От «Волчка» до «Ольги»: Пять лучших ролей Яны Трояновой
Вспоминаем творческую эволюцию популярной уральской актрисы.
Ее называют «королевой чернухи», но это совсем не так. Яна Троянова умеет вытащить на белый свет темные краски души человека, что есть у каждого. На этом, собственно, и строится творческий метод актрисы, которую уже сегодня можно смело называть народной. «КП» вспоминает самые яркие роли Трояновой.
«Волчок» (2009)
Фильм, снятый мужем Яны, режиссером Василием Сигаревым — это и современная драма, и переосмысление народного эпоса, которым нас пугали перед сном, и поэма про любовь. Троянова сыграла (и озвучила за кадром) безымянную мать маленькой девочки, зарезавшей из-за ревности другую женщину. По легенде этот сюжет Яна принесла из жизни, а драматург Сигарев тонко выписал сценарий и снял ее. Так страшноватая сказка претворилась в жизнь. Девочка растет — мама за кадром продолжает сказ. Так сплетается кино и документальная реальность, которую актриса усугубила сверхдостоверным существованием в кадре. Нагловатая рыжая мать, навсегда травмированная девочка, бабка, что берет ее на попечение — отношения героев на фоне криминальной, типично русской фабулы, сплетаются в трепетный нонфикшн, манифест любви дочери к никогда не любившей ее матери.
«Жить» (2012)
Получив порцию заслуженных наград и дифирамбов за «Волчка», тандем Сигарев-Троянова продолжил победоносное шествие по России. Через три года вышла еще одна картина, где режиссер отдал жене главную роль. «Жить» — альманах утрат. Фильм, в котором сплетаются три похожие истории. Где Троянова отвечает за образ вставшей на путь истинный наркоманки. Пытаясь вытащить возлюбленного из болота, она собирается венчаться вместе с ним, но вместо этого теряет единственную любовь. Серую и пустынную реальность фильма Яна вновь смогла наполнить светом искренности и неподдельной энергии. За легким отчуждением и даже будто пренебрежением нормой в кадре Троянова скрывает неистовую боль, потому что за год до съемок потеряла сына Николая, который сам ушел из жизни. С тех пор детей у актрисы не было.
«Кококо» (2012)
На контрасте с тяжелейшим «Жить» в том же году у Трояновой выходит более легковесная картина — бытовая социальная трагикомедия «Кококо» Дуни Смирновой. Где Яна в очередной раз словно играет саму себя. Провинциалка Вика из Екатеринбурга (Троянова родилась в Свердловской области) приезжает в Питер развлечься и селится у интеллигентной научной сотрудницы кунсткамеры Лизы (Анна Михалкова). Два мира — два шапиро. Волна и камень, лед и пламень. Как угодно можно называть это столкновение культур внутри обставленной антиквариатом питерской квартиры, но роль у Трояновой снова получилась потрясающая: за непричесанностью, хабалистой харизмой и неуютной женской угловатостью скрывается обнаженное сердце неиспорченного мегаполисом человека из провинции. Нутряная правда и соль земли обильно посыпают рафинированную систему ценностей петербурженки — и открывают ей глаза на хтоническую Россию, понимать которую она столько лет пыталась по книгам русских классиков.
«Страна ОЗ» (2015)
Третья совместная работа семейного подряда Сигарева и Трояновой — новогодняя черная трагифарсовая комедия. В компании уважаемых и заслуженных артистов (Инна Чурикова, Евгений Цыганов, Александр Баширов, Гоша Куценко и др.) Яна воплощает образ Ленки Шабадиновой, которая вместе с сестрой готовится жестко отомстить обидчику-мужику, подкараулив его в подъезде со смачными звездюлями. Заканчивается операция грустно для сестер, но от того еще веселее — ведь в абсурдистском безумии (Ирку бросают с балкона, водитель под бутиратом везет старушку, подруга размахивает фаллоимитатором, а продавщица реализует товар в ларьке, стоя в одних трусах) особенно отчетливо проявляется человеческая сущность. «Страна Оз» или «страна ноль три» — тут уж решать каждому, но Троянова и в таком крутом замесе не потерялась!
«Ольга» (2016 – н.в.)
Без преувеличения самая народная роль актрисы. Если поначалу «Ольгу» трактовали как веселый сериальчик про будни матери-героини. То чем дальше, тем очевиднее стало, что начинка у проекта куда более сложная. Герои начали меняться, расти (в буквально смысле некоторые актеры взрослеют на глазах, как было в «Гарри Поттере», помните?) и развиваться. Троянова, отвечающая за роль Ольги Терентьевой, изо всех сил старается держать жанр, но комедия порой отходит на второй план. Ведь русская женщина, что тащит на себе обоз из детей, сестры и отца-алкаша, в конце концов не может без вреда для здоровья и психики делать это на постоянной основе.
Героиня Яны пытается удержать мир на своих хрупких плечах, вытащить за шкирку из дерьма всех вокруг, и, разумеется, раздает всем тепло, которого так не хватает ей самой. Мужчины отлетают от Ольги, как детские пальчики от уютного ежика. И в четвертом сезоне сериала создатели намекают на приближение кризиса безысходности Ольги Терентьевой — или она прекратит прогибать мир под себя, или конец.