Лучшие культовые сериалы 90-х, которые в «лихие» годы смотрела вся Россия

Вспоминаем любимые зарубежные телехиты, которые помогали россиянам сохранить оптимизм в непростое время.

«Беверли Хиллз, 90210» (1990-2000)

Сериал «Беверли Хиллз, 90210». Фото: кадр из фильма

Наши зрители с этим сериалом познакомились чуть ли не одновременно с заокеанскими — в рамках модного в перестроечные годы формата «Вечера американского (или, допустим, французского или английского) телевидения на советском ТВ» нам показали пилотную серию. Ту самую, в которой главный герой фильма Брэндон Уолш (Джейсон Пристли) предстал перед публикой с длинными волосами — позже правильный Брэндон таких вольностей себе не позволял. Дремучему отечественному зрителю в фильме мало что было понятно — например, никто не мог взять в толк, почему семья Уолшей, приехавшая из Миннесоты, с таким трудом адаптируется в Калифорнии. Или почему старшеклассник Брэндон, раскатывающий на шикарном по нашим меркам «Форде Мондео», считается сверстниками чуть ли не лузером — в те годы даже «Жигули» были только у избранных, ну а уж ситуация, когда на иномарках разъезжают школьники, казалось выдернутой из научно-фантастического романа. Тем не менее проблемы американских подростков оказались в целом понятны: первая любовь, стремление влиться в коллектив, непонимание со стороны родителей — тут как раз ничего фантастического не было. Сериал россиянам полюбился: мальчики хотели выглядеть, как плохиш-красавчик Дилан МакКей (Люк Перри), а девочки подражали моднице Келли Тэйлор (Дженни Гарт), ну а насквозь положительный Брэндон был любимцем и идеалом всех родителей.

Сериал «90210», который вышел в 2019 году. Фото: кадр из фильма

Сериал продержался в эфире 10 лет, породил успешный спин-офф-проект «Мелроуз Плэйс» — его, кстати, у нас тоже показывали, хотя до культового статуса он не дотянул. Спустя какое-то время к «Беверли Хиллз, 90210» попытались вернуться, запустив в 2008 проект с молодыми актерами, к которым в качестве тяжелой артиллерии присоединились некоторые из основного состава оригинала. Сериал «90210: Новое поколение» просуществовал довольно долго, но до успеха саги об Уолшах и их друзьях ему было далеко. В прошлом году в эфире появился достаточно любопытный проект, названные просто «90210» — все основные актеры, кроме покойного Люка Перри, приняли в нем участие, причем играли в нем не своих персонажей, а себя — актеров некогда модного сериала, ищущих себя в постзвездном пространстве. Первый шестисерийный сезон был очень даже милым, но низкие рейтинги поставили крест на шансах увидеть продолжение.

«Горец» (1992-1998)

Сериал «Горец». Фото: кадр из фильма

«Горец» — увлекательный рассказ о группе товарищей, законсервировавшихся в определенном возрасте и живущих вечно (прервать эту жизнь можно только отсечением головы). Появление сериала — событие нерядовое, ибо в те времена в телеиндустрии даже не пахло размахом уровня «Игры престолов» и вообще не принято было вбухивать кучу денег в продукцию для голубого экрана. А деньги и впрямь были серьезные: на каждую серию «Горца» уходило около $800 тысяч, а общий бюджет первого сезона превысил $26 миллионов — все это тратилось на костюмы, реквизит, натурные съемки во Франции и Канаде. Авторам не удалось уговорить Кристофера Ламберта, снявшегося в полнометражной франшизе «Горец» (на ней и основан сериал), продолжить играть своего героя, Коннора Маклауда, в сериале, поэтому сценаристы аккуратно передали эстафетную палочку новому персонажу, Дункану Маклауду, родственнику Коннора. Сделал это сам Ламберт, появившийся в первом эпизоде. Так публика познакомилась с бессмертным красавцем Дунканом, сыгранным англичанином Эдрианом Полом — он сумел обойти 400 других претендентов на роль, так как напомнил продюсерам молодого Шона Коннери (а он, как известно, играл ключевую роль в киноверсии «Горца»). На протяжении шести сезонов Дункан сражался с другими бессмертными на мечах под музыку группы Queen — зрители, в том числе и российские, были в восторге.

Актер Эдриан Пол сыграл Дункана Маклауда. Фото: кадр из фильма

Закончив историю Маклауда, продюсеры решили переключиться на его соратницу Аманду (американка Элизабет Грэйсен), которой посвятили спин-офф сериал «Горец: Ворон». Увы, проект выдержал только один сезон. Кстати, еще перед началом работы над основным «Горцем» роль Аманды предлагали знаменитой французской певице Милен Фармер — наверное, если бы Милен согласилась, спин-офф оказался бы куда успешнее.

«Твин Пикс» (1990-2017)

Сериал «Твин Пикс». Фото: кадр из фильма

Даже западному зрителю придуманный и частично снятый Дэвидом Линчем сериал показался новаторским, что уж говорить о неизбалованных россиянах — они точно никогда прежде не видели столь странной и в то же время изящной смеси мистики, детектива, комедии и мелодрамы. А еще никогда прежде мы не встречались с приемом «сериал в сериале», использованном здесь — жители маленького городка Твин Пикс, в котором произошло загадочное убийство старшеклассницы, периодически смотрят мыльную оперу «Приглашение к любви» (или «Приглашение любить»), наполненную любовными страстями в духе телепродукции канала «Россия». Мало кто из нас в те годы догадывался, что «Приглашение к любви» — такая же выдумка, как и сам «Твин Пикс». Наши зрители, естественно, полагали, что в Штатах действительно все подряд сидят у «ящика» и следят за героями «Приглашения…». На самом деле сценаристы придумали этот фильм исключительно для того, чтобы подчеркнуть, насколько банальна жизнь обитателей Твин Пикс — учеба, работа, сериальчик по вечерам… По первоначальной задумке актеры, игравшие в «Приглашении к любви», должны были в одной из серий навестить своих фанатов в Твин Пикс — увы, эту симпатичную идею Дэвид Линч забраковал и вообще постепенно свел присутствие в кадре «Приглашения к любви» к минимуму. Сериал, конечно, принципиально от этого не пострадал — неслучайно третий сезон, вышедший три года назад после четвертьвекового перерыва, вновь стал событием, а недавний 30-летний юбилей «Твин Пикс» дружно отмечали во всем мире.

«Санта Барбара» (1984 — 1993)

Сериал «Санта Барбара». Фото: кадр из фильма

Маленький, но чертовски богатый городок Санта-Барбара стал местом действия долгоиграющей американской мыльной оперы, в которую мгновенно втюрилась российская телеаудитория. Правда, мы далеко не сразу привыкли к приему, который даже сейчас в нашей индустрии практически не используется — смена исполнителей ведущих ролей. В «Санта-Барбаре» это было в порядке вещей — одних только Си Си Кэпвеллов в сериале было аж четыре (Питер Марк Ричмэн, Пол Бурк, Чарльз Бейтмэн, Джад Аллен). В голове простодушного российского зрителя это не укладывалось — как, почему?! В наших телефильмах такое было невозможно — представьте, как бы отреагировала публика, если бы в третьей серии легендарного детектива «Место встречи изменить нельзя» в роли Шарапова появился не Владимир Конкин, а, скажем, Евгений Киндинов. Но даже к этой дикости мы в итоге привыкли.

Сериал стал символом романтических сложностей. Фото: кадр из фильма

Интересно, что у нас фильм показывали дольше, чем в США — получилось это потому, что показ в Росси неоднократно прерывался и в общей сложности занял больше времени. Сериал стал символом романтических сложностей — о любых запутанных любовных отношениях обычно говорили: «Ну, у вас прям Санта-Барбара!«. О самом симпатичном герое Мейсоне Кэпвелле (даром что его тоже сыграли несколько актеров) девичья поп-группа «Мона Лиза» даже посвятила песню: «Я еду, еду к Мейсону на голубом такси…». Группу давно уже забыли, а память о дурацкой песне и сериале живет до сих пор.

«Элен и ребята» (1992-1994)

Сериал «Элен и ребята». Фото: кадр из фильма

Еще один странный для неискушенного зрителя 90-х прием — практически постоянное пребывание зрителей в ограниченном количестве помещений без шансов выйти на свежий воздух. Это сейчас мы уже вдоволь насмотрелись «Универа» и прочих ситкомов, а тогда никто не мог понять, почему французские студенты вечно торчат в четырех стенах — либо в кафе, где гоняют чаи, либо в гараже, где играют какой-то мутный рок, либо в спортзале, где качают и без того аппетитные попы. О том, что с помощью подобных трюков затраты на производство сводятся к минимуму, мы, конечно, не подозревали и увлеченно гадали, отчего же Элен, Николя, Себастьен, Лали, Кристиан и прочие «ребята» не желают пройтись по улице. Герои, однако, были настолько милы и ухожены (не то что российские студенты тех времен), что вскоре их полюбили и, не обращая внимания на сюжетные шероховатости, следили за их личной жизнью — настолько, кстати, бурной, что времени на учебу категорически не оставалось. Интересно, как они вообще сдавали зачеты и экзамены? И как некоторые из них, разменявшие по виду четвертый десяток, вообще затесались в студенты? Особенно странно смотрелась Джоанна — франко-американской актрисе Рошель Рэдфилд на момент выхода сериала уже стукнуло 30, а выглядела она на все 45. Не без удивления мы обнаружили Джоанну (то есть Рошель) в одной из серий «Горца» — более того, актриса даже сыграла в спин-офф-проекте «Горец: Ворон», причем уже другую героиню. Вот такие эти французские студенты разносторонние ребята!

«Пуаро» (1989-2013)

Сериал «Пуаро». Фото: кадр из фильма

Сериал продержался в телеэфире рекордные 24 года (заметьте, без замены исполнителей главных ролей) — сейчас даже сложно представить себе, что кому-то удастся более точно и бережно отнестись к литературному первоисточнику и воплотить на экране произведения Агаты Кристи. Однако наш зритель принял телевизионного Пуаро не без скрипа — дело в том, что в советских кинотеатрах в 80-е показывали художественный фильм «Роковое путешествие» (в оригинале — «Смерть на Ниле», Death On The Nile), и зрители, по пять раз пересматривавшие классный британский детектив, намертво связали внешность сыгравшего в картине главную роль Питера Устинова с обликом Пуаро. Более манерный, вычурный Дэвид Суше поначалу показался неестественным, а его трактовка образа бельгийского сыщика неверной. Однако Суше порекомендовали на роль сыщика родные Агаты Кристи, заметившие артиста в сериале «Блотт на природе». «Мне жаль, что бабушка так и не увидела его…» — говорил о работе Суше внук Агаты Кристи. Дэвид, будучи приверженцем системы Станиславского, действительно полностью погрузился в работу, обложившись книгами и стараясь схватить все нюансы характера и внешности своего героя. Актер мечтал о том, чтобы в рамках сериала были экранизированы все произведения Агаты Кристи — и романы, и рассказы, — посвященные Пуаро, и его мечта сбылась.

«Секретные материалы» (1993-2018)

Сериал «Секретные материалы». Фото: кадр из фильма

Откровенно говоря, всем нам было плевать на то, что американское правительство скрывает от своих граждан существование внеземных цивилизаций, и стремление агента ФБР Фокса Малдера открыть людям правду казалось россиянам типичным сражением с ветряными мельницами. Но не зря автор сериала Крис Картер так любил «Твин Пикс»: у него, конечно, хватило ума не пытаться сделать что-то а-ля Дэвид Линч, но знакомые всем твинпиксоманам элементы в «Секретных материалах» все же присутствовали — прогрессивный и симпатичный спецагент, мощная мистическая составляющая, захватывающая детективная линия. То, что сыгравший Фокса Малдера Дэвид Духовны появился в «Твин Пикс в паре эпизодов (помните имеющего тягу к женской одежде агента Денниса Брайсона?) стало дополнительным импульсом для зрителей, в том числе и для наших. Забавно, что Крис Картер сомневался в кандидатуре Духовны, полагая, что он выглядит на экране человеком недостаточно интеллектуальным. Джиллиан Андерсон, сыгравшей напарницу, а позже и возлюбленную Малдера Дану Скалли, по мнению продюсеров, не хватало другого. «Они хотели кого-то поблондинестее, поногастее и погрудастее«, — вспоминала Джиллиан. В итоге Духовны и Андерсон составили один из самых запоминающихся теледуэтов в истории. А «Секретные материалы», породившие две киноверсии и завершившиеся в 2002-м, спустя 14 лет были с успехом реанимированы и подарили фанатам еще два сезона.

«Друзья» (1994-2004)

Сериал «Друзья». Фото: кадр из фильма

«Элен и ребята» уже подготовили нашего зрителя к просмотру ситкомов, и в «Друзей» россиянам долго въезжать не пришлось: шестеро молодых людей снимают квартиру в Нью-Йорке, решают свои личные и профессиональные проблемы, ссорятся, мирятся, влюбляются — ну что тут непонятного? Правда, здесь мы получили продукт, сделанный куда более качественно. В случае с феноменальным успехом «Друзей» во всем мире сработало правило, согласно которому важно не что, а как. Молодежных ситкомов к середине 90-х наснимали немало, но только «Друзья» могли похвастать стабильно высокими (а порой и феноменальными) рейтингами на протяжении долгих десяти лет. Простой, как все гениальное, этот сериал подкупал харизмой актеров и остроумием сценаристов, благодаря чему даже в самой придирчивой компании любой из нас мог признаться в любви к «Друзьям» и не быть после этого записанным в маргиналы. Да и о какой маргинальщине можно говорить, если за каждый эпизод девятого и десятого сезонов шестерка главных звезд — Дженнифер Энистон, Мэтт ЛеБлан, Лиза Кудроу, Дэвид Швиммер, Мэттью Перри и Кортни Кокс — получали по миллиону долларов? А ведь начинали ребята со скромных $22 500 за эпизод — можно сказать, что в первом сезоне фактически снимались бесплатно, по дружбе…

«Коломбо» (1968 — 2003)

Сериал «Коломбо». Фото: кадр из фильма

Дэвид Суше, конечно, вправе считать своего Пуаро экранным долгожителем, но лейтенант Коломбо его в этом плане все же за пояс заткнул: 35 лет в эфире — это не шутка! Правда, в телевизионной жизни симпатичного сыщика был серьезный, более чем десятилетний перерыв — между 7 и 8 сезонами. Популярность лейтенанта Коломбо (если уж быть точным, фамилия героя звучит как Коламбо) объяснялась легко: он был простым и понятным, как участковый Анискин — ни яркой внешности, ни сверхспособностей, ни пудовых кулаков. Обывателям чрезвычайно приятно было наблюдать, как такой неприметный мужичок, у которого даже имени нет (лишь раз в кадре мелькнуло удостоверение, в котором было написано «лейтенант Фрэнк Коломбо») раскалывает преступников, в основном богатых и высокопоставленных интеллектуалы. Прижилась и формула, согласно которой зрители с самого начала знали имя преступника, и оставалось лишь понять, как герой Питера Фалька доберется до истины.

Актер Питер Фальк исполнил роль лейтенанта Коломбо. Фото: кадр из фильма

Успех Коломбо в России был обусловлен не только его пролетарской харизмой персонажа, но и историей его рождения. Придумавшие его сценаристы признавались, что отчасти Коломбо вдохновлен следователем Порфирием Петровичем из романа Достоевского «Преступление и наказание». В 90-е мы этого, конечно, не знали, но наверняка чувствовали, что Коломбо — свой.

«Альф» (1986-1990)

Сериал «Альф». Фото: кадр из фильма

До нас веселый, слегка неотесанный и весьма прожорливый Альф добрался лишь в 1996 году, спустя шесть лет после того, как сериал был завершен. Но лучше поздно, чем никогда, тем более что нахальный инопланетянин (аббревиатура ALF расшифровывается как Alien Life Form, то ест «Внеземная Форма Жизни») чем-то напомнил хулигана Карлсона из любимого советского мультика. Как и другого знаменитого пришельца, «Инопланетянина» из одноименного фильма Стивена Спилберга, Альфа приютила и спрятала от правительства обычная американская семья. Вряд ли российские семьи, смотревшие «Альфа», могли предположить, что к ним в гости однажды заявится такой же странный гость. С другой стороны, почему нет? В 90-е в России чего только не случалось…

Главное фото: кадры из сериалов.

Exit mobile version