— Как появилась идея создания «Иволги»?
— Обновление пригородного подвижного состава - одно из перспективных направлений развития железнодорожных перевозок на ближайшие годы. Для ТВЗ, имеющего многолетний опыт создания вагонов локомотивной тяги и производственные мощности, позволяющие одновременно производить различную железнодорожную технику, вопрос освоения новой компетенции - создание электропоездов - было, можно сказать, делом чести и новой вехой в развитии предприятия. Для нас «Иволга», которая задумана, спроектирована и построена на нашем заводе, - это новая компетенция, новый опыт, новые рынки, причем, возможно, не только в России.
— Какие цели ставили перед собой разработчики? Какие задачи планировали решить?
— Мы поставили перед собой цель – создать современный отечественный электропоезд, который бы по своим техническим характеристикам, экономичности и уровню комфорта не уступал зарубежным аналогам, а даже превосходил их. Но при этом был бы по-настоящему российским: спроектированным и построенным в России с максимальным использованием российских комплектующих, отвечающий всем требованиям безопасности и надежности (которые, кстати, у нас в стране жестче, чем где бы то ни было), учитывающим особенности эксплуатации и потребности пассажиров.
Электропоезд «Иволга» создавался как базовая платформа, на основе которой в зависимости от потребностей заказчика в дальнейшем могут выпускаться различные модификации поездов, отличающиеся назначением, скоростными характеристиками, составностью, экстерьером и интерьерами.
— Какой этап в работе над проектом был самым сложным и почему? Получилось ли преодолеть вызовы?
— Сложность состояла, прежде всего, в том, что никогда ранее электропоездов мы самостоятельно не создавали. Разница же между созданием вагонов и моторвагонного подвижного состава огромная - мы в этом убедились на собственном опыте. Но мы придерживаемся принципа: чем сложнее задача, тем интереснее работа. Мы изучили опыт коллег по ТМХ, основательно поработали с российскими и зарубежными производителями электропоездов - как непосредственно на предприятиях, так и во время международных выставок. Взяли все самое лучшее, современное, надежное и постарались создать лучший отечественный электропоезд с асинхронным двигателем. Опыт эксплуатации двух первых составов «Иволги» дает основания утверждать, что у нас это получилось. А договора на поставку этих поездов для МЦД - дополнительное тому подтверждение.
— Каковы, на ваш взгляд, главные преимущества «Иволги» для пассажиров, для заказчиков?
— Безопасность, комфорт и экономичность — вот три главные преимущества, которые, на мой взгляд, удалось реализовать в «Иволге».
«Иволга» отличается плавностью хода, пониженным уровнем шума и вибрации, которые обеспечивают пневморессоры. Поезд оснащён специальной крэш-системой, позволяющей смягчить и даже минимизировать последствия в случае непредвиденной ситуации. Мы интегрировали в состав систему пожарной сигнализации и полуавтоматического пожаротушения. Внедрили и другие решения для безопасности пассажиров: если дверь не закрыта, поезд не поедет; если скорость поезда больше 5 км/ч, двери не откроются. Установлена в «Иволге» и система обеззараживания воздуха, что снижает риск возможного заражения инфекционными заболеваниями.
Для удобства пассажиров мы сделали не три, а две двери, но широкие – 1400 мм вместо обычных 1250 мм, равномерно распределив их по длине состава. Как показывает опыт, это позволяет с комфортом войти в вагон и выйти из него.
В числе преимуществ, которые, безусловно, важны для заказчиков, стоит отметить значительную пассажировместимость поезда, его высокую надежность и ремонтопригодность. А также большой срок службы – 40 лет и более низкую, по сравнению с импортными аналогами, цену.
— На маршруты МЦД вскоре выйдет обновленная модель «Иволги». Но будет ли поезд модернизироваться дальше? Какие перспективы у проекта?
— Несомненно. Как уже говорилось, «Иволга» создавалась как базовая платформа и вариативность заложена уже, так сказать, при «рождении». В городском варианте пятивагонные составы «Иволги» эксплуатируются АО «Центральная пригородная пассажирская компания» на маршруте «Москва Белорусский вокзал - Усово», а до этого ходили на маршруте «Москва Киевская - Новопеределкино». Уже создана шестивагонная версия электропоезда ЭГ2Тв «Иволга», предназначенная для эксплуатации на маршрутах МЦД «Лобня – Одинцово» и «Нахабино – Подольск». Эта модификация электропоезда имеет ряд отличий от первой версии «Иволги» - увеличено количество кресел для сидения, установлены багажные полки, в головных вагонах оборудованы велопарковки. По желанию заказчика в дверях предусмотрена система подсчета пассажиров.
В семивагонном исполнении «Иволги» также предусмотрены серьезные изменения, направленные на усовершенствование экстерьерных решений кабины машиниста и глубокий рестайлинг интерьеров, а также введении ряда новых систем и компонентов, повышающих комфорт проезда пассажиров. Контракт на поставку 15 составов «Иволги» в семивагонном исполнении уже заключен. Они будут эксплуатироваться на МЦД. В дальнейшем «Иволга» будет развиваться в зависимости от потребностей заказчиков. Интерес к этим электропоездам есть не только в столице, но и в других регионах России, и даже за ее пределами.