компании за 15 лет продаж своего оборудования на рынке Индии!

Чуть позже в российском торговом представительстве в Дели мне признались: наши «Световые технологии» — удивительный пример, как частный средний бизнес успешно вклинился в нишу индийского рынка.
Предприятие, первый завод открывшее в Рязани, осваивает рынки и других стран. Есть офисы в Германии и Китае, заводы на Украине и в Испании.

А еще у компании существует «Видение и Миссия». Да-да, прямо такой программный документ, где говорится: «свет — это наша жизнь», а жизнь — это «постоянное совершенствование и развитие». Кстати, этим все индийцы-индуисты и занимаются: проживают жизнь за жизнью, совершенствуясь и развиваясь. Короче, нашли другу друга…
Хайдерабад: Я его слепила из того, что было…
Хайдерабад: Я его слепила из того, что было…
В 35-градусную жару Хайдерабада высаживается бизнес-десант из Томска — организованный областной администрацией этого крепкого сибирского региона России. Мы — на хвосте у веселой и разношерстной группы российских предпринимателей. Кто-то производит мороженое (очень нужная штука, когда вокруг все плавится), кто-то — современное медоборудовние и керамические импланты (спрос на врачебные услуги в стране с миллиардным населением гигантский), другие — кофе из кедровых орешков (индийцы обожают неожиданные напитки вроде масала-чая).

Но королевой всего этого энергичного бизнес-сообщества сибиряков была она одна. После вступительных речей чиновников и коротких презентаций предпринимателей самая длинная очередь из индийцев, пришедших на встречу с российским бизнесом, выстраивалась именно к ней.
— А как вы это сделали? А можно стать вашим партнером? — удивлялись индийцы, когда держали в руках бесформенную субстанцию. Ее хозяйка — Анастасия Еремина, совладелец компании «Новая химия». Цепкая, активная.

 — Очаровательная, — вздыхали индийцы, брали у Насти визитку и обещали прислать свои предложения. И было непонятно — то ли они профессиональные собиратели визиток (а таких в Индии немало), то ли и правда бизнесмены. А может, и просто очарованные — уникальным русским кинетическим пластилином. Или Настей…
— А все начиналось с того, что мне дали в руки банку с песком и сказали: сможешь это продать — тогда станешь нашим партнером, — вспоминает Анастасия, когда пришла на работу в компанию, которая определит ее судьбу.

 — По образованию я психолог. Работала экономистом. Но цифры — это так скучно, — зевает девушка-бизнесмен. — Поэтому я пошла в продажники. Сразу же почувствовала драйв от общения с людьми, от того, что получается продавать товары, услуги. Я быстро сделала карьеру, стала начальником отдела продаж в крупной компании. Но мне хотелось большего. Я хотела свой проект, свой бизнес!

Настя отправилась на собеседование в томский технологический холдинг DI Group. Компания вкладывает деньги в высокотехнологичные стартапы.
— Но меня не хотели брать. А я была настойчива, хотя должность и зарплата были ниже. Чтобы отделаться от меня, мне и подсунули ту банку. Это был шведский детский кинетический песок. Очень модная в то время вещь. Ее, возвращаясь из заграничной командировки, купил один из владельцев холдинга.

Задача Насти казалась простой — с помощью химиков компании понять состав песка и наладить его производство.

 — У нас год ничего не получалось, — продолжает Настя. — Я вообще ничего не понимаю в химии и всегда думала, что это какая-то очень точная наука. Но нет. Это требует вдохновения! Долго не выходило скопировать шведский продукт. То получался жирным, то липким, то вонючим. Я мучила химиков, у нас летали тапки по кабинету. Но в один момент, как плод взаимной любви — у нас все случилось! Мы создали продукт, который совмещает в себе свойства всех самых модных тактильных игрушек для детей. Только еще лучше. Одновременно наш пластилин может быть мягким и твердым, из него можно любые игрушки печь.
Потом Анастасия пробивалась в местные детские магазины. Сама сделала сайт. Сама же упаковывала первую партию.

 — И мне ее всю вернули! — говорит предпринимательница. — Я много ошибок совершила, прежде чем меня сделали совладельцем компании. Зато вот прямо сейчас первая партия моего пластилина плывет в Канаду.

Этой хрупкой, на первый взгляд, предпринимательнице оказалось слишком мало места в Томске.

 — И это политика нашего холдинга: хочешь развиваться, выходи на заграничный рынок, — говорит Анастасия. — Для этого я увидела только один путь — участие в международных выставках, нужно было показать мой продукт потенциальным заграничным партнерам. А как малому предпринимателю попасть на такое мероприятие? Здесь мне и помог Российский экспортный центр (РЭЦ). На его сайте можно было заполнить заявку на участие в очень известной выставке производителей игрушек. Сделано все очень удобно, по-современному, плюс у РЭЦ есть обратная связь — всегда поинтересуются, хорошо ли оказана услуга, все ли нам понятно.
Выставка проходила в Германии в Нюрнберге. РЭЦ оплачивал 80% от стоимости участия. Предоставлял нам место на своем стенде, куда собрал со всей страны и других производителей, помогал с поиском заграничных партнеров. Такая помощь очень полезна и важна для небольших предприятий. Вот там на выставке мы и нашли дистрибьютора в Канаде. Через год подписали контракт. Потом РЭЦ возил нас на подобную выставку в Шанхай. Там нам тоже удалось заключить контракт с местным дистрибьютором. И вот теперь Индия, — задумалась Настя о перспективном и, в каком-то смысле, необъятном рынке.
Мумбаи: русские избы на берегу Индийского океана
Мумбаи: русские избы на берегу Индийского океана
Это и правда было неожиданно. Деловой квартал Мумбаи, зеркальные небоскребы. Поднимаешься на самый верх, в офис компании The Maharaja Loghomes. Заходишь в дверь и попадаешь… в Россию. Телепортация на дачу к другу. Только окна во всю стену с видом на Аравийское море и мумбайские холмы подсказывают тебе, что до Дмитровского района отсюда где-то пять тысяч километров.

 — Да-да, это все российское дерево, — Прабат Ранджан слегка постукивает кулаком по стенке офиса, обшитой деревянными панелями. — У меня многие знакомые бизнесмены заказывают такое же оформление своих кабинетов. Это же дерево! Оно дышит. Людям в такой обстановке в миллион раз приятнее, чем в бетонном мешке офиса.

Прабат уже несколько лет занимается тем, что продает богатым индийцам русские деревянные дома. Это у нас они считаются как что-то само собой естественное. Не дешевое, конечно, но и не такое уж разорительное дело. А в Индии изба из российского дерева — это признак благосостояния.
— Прабат, а как вам в голову пришло продавать такое? — спрашиваю предпринимателя.

 — Я учился в России, у меня там много друзей, часто ездил к ним на дачу. В какой-то момент и пришла мысль попробовать строить такие же дома у нас. Потому что в Индии из дерева делают только что-то типа временных бытовок. То есть добротный деревянный дом — такого товара на рынке не было, — рассказывает бизнесмен. — Я заказал в одной социологической компании провести исследование рынка. Эксперты пришли к выводу, что спрос может быть только среди богатых. На тот момент в Индии официально миллионеров было 8000 человек. И я подумал, что если хотя бы половине из них продам дом — это будет отличный бизнес. Кстати, сейчас богатых у нас — два с половиной миллиона. Какая перспектива!
— И сколько продано домов?

 — 560. И заказы продолжают поступать.

Прабат и правда скорее финансист, чем прораб. Хотя первый дом, проданный в Индии, он сам собирал вместе с русскими.

 — В офисе мы рисуем заказчику проект. Если он все одобрит, отправляем документацию в Россию — компаниям-партнерам. Сейчас мы работаем с Красноярском и Вологдой. Там на предприятии по проекту распиливают брус и отправляют к нам. В среднем доставка дома по морю занимает три месяца. За это время мы готовим площадку, подводим коммуникации. Еще полтора-два месяца — и дом собран. Из России приезжает специалист, который руководит индийскими сборщиками.
— А почему все-таки именно русская изба? Может, для маркетинга красивее было бы предлагать дома из канадской древесины, американской? — никак не поймем такой любви к русскому у бизнесмена. В ответ он берет с полки разные бруски.

 — Вот потрогайте.

Мы вертим куски шероховатого дерева.

 — Это канадская сосна, а вот вам русская, — протягивает Прабат другой образец. Ого, наше дерево и правда какое-то мягкое и в то же время прочное. Теплое, как кожа любимой женщины. Бизнесмен словно читает мысли:

 — Совсем другие ощущения, правда же? Потому что в Канаде сосна растет быстро. Ее рубят через пять лет, а в России — только лет через 20. Русское дерево из-за этого прочнее, пропитано смолой.

Но не только это главное. Деревянный дом — это экологичное жилье, полезное для здоровья. И мы это все продаем, мы продаем эмоции! — улыбается Прабат и почему-то сразу же хочется купить у него дом-эмоцию. Вот есть же люди, у которых дар — продавать…
Сейчас в планах у Прабата построить деревообрабатывающее производство в Мумбаи. Завозить материалы из России, а сами дома по проекту распиливать уже в Индии — это ускорит строительство.

 — Мне бы еще русского дизайнера-архитектора выписать, нет у вас таких знакомых? — спрашивает Прабат. — Обещаю хорошую зарплату, если переедет в Индию жить! Очень часто наши клиенты с сомнением относятся к индийским дизайнерам, которые проекты домов готовят. Мол, откуда им знать, как русские дома должны выглядеть? А вот был бы у меня русский архитектор — я бы еще больше стал продавать, — мечтательно говорит бизнесмен.
— А вы в Российский экспортный центр обратитесь за помощью, — подсказываем мы. — Благо он у вас тут рядом появился, в Мумбаи.

Выясняется, что Прабат знает о РЭЦ и возлагает на него большие надежды:

 — Они собираются создать что-то вроде такой паутины, которая бы объединяла бизнесменов, желающих выходить на разные международные рынки. Это очень нужно. Нам важны связи с Россией. Теперь, надеюсь, такая бизнес-связь будет налажена.
Дели: Ах, эта свадьба-свадьба…
Дели: Ах, эта свадьба-свадьба…
В последний день нашего путешествия мы не попали на индийскую свадьбу. Хотя очень хотели. Наступил праздник индийской масленицы — Холи. Все обсыпают друг друга разноцветными порошками, а накануне жгут костры (ну прямо как у нас Масленицу). И при этом не женятся. По календарю индуистов наступает время, в которое миллион местных богов (их действительно в этой древнейшей религии несколько десятков миллионов) не рекомендуют заводить семьи.

Но при чем здесь русский бизнес? Я бы сам в это не поверил, но именно наши создали в Индии интернет-сервис, без которого теперь не обходится ни одна приличная свадьба.
— Мы развиваем в Индии проект для невест и женихов, — говорит руководитель проекта Мария Льянова. Это сайт, который мы масштабировали с российского портала «Горько.ру». Там невесты могут выбрать разные свадебные услуги — заказать банкетный зал, фотографа, вообще все, что нужно для церемонии.
В этот момент к Марии подбегает жизнерадостный индиец, обсыпает ее с ног до головы краской, обнимает и убегает.

— Вот видите, какой интересный рынок Индия, — как ни в чем не бывало продолжает девушка. — Здесь люди всю свою жизнь копят на свадьбу и готовы на нее потратить все свои сбережения. Вот как было не прийти на этот рынок? Мы все проанализировали, просчитали и поняли, что это прекрасное место для нашего бизнеса.

— Ну, а хоть что-то не прекрасное есть здесь для бизнеса? — я, честно говоря, уже устал от довольных предпринимателей и пытаюсь найти хоть какой-то негатив.
— Меня до сих пор здесь расстраивает лишь одно — то, насколько в Индии обесценено время. Знаете, это как у испанцев есть понятие «маньяна». Дословно переводится как завтра. Но в реальности означает — никогда! Здесь вот тоже есть что-то схожее. Потому планировать в Индии крайне сложно. Это у них такая ментальная особенность. Индийцы говорят так: мы пришли в этот мир, чтобы его созерцать. Любое движение, изменение — нарушение гармонии.

 — Но вы же как-то работаете здесь?

 — Мы просто перестали нарушать гармонию, — загадочно отвечает Мария.
ДОСЛОВНО
«РЭЦ расскажет, как достигнуть успеха в Индии»
Представитель Российского экспортного центра в Мумбаи Тимур Векилов:
— Наша задача в Индии — помочь российским экспортерам, чтобы они не ходили здесь в потемках. Мы им четко и прямо объясняем, что надо делать, чтобы развивать здесь бизнес. Для этого у нас есть несколько инструментов. Финансовая поддержка и консультации. Наша задача создать для компании комфортную среду обитания, который в конечном итоге приведет фирму к успеху.

Индия — это один из замечательных рынков для компаний, которые планируют развитие. Он большой, разнообразный, и для любого товара всегда найдутся группы покупателей.
Есть несколько важных моментов, которые нужно понимать, прежде чем попытаться выходить на рынок Индии. В первую очередь надо посмотреть, какая аудитория у вашей продукции, есть для нее ниша в Индии. Второе — какие сертификаты и разрешения нужны. Для каждого продукта есть здесь требования. За консультацией вы можете обратиться к нам в РЭЦ (напрямую по телефону или почитать на сайте). Третий момент. Культурологический. С мясом говядины сюда лучше не идти, например. Обязательно нужно рассчитать себестоимость продукции. И надо учитывать местные налоги, которые на эту стоимость могут влиять.
Еще важный момент. Чтобы добиться успеха на индийском рынке, нужно, чтобы продукт был либо уникальным, либо дешевым. И тогда успех гарантирован. Есть еще одна формула успеха, более сложная. В Индии продается не продукт, а в основном сервис. Например, если у вас есть продукт, на базе которого вы можете сделать сервис, то лучше попытаться продать сервис. Тогда вместе с ним вы продадите продукт. Простой пример. В Индии очень сложно продать бульдозер, но зато можно продать услугу по разравниванию чего-нибудь — дороги какой-нибудь. Поэтому вы везете сюда бульдозер, чтобы оказывать услугу. И это работает!
Андрей Слепнев, генеральный директор Российского экспортного центра:
В рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» РЭЦ создает единую систему продвижения экспорта, которая в перспективе охватит 52 страны. Будут открыты бюро РЭЦ в странах Азии, Европы, Ближнего Востока и СНГ. Уникальность системы состоит в том, что она соединит российские регионы с зарубежными странами напрямую. Центры поддержки экспорта смогут обеспечить взаимодействие с зарубежными представительствами. Иными словами, экспортер сможет прийти в такой центр поддержки в своем регионе и в случае необходимости оперативно связаться с представителем бюро, интересующей его страны за рубежом. Данная коммуникация «регион-иностранная страна» сегодня выстраивается при непосредственном участии центрального звена- Российского экспортного центра. Эффективность этой системы значительно возрастет в рамках реализации нашей цифровой платформы: «одно окно» позволит связать всех участников экспортного процесса. Качество услуг будет оказываться на высоком уровне. По прогнозам, до конца 2019 года в работу ЕСПЭ будут вовлечены 50 сотрудников торгпредств, а к концу 2021 года их число вырастет до 200. Все они пройдут специальный образовательный курс по повышению квалификации на базе курсов Школы экспорта РЭЦ.
СПРАВКА «КП»
Контакты представительства РЭЦ Индии:

400005, Индия, штат Махараштра, г. Мумбаи, район Колаба, Cuffe Parade, Шоппинг Аркада, Граунд Флор, 11, Центр Международной торговли

+7 (985) 233-74-02
Векилов Тимур Эдуардович
vekilov@exportcenter.ru

8-800-550-01-88
info@exportcenter.ru
Узбекистан
В Узбекистане все есть для российского экспортера
Фотоконкурс
Фотоконкурс «Знай наших! Made in Russia»
Главная
Не все то золото, что нефть: как российскому бизнесу заработать на несырьевом экспорте
Комментарии для сайта Cackle
АО ИД «Комсомольская правда». 127287, Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, 1/23, стр. 1. Тел. +7 (495) 777-02-82
По вопросам сотрудничества: up@kp.ru
Made on
Tilda