Вспоминаем отечественные сериалы о музыке и музыкантах, герои которых зарабатывают на хлеб с помощью скрипок, гитар и голосовых связок.
«Ранетки» (2008-2014)
Редкий случай — поп-группа, о которой рассказывал сериал, существовала на самом деле, причем еще до того, как проект был запущен в производство. Девичий музыкальный коллектив «Ранетки» засветился в саундтреке сериала «Кадетство», и о красотках с гитарами решено было сделать отдельную многосерийку, оказавшуюся невероятно успешной. Здорово помогло регулярное пребывание на ТВ и музыкальному развитию «Ранеток», на пике карьеры сумевших собрать дворец спорта «Лужники». Правда, в своем именном сериале «Ранетки» дотянуть до финала не смогли — в заключительном шестом сезоне о них уже никто не вспоминал, а главными действующими лицами стали участники группы «Балабама».
«Детка» (2012)
Сергей Шнуров всегда хотел быть многостаночником, преуспевающим и в музыке, и на ТВ, и даже в политике. Что касается актерских амбиций Шнура, то они до «Детки» подпитывались преимущественно эпизодическими ролями, по которым определить размер таланта артиста было сложно. Главная роль в 20-серийном амбициозном телепроекте о похождениях потертой рок-звезды Кости «Кастета» Подольского стала суровым экзаменом для Сергея, который он с треском провалил — оказалось, чтобы быть актером, надо не только уметь быстро запоминать и складно произносить текст, но и вкладывать в него хоть какие-то эмоции. Монотонность, которой Шнур наполнял экранное пространство, не смогли компенсировать своей зажигательной игрой ни Валентина Лукащук (дочь Кастета), ни Сергей Рост (менеджер Подольского). Появление в кадре певицы Натальи Гулькиной, хэви-метал-хулигана Сергея «Паука» Троицкого и рэпера Noize MC лишь подсластили предложенную зрителям унылую пилюлю.
«Консультант. Лихие времена» (2018)
В первом сезоне «Консультанта» его главный герой, сотрудничающий с органами правопорядка психолог Вячеслав Широков (Кирилл Кяро), ловил на стыке 80-90-х маньяка, скажем так, стандартного. А вот во втором Широков уже охотился за душегубом творческим, терроризировавшим солисток женской поп-группы, которая явно была списана с легендарной «Комбинации». Ради поимки мерзавца Широков отправляется с группой в гастрольный тур по российской провинции, благодаря чему мы получаем весьма живописный портрет отечественного шоу-бизнеса лихого десятилетия — обшарпанные ДК, бандитские «крыши», открывающие рот под чужую «фанеру» размалеванные девицы.
«Эти глаза напротив» (2015)
8-серийный телефильм рассказал о взлетах и падениях Валерия Ободзинского, талантливого певца, который не знал нот, но зато знал путь к сердцам женщин, которые творчество одесского трубадура обожали. Несмотря на то, что фильм показывали на Первом канале, в нем достаточно откровенно был продемонстрирован советский гастрольный угар, сопровождавший путешествия дамского любимца по стране. В остальном сериал «Эти глаза напротив», названный в честь одной из самых популярных песен Ободзинского, за рамки стандартной телебиографии не вышел.
«Кураж» (2014)
Один из многочисленных мужей Аллы Пугачевой Александр Стефанович формально снимал фильм о своей экс-супруге, тактично названной в сериале Галлой. Но на самом деле, конечно, «Кураж» — это фильм о себе любимом, молодом и безумно талантливом режиссере, без которого карьера простушки Галлы точно бы не состоялась. При выборе актера на роль самого себя в молодости Стефанович также не поскупился на комплименты в свой адрес — мужа Галлы сыграл высокий и красивый Владимир Фекленко, известный по роли Николая Тарасова в культовой криминальной саге «Глухарь».
«Пётр Лещенко. Всё, что было…» (2013)
Сериал о жизни невероятно популярного в первой половине прошлого века певца показали сначала на Украине, и лишь спустя четыре года он добрался до Первого канала. Несомненной удачей стал подбор исполнителей главных ролей: у Константина Хабенского внешне много общего с Петром Лещенко, ну а Иван Стебунов, играющий Лещенко в молодости, выглядит так, словно только что отснялся в очередных сериях «Убойной силы» в роли Игоря Плахова. По сути, необходимость всерьез гримировать актеров отпала еще на стадии кастинга.
«Магомаев» (2020)
Выход сериала о легендарном азербайджанском баритоне пришелся на пик популярности югославского актера Милоша Биковича, только что «выстрелившего» в кинопрокате с незатейливой комедией «Холоп». Но если в «Холопе» участие Милоша, говорящего по-русски с акцентом и постоянно нуждающегося в переозвучке, вызывало вопросы, то в «Магомаеве» появление актера выглядело куда более уместным — уж больно похож на знаменитого певца оказался Бикович. И пусть артисту опять понадобился дублер, сходство югослава с Магомаевым стало главным козырем этого целом достаточно среднего сериала.
«90-е. Весело и громко» (2018)
Симпатичная история о паре оболтусов, мечтающих играть рок, но вынужденных лабать модный музон в ресторане в компании таких же музыкантов-неудачников. Интересен проект прежде всего неплохо воссозданным колоритом лихого десятилетия: красные пиджаки, пейджеры, «мобилы» размером с кирпич — всего этого в кадре в избытке. Хорошей музыки, впрочем, тоже хватает. Одной из фишек сериала стали ключевые герои 90-х (Федор Бондарчук, Илья Лагутенко и др.) — сами они в силу необратимых возрастных изменений в кадре не появляются, но актеры, их играющие, порой выглядят весьма убедительно.
«Анна Герман. Тайна белого ангела» (2012)
Телерассказ о родившейся в СССР и невероятно популярной в нашей стране польской певице был сделан с размахом, соответствующим таланту артистки. В съемках 10 серийной ленты участвовали творческие бригады из России, Украины, Польши, Хорватии и Италии (в частности, роль Адриано Челентано исполнил полноценный итальянец Микеле ДиДжакомо), а сценарий лично утверждал вдовец певицы Збигнев Тухольский. Тем не менее не всем зрителям пришлось по душе достаточно вольное обращение авторов с биографией певицы.
«Утесов. Песня длиною в жизнь» (2006)
Фильм охватывает чуть ли не все восемьдесят с лишним лет жизни легендарного певца и актера, поэтому в нем Леонида Осиповича сыграли аж пять артистов — Владислав Гончар (детство), Кирилл Ивковский (отрочество), Владимир Жеребцов (юность), Марат Башаров (молодость), Богдан Бенюк (зрелость). Не успев привыкнуть к одному Утесову, зрители вынуждены были привыкать к другому. В итоге публика недовольно ворчала: мол, зачем пихать в кадр очередного актера, лучше бы с помощью грима состарили предыдущего — смотреть было бы проще.
«Рожденная звездой» (2015)
Образ главной героини, советской певицы Клаудии Коваль, является своеобразным миксом из знаменитых артисток 50-60-х — ее отношения с композитором Павлом Шаховским (Игорь Петренко) напоминают о тандеме Эдиты Пьехи и Александра Броневицкого, а ее репертуар , в который входит песня «Черный кот», отсылает к Тамаре Миансаровой. Также в героине Марины Александровой можно обнаружить что-то и от других звезд того времени — Майи Кристалинской, Аиды Ведищевой, Нины Бродской.
«Ландыш серебристый 2» (2004)
Если полнометражный комедийный фильм «Ландыш серебристый» был посвящен истории раскрутки лишь одной певицы, то в сделанном на основе фильма сериале герои, столичные музыкальные продюсеры, работали уже с несколькими артистами различной степени одаренности. Режиссер Тигран Кеосаян сумел достаточно безболезненно перенести похождения продюсеров Левы (Александр Цекало) и Стаса (Юрий Стоянов) в телеформат, и зрители не без удовольствия продолжили наблюдать за живописным закулисьем отечественного шоу-бизнеса.
А вам какие русские музыкальные сериалы понравились больше всего?