Как сделать ребенка финансово грамотным и уберечь от денежных проблем в будущем? Учим детей правильно распоряжаться карманными деньгами
БЕЛЯКОВ Евгений
Журналист «КП»
По данным экспертов, 3 из 4 семей в России дают детям карманные деньги. Кто-то больше, кто-то меньше. Но при этом только треть родителей регулярно разговаривают с детьми о деньгах и лишь в 12% семей вместе с чадами обсуждают доходы и расходы.
Начинаем со школы
Большинство психологов советуют давать карманные деньги начиная с младшего школьного возраста. Один из главных критериев - осознанность ребенка. Чтобы на вопрос, на что ты хочешь потратить деньги, был внятный ответ. Второй критерий - опыт самостоятельных покупок в магазинах (под вашим присмотром). Если он не боится попросить товар у продавца, знает, как расплатиться на кассе, и может посчитать сдачу, значит, он готов к карманным деньгам.
- Когда у ребенка нет денег, то у него, конечно, возникает меньше соблазнов. Но какой-то минимум ему все равно нужен, чтобы он не чувствовал свою ущербность по отношению к сверстникам, - считает психолог Вадим Куркин.
Даем раз в две недели
Сумма зависит от материального положения семьи. С одной стороны, денег должно хватать для того, чтобы купить что-то приятное. А если поднакопить, то и стоящее. С другой стороны, у ребенка не должно быть слишком много денег - так ему сложнее почувствовать их ценность.
Оговорите заранее, в какой день будут выдаваться деньги и какая сумма. Можно начать с коротких сроков, а потом постепенно их удлинять. Предупредите: если потратит все сразу, то придется ждать следующей «получки». Правило выдерживать нужно строго. Ребенок должен понять, что его ресурсы ограничены , только тогда он научится их планировать.
Обучаем бережливости
Важно выработать навык разумной экономии. Приучайте ребенка выключать свет, выходя из комнаты, экономить воду. Рассказывайте о способах экономии денег так, будто это игра. Можно дать подростку ответственное задание - например, найти, где выгоднее всего купить ту или иную вещь. Главное - не жалуйтесь на жизнь при ребенке, объясняя, почему даете ему мало денег. Ваша цель - сформировать у ребенка правильное представление о деньгах, а не комплекс неполноценности.
Большинство психологов советуют давать карманные деньги начиная с младшего школьного возраста. Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ
Заводим журнал желаний
Пусть у ребенка будет цель. Обсудите мечты и приоритеты ребенка. Запишите их в специальный журнал желаний. Заведите привычку заглядывать туда вместе и обсуждать, что можно купить прямо сейчас, а на что придется подкопить.
Деньги лучше складывать в красивую копилку. Пусть ребенок видит, как она наполняется. Ритуальное разбивание копилки и покупка желанного товара - логичное завершение процесса накопления. Главное - никогда и ни при каких обстоятельствах не забирать деньги из нее для общих семейных расходов. Это деньги ребенка, к ним нужно относиться с уважением.
Копим капитал на 18-летие
Продвинутые родители заводят специальный счет на ребенка, к которому он сможет получить доступ, только когда ему исполнится 18 лет.
- Когда дочке было три года, я завел для нее специальный счет в страховой компании и каждый год откладывал туда определенную сумму, - говорит Владимир Савенок, автор книги «Миллион для моей дочери». - Но когда ей исполнилось 18, мы поняли, что ее фантазии пока хватает только на развлечения. Сделали подарок на совершеннолетие и продолжили копить. В 25 - 30 лет эти деньги будут нужнее.
Это интересно
Школьный рюкзак: как правильно выбрать
Роспотребназдор составил рекомендации по выбору школьного ранца
Подробнее
ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ
Нужно ли поощрять или наказывать наличкой?
Родители любят мотивировать детей деньгами, оплачивая их работу по дому. Это не лучшая идея, ведь ни мама, ни папа зарплаты за мытье посуды или пола не получают. Объясните, что уборка - обязанность каждого члена семьи, чтобы сделать дом уютнее и чище.
За пятерки тоже не нужно платить - здесь должна быть другая мотивация, не финансовая. Деньгами, наоборот, можно убить интерес к предмету. К такому выводу склоняются все психологи. Отбирать их за двойки или прогулы - тоже неправильно. Если вы все же решили снизить довольствие за плохое поведение, важно предупредить об этом ребенка заранее, объяснить причину и сократить его доходы только после повторного проступка.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«Пусть ребенок учится на ошибках сейчас, а не во взрослой жизни»
Елена Красавина, финансовый советник, соавтор книги «Дети и деньги. Растим миллионера»:
- Научить управлять деньгами - то же самое, что научить плавать или играть на скрипке. Невозможно все это сделать только в теории. Поэтому главный совет - просто дайте ребенку деньги. Но действуйте последовательно и имейте в виду, что первое время он будет ошибаться. Вот два важных принципа:
1. Постепенность
Чтобы человек научился хорошо играть на скрипке, ему никто не даст сразу концерт Вивальди. Идут от простого к сложному. Такой же принцип должен быть и в деньгах. Чем старше становится ребенок, тем больше расходов он оплачивает из карманных денег. В идеале к 18-летию подросток уже должен получать раз в месяц определенную сумму от родителей и полностью распределять ее на свои нужды начиная от одежды и репетиторов и заканчивая походом в «Макдоналдс» после учебы.
2. Ответственность
Человек никогда не учится на чужих ошибках - только на своих. Родителям лучше заранее приготовиться к тому, что ребенок будет тратить на ерунду все карманные деньги разом, забывать про обязательные расходы и «выходить за бюджет». Но лучше будет, если он все это пройдет сейчас. Гораздо хуже, если процесс обучения начнется после получения первой зарплаты и растянется на годы потерь, неподъемных кредитов и прочих дорогостоящих ошибок. Поэтому родитель должен стать таким же терпеливым и понимающим наставником, как и в начале первых шагов и прописей своего малыша.
Это интересно
Вред и польза мобильного телефона для школьника
Лишь в некоторых школах ученикам запрещают приносить с собой телефон. «Комсомолка» решила рассказать, какой вред и пользу приносят для школьника мобильный телефон