9 сериалов о любимых певцах: «Магомаев? А кто это?»
Магомаев не похож! Мулявин был не таким! Высоцкий – это же просто смешно! Все было совсем не так. Выход сериала о всенародно любимом артисте всегда влечет за собой споры – и новую волну интереса к нему и его творчеству. Многосерийные фильмы Первого канала «Магомаев», «Вертинский», «Петр Лещенко», «Анна Герман», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Эти глаза напротив» и «За полчаса до весны» – тому подтверждение.
1. «Магомаев» (Первый канал)
Как часто актеру, берущемуся за роль знаменитого человека, мешает огромная известность и значимость своего героя! Ответственность просто парализует артиста! Но у Милоша Биковича, играющего Муслима Магомаева, данной проблемы не было: сербский актер плохо знал, кто это.
«Должен признаться, что до этого проекта я немногое знал о Магомаеве, так как не жил здесь и не рос на этих песнях, – вспоминает Милош Бикович. – Сначала я отказался участвовать, мне не понравился первый парик. А потом мне позвонили друзья-продюсеры с вопросом: «А ты вообще знаешь, КТО такой Муслим Магомаев? Просто почитай-послушай». Продюсерам очень нравилось, что мы внешне похожи. Я начал готовиться к роли, смотрел много его интервью, документальные кадры с ним – к счастью, таких материалов достаточно. Но нам пришлось придумывать, как бы он выглядел в ситуациях, когда за ним не следила камера – например, в моменты гнева. Надеюсь, у нас получилось».
Биковича выбрала из многих кандидатов на роль легендарного певца его жена Тамара Синявская. Она же выбирала и актрису на роль себя самой. Молодую Синявскую сыграла «королева красоты» Ирина Антоненко – победительница конкурса «Мисс Россия – 2010».
Главные роли в «Магомаеве» играют и песни, исполненные голосами Муслима Магомаева и Тамары Синявской. В нем звучат легендарные магомаевские «Королева красоты», «Синяя вечность», «Свадьба», композиции из мультфильма «По следам бременских музыкантов» и многие другие. А в исполнении Тамары Синявской – «Нежность» и партии из оперы «Кармен».
Сейчас идет повтор сериала!
2. «За полчаса до весны» (Первый канал)
Создателей сериала «За полчаса до весны» консультировала дочь основателя ВИА «Песняры» Владимира Мулявина Марина. Она рассказывала, каким был ее отец в семье, привозила личные вещи своей мамы Лидии Кармальской и общалась с актерами, исполнявшими роль ее отца – их было трое: Даниил Васильев, Глеб Калюжный и Артем Волобуев. Волобуев, играющий зрелого Мулявина, подозревает, что Марина Владимировна не сразу приняла его в этой роли. Но к концу съемок ее мнение совершенно изменилось!
«Мы все знаем Владимира Мулявина на сцене, – говорит Артем Волобуев. – Есть много исторической хроники: интервью, записи с концертов, видео с гастролей. С их помощью я изучал жесты и поведение музыканта – и как звезду Мулявина я, кажется, уловил. Но про его другую, обычную жизнь никто ничего не знал. И здесь мне очень помогла его дочь. Марина рассказала, что дома Владимир Мулявин был абсолютным ребенком, не таким серьезным лидером как в коллективе, а когда задумывался, крутил усы. Я взял это на вооружение. Когда в один из съемочных дней Марина приехала на площадку и увидела меня, она была поражена сходством с ее отцом. В тот момент она сказала: «Оставьте нас, я хочу побыть с папой».
А Глеб Калюжный, играющий молодого Мулявина, до слез тронул сооснователя «Песняров» Владислава Мисевича. «Как-то после съемок ко мне подошла режиссер Оксана Барковская, – вспоминает Калюжный, – и сказала, что из-за моего сходства с Мулявиным на плейбеке заплакал Мисевич! Для меня и всей съемочной группы это была важная похвала».
За саундтрек в фильме «За полчаса до весны» отвечал музыкальный продюсер Виталий Новиков, работавший с «Песнярами» в 1980-е годы.
«В кино мы делали аранжировки, максимально приближенные к оригиналу, – рассказывает Виталий Новиков. – Все композиции были перепеты и переиграны в классической стилистике «Песняров». За Владимира Мулявина и его брата Валерия Мулявина пел Олег Аверин, выступавший в ВИА «Песняры» с 1993 года. За Леонида Борткевича — Андрей Усанов, который был главным солистом «Песняров» с 2008-го. За Анатолия Кашепарова — Вячеслав Исаченко, пришедший в легендарный ВИА в 2013 году. За героиню Алю Елисееву поет Наталья Орлова. В записи также принимали участие заслуженные артисты Беларуси, солисты «Песняров» — Владислав Мисевич и Валерий Дайнеко. Мы использовали только три оригинальные записи — «На што бабе агарод», «Добры вечар, дзяучыначка» и «Вологда». Их деликатно почистили, где-то немного доиграли поверх записи для более качественного звучания – ведь все записывалось много лет назад и далеко не на лучшем оборудовании. Очень гордимся тем, что практически полностью смогли отреставрировать арии из рок-оперы «Песня о доле». А вот с художественным свистом было не просто, сейчас этим почти никто не занимается, и исполнителя мы искали очень долго. В результате свистел за Лидию Кармальскую Эдуард Мачкалян — врач-стоматолог, доцент, завкафедрой Витебского медуниверситета».
3. «Высоцкий. Спасибо, что живой» (4 серии, Первый канал)
Обычно родные лишь консультируют создателей биографических фильмов, но «Высоцкий» стоит особняком. Сценарий 4-серийной картины написал сын Владимира Семеновича Никита Высоцкий. Он основан на реальных событиях: в июле 1979 года во время гастролей в Узбекистане сердце Владимира Высоцкого остановилось…
«Эту историю мне рассказал Сева Абдулов сразу после того, как отец умер, – вспоминает Никита Высоцкий. – И я с ней жил 25 лет. Я не знал, что это будет – киносценарий, художественная книга об отце или спектакль, но она меня очень зацепила. И однажды Константин Эрнст предложил мне писать сценарий игрового фильма об отце. К тому времени было снято сотни три документальных фильмов о Высоцком, каких-то передач, телевизионных проектов, выпущены десятки, если не сотни книжек мемуарного характера, тысячи интервью. Это делали примерно одни и те же люди. Они просто ходили по кругу, и к тому времени эта документально-мемуарная шахта была уже полностью выработана, искать там было уже нечего. Очевидно, пришло время сделать первый художественный фильм о Высоцком».
Хотя картина основана на реальных событиях, в нее вошли некоторые сцены и события, взятые из других эпизодов жизни Высоцкого, – в другом месте, в другое время – и соединившие некоторых людей, которые, возможно, и не сталкивались друг с другом именно в тот момент, о котором рассказывает фильм.
«Я считаю, фильм правдивый – продолжает Никита Высоцкий. – Это не правда документа, но художественная правда, которая, на мой взгляд, иногда нужнее и выше, чем правда факта. Основное, чем я руководствовался, – своими разговорами с близкими отцу людьми сразу после того, как все произошло в 1980-м году. Сейчас, когда люди пишут мемуары, они фильтруют то, что рассказывают. Они многого не помнят, многое допридумывают. Они думают, как будут выглядеть в этих мемуарах. А то, чем я руководствовался, то, откуда мои чернила брались – это период моего становления, пора такой общей искренности… Она была не для печати, не для мемуаров, не для истории. Просто люди говорили, что-то рассказывали друг другу, в том числе и мне. И мне, может быть, больше, чем кому-то другому: во-первых, я хотел этого, а, во-вторых, я был сыном их друга, и им хотелось со мной об этом говорить».
Грим Сергея Безрукова для роли Высоцкого ежедневно занимал 4 часа. Еще полтора часа уходило на разгримирование. Уникальная технология силиконово-пластикового грима создавалась 6 месяцев. Решение образа Высоцкого было для своего времени революционным. Сниматься в этом гриме Безрукову пришлось в сложнейших условиях: павильонные съемки в Москве летом 2010-го совпали с пиком жары. Тогда были побиты все температурные рекорды, в Подмосковье горели леса, был ужасный смог. Московские съемочные группы приостановили работу – за исключением группы «Высоцкого». В павильонах от жары перегорели кондиционеры. «Но всех, – вспоминает режиссер Петр Буслов, – объединил какой-то удивительный творческий запал. Все знали, что делаем фильм про Владимира Семеновича. Отношение к нему невероятное! И эта мысль, если обычно говорят, что она грела, то в данном случае она нас охлаждала».
4. «Шаляпин» («Россия 1»)
Шаляпин, как и Вертинский, занимает особое место в истории русской культуры. «Человек, появившийся из ниоткуда и превратившийся во всемирно известного оперного певца, равных которому не было», — коротко и четко характеризует его продюсер сериала Екатерина Жукова. Кстати, «Шаляпин» — первая экранизация невероятных изгибов судьбы великого баса большой сцены.
Режиссер проекта Егор Анашкин переслушал все оперы, которые исполнял певец, как и пересмотрел все сохранившиеся видео театральных постановок с его участием. И точно не зря, стильно введя в действо не придуманные, а словно бы реальные выступления Шаляпина. Вокальные партии исполнил один из самых знаменитых голосов современной оперной сцены – Ильдар Абдразаков.
Актерские пробы в сериал длились полгода, самым последним был утвержден… исполнитель главной роли. «Через шесть месяцев «проб и ошибок», пересмотрев всех, кого возможно, мы все-таки остановились на Александре Горбатове, — призналась продюсер Мария Ушакова. — Честно говоря, я изначально не видела в этой роли никого, кроме Саши: он и по экспрессивности своей, и по фактуре, и по голосу очень подходит на эту роль».
По фактуре, конечно, спорно. Все же Александр Горбатов худее своего прототипа, но художники по костюмам попросту уплотняли борта пиджаков актера, и в кадре он смотрелся по-шаляпински объемным. Кроме этого, Горбатову сделали стрижку знаменитого баса, попутно осветлив волосы, но и это еще цветочки: для белоснежной улыбки и круглолицести актеру вставляли виниры и подкладывали к деснам специальные гелевые наполнители.
«В Шаляпине было то, что мы по-русски называем самобытностью, — охарактеризовал своего героя Горбатов. — Всю жизнь его душа — широкая, необъятная — рвалась наружу в его голосе, который был слышен на весь мир. В то же время мы в фильме старались показать не только историю самого Шаляпина, но и судьбу русского театра того времени, и события, которые повлияли на людей — и на артистов в том числе». А еще в сериале показали отношение певца к женщинам, к творчеству, к деньгам, да и к себе самому в разные жизненные моменты. Именно неоднозначность поведения и поступков Шаляпина, показанная в проекте, вызвала живой зрительский отклик.
5. «Петр Лещенко. Все, что было…» (Первый канал)
Шаляпин называл Лещенко «патефонным певцом» и «хорошим исполнителем глупых песенок», но очень его любил и плакал на концертах. У самого Шаляпина было гораздо меньше пластинок, потому что патефоны не могли воспроизвести всю мощь его баса. А Лещенко как раз прекрасно звучал в записи.
О сходстве Хабенского с Петром Лещенко говорила вдова певца Вера Лещенко: она не успела увидеть фильм: он вышел в 2013 году, а Веры Георгиевны не стало в 2009-м.
Консультантом картины стала ее подруга Ольга Петухова. Она рассказывала: «В Лещенко уживались деликатность, сдержанность, скромность и сила характера. Так что, когда мне сказали, что Константин будет играть главную роль, я очень обрадовалась. Лет 15 назад, когда Вера впервые увидела Хабенского, она сказала, что он ей очень напоминает Петра Константиновича. Не только внешне, но и своим поведением, потому что в Лещенко удивительно уживались деликатность, сдержанность, скромность и сила характера. Поначалу меня немного смущало, что в фильме будет звучать не оригинал, а кавер-версии песен Лещенко. Но вскоре стало очевидно: Константин Юрьевич очень недурно поет и своей харизмой он сможет влюбить в Петра Лещенко тех, кто до сегодняшнего дня был незнаком не знаком с творчеством певца».
Юного Лещенко играет Иван Стебунов, которому о его сходстве с Хабенским говорили с первого курса театрального, причем те же самые педагоги, которые учили и Константина: оба актера окончили Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Над увеличением сходства Хабенский и Стебунов упорно работали. Чтобы придерживаться одной манеры исполнения роли, Константин посещал съемочные дни Ивана, а тот, в свою очередь, приезжал посмотреть на игру Константина.
«Мы даже специально копировали друг друга – движения, жесты, манеры, мимику, улыбку, взгляд», – вспоминает Иван Стебунов. – Сходство должно было быть максимальным! Наконец-то наша похожесть пригодилась для общего дела».
6. «Вертинский» (Первый канал, KION)
В том же 2013 году, когда на Первом вышел сериал о Петре Лещенко, возникла идея снять кино о еще одной, причем куда более крупной звезде эстрады того времени – Александре Вертинском.
«Однажды ночью мне позвонила моя хорошая знакомая Анастасия Александровна Вертинская и спросила: «Костя, не хотите ли вы сделать фильм о моем папе? У него была довольно интересная жизнь». Я подумал, что грех отказываться», – вспоминает генеральный директор Первого канала и продюсер проекта Константин Эрнст. К работе должны были приступить в 2014-м, однако по экономическим причинам проект был заморожен и съемки начались лишь через несколько лет.
Хотя история Вертинского в сериале охватывает 37 лет, его играет только один актер – Алексей Филимонов, которому до этого случая доставались, как он сам говорил, лишь роли «иркутских гопников». Алексей утверждает, что у него с Вертинским решительно ничего общего: «С Вертинским я схож лишь принадлежностью к актерской профессии. Но в остальном – мы совершенно разные: он был очень нежным и чувствительным человеком, я – не такой. И играл я свое ощущение от Вертинского. В глубине души во время съемок чувствовал, что он меня «поддерживает». Я всегда ему говорил про себя «спасибо»». Но Филимонов играет знаменитого шансонье так ярко, тонко и убедительно, что в отсутствие сходства сложно поверить.
Филимонов исполняет в сериале все 10 песен, которые там звучат. Поскольку до съемок он не пел 12 лет, для их записи он три месяца занимался с педагогом по вокалу. Несколько песен в его исполнении до начала съемок отправили Анастасии Александровне Вертинской – и получили ее одобрение.
7. «Король и Шут» (Кинопоиск)
Сериал о культовой российской группе из начала 00-х презентовали как панк-сказку. Вроде и подлинная история коллектива, но с внушительными порциями мистики. Действие выстроено как погружение в биографии двух основателей «КиШа» с акцентом на сюжетах их песен, которые показаны в жанре фэнтези.
Автор текстов группы Андрей Князев был максимально задействован в создании сериала, он выступил как один из сценаристов, а также как один из продюсеров. «Это история нашего творчества. Красивая история, когда все по факту, по делу, как оно было», — объяснял он. Поддержал работу и брат погибшего солиста группы Михаила Горшенева (Горшок) – Алексей (фронтмен «Кукрыниксов»), именно он написал музыку к сериалу, звучащей помимо хитов «Короля и Шута» в проекте.
Открытием сериала стал исполнитель главной роли Константин Плотников, который был просто неотличим от своего прототипа. «Я случайно в Интернете увидел информацию о том, что нужен актер на роль Горшка, и сразу же решил попробовать. Во-первых, я с юности слышу о том, что похож на Михаила Горшенева. Помню, как несколько лет назад у меня откололся зуб, так только ленивый не сказал, что я – вылитый Горшок», — признался актер.
8. «Эти глаза напротив» (Первый канал)
Альбом песен Вертинского стал лебединой песней героя сериала «Эти глаза напротив» Валерия Ободзинского. Он записал его в начале 1990-х после молчания длиной в несколько лет – на это его сподвигла гражданская жена певца Анна Есенина, благодаря которой певец почти поборол свои пагубные зависимости и смог вернуться на сцену.
Ободзинский был одним из самых ярких и популярных артистов 1970-х. Объездил с концертами всю страну, у него были слава и деньги. А потом он почти одномоментно все потерял: и любовь, и веру в себя. Развелся с женой, ушел со сцены, дошел почти до полной нищеты, работал сторожем на галстучной фабрике… Валерий думал, что его звезда уже закатилась, – но тут встретил одну из своих преданных поклонниц – ту самую Есенину.
Играющий Ободзинского Алексей Барабаш признался, что у них с певцом слишком много общего: «Роль Валерия Владимировича далась мне непросто – и физически, и эмоционально. Я нашел много параллелей в наших жизнях, мне даже неловко об этом говорить – это очень личное. Налаживая нашу астральную связь, я слушал его чудесные песни… Он был бесспорно талантливым человеком, но судьба подкинула ему шанс испортить свою жизнь – и именно этим шансом Ободзинский воспользовался. И в этом его трагедия. Но музыкант прожил именно такую жизнь, какую прожил. У него не получилось быть более уступчивым, лояльным – и в результате он принес в жертву самого себя и свой талант…».
Создателей кино консультировали дочери певца Анжела и Валерия Ободзинские и его последняя спутница жизни Анна Есенина. Анна предоставила для съемок все свои архивы – записные книжки, блокноты, фотографии и письма! Анжела и Валерия тоже помогали по мере сил и возможностей. Валерия, в частности, занималась оцифровкой музыкальных записей отца на студии «Мелодия». Общаться с ними напрямую Барабаш не хотел: боялся, что это помешает работе над ролью. А интересующие его вопросы задавал через коллег.
Сериал охватывает 40 лет жизни Ободзинского, и для последнего периода Алексею Барабашу делали сложный пластический грим. А певца в молодости сыграл Вячеслав Чепурченко – кстати, не только прекрасный актер, но и один из сильнейших участников шоу «Ледниковый период».
9. «Анна Герман» (Первый канал)
«Все наши мамы любили Анну Герман. Все они наверняка плакали под ее «Эхо любви». Я же имел удовольствие покататься на коньках с Таней Навкой под песню Герман, – говорит Марат Башаров, играющий влюбленного в маму Анны генерала НКВД. – Мы делали в «Ледниковом периоде» номер на «А он мне нравится, нравится, нравится». Я эту песню даже не слышал, ее нашла Таня, предложила мне, мы ее прослушали, и я ей зажегся. Мы сделали очень смешной и в то же время трогательный номер… Анна Герман была особенной, Богом поцелованная. И голос, и талант, и внешность, все было особенное, не такое как у всех. Этим, наверное, трогает и трогала: своими песнями, своей душой».
Маму Анны сыграла Мария Порошина, а саму выдающуюся певицу – польская актриса Йоанна Моро. Йоанна свободно говорит по-русски, поскольку выросла в Литве. Владение русским и внешнее сходство с Анной оказались удачным совпадением! Молодая актриса знала об Анне Герман меньше, чем Милош Бикович о Магомаеве. Зато ее мама, случайно узнав что подруга уговаривает Йоанну пойти на кастинг на роль некоей Анны Герман, ахнула: «Да это же любимая певица твоего деда!» И напела песню «Человеческая судьба», которая часто звучала у них дома, когда Йоанна была маленькой. Тогда актриса загорелась желанием сыграть Анну.
Главным консультантом съемочной группы стал муж Анны Герман Збигнев Тухольский. Посмотрев рабочие материалы и поговорив с продюсерами, он так поверил в этот проект, что передал создателям сериала права на использование оригинальных фонограмм певицы. Так что в этом фильме поет сама Анна Герман!
Главное фото: кадры из фильма