Десять лет назад в истории столицы случилось эпохальное событие. Впервые с 1935 года, когда в границы разросшейся Москвы вошел десяток областных городов, ее территория увеличилась в 2,5 раза. Белокаменная вплотную приблизилась к Калужской области. 148 тысяч гектаров земли на юго-западе Подмосковья — с жилыми микрорайонами многоэтажек, большими и маленькими поселками, дачными кооперативами, удивительными историческими памятниками, усадьбами, предприятиями, густыми лесами, озерами, реками и целым наукоградом с научно-исследовательскими институтами — вошли в состав Москвы.

Новой Москве

10 лет
Рассказываем, как за эти годы преобразились присоединенные территории.
К 10 административным округам столицы, смелым решением властей, добавилось еще два — Троицкий и Новомосковский, в которые вошли 19 сельских поселений и два городских округа, Троицк и Щербинка, до присоединения к столице разбросанные по Подольскому, Ленинскому и Наро-Фоминскому районам области. Москвой стала также часть Одинцовского и Красногорского районов Подмосковья.
По столичным меркам, тогда «новая московская земля» была почти что целиной: в 2012 году на этой огромной территории жило всего 235 тысяч человек. Многие москвичи поначалу не скрывали скепсиса: они не могли представить, что эту «дикую пустошь» можно органично вплести в систему столичной агломерации. Прошло 10 лет — и весь скепсис улетучился. Присоединенные территории превратились в самодостаточный город со столичным уровнем жизни. А его население увеличилось аж в 2,4 раза.
После расширения границ привычный всем «кругляш» Москвы на карте изменился до неузнаваемости. Как многие шутили, смотря на «хвост», выросший на юго-западе Белокаменной, «столица нарядилась в юбку». В первое время непросто было привыкнуть к новому образу города. Но спустя десятилетие уже кажется, что такой Москва была всегда.

В обиходе присоединенные территории — огромный полигон для смелых градостроительных экспериментов и воплощения грандиозных планов, стали назвать Новой Москвой. Так и прижилось.
Причины и последствия
В своих прежних границах столица в 2012 году уже почти задыхалась. Миллионы людей каждый день стремились из спальных окраин в центр — кто на работу, кто на учебу, кто погулять в уютном парке, кто потратить деньги в модном магазине или кафе. Загруженные дороги, зашкаливающие показатели маятниковой миграции, «пробки» в метро — и власти, и градостроители отлично понимали, что центростремительный вектор развития главного города страны нужно постепенно менять, иначе недалеко до коллапса. И благодаря присоединению части Подмосковья появилась возможность кардинально изменить саму суть «градостроительной эволюции» Москвы. По смелому замыслу, присоединенные территории должны были сделать Москву полицентричным городом, оттянуть часть людей на себя, привлекая их и рабочими местами, и магазинами, и парками со стадионами и музеями.
Спустя 10 лет после расширения столичных границ эта идея уже не кажется фантастической. Сегодня у жителей Новой Москвы практически нет необходимости часто бывать в центре. В Троицком и Новомосковском округах есть все для комфортной жизни. Мало того, они — главная точка роста не только столичной агломерации, но и всей России.

Чтобы сегодня мечты стали реальностью, в 2012 Москва вступила в большую стройку, которая не закончилась до сих пор. Присоединенные территории были для градостроителей словно чистый лист, который предстояло «раскрасить». При этом было принято решение — вопреки традиции предыдущих поглощений областных земель, на этот раз никакого массового сноса на обжитой людьми территории не будет. Старое было решено улучшать, новое — возводить на пустующих просторах. Благо, их в Новой Москве было много.
У руля
По традиционной для Москвы схеме руководство нового округа было поручено префекту. Должность для жителей области новая и непонятная. Если части Одинцовского и Красногорского районов просто органично «втекли» в зону ответственности пограничных окружных префектур, то в Троицком и Новомосковском округах, которые для централизации управления объединили в одну административную единицу под аббревиатурой ТиНАО, создали собственную префектуру, в подчинение которой попали администрации поселений и городских округов. Плюс при правительстве Москвы было создано целое специальное подразделение, отвечающее за преображение Новой Москвы — Департамент по развитию новых территорий (ДРНТ).

Бывшие областные жители, однажды утром проснувшиеся москвичами, начали осваивать новый вид взаимодействия с властью — открытые встречи. Ни одно градостроительное решение за прошедшие 10 лет в новых округах не было принято без предварительного обсуждения с народом. Но даже казалось бы спорные нововведения всегда в итоге оборачивались тем, что лучше для людей, которые, кстати, первым делом после расширения столичных границ получили все московские льготы — дотации, выплаты, субсидии и городские надбавки к пенсиям. Зарплаты в Новой Москве тоже довольно быстро сравнялись с московскими.
И пройти, и проехать
А потом началась большая стройка. Первым делом власти начали создавать дорожную сеть. Без дорог, позволяющих людям свободно передвигаться по городу и связывающих две части преображенной Москвы, у грандиозной затеи создать в ТиНАО новые центры притяжения были все шансы с треском провалиться. Бывало, на первых порах люди интересовались: а когда в поселении появится, например, новый дом культуры? И тогда то мэру столицы Сергею Собянину, то главе ДРНТ Владимиру Жидкину, то префекту ТиНАО Владимиру Набокину, как бы им самим не хотелось поскорее создать в Новой Москве комфортную во всех отношениях среду, приходилось сдерживать желание горожан здравым «сначала дороги!». Без возможности беспрепятственно доехать с присоединенных территорий в любую точку исторической части столицы новые москвичи чувствовали бы себя жителями отдаленной окраины. А такого никто не собирался допускать.
В итоге за 10 лет узкие и уже плохо справляющиеся с потоком машин Калужское, Боровское, Варшавское и Киевское шоссе, связавшие старую и новую части столицы, превратились в современные широкие скоростные автомагистрали с надземными переходами для пешеходов и заездными «карманами».

Практически с нуля был создан новый дорожный каркас: крупные трассы получили дополнительные выходы на МКАД через удобные многоуровневые развязки, при этом между поселениями присоединенных округов появились внутренние дороги, по которым сегодня можно перемещаться по Новой Москве, минуя Кольцевую.
Кроме того, были реконструированы Можайское шоссе, автодорога от Минского до Боровского шоссе, построен путепровод через Белорусское направление МЖД вблизи платформы «Жаворонки» и множество локальных дорог внутри и между поселениями.
Транспортный коллапс отменяется
Знаковым событием стало открытие в 2017 году первого в Новой Москве транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Саларьево» площадью 15,5 гектара. До этого ничего подобного на присоединенных территориях не было. На одной из здешних перехватывающих парковок можно оставить машину и, не выходя на улицу — потому что весь комплекс ТПУ находится под крышей, пересесть на автобус, электричку или метро и быстро доехать, куда нужно. Удобно, экономно, комфортно.
Кстати сказать, развитие транспортного каркаса в Новой Москве за минувшие 10 лет шло, как было принято писать в советской прессе, опережающими темпами. Для того, чтобы новые москвичи при желании могли спокойно обходиться без личного автомобиля, а значит, в ТиНАО открыли новые автобусные маршруты, на крупных трассах для них сделали выделенные полосы. Конечно же, не забыли и про электрички. За прошедшие годы весь железнодорожный подвижной состав, курсирующий между старой и новой частями столицы, был обновлен. Вместо электричек-ветеранов с твердыми сидениями и узкими проходами на маршруты здесь вышли современные «Ласточки» и «Иволги»: с кондиционерами, кучей места между рядами удобных кресел и зарядками для телефонов. На Киевском направлении Московской железной дороги, которое должно стать частью будущей МЦД-4 (Московские центральные диаметры — ред.) и Курском — ставшем основой для МЦД-2, появились новые комфортабельные остановки и пригородные вокзалы. Где-то отреставрировали старые, где-то построили новые.
Факты и цифры
За последние 10 лет количество автобусных маршрутов в Новой Москве увеличилось на
77%
95
с
до
168
Но самое главное транспортное достижение десятилетия — появление на присоединенных территориях метро. Кажется, таких темпов, как с 2012 по 2021, столичное метростроение не набирало никогда. За это время карта Московского метрополитена существенно изменилась: в Новой Москве было открыто аж 8 метростанций.
На Калининско-Солнцевской линии:
8A
Озерная
Солнцево
Боровское шоссе
Новопеределкино
Рассказовка
На Сокольнической линии:
1
Румянцево
Саларьево
Филатов Луг
Прокшино
Ольховая
Коммунарка
Но это только начало. Еще 13 станций метро находятся сейчас в стадии проектирования или строительства.
Наземный вестибюль станции Ольховая и платформа станции Румянцево
Факты и цифры
В результате за последнее десятилетие ежесуточный поток пассажиров на наземном городском пассажирском транспорте всех видов вырос на
152%
132,7
от
тысяч
до
336
тысяч
Так Новая Москва поехала, и это стало настоящим прорывом.
Жить нужно в радость
Параллельно здесь строилось жилье и социальные объекты — школы, детские сады и поликлиники. Москва пришла на присоединенные земли со своим комплексным подходом в освоении территории: новые жилые микрорайоны и кварталы должны быть «сбалансированными». Это значит, что в их окрестностях обязательно должно быть все, что нужно человеку.

А еще здесь должно быть красиво и уютно. По столичным стандартам благоустройства. С качественными и безопасными детскими и спортивными площадками во дворах, парковочными карманами, хорошим освещением, газонами и зеленью. Она, кстати, стала главной «фишкой» Новой Москвы, которая, по изначальной задумке, ни в коем случае не должна была превратиться в «каменные джунгли».

Честно признаться, в Подмосковье в 2010 отгрохать в чистом поле несколько одиноких жилых высоток было нормой. Застройщики не очень-то беспокоились о том, как люди будут выезжать на главные дороги, где будут учиться дети и как далеко жителям придется добираться до ближайшей больницы. Для московских стандартов это было неприемлемо.

Столица ступила на областные земли, «измученные» хаотичной застройкой с выстроенной концепцией комфортной городской среды. В итоге в построенных за 10 лет жилых кварталах ТиНАО — все в шаговой доступности или там, куда удобно и быстро можно доехать на общественном транспорте.
Комфортабельные жилые микрорайоны выросли около Пыхтино и в Рассказовке, в Московском и Ватутинках, в Коммунарке и Николо-Хованском. В Саларьево, Коммунарке, Марьино, Середнево и т. д.

Еще одной важной особенностью жилой застройки стала ее разноэтажность, зависящая от удаления от старых границ Москвы. Ближе к МКАДу начали строить высотки, дальше от кольца — низкоэтажные дома, гармонично вписывающиеся в зеленую зону Новой Москвы, почти половину которой занимает лес. Один только Ульяновский лесопарк и Мещерский лес, где до сих пор можно встретить реликтовые деревья, чего стоят!
И учиться, и лечиться
Одна за другой для жителей новых микрорайонов открывались поликлиники, больницы, школы и детские сады. Если до прихода Москвы за качественным медобслуживанием будущие новые москвичи ехали обычно в историческую часть столицы, а места в детский сад можно было ждать не один год, то уже через два-три года после присоединения к столице все кардинально изменилось. Садиков сегодня здесь в достатке — комфортных, современных, школ — в том числе больших, рассчитанных более чем на 1000 учеников, тоже, а за качественным лечением не нужно никуда ехать.
Про последний пункт в списке нужно сказать отдельно. Больница в Коммунарке — это целый медкомплекс, оснащенный новейшим оборудованием. Самый настоящий «город здоровья», ставший во время пандемии коронавируса одним из главных рубежей столицы в борьбе с распространяющейся инфекцией. Лучшее современное оборудование, отличный персонал и комфорт для пациентов — таких «медицинских гигантов» при области даже в проектах не было.

Медицинский комплекс — с профильными отделениями, отделением лучевой диагностики, множеством операционных, кабинетами физиотерапии и лечебной физкультуры, реанимациями, перинатальным центром, аптекой, складами и лабораториями — занял 13 гектаров земли и сдавался постепенно. Первый корпус принял пациентов с ковидом уже в самом начале пандемии.
Инфекционная больница в Вороновском
А в самый ее разгар, в апреле 2020, в ТиНАО открылся клинический центр инфекционных болезней «Вороновское». Его отстроили с нуля всего за месяц. При этом вороновская «инфекционка» — не временный госпиталь, каких потом в Москве появилось множество. Это оборудованный по последнему слову техники стационар, с запасом прочности, рассчитанным на десятилетия. Если в 2012 году в поликлиниках и больницах новых округов работало всего 383 медика, то сейчас — 816. Что называется, почувствуйте разницу.
Работать — подано
Обеспечивая жителей нужными социальными объектами, власти, конечно же, не забывали про магазины, торговые и деловые центры, офисные здания, склады. Только за прошлый год в Новой Москве ввели в эксплуатацию почти 4,2 миллиона квадратных метров недвижимости, в том числе около 3,5 миллиона квадратов жилья. Часть построили на бюджетные деньги, а часть — за счет частных инвесторов. Чем больше проходило времени, тем привлекательнее Новая Москва становилась для инвестиций. Вкладывать туда капитал стало выгодно и перспективно.

Факты и цифры
трлн.
в виде инвестиций
За 10 лет в развитие Новой Москвы было вложено порядка
рублей
3
По сравнению с 2012 годом их число увеличилось на 90%.
торговли и услуг
тысяч
На территории ТиНАО расположено свыше
предприятий
6,1
Логично, что в ТиНАО довольно быстро появилась работа. За 10 лет здесь было создано свыше 182 тысяч новых рабочих мест. Если сразу после присоединения к Москве их было 84,8 тысячи, то сейчас эта цифра выросла до 267 тысяч. Рост — более чем в 3 раза! И, по словам экспертов, дефицита рабочих мест в Новой Москвы на сегодняшний день нет. Даже наоборот: свободных вакансий здесь сегодня больше, чем претендентов на них.
Супер -, мега-
В списке есть и мегапроекты, которые без присоединенных территорий в столице вряд ли бы когда-нибудь появились. Во-первых, это один из крупнейших инновационных кластеров России — ИЦ «Сколково», где создаются и выводятся на рынок стартапы. На его базе сегодня создается масштабный Международный медицинский кластер (ММК). Начался он с открытия в 2018 диагностического центра израильской клиники «Хадасса». Но уже в ближайшие 5−7 лет в кластер войдут порядка 10−15 клиник из разных стран мира. Во-вторых, агрокластер «Фуд Сити» в поселении Сосенское. Целый продуктовый мир. Его открыли в 2014 году. За 8 лет здесь было продано более 8 млн тонн продовольствия.
Инноцентр «Сколково» и Международный медицинский кластер
Еще один глобальный строительный проект Новой Москвы — общественно-деловой район в Рублево-Архангельском. С тех пор, как часть области присоединилась к столице, здесь кипит стройка. Но закончить ее планируется только к 2030 году. В нем будет создано более 75 тысяч рабочих мест. А чтобы в район было удобно добираться всем жителям Москвы, до 2028 года здесь планируется построить две станции метро.

Также в Новой Москве вовсю идет строительство и самого крупного в России музейного фондохранилища в Коммунарке. Здесь разместятся фонды 19 московских и четырех федеральных музеев, в том числе Государственного исторического музея и Третьяковской галереи.
Стройка, без которой нам не жить
Но одно дело мегапроекты — они впечатляют, восхищают, а другое — так называемое сопутствующее строительство. За прошедшие годы Новая Москва пережила поистине гигантскую «инфраструктурную стройку». Сотни километров газопровода были заменены, построены электроподстанции, обновлены линии электропередачи. А благодаря новой системе водоотведения, которая здесь появилась, в ТиНАО пришла московская питьевая вода.
А еще за прошедшие годы столица отремонтировала в поселениях здания полицейских участков, открыла новые пункты МЧС, оснастила все необходимой техникой, организовала обустроенные по последнему слову техники ветеринарные станции, пожарные депо, вертолетные площадки для экстренных служб. Мелочь, вроде бы, по сравнению с размахом жилищного и дорожного строительства, но разве может без всего этого город жить нормально?

Уже забылись те времена, когда в поселениях не хватало пожарных машин, а те, что были, не могли порой из-за непроходимых подъездных путей проехать к водоемам, чтобы пополнить запасы воды. Сейчас такого нет.
Не последнее по значению
В поле внимания градостроителей попали дома культуры — их привели в порядок, в каких-то поселениях отстроили заново физкультурно-оздоровительные комплексы и новые библиотеки, ставшие самыми современными многофункциональными медиакомплексами. Пока шла стройка, власти справедливо решили не оставлять новых москвичей без услуг, доступных в столице. В поселения приезжали мобильные библиотеки, поликлиники на колесах, автолавки, даже портативный планетарий радовал ребятню видами звездного неба.
Спортивный парк в поселке Ватутинки
Конечно же, не обошла стороной Новую Москву реновация. В программу обновления жилого фонда вошли 250 домов. Неизвестно, сколько их жильцам пришлось бы ждать новых квартир, если бы 10 лет назад не было принято решение о расширении столичных границ. Для строительства было утверждено 14 стартовых площадок. Два новых дома уже построены.

Словом, за десять лет существования пережила настоящую эволюцию. Из разрозненных «кусков» Подмосковья она стала местом, где удобно жить и работать. Большую часть населения присоединенных территорий сегодня составляет молодежь не старше 45 лет, которой хочется жить на природе и быть окруженной всеми благами цивилизации и комфортом.
Придумано и сделано в Новой Москве
Новая Москва нарастила свой промышленный и инновационный потенциал. В общей сложности здесь сейчас работает более 190 крупных, средних и малых предприятий пищевой, фармацевтической, радиоэлектронной, машиностроительной и др. отраслей.

Промышленные и инновационные предприятия ТиНАО, производящие жизненно важную продукцию для города:

  • ООО «ПрофильДоорс» специализируется на межкомнатных дверях и различной фурнитуре. Сегодня предприятие размещается в границах ТиНАО на территории площадью 5,4 гектара;
  • Щербинский лифтостроительный завод — один из крупнейших производителей не только в городе, но и в России. За пять лет предприятие произвело почти 47 тысяч лифтов;
  • «Нетканика» — один из ведущих отечественных производителей нетканых материалов, таких как спанмелт и спанбонд. Они обладают высокими фильтрующими и барьерными свойствами, включая защиту от проникновения вирусов;
  • НПП «Циркон Сервис» специализируется на производстве, оборудовании и техническом обслуживании пассажирских вагонов повышенной комфортности;
  • Компания СИНИКОН, столичный производитель полипропиленовых труб для систем канализации и водоотведения;
  • Российский центр гибкой электроники — производитель промышленных партий тонкопленочных транзисторных матриц и ключевых компонентов для широкого спектра устройств по технологиям гибкой электроники;
  • Троицкий инновационный территориальный кластер, специализирующийся на новых материалах, лазерных и радиационных технологиях;
  • Технопарки «Тиснум» и «Техноспарк».
Все в гости к нам!
На повестке дня — развитие туристического потенциала Новой Москвы. А он есть. Ведь здесь находится 372 объекта культурного наследия, в том числе усадьбы Остафьево, Валуево, Вороново, Филимонки, Красное, Старо-Никольское, Измалково, Гусева полоса, Крекшино и другие. Частично некоторые музеи и памятники здесь уже отреставрированы, другие еще ждет обновление. Согласно Генплану, утвержденному в 2017 году, на их базе со временем планируется создать историко-культурные и туристическо-рекреационные центры, которые могут стать новыми точками роста.

Кстати, немного о новом Генплане. Его здесь принимали всем миром. Десятки встреч с жителями, сотни предложений и корректировок, споры, доказательства и чуть ли не скандалы. Все пережили. И приняли в итоге документ, в котором четко прописаны все принципы, по которым развивается Новая Москва. Вот они:
1
Комплексное развитие
Создание районов, в которых человек будет жить, работать, учиться и отдыхать. Все должно быть в пешей доступности.
2
Комплексное развитие
Cоздание новых точек роста, центров производственной, деловой и социальной активности.
3
Опережающее развитие инфраструктуры
Cоздание новых точек роста, центров производственной, деловой и социальной активности.
Сохраняется рекреационная роль природных территорий, а их экологический потенциал бережно и эффективно используется в интересах жителей и для сохранения биоразнообразия.
Экологичность
4
Так было и так будет.
Дизайнер
Евгений Кучук
Менеджер проекта Елена Назаренко
Фото
Текст
Оксана Крученко
Мos.ru, Архив ИД «Комсомольской Правды», Агентство «Москва», Пресс-служба МЧС города Москвы, Shutterstock, Роман Вуколов/ТАСС
Руководитель проекта
Елена Тарасова