«Иволга»: с заботой о людях

В России создан городской электропоезд, вобравший в себя все лучшие мировые технологии и дизайнерские решения
В конце 2019-начале 2020 года в столице начнут работу первые два маршрута Московских центральных диаметров - «Одинцово-Лобня» и «Нахабино-Подольск».
Пассажиры поедут по ним на поездах нового поколения - «Иволга», которые уже сегодня стали одним из символов комфортабельности городского транспорта. О том, как внимание к деталям, забота о людях и готовность использовать лучшие мировые технологии помогла «Трансмашхолдингу» (ТМХ) производить в Твери поезд, которым по праву можно гордиться, наша история.

Поезд-птица для города

Современные городские электропоезда «Иволга» пойдут по первым маршрутам Московских центральных диаметров уже через год (фотографии – пресс-служба АО «Трансмашхолдинг»)
До «Иволги» в России подвижной состав специально для перевозок в черте города не выпускали – это первый созданный в нашей стране электропоезд городского типа, аналог наземного метро. Главное отличие таких поездов в том, что они перевозят большое количество пассажиров на относительно небольшие расстояния, с частыми остановками. Соответственно, поезд должен быстро разгоняться и плавно тормозить, должны быть удобные поручни и возможность комфортно войти и выйти – в нашей стране все это впервые реализовано в «Иволге».
Кроме того, внутри электропоезда должно быть много свободного пространства для пассажиров, едущих стоял, чтобы обеспечивать максимальную вместимость. «Это достигается за счет сбалансированности количества сидячих и стоячих мест. В пригородных электропоездах наоборот акцент сделан на места для сидения, что оптимально при передвижении на более длинные расстояния», - поясняет Дмитрий Ковалев, партнер Ernst & Young, руководитель группы проектного финансирования и инфраструктуры в СНГ.
Появление городского поезда обусловила потребность пассажиров в комфортном и современном железнодорожном транспорте, прежде всего, со стороны Москвы, которая развивается в русле мировых урбанистических тенденций и делает ставку именно на железнодорожные перевозки: этот вид транспорта имеет высокую провозную способность и наиболее дружелюбен к окружающей среде.
«Иволги» созданы в России специалистами АО «Трансмашхолдинг» с использованием более 90% отечественных компонентов в конструкции поезда (фото- пресс-служба АО «Трансмашхолдинг»)
Понимая, что в какой-то мере надо будет начинать работу над поездом с чистого листа и создать принципиально новый продукт, инженеры ТМХ тщательно изучили опыт российских и зарубежных коллег-вагоностроителей.

В компании изначально поставили перед собой задачу не адаптировать зарубежную разработку, а дать жизнь принципиально новому продукту для России, состоящему из комплектующих российского производства. И эту задачу выполнить удалось – 90% деталей «Иволги» отечественные.

Успех ТМХ отметил и президент России Владимир Путин во время своего визита на Тверской вагоностроительный завод в январе этого года. Глава государства побывал в цехах, осмотрел готовую продукцию, в том числе и городской электропоезд «Иволга».
Президент РФ Владимир Путин во время осмотра электропоезда «Иволга» в цехе Тверского вагоностроительного завода в январе 2018 года. (фото- пресс-служба АО «Трансмашхолдинг»)
«Посмотрел вашу новую продукцию – супер, просто класс. Это мировой уровень, безусловно, - сказал президент. – И лучше даже, чем мировые образцы…У нас появился еще один конкурентоспособный продукт – это поезд «Иволга».
По уровню технических решений «Иволга» действительно соответствует лучшим зарубежным аналогам, при этом обходится значительно дешевле импортных или локализованных. В частности, ее ремонт обходится на 30% дешевле ремонта зарубежных аналогов.

Однако самое главное для создателей «Иволги» – забота о пассажирах и о машинистах, для которых электропоезда станут местом работы. Внимание к людям имеет огромное значение на каждом этапе создания «Иволги» - от замыслов инженеров и первых «выкроек» из металла до запуска поезда и эксплуатацию и выхода его на маршрут. Поезд проходит на заводе через тысячи человеческих рук и каждый участвующий в производстве поезда оставляет в нем частичку своей души и тепла. И это делает «Иволгу» настоящей живой «птицей».
Андрей Михайлович Соловей, генеральный директор ОАО «Тверской вагоностроительный завод»
Как появилась идея создания «Иволги»?

— Обновление пригородного подвижного состава - одно из перспективных направлений развития железнодорожных перевозок на ближайшие годы. Для ТВЗ, имеющего многолетний опыт создания вагонов локомотивной тяги и производственные мощности, позволяющие одновременно производить различную железнодорожную технику, вопрос освоения новой компетенции - создание электропоездов - было, можно сказать, делом чести и новой вехой в развитии предприятия. Для нас «Иволга», которая задумана, спроектирована и построена на нашем заводе, - это новая компетенция, новый опыт, новые рынки, причем, возможно, не только в России.

Какие цели ставили перед собой разработчики? Какие задачи планировали решить?

— Мы поставили перед собой цель – создать современный отечественный электропоезд, который бы по своим техническим характеристикам, экономичности и уровню комфорта не уступал зарубежным аналогам, а даже превосходил их. Но при этом был бы по-настоящему российским: спроектированным и построенным в России с максимальным использованием российских комплектующих, отвечающий всем требованиям безопасности и надежности (которые, кстати, у нас в стране жестче, чем где бы то ни было), учитывающим особенности эксплуатации и потребности пассажиров.

Электропоезд «Иволга» создавался как базовая платформа, на основе которой в зависимости от потребностей заказчика в дальнейшем могут выпускаться различные модификации поездов, отличающиеся назначением, скоростными характеристиками, составностью, экстерьером и интерьерами.

Какой этап в работе над проектом был самым сложным и почему? Получилось ли преодолеть вызовы?

— Сложность состояла, прежде всего, в том, что никогда ранее электропоездов мы самостоятельно не создавали. Разница же между созданием вагонов и моторвагонного подвижного состава огромная - мы в этом убедились на собственном опыте. Но мы придерживаемся принципа: чем сложнее задача, тем интереснее работа. Мы изучили опыт коллег по ТМХ, основательно поработали с российскими и зарубежными производителями электропоездов - как непосредственно на предприятиях, так и во время международных выставок. Взяли все самое лучшее, современное, надежное и постарались создать лучший отечественный электропоезд с асинхронным двигателем. Опыт эксплуатации двух первых составов «Иволги» дает основания утверждать, что у нас это получилось. А договора на поставку этих поездов для МЦД - дополнительное тому подтверждение.

Каковы, на ваш взгляд, главные преимущества «Иволги» для пассажиров, для заказчиков?

— Безопасность, комфорт и экономичность — вот три главные преимущества, которые, на мой взгляд, удалось реализовать в «Иволге».

«Иволга» отличается плавностью хода, пониженным уровнем шума и вибрации, которые обеспечивают пневморессоры. Поезд оснащён специальной крэш-системой, позволяющей смягчить и даже минимизировать последствия в случае непредвиденной ситуации. Мы интегрировали в состав систему пожарной сигнализации и полуавтоматического пожаротушения. Внедрили и другие решения для безопасности пассажиров: если дверь не закрыта, поезд не поедет; если скорость поезда больше 5 км/ч, двери не откроются. Установлена в «Иволге» и система обеззараживания воздуха, что снижает риск возможного заражения инфекционными заболеваниями.

Для удобства пассажиров мы сделали не три, а две двери, но широкие – 1400 мм вместо обычных 1250 мм, равномерно распределив их по длине состава. Как показывает опыт, это позволяет с комфортом войти в вагон и выйти из него.

В числе преимуществ, которые, безусловно, важны для заказчиков, стоит отметить значительную пассажировместимость поезда, его высокую надежность и ремонтопригодность. А также большой срок службы – 40 лет и более низкую, по сравнению с импортными аналогами, цену.

На маршруты МЦД вскоре выйдет обновленная модель «Иволги». Но будет ли поезд модернизироваться дальше? Какие перспективы у проекта?

— Несомненно. Как уже говорилось, «Иволга» создавалась как базовая платформа и вариативность заложена уже, так сказать, при «рождении». В городском варианте пятивагонные составы «Иволги» эксплуатируются АО «Центральная пригородная пассажирская компания» на маршруте «Москва Белорусский вокзал - Усово», а до этого ходили на маршруте «Москва Киевская - Новопеределкино». Уже создана шестивагонная версия электропоезда ЭГ2Тв «Иволга», предназначенная для эксплуатации на маршрутах МЦД «Лобня – Одинцово» и «Нахабино – Подольск». Эта модификация электропоезда имеет ряд отличий от первой версии «Иволги» - увеличено количество кресел для сидения, установлены багажные полки, в головных вагонах оборудованы велопарковки. По желанию заказчика в дверях предусмотрена система подсчета пассажиров.

В семивагонном исполнении «Иволги» также предусмотрены серьезные изменения, направленные на усовершенствование экстерьерных решений кабины машиниста и глубокий рестайлинг интерьеров, а также введении ряда новых систем и компонентов, повышающих комфорт проезда пассажиров. Контракт на поставку 15 составов «Иволги» в семивагонном исполнении уже заключен. Они будут эксплуатироваться на МЦД. В дальнейшем «Иволга» будет развиваться в зависимости от потребностей заказчиков. Интерес к этим электропоездам есть не только в столице, но и в других регионах России, и даже за ее пределами.

Как рождается «Иволга»

Идеи начинают воплощаться в жизнь
В цехе с таким, казалось бы, лишенным всякого тепла названием - холодно-прессовый – металл с помощью машины плазменной резки разрезается, а затем стальные листы начинают обретать форму и превращаются в детали будущего вагона, из которых потом будут изготовлены стены, пол и крыша поезда.
Первые очертания
В рамно-кузовном цехе «Иволгу» собирают на отдельной линии. Здесь из тонн металла уже вырисовывается силуэт будущего вагона. Но до конца работы еще очень далеко. Над готовой конструкцией еще должны поработать немало специалистов в других цехах, и, прежде всего, в вагоносборочном.
Поезд «Иволга» внутри
Именно здесь «Иволга» становится по-настоящему современной и комфортной: умелые руки мастеров вагоносборочного цеха собирают паззлы из сложной технической «начинки» поезда.
В этом цехе происходит установка кузова на тележки с пневмоподвешиванием, благодаря чему «Иволга» обретает свою знаменитую плавность хода.

Здесь устанавливается и асинхронный тяговый двигатель, который позволяет существенно повысить надежность поезда, сократить эксплуатационные расходы благодаря своей энергоэффективности.

Стены и потолок в «Иволге» также содержат в себе много технологических «фишек». Прежде всего, это автоматически открывающиеся широкие двери, системы климат-контроля и обеззараживания воздуха, Wi-Fi-роутеры, USB-розетки, устройства для автоматического подсчета пассажиров, информационные табло и экраны.

В вагоносборочном цехе монтируются все части интерьера поезда «Иволга», которые обеспечивают комфорт для проезда пассажиров: широкие двери, удобные кресла, многоуровневая система поручней – от вертикальных с «теплым покрытием» до «петлей», просторные туалетные комплексы, велокрепления, крепления для инвалидных колясок и многое другое.
Красим в белый, синий, красный
Участки по окрашиванию на Тверском вагоностроительном заводе можно назвать настоящей мастерской художников: здесь «Иволгу» красят в белый, красный, синий, черный – ее фирменные цвета. Борта вагонов от пола до потолка украшают большими красными буквами «МЦД», в дизайне экстерьера также используются фирменные элементы окраски московского общественного транспорта – знакомые всем «волны».
Процесс окраски также трудоемок и требует предельного внимания и точности: для каждого вагона поезда «Иволга» проводится грунтовка в пять этапов, покраска в специальной камере, сушка при температуре 60 градусов.

Плоды трудов

В октябре этого года результаты кропотливой работы «Трансмашхолдинга» оценил премьер-министр Дмитрий Медведев. Ему показали «Иволгу» во время посещения станции Бекасово-Сортировочное. Медведев прошел по новому составу и осмотрел кабину машиниста.
«Действительно хорошее впечатление оставляет», - сказал Дмитрий Медведев об этом поезде.
Премьер-министр Дмитрий Медведев во время посещения станции Бекасово-Сортировочная
оценил электропоезд «Иволга» (фото - premier.gov.ru)

Впервые «Иволга» вышла на маршрут в 2017 году, когда электропоезд базовой пятивагонной составности начал курсировать от Киевского вокзала Москвы до станции Ново-Переделкино. С конца октября «Иволга» эксплуатируется на маршруте Белорусский вокзал – Усово. Поезд уже успел полюбиться пассажирам АО «Центральная пригородная пассажирская компания».
«Иволга» - это поезда совершенно нового поколения по различным критериям. Они по комфорту и безопасности не будут уступать зарубежным аналогам, а по комплектации и наполнению не потеряют актуальности еще ближайшие 20 лет», - уверен председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
Пятивагонная базовая версия «Иволги» ранее курсировала с Киевского вокзала до Ново-Переделкина, а сейчас ходит с Белорусского вокзала по маршруту Москва-Усово. (фото- пресс-служба АО «Трансмашхолдинг»)
В ближайшем же будущем – уже в конце 2019-начале 2020 гг. – «Иволги» полетят по Московским центральным диаметрам: линиям «наземного метро», которые соединят города Подмосковья через центр столицы. Ожидается, что новые маршруты и качество «Иволги» будут способствовать тому, чтобы многие москвичи и жители Подмосковья пересядут с личных автомобилей на этот новый общественный транспорт.

Задача масштабная, однако «Иволге» ее выполнение по силам, уверены транспортные эксперты.
«Поезд «Иволга» отвечает всем современным требованиям, - комментирует доцент Высшей школы урбанистики НИУ «Высшая школа экономики» Мария Роженко, - Пассажир сегодня ожидает высокий уровень комфорта, который зависит и от интервала и времени движения поездов, и от удобства покупки билетов, и от качества подвижного состава».
Так, проводя в общественном транспорте в среднем более 40 минут в день, современный пассажир хочет не просто быстро доехать до пункта назначения: он хочет поработать, к примеру, ответить на электронную почту, решить некоторые домашние задачи, например, сделать покупки в интернет-магазине, либо почитать книгу - для этого необходимо обеспечить достаточный уровень комфорта пассажира, отмечает Мария Роженко.

«Для этого в «Иволге» есть и Wi-Fi и розетки для зарядки смартфонов и планшетов; не говоря уже о таких необходимых вещах, присущих современному подвижному составу, как кондиционер, информационные табло и крепления для перевозки велосипедов».

Преимуществом в плане комфорта можно назвать и то, что новый подвижной состав позволяет быстрее совершать посадку-высадку, уверены специалисты. «В «Иволге» благодаря увеличенной ширине дверей в вагонах до 1400 мм и отсутствию тамбуров на 10-15% сокращено время посадки-высадки пассажиров из вагона на платформу, - комментирует Алексей Колин, руководитель Центра независимых комплексных транспортных исследований РУТ (МИИТ). - Если в обычных электропоездах с тамбурной компоновкой или даже без тамбурной компоновки для того чтобы пройти в середину салона, нужно как-то лавировать, то в «Иволге» благодаря удобному расположению дверей по центру вагона и отсутствию тамбуров проход более свободный».

Более того, эксперты уверены, что «Иволга» продолжит менять представление пассажиров об общественном транспорте в лучшую сторону. «Это вполне естественно вытекает из конструкционных особенностей, из оформления салона, из функционального наполнения поезда, - комментирует Татьяна Гайноченко, доцент кафедры управления транспортно-экспедиционным обслуживанием Государственного университета управления. - Весь новый подвижной состав, который выходит сейчас на улицы Москвы, отвечает актуальным потребностям, и я как пользователь могу сказать, что и у меня самой, и у всех тех, с кем я разговаривала, только положительные эмоции по использованию именно такого подвижного состава в качестве общественного транспорта. Поэтому, я думаю, «Иволга» - это приятное продолжение этой тенденции».

Итак, чем же еще будет привлекательна «Иволга» для пассажиров?

Пространство комфорта

Эстетика
Дизайн экстерьера и интерьера «Иволги» отвечает самым высоким эстетическим требованиям и создан с участием ведущих европейских дизайн-бюро, специализирующихся на транспортной тематике. Однако главное здесь не эстетика сама по себе, хотя и она, безусловно, важна, а то, какую атмосферу она создает – уюта и покоя. Так, в оформлении вагонов поезда «Иволга» использованы элементы так называемого бионического дизайна: изгибы линий и деталей интерьера, цвета и материалы позаимствованы у природы. Это, как показали исследования психологов, позволяет человеку чувствовать себя в поездке гораздо комфортнее.
Простор
Все пассажиры отмечают, что в «Иволге» ощущают себя комфортно за счет того, что в поезде нет тамбуров и много свободного места: широкие двери и проходы между сидениями, просторные площадки у дверей и отсутствие тамбуров – все это позволяет, как заявляют пассажиры, не чувствовать себя в замкнутом пространстве. Кроме того, бестамбурная конструкция поезда позволяет пассажирам легко перемещаться по составу.
Всегда на связи
Базовая потребность современного горожанина – быть постоянно на связи. «Иволга» удовлетворяет ее в полной мере: пассажиры поезда смогут бесплатно пользоваться Wi-Fi, а также заряжать телефоны и планшеты - для этого в каждом вагоне поезда установлено по 16 USB-розеток, расположенных у входных дверей поезда, а также рядом с сидениями.
Тишина
У «Иволги» плавный ход, а также низкий уровень шума и вибрации, благодаря примененным в конструкции поезда тележкам с пневмоподвешиванием.
Комфорт в любую погоду
В «Иволге» тепло зимой и прохладно летом - стабильную температуру в поезде поддерживают современные климатические системы, работающие в автоматическом режиме. Кроме того, зимой в поезде работают «тепловые завесы», расположенные у входных дверей в поезд: когда двери будут открываться, поток теплого воздуха будет препятствовать проникновению холода в салон.
Также в салонах «Иволги» работают системы обеззараживания воздуха на базе бактерицидных ультрафиолетовых ламп. Эти системы очищают воздух от болезнетворных бактерий и защищают пассажиров от инфекционных заболеваний.
В курсе всего
Пассажиры «Иволги» могут увидеть всю информацию о поездке – название ближайшей станции или платформы, а также маршрут следования – на электронных информационных табло, которые устанавливаются в каждом вагоне «Иволги». Кроме того, здесь будут указаны дата поездки, время, температура внутри салона и «за бортом», а также информация о том, какое количество пассажиров в вагонах поезда в данный момент.

Последнюю цифру выдаст автоматическая система подсчета пассажиров, которая будет установлена в поезде «Иволга» для МЦД. В проемах входных дверей вагонов появятся специальные датчики, с помощью которых система будет фиксировать входящих и выходящих из вагонов пассажиров. Причем система сможет распознавать лица пассажиров. Данные будут поступать на пульт машиниста, а также передаваться по GSM-каналу в единый диспетчерский центр. Пассажиры с помощью мобильного приложения увидят загруженность поезда и при необходимости перейдут в вагон, где меньше людей.
С заботой о каждом
Создатели поезда позаботились о каждой группе пассажиров – о тех, кто путешествует с большим багажом, велосипедом или передвигается в коляске.

Так, в широкие двери «Иволги» гарантированно проходит багаж любого размера, который можно свободно разместить на специальных стеллажах или полках, а также велосипеды, которые можно разместить на специальных велокреплениях, расположенных в головных вагонах поезда (всего таких креплений в поезде восемь).
Кроме того, «Иволга» адаптирована под потребности маломобильных групп граждан: в головных вагонах поезда установлены специальные пандусы, предусмотрены крепления для инвалидных колясок, а туалетные комплексы просторные и рассчитаны на то, чтобы ими было удобно воспользоваться людям с ограниченными физическими возможностями.

Дифференциация областей вагона по цвету пола станет дополнительным указателем для пассажиров с нарушением зрения. Кроме того, все надписи в «Иволге» продублированы шрифтом Брайля.

Широкие двери, отсутствие тамбуров и свободные проходы между сидениями станут настоящим спасением для пассажиров с колясками с маленькими детьми – теперь можно будет с комфортом входить в вагон даже с коляской для близнецов и свободно по нему перемещаться. Дополнительное удобство для пассажиров с детьми – пеленальные столики в туалетах поезда «Иволга».
Комфорт в «Иволге» обеспечивает и освещение, работающее в соответствии с биоритмами человека: утром и днем оно более яркое, а вечером – приглушенное, способствующее расслаблению.
В Иволге комфортно не только ехать пассажирам, но и работать машинисту: его кабина обустроена по последнему слову техники, а еще она – самая просторная из ныне существующих в России. В то же время цифровая система управления поездом упрощает процесс работы машиниста: она обеспечивает поддержку, сбор и сохранение информации о режимах его движения (в том числе с удаленным доступом), а также мониторинг технического состояния состава в режиме реального времени (с возможностью передачи в режиме онлайн).

Сквозь город быстрее и удобнее

Поезда «Иволга» способны реально разгрузить общественный транспорт Москвы. Эксперты по транспорту предполагают, что запуск проекта московских центральных диаметров разгрузит транспортную инфраструктуру столицы на 10-12% благодаря тому, что пассажиры предпочтут проезд на наземном метро поездке на других видах транспорта. А удобный новый поезд – одна из причин выбора именно МЦД для ежедневных поездок.

Как отметил мэр столицы Сергей Собянин, благодаря МЦД и развитию столичной подземки длина наземного и подземного метро Москвы вырастет в три раза по сравнению с 2010 годом и превысит тысячу километров. На данный момент известно о планах создания пяти диаметров, общий пассажиропоток которых превысит 330 млн человек в год.
«Московские центральные диаметры будут большой протяженности, будут перевозить пассажиров из одних населенных пунктов области через весь город в другие города Подмосковья. Вся система будет функционировать как городская транспортная сеть, и специфика перевозок по диаметрам будет идентична пассажирским городским перевозкам, к примеру, на автобусах и трамваях», - комментирует Заведующий кафедрой МАДИ, директор Транспортной ассоциации Московской агломерации (ТАМА) Норайр Блудян.
То есть проект позволит развивать интермодальные или так называемые «бесшовные» перевозки, когда человек переходит с одного вида транспорта на другой, и добирается до места назначения, по сути, не выходя на улицу. Например, с диаметра «Одинцово-Лобня» пассажиры смогут сделать пересадки на 12 станций метро, две станции Московского центрального кольца и шесть радиальных направлений Московской железной дороги. На маршруте «Нахабино-Подольск» будут пересадки на 13 станций метро, семь станций радиальных направлений МЖД и на две станции МЦК.
«Стремление к бесшовности пассажироперевозок – главный тренд в развитии городского транспорта, – комментирует коммерческий директор по развитию пассажирского транспорта ТМХ Александр Лошманов. – Эта система позволит пассажиру с комфортом пересаживаться с пригородного поезда на метро, трамвай или автобус. В русле этого тренда и создается проект МЦД, по первым маршрутам которых пойдут «Иволги».
При этом график работы МЦД будет синхронизирован с графиком работы метрополитена: «Иволги» будут ездить с 5.30 утра до 1.00 ночи.

В часы пик они будут ездить по МЦД с интервалом 5-6 минут. А значит, жителям Подмосковья можно будет забыть о расписании и технологических перерывах в середине дня – люди смогут по-другому планировать свое время.

Ожидается, что МЦД не только позволит сократить время в пути в два раза, но и сделает пригородный железнодорожный транспорт удобнее за счет возможности оплаты проезда картой «Тройка», современных пассажирских сервисов и единой привычной навигации.

На сегодняшний день известно, что по первым двум маршрутам МЦД пойдут 39 поездов «Иволга» (24 шестивагонных и 15 семивагонных): конкурсы АО «Центральная ППК» - оператора первых двух линий МЦД – «Тверской вагоностроительный завод» выиграл в марте и октябре 2018 года.
Фото: Пресс-служба АО «Трансмашхолдинг», пресс-служба ОАО «Тверской вагоностроительный завод»
АО ИД «Комсомольская правда». 127287, Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, 1/23, стр. 1. Тел. +7 (495) 777-02-82
По вопросам сотрудничества: up@kp.ru
Made on
Tilda